Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания к практическому занятию


Тема: Построение степенной и показательной функций

Количество часов: 2 часа.

Цель: закрепить практические навыки и умения по свойствам степенной и показательной функции, построению и чтению графиков степенных и показательных функций; способствовать развитию логического мышления и творческих умений обучающихся

Типовые задания:

Задание 1. Найдите область определения функции

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций; б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций; в) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 2. Постройте и прочитайте график степенной функции:

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций; б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 3. Постройте график показательной функции y=2x

Задание 4. Постройте график показательной функции y=(1/2)x

Задание 5. Решить графически уравнение: 3x=4-x

Решение типового задания 1:

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Данная функция степенная и представляет параболу. Область определения Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций, т.к. для любого значения аргумента можно найти значение у.

б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Функция представляет дробь. Известно, что знаменатель не должен быть равен нулю, так как на ноль делить нельзя. Тогда имеем условие Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций. Область определения Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

в) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Степенная функция, показатель степени 3/2 - дробное положительное число. Область определения Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Решение типового задания 2:

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Функция представляет кубическую параболу. Построение выполним по точкам (рис.1):

х

0

1

2

3

-1

-2

у

0

-3

6

39

3

-6

б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Степенная функция. Показатель степени - целое отрицательное число, четное. Построение выполним по точкам (рис.2):

х

1/2

1

2

-1/2

-1

-2

у

12

3

3/4

12

3

3/4

Лекция на тему: Построение степенной и показательной функцийЛекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Рис.1 Рис.2

Решение типового задания 3: Найдем значения функции y=2x

Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

при х=0, х=±1, х=±2, х=±3. x=0, y=20=1; Точка А.

x=1, y=21=2; Точка В. x=2, y=22=4; Точка С.

x=3, y=23=8; Точка D. x=-1, y=2-1=1/2=0,5; Точка K.

x=-2, y=2-2=1/4=0,25; Точка M. x=-3, y=2-3=1/8=0,125; Точка N.

Большему значению аргумента х соответствует и большее значение функции у. Функция y=2x возрастает на всей области определения D (y)=R, так как основание функции 2>1.

Решение типового задания 4:

Найдем значения функции y=(1/2)x.

при х=0, х=±1, х=±2, х=±3.

Лекция на тему: Построение степенной и показательной функцийx=0, y=(½)0=1; Точка A.

x=1, y=(½)1=½=0,5; Точка B. x=2, y=(½)2=¼=0,25; Точка C.

x=3, y=(½)3=1/8=0,125; Точка D. x=-1, y=(½)-1=21=2; Точка K.

x=-2, y=(½)-2=22=4; Точка M. x=-3, y=(½)-3=23=8; Точка N.

Большему значению аргумента х соответствует меньшее значение функции y. Функция y=(1/2)x убывает на всей своей области определения: D (y)=R, так как основание функции 0<(1/2)<1.

Решение типового задания 5:

Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

В одной координатной плоскости построим графики функций: у=3х и у=4-х.

Графики пересеклись в точке А(1; 3). Ответ: 1.

Ответ: 1.

Задания, необходимые решить самостоятельно:

  1. Проверьте себя:

  1. Какая функция называется степенной? Сформулируйте определение.

  2. Какая функция называется показательной? Сформулируйте определение.

  3. Какова область определения показательной функции?

  4. Как график функции зависит от показателя степени?

  1. Выполните задания согласно своему варианту. Работу оформите по схеме решения типовых заданий.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:

  1. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский. - М: Книга по требованию, 2013.-513с.

  2. Материалы по математике Материалы в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: school_collection.edu.ru/collection/matematika/

4. Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет - школа

Тема: Построение степенной и показательной функций

Вариант 1.

Задание 1. Найдите область определения функции:

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций; б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 2. Постройте графики степенных функций:

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций; б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 3. Постройте график показательной функции Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 4. Решить графически уравнение: Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Критерий оценивания:

Каждое задание оценивается в 1 балл.

0,1 балл - оценка «неудовлетворительно»,

2 балла - оценка «удовлетворительно»,

3 балла - оценка «хорошо»,

4 балла - оценка «отлично».

Тема: Построение степенной и показательной функций

Вариант 2.

Задание 1. Найдите область определения функции:

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 2. Постройте графики степенных функций:

а) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций; б) Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 3. Постройте график показательной функции Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Задание 4. Решить графически уравнение: Лекция на тему: Построение степенной и показательной функций

Критерий оценивания:

Каждое задание оценивается в 1 балл.

0,1 балл - оценка «неудовлетворительно»,

2 балла - оценка «удовлетворительно»,

3 балла - оценка «хорошо»,

4 балла - оценка «отлично».

5


© 2010-2022