• Преподавателю
  • Математика
  • Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО

Уточкина Татьяна Анатольевна

    Место работы

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области г. о. Отрадный средняя общеобразовательная школа № 8

      Должность

      учитель математики

        Предмет

        математика

          Класс

          8

            Базовый учебник

            А. Г. Мордкович Алгебра 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2010.Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса


            Пояснительная записка.

            Задачи с параметрами практически не представлены в школьном курсе математики. Между тем они включены в итоговую аттестацию как в 9, так и в 11 классах. Для решения задач с параметрами не требуется обладать знаниями, выходящими за рамки школьной программы. Однако непривычность формулировки обычно ставит в тупик учащихся, не имеющих опыта решения подобных задач.

            Параметр, присутствующий в условии задач, не создаёт слишком больших трудностей, но, в то же время, позволяет сформировать у учащих-ся отчетливое представление о параметрических задачах и основных прин-ципах их решения.

            Цель:

            сформировать у учащихся отчетливое представление о параметрических задачах при решении квадратных уравнений и основных принципах их решения.

            Задачи:

            - образовательные (формирование познавательных УУД):

            анализировать и выявлять существенную информацию, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, моделировать условие в графическом виде, переформулировать условие, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективного способа решения задач, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

            - развивающие (формирование регулятивных УУД)

            1. целеполагание, планирование своей деятельности в зависимости от конкретных условий;

            2. прогнозирование способа её решений, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, волевая саморегуляция, готовность к саморазвитию, самообразованию;

            3. - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

            смыслообразование, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

            На каждом этапе решения задач с параметром формируются универсальные учебные действия.

            Этапы решения задачи

            Формируемые УУД

            Анализ условий

            Целеполагание, выделение существенной информации, прогнозирование способа решения, аналогия, классификация, знакосимволические действия.

            Схематическая запись условия

            Планирование, систематизация, моделирование.

            Составление математической модели

            Корректировка условия, моделирование в графическом виде, создание способа решения задачи.

            Решение математической модели

            Анализ и выявление существенной информации, выделение следствий, построение цепи рассуждений, выдвижение и проверка гипотезы, преобразования модели.

            Интерпретация модели

            Анализ, выделение следствий, конкретизация.

            Исследование задачи

            Поиск аналогов, умение передать содержание, создание способов решения проблем, умение применять схемы, анализ и синтез.

            Рефлексия

            Самооценка, самоанализ, готовность к саморазвитию, умение определить цели, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


            Ниже приводится многоуровневая система задач по решению и исследованию квадратных уравнений с параметрами в курсе алгебры 8 класса. Данная система задач включает в себя задачи трёх уровней: базовые, модифицированные и исследовательские.

            Задачи первого уровня (базовые) позволяют сформировать у учащихся ключевые компетенции, применимые в учебной деятельности при решении задач более высокого уровня.

            Видоизменение задач второго уровня (модифицированных) осуществляется в трёх направлениях: увеличение технической сложности и трудности задачи; варьирование известного алгоритма решения; необычная форма предоставления условия задачи, при которой сразу не видно применение знакомого способа действий.

            При решении задач третьего уровня учебная деятельность носит исследовательский характер. При решении таких задач ученик должен ориентироваться в новой ситуации и выработать новые приемы действий.

            Базовые задачи.


            1. Линейным или квадратным является уравнение

            b (b-5)x2+(6b-3)x-18= 0 относительно х при:

            а) b = 6; б) b = 0; в) b = 0,5; г) b = 5?

            2. При каких значениях параметра p уравнение х2-2(p+3)х+16=0 имеет:

            а) два корня;

            б) один корень;

            в) не имеет действительных корней?

            3. При каких значениях параметра p уравнение 2х2+pх+68=0 имеет корень, равный 17?

            4. Найдите p и q, если х1=1 и х2=2 - нули квадратичной функции

            у=х2+pх+ q.

            Решение:

            Т. к. х1=1 и х2=2 - нули квадратичной функции у=х2+ pх+ q, то по теореме Виета имеем: х1+ х2=-p, х1∙х2=q. Тогда p=-3, q=2.

            Ответ: p=-3, q=2.

            5. Решите относительно х уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Решение:

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса, D = 4 - 4с

            Алгоритм: рассмотреть случаи, когда: D > 0, D = 0, D < 0.

            1. 4 - 4с > 0, с < 0,

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            2) 4 - 4с = 0, с = 1

            x = 1

            3) с > 1 исходное уравнение корней не имеет.

            Ответ: если с  (- ; 1), то Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ;

            если с = 1, то х = 1;

            если с  (1; + ), то корней нет.

            6. Докажите, что не существует такого значения k, при котором уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса имеет только один корень.

            Доказательство.

            УравнениеИтоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса имеет один корень, если дискриминант равен 0.

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Если это уравнение не имеет решений, значит, и Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса не может иметь только одного решения.

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса, D<0, решений нет. Ч.т.д

            7. При каких значениях параметра b уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса имеет: а) два положительных корня;

            б) два отрицательных корня;

            в) единственный корень?

            Решение:

            Если b  1, то Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Согласно теореме Виета: а) Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , b  (- ; - 1)  ( - 1; + );

            б) Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , решений нет

            в) если b = 1, то -2х + 2 = 0; х = 1

            если b  1; Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Ответ: а) b  (- ; - 1)  ( - 1; + );

            б) таких b не существует;

            в) х = 1.

            8. При каких значениях a уравнения Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса равносильны?

            Решение.

            1) При Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса : Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса имеет два различных корня, Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса имеет один корень. Равносильности нет.

            2) При Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса решения уравнений совпадают.

            3) При Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ни первое, ни второе уравнения решений не имеют. Как известно, такие уравнения считаются равносильными.

            Ответ: при Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            9. График функции у=3х2-kх+2 проходит через точку (-2;6). Найдите значение параметра k.

            Модифицированные задачи

            1. (Базовая задача 1. Увеличение технической сложности и добавление дополнительных условий.)

            При каких значениях параметра а уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса является:

            а) квадратным;

            б) неполным квадратным;

            в) линейным?

            Решение:

            а, б) Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Уравнение является неполным квадратным, если:

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            если а  (- ; - 2)  (- 2; 0)  (0; 1)  (1; + ), то исходное уравнение является квадратным.

            В) Уравнение явл. Линейным, если Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса при а = 0 или а = 1.

            2. (Базовая задача 2. Увеличение трудности задачи)

            При каких значениях параметра b уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            а) имеет корни; б) не имеет корней?

            Решение: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , D = Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , D = Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            а) Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , но Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , следовательно, Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ;

            если Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , то уравнение корни имеет.

            Б) Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса - при любых значениях b, кроме нуля;

            если b  (- ; 0)  (0; + ), то исходное уравнение корней не имеет.

            3. (Базовая задача 4. Увеличение громоздкости задачи)

            При каких значениях параметра p сумма корней квадратного уравнения х2+(p2 + 4p-5)х - p=0 равна 0?

            4. (Базовая задача 4. Увеличение громоздкости задачи)

            При каких значениях k произведение корней квадратного уравнения x2 + 3x + (k2 - 7k + 12) = 0 равно нулю?

            5. (Базовая задача 5. Возрастание трудности задачи)

            Решите относительно х уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Решение: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            1) Если m = 0, то Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            2) Если m  0, то D = 36 - 4m

            а) 36 - 4m > 0;

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса, Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ;

            б) 36 - 4m = 0, m = 9, х = Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ;

            в) 36 - 4m < 0, m > 9, исходное уравнение корней не имеет.

            Ответ: если m  (- ; 0)  (0; - 9), то Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            если m = 0, то х = 1/6;

            если m  (9; + ), то корней нет.

            6. (Базовая задача 9. Необычная форма предоставления условия задачи, при которой сразу не видно применение знакомого способа действий)

            Найдите, при каком значении параметра q абсцисса вершины параболы у=(х-5q)2- q2+q+12 отрицательна, а ордината - положительна.

            7. (Базовая задача 4. Необычная форма предоставления условия задачи, увеличение громоздкости)

            Корни уравнения Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса таковы, что Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Найдите а.

            Решение.
            По теореме Виета Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Возведём обе части первого равенства в квадрат: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Учитывая, что Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , а Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , получаем:Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса или Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Проверка показывает, что все значения Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса удовлетворяют условию.
            Ответ: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            8. (Базовая задача 7. Увеличение технической сложности задачи, варьирование известного алгоритма)

            Решите уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , если известно, что один из корней вдвое больше другого.

            Решение.

            Запишем формулы Виета: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и учтем, что Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Подставим эту связь между корнями в формулы Виета и получим Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса или Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Из первого уравнения находим: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и подставляем во второе:

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            После этого определяем Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Ответ: 3;6.

            9. (Базовая задача 5. Увеличение трудности задачи)

            При каких а уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса имеет более одного корня?

            Решение:

            При а = 0 уравнение имеет единственный корень, что не удовлетворяет условию.

            При а  0 исходное уравнение, будучи квадратным, имеет два корня, если его дискриминант Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса - положительный. Отсюда получаем: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Однако в полученный промежуток (- 4; 1) входит число 0, которое, как мы уже проверили, неприемлемо.

            Ответ: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса или Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            10. (Базовая задача 5. Аналог предыдущей задачи 9, увеличение трудности и громоздкости)

            При каких а уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса имеет более одного корня?

            Решение:

            Стандартный шаг - начать со случаев а = 0 и а = - 3.

            При а = 0 уравнение имеет единственное решение. При а = - 3 решением уравнения является любое действительное число.

            При а  0 и а  - 3, разделив обе части данного уравнения на а + 3, получим квадратное уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , дискриминант которого Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса положителен при а > - Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Из промежутка ( -Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса; + ) надо исключить точку а = 0, а в ответ не забыть включить а = - 3.

            Ответ: а = - 3, или - Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса < а < 0 или а > 0.

            11. (Базовая задача 8. Увеличение трудности и громоздкости)

            При каких значениях b уравнения Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса равносильны?

            12. (Базовая задача 5. Варьирование известного алгоритма решения задачи)

            Найдите значения а, при которых оба корня уравнения Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса не превосходят 1.

            Решение.

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса
            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            По условию задачи корни Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , т.е. Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса или Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса откуда Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса
            Ответ: при Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            13. (Базовая задача 5. Варьирование известного алгоритма решения задачи)

            При каких значениях Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса корни уравненияИтоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса равны по модулю, но противоположны по знаку.

            Исследовательские задачи.

            1. При каких значениях а оба корня уравнения х2 - ах +2 = 0 лежат на интервале (0;3)?

            Решение:

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 классаИтоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 классаИтоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 классаИтоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 классаИтоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Ответ: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            2. При каких значениях а один корень уравнения ах2 +х +1 = 0 больше 2, а другой меньше 2?

            3. Найдите все значения а, при которых уравнение 4х2 - 2х + а = 0 имеет два корня, каждый из которых принадлежит интервалу (-1;1).

            4. При каких значениях Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса корни уравнения Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса равны по модулю, но противоположны по знаку?

            5. Решите уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Решение.

            Данное уравнение можно переписать в виде

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса.

            Рассматривая его как уравнение относительно переменной Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и параметром Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , найдем дискриминант:

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса.

            Так как необходимым и достаточным условием существования решения квадратного уравнения является неотрицательность его дискриминанта, получим, что это возможно лишь, если Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Подставляя в уравнение найденное значение, получим, что

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса.

            Таким образом, нам действительно удалось решить данное уравнение, хотя это уравнение с двумя переменными.

            Замечание: Прирешении данной задачи был использован еще один основополагающий принцип решения задач с параметрами - параметром может быть объявлена любая переменная, входящая в уравнение.

            Ответ: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Данный принцип хорошо иллюстрируется следующими двумя примерами, которые повторяют и расширяют материал.

            6. Решите уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Решение.

            Непосредственное решение этого уравнения как уравнения относительно переменной Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса с параметром Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса невозможно, т.к. это уравнение четвертой степени.

            Рассмотрим данное уравнение как квадратное относительно переменной Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса и параметром Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Получим, что Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса . Условием существования решения, т.е. выражения значения Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса как функции Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , служит неотрицательность дискриминанта.

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса.

            Таким образом, уравнение равносильно совокупности

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Ответ:Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса; Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ; Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса , и

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 классапри любом значении Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            В качестве параметра может выступать на каком-то этапе решения единственная переменная, входящая в уравнение.

            7. Решите уравнение Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Решение.

            Представим это уравнение как квадратное относительно Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Данное решение подтверждает принцип свободы выбора неизвестной и параметра.

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса.

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса

            Таким образом, уравнение равносильно совокупности

            Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса.

            Ответ: Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ; Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ; Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса ; Итоговая работа по теме: Многоуровневая система задач с параметрами по теме Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса .

            Заключение.

            Психологическая наука давно пришла к выводу, что лучше всего формировать и развивать мышление в ходе решения задач. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. В частности, это относится и к задачам с параметрами.

            Добавление параметра значительно усложняет задачу, т.к. увеличивается ее размерность, появляется «глубина». Решение такой задачи требует системного подхода, целостного представления ситуации. Для решения уравнений (неравенств) с параметрами необходимо умение проводить разветвленные логические построения. При этом необходимо четко и последовательно следить за сохранением равносильности решаемых уравнений (неравенств), учитывая области определения выражений в них входящих.

            Использование стандартных методов при решении задач с параметрами иногда приводит к необходимости выполнения очень громоздких вычислений, что существенно затрудняет решение. Такая ситуация, как правило, способствует началу творческих поисков других путей решений, их исследования, направленное на нахождение наиболее рационального, наиболее «красивого» способа решения. Под исследованием в науке понимается изучение какого-либо объекта с целью выявления закономерностей его возникновения, развития, преобразования. В процессе исследования синтезируются имеющиеся знания, накопленный опыт, а также методы и способы изучения объектов.

            Из вышесказанного можно сделать вывод, что решение задач с параметрами развивает системное, логическое мышление. Являясь прекрасным материалом для исследовательской работы, решение уравнений (неравенств) с параметрами развивает такие умения как наблюдение, сравнение, обобщение и др.; учит творчески мыслить, способствует развитию гибкости мыслительного процесса и, что очень важно, развивает теоретическое мышление.


            Список литературы.

            1. В. Локоть. Задачи с параметрами: иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. - М.: АРКТИ, 2004.-64 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).

            2. П. И. Горнштейн, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Задачи с параметрами. 2007 год

            3. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 кл [Текст] : Учебник для кл. с углубл. изуч. математики / А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2007.

            4. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 кл [Текст] : Задачник / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская.- М.: Мнемозина, 2007.

            5. Научно - теоретический и методический журнал «Математика в школе» №4, 2004.


            © 2010-2022