- Преподавателю
- Математика
- Музейный урок на тему Решение задач с помощью уравнений
Музейный урок на тему Решение задач с помощью уравнений
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестерова А.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ Сладковского района Рождественская ООШ
Урок математики на базе музея в 5
классе по теме:
«Решение задач с помощью
уравнений»
Учитель математики: Нестерова А.А.
Урок математики на базе музея.
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений".
Класс - 5
Цели урока:
1. Образовательные - выявить знания детей о старинных вещах; расширить знания детей по данному вопросу; отрабатывать вычислительные навыки, умение систематизировать, обобщать и выбирать нужный вариант составления уравнения;
2. Развивающие - развитие мыслительных операций посредством
наблюдений, сравнений, сопоставлений, сознательного восприятия учебного материала, развитие речи учащихся, потребности к самообразованию, развитие интереса к изучаемым предметам.
3. Воспитательные - воспитание патриотизма, познавательной активности, воспитание культуры общения.
Оборудование урока:
1. Экспонаты школьного музея.
2. Мультимедиапроектор, компьютер.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: работа с материалами музея
Ход урока:
I. Организационный момент.
…Прошлое - оно осталось с нами,
И вовеки, знаю, не умрёт
Речка Рось, пока под небесами
Существует человечий род.
- Ребята, о чём хотел сказать поэт Владимир Захаров этими строками своего стихотворения?
- Для того, чтобы нация не вымерла, чтобы Россия оставалась величайшей страной в мире, настоящее поколение должно знать историю своих предков, ценить и беречь своё наследие. Именно поэтому сегодня наш урок математики мы с вами проводим с помощью музейных экспонатов школьной музейной комнаты..
II. Сообщение темы и целей урока.
- Мы говорили ранее, что умение решать задачи является основным. Задачи можно решать по-разному. Одним из способов является решение с помощью составления уравнения. Этим способом мы с вами только начинаем овладевать. Важным моментом для умения решения задачи с помощью уравнений является выбор переменной. Ведь это самое начало решения! А как начнешь дело, так его и закончишь. Сегодня на уроке мы с вами будем вырабатывать навыки выбора переменной, будем решать задачи с помощью уравнений, но задачи не простые, а про предметы, с которыми мы познакомились в нашем музее.
III. Исторический экскурс
Наша деревня Евсино была основана крестьянами удельного ведомства (бывшими крепостными императорской фамилии) из Орловской губернии Трубчевского уезда в конце XIX века. Название деревни произошло от того, что она расположена на берегу озера Евсино и по переселенскому участку.
Изучением истории Сладковского района занимался Малышев Владимир Николаевич. Давайте возьмём его книгу «Земля Сладковская», которая хранится в нашем музее, и вместе назовём основные факты истории нашей деревни.
- Первоначально к озеру Евсино прибыло 16 семей, затем пришло ещё 6 семей.
- Через год прибыло ещё 10 семей. В 1898 году поселок состоял из 45 дворов.
- В деревне в начале XX века построили хлебозапасный магазин.
- В 1901 году открыли начальную школу
- Построены три ветряных мельницы, открыт маслодельный завод.
.
IV. Устный счёт
- Итак, вы услышали интересные данные из истории нашего села. На экране вы видите основные цифры (Приложение №1). Давайте устно быстро посчитаем, на сколько выросло количество подворий в деревне Рождественка к 1912 году?
ОТВЕТ. На 37 подворьев.
- В каком году была открыта начальная школа?
ОТВЕТ. В 1901 году.
-Сколько десятин удобной земли входило в состав Евсинского участка?
ОТВЕТ. 3521 десятина
V. Работа по теме урока
1. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях
(Приложение №2). Ходили в лаптях и наши предки. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст. Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. Посмотрите
на экран (Приложение №2). Здесь вы можете посмотреть инструменты, необходимые для изготовления лаптей. Это нож, кочедык и мялка для лыка. Материалом для лаптей служит лыко. На один лапоть требуется шесть лык.
Решим такую задачу (Приложение №3):
Какой длины должно быть каждое лыко, если на изготовление лаптей для всех членов семьи ушло 72 метра лыка. Семья состоит из трёх человек.
РЕШЕНИЕ: Пусть х м - длина одного лыка. На один лапоть требуется 6 лык, т.е. 6х м.. Каждому человеку нужно два лаптя, а членов семьи - три.
Всего ушло 72 м лыка. Составим уравнение:
6х ∙ 6 = 72
6х = 72 :6
6х =12
х = 12 :6
х =2 м
2. Ещё одной достопримечательностью русского народа является
самовар. Самовар - это металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой - высокой трубкой, наполняемой древесными углями. На прошлом уроке я дала задание подготовить сообщение об устройстве самовара. Давайте внимательно послушаем (Приложение №.4).
Одним из экспонатов нашего музея так же является самовар.
Давайте-ка решим про него задачу (Приложение №3):
Самовар вмещает 3 с половиной литра воды. Сколько гостей можно напоить чаем при условии, что каждый выпьет по два стакана (250 г) и 500 г кипятка останется?
РЕШЕНИЕ: Пусть х гостей можно напоить чаем. Если каждый выпьет по два стакана, значит он выпьет 500 г. И 500 г кипятка должно остаться.
А всего самовар вмещает 3500 г воды. Составим уравнение:
500х + 500 = 3500
500х = 3500 - 500
500х =3000
х = 3000 :500
х =6 гостей
3. В крестьянской семье всеми работами, связанными с прядением и
ткачеством, от выращивания льна и до отбеливания готовых холстов
занимались только девушки и замужние женщины. Жизнь крестьянки с
ранних лет была связана с прядением и его атрибутами. Девочке в колыбель клали детскую прялку для того, чтобы она легко приобщалась к прядению. С 5-6 лет девочку начинали учить прясть, помогать выращивать и обрабатывать лен, так что ко времени замужества она становилась искусной пряхой и ткачихой. Крестьянской семье было необходимо большое количество ткани.
Из нее шили одежду, постельное белье, скатерти, полотенца. Ткань шла для приданого дочерям, на продажу, на вклады в церковь, тканью
расплачивались с пастухами. А пряли пряжу вот на таких станках (экспонат музея). Я предлагаю вам решить следующую задачу (Приложение №3):
Искусная ткачиха за три часа ткала 1 м 50 см полотна. Сколько понадобится и времени, чтобы эта ткачиха напряла 60 метров полотна?
РЕШЕНИЕ: Пусть х часов понадобится ткачихе, чтобы наткать 60
метров полотна. Если за три часа она ткала 1 м 50 см, то за час она соткёт (150 : 3) м полотна. Составим уравнение:
6000 : х = 150 : 3
6000 : х = 50
х = 6000 : 50
х = 120 часов
VI. Итог урока
- Каждый экспонат музея уникален и, зная его историю, про него легко
можно составить задачу. Какие предметы быта наших предков встречались в задачах? Каким же способом мы решали задачи сегодня на уроке?
-Вы продемонстрировали мне свои умения выбирать нужный вариант
составления уравнения, свои знания по истории родного края. Показали, как умеете работать с книгой. Наш урок подошёл к концу. Ребята, вы неплохо потрудились.
Оценивание учащихся.
VII. Рефлексия.
Надеюсь, что наш урок на базе музея вам понравился. Я хочу, чтобы вы его оценили. У вас на столе лежат карточки с изображениями лиц. Поднимите ту карточку, которая демонстрирует ваше настроение по окончании урока, и объясните свой выбор (Приложение № 6).
VIII. Домашнее задание
Сегодня у нас был необычный урок, поэтому и домашнее задание будет необычным. Я предлагаю вам решить старинные задачи при помощи уравнений. Обратите внимание во второй задаче на меры длины
(Приложение № 7).
Приложение №1
Прошлое родной стороны
1898 год - 45 дворов
1912 год - 82 двора
с населением 385 человек
В состав входило:
758,6 десятин леса и
3521 десятин удобной земли
Приложение № 2
Инструмент для плетения лаптей и бахил.
Вверху слева - кочедык металлический, в
средине - сучок крепкого кустарника с
подходящим отростком, из которого можно
сделать деревянный кочедык, какой показан
внизу, справа - мялка для лыка
Приложение №3
Задачи
1. Какой длины должно быть каждое лыко, если на изготовление лаптей для всех членов семьи ушло 54 метра лыка. Семья состоит из трёх человек.
2. Самовар вмещает 3 с половиной литра воды. Сколько гостей можно напоить чаем при условии, что каждый выпьет по два стакана (250 г) и 500 г кипятка останется?
3. Искусная ткачиха за три часа ткала 1 м 50 см полотна. Сколько понадобится времени, чтобы эта ткачиха напряла 60 метров полотна?
Приложение № 4
Устройство самовара
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Давайте
посмотрим изображение на экране (Приложение № 5). Каждый самовар
состоит из следующих частей:
Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо:
сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
Шейка (низ самовара)
Поддон (основание самовара)
Ручки
Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в
которую врезается кран)
Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и
декоративных украшений)
Донышко
Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при
кипячении воды)
Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для
осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Домашнее задание:
1. Помещик, рассчитав, что корова стоит вчетверо дороже собаки, а
лошадь вчетверо дороже коровы, захватил с собой в город 200 рублей
и на все деньги купил собаку, две коровы и лошадь. Сколько стоит
каждое из купленных животных.
2. Из двух деревень шагают навстречу друг другу два работника. От
нечего делать они считают свои шаги (в аршин каждый). Один
насчитал в минуту 133 шага. Сколько сделал в минуту шагов второй,
если через 5 минут они встретились, а расстояние между деревнями -
1 верста.