Музейный урок на тему Решение задач с помощью уравнений

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМузейный урок на тему Решение задач с помощью уравненийМАОУ Сладковского района Рождественская ООШ









Урок математики на базе музея в 5

классе по теме:

«Решение задач с помощью

уравнений»





Учитель математики: Нестерова А.А.

Урок математики на базе музея.

Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений".

Класс - 5

Цели урока:

1. Образовательные - выявить знания детей о старинных вещах; расширить знания детей по данному вопросу; отрабатывать вычислительные навыки, умение систематизировать, обобщать и выбирать нужный вариант составления уравнения;

2. Развивающие - развитие мыслительных операций посредством

наблюдений, сравнений, сопоставлений, сознательного восприятия учебного материала, развитие речи учащихся, потребности к самообразованию, развитие интереса к изучаемым предметам.

3. Воспитательные - воспитание патриотизма, познавательной активности, воспитание культуры общения.

Оборудование урока:

1. Экспонаты школьного музея.

2. Мультимедиапроектор, компьютер.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: работа с материалами музея

Ход урока:

I. Организационный момент.

…Прошлое - оно осталось с нами,

И вовеки, знаю, не умрёт

Речка Рось, пока под небесами

Существует человечий род.

- Ребята, о чём хотел сказать поэт Владимир Захаров этими строками своего стихотворения?

- Для того, чтобы нация не вымерла, чтобы Россия оставалась величайшей страной в мире, настоящее поколение должно знать историю своих предков, ценить и беречь своё наследие. Именно поэтому сегодня наш урок математики мы с вами проводим с помощью музейных экспонатов школьной музейной комнаты..

II. Сообщение темы и целей урока.

- Мы говорили ранее, что умение решать задачи является основным. Задачи можно решать по-разному. Одним из способов является решение с помощью составления уравнения. Этим способом мы с вами только начинаем овладевать. Важным моментом для умения решения задачи с помощью уравнений является выбор переменной. Ведь это самое начало решения! А как начнешь дело, так его и закончишь. Сегодня на уроке мы с вами будем вырабатывать навыки выбора переменной, будем решать задачи с помощью уравнений, но задачи не простые, а про предметы, с которыми мы познакомились в нашем музее.

III. Исторический экскурс

Наша деревня Евсино была основана крестьянами удельного ведомства (бывшими крепостными императорской фамилии) из Орловской губернии Трубчевского уезда в конце XIX века. Название деревни произошло от того, что она расположена на берегу озера Евсино и по переселенскому участку.

Изучением истории Сладковского района занимался Малышев Владимир Николаевич. Давайте возьмём его книгу «Земля Сладковская», которая хранится в нашем музее, и вместе назовём основные факты истории нашей деревни.

- Первоначально к озеру Евсино прибыло 16 семей, затем пришло ещё 6 семей.

- Через год прибыло ещё 10 семей. В 1898 году поселок состоял из 45 дворов.

- В деревне в начале XX века построили хлебозапасный магазин.

- В 1901 году открыли начальную школу

- Построены три ветряных мельницы, открыт маслодельный завод.

.

IV. Устный счёт

- Итак, вы услышали интересные данные из истории нашего села. На экране вы видите основные цифры (Приложение №1). Давайте устно быстро посчитаем, на сколько выросло количество подворий в деревне Рождественка к 1912 году?

ОТВЕТ. На 37 подворьев.

- В каком году была открыта начальная школа?

ОТВЕТ. В 1901 году.

-Сколько десятин удобной земли входило в состав Евсинского участка?

ОТВЕТ. 3521 десятина

V. Работа по теме урока

1. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях

(Приложение №2). Ходили в лаптях и наши предки. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст. Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. Посмотрите

на экран (Приложение №2). Здесь вы можете посмотреть инструменты, необходимые для изготовления лаптей. Это нож, кочедык и мялка для лыка. Материалом для лаптей служит лыко. На один лапоть требуется шесть лык.

Решим такую задачу (Приложение №3):

Какой длины должно быть каждое лыко, если на изготовление лаптей для всех членов семьи ушло 72 метра лыка. Семья состоит из трёх человек.

РЕШЕНИЕ: Пусть х м - длина одного лыка. На один лапоть требуется 6 лык, т.е. 6х м.. Каждому человеку нужно два лаптя, а членов семьи - три.

Всего ушло 72 м лыка. Составим уравнение:

6х ∙ 6 = 72

6х = 72 :6

6х =12

х = 12 :6

х =2 м

2. Ещё одной достопримечательностью русского народа является

самовар. Самовар - это металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой - высокой трубкой, наполняемой древесными углями. На прошлом уроке я дала задание подготовить сообщение об устройстве самовара. Давайте внимательно послушаем (Приложение №.4).

Одним из экспонатов нашего музея так же является самовар.

Давайте-ка решим про него задачу (Приложение №3):

Самовар вмещает 3 с половиной литра воды. Сколько гостей можно напоить чаем при условии, что каждый выпьет по два стакана (250 г) и 500 г кипятка останется?

РЕШЕНИЕ: Пусть х гостей можно напоить чаем. Если каждый выпьет по два стакана, значит он выпьет 500 г. И 500 г кипятка должно остаться.

А всего самовар вмещает 3500 г воды. Составим уравнение:

500х + 500 = 3500

500х = 3500 - 500

500х =3000

х = 3000 :500

х =6 гостей

3. В крестьянской семье всеми работами, связанными с прядением и

ткачеством, от выращивания льна и до отбеливания готовых холстов

занимались только девушки и замужние женщины. Жизнь крестьянки с

ранних лет была связана с прядением и его атрибутами. Девочке в колыбель клали детскую прялку для того, чтобы она легко приобщалась к прядению. С 5-6 лет девочку начинали учить прясть, помогать выращивать и обрабатывать лен, так что ко времени замужества она становилась искусной пряхой и ткачихой. Крестьянской семье было необходимо большое количество ткани.

Из нее шили одежду, постельное белье, скатерти, полотенца. Ткань шла для приданого дочерям, на продажу, на вклады в церковь, тканью

расплачивались с пастухами. А пряли пряжу вот на таких станках (экспонат музея). Я предлагаю вам решить следующую задачу (Приложение №3):

Искусная ткачиха за три часа ткала 1 м 50 см полотна. Сколько понадобится и времени, чтобы эта ткачиха напряла 60 метров полотна?

РЕШЕНИЕ: Пусть х часов понадобится ткачихе, чтобы наткать 60

метров полотна. Если за три часа она ткала 1 м 50 см, то за час она соткёт (150 : 3) м полотна. Составим уравнение:

6000 : х = 150 : 3

6000 : х = 50

х = 6000 : 50

х = 120 часов

VI. Итог урока

- Каждый экспонат музея уникален и, зная его историю, про него легко

можно составить задачу. Какие предметы быта наших предков встречались в задачах? Каким же способом мы решали задачи сегодня на уроке?

-Вы продемонстрировали мне свои умения выбирать нужный вариант

составления уравнения, свои знания по истории родного края. Показали, как умеете работать с книгой. Наш урок подошёл к концу. Ребята, вы неплохо потрудились.

Оценивание учащихся.

VII. Рефлексия.

Надеюсь, что наш урок на базе музея вам понравился. Я хочу, чтобы вы его оценили. У вас на столе лежат карточки с изображениями лиц. Поднимите ту карточку, которая демонстрирует ваше настроение по окончании урока, и объясните свой выбор (Приложение № 6).

VIII. Домашнее задание

Сегодня у нас был необычный урок, поэтому и домашнее задание будет необычным. Я предлагаю вам решить старинные задачи при помощи уравнений. Обратите внимание во второй задаче на меры длины

(Приложение № 7).









Приложение №1



Прошлое родной стороны

1898 год - 45 дворов

1912 год - 82 двора

с населением 385 человек



В состав входило:

758,6 десятин леса и

3521 десятин удобной земли











Приложение № 2

Музейный урок на тему Решение задач с помощью уравнений





Инструмент для плетения лаптей и бахил.

Вверху слева - кочедык металлический, в

средине - сучок крепкого кустарника с

подходящим отростком, из которого можно

сделать деревянный кочедык, какой показан

внизу, справа - мялка для лыка





Приложение №3

Задачи

1. Какой длины должно быть каждое лыко, если на изготовление лаптей для всех членов семьи ушло 54 метра лыка. Семья состоит из трёх человек.

2. Самовар вмещает 3 с половиной литра воды. Сколько гостей можно напоить чаем при условии, что каждый выпьет по два стакана (250 г) и 500 г кипятка останется?

3. Искусная ткачиха за три часа ткала 1 м 50 см полотна. Сколько понадобится времени, чтобы эта ткачиха напряла 60 метров полотна?






Приложение № 4

Устройство самовара

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Давайте

посмотрим изображение на экране (Приложение № 5). Каждый самовар

состоит из следующих частей:

Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)

Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо:

сосновые шишки, ветки, щепки, угли)

Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)

Шейка (низ самовара)

Поддон (основание самовара)

Ручки

Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в

которую врезается кран)

Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и

декоративных украшений)

Донышко

Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при

кипячении воды)

Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)

Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для

осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)

Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)





Приложение № 5

Музейный урок на тему Решение задач с помощью уравнений

Приложение № 6













































Приложение № 7



Домашнее задание:

1. Помещик, рассчитав, что корова стоит вчетверо дороже собаки, а

лошадь вчетверо дороже коровы, захватил с собой в город 200 рублей

и на все деньги купил собаку, две коровы и лошадь. Сколько стоит

каждое из купленных животных.

2. Из двух деревень шагают навстречу друг другу два работника. От

нечего делать они считают свои шаги (в аршин каждый). Один

насчитал в минуту 133 шага. Сколько сделал в минуту шагов второй,

если через 5 минут они встретились, а расстояние между деревнями -

1 верста.



© 2010-2022