- Преподавателю
- Математика
- Сценарий проведения мастер-класса по теме «Решение задач: от мысли к действию»
Сценарий проведения мастер-класса по теме «Решение задач: от мысли к действию»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воронович Н.Н. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сценарий проведения мастер-класса
по теме «Решение задач: от мысли к действию»
Ход мастер-класса
-
Здравствуйте уважаемое жюри, уважаемые конкурсанты.
Я приглашаю вас на свой мастер-класс. Внимание на экран. Идет фрагмент (Мальвина учит Буратино).
-
Как вы, наверное, поняли, речь пойдёт о математике. Математика -сложная наука, а роль задач в математике чрезвычайно велика. Умение решать задачи является одним из показателей математической компетентности.
-
Уважаемые коллеги, определите тему мастер-класса. Формулируют тему.
-
Спасибо, слайд тема мастер-класса «Решение задач: от мысли к действию».
-
Послушайте притчу «Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один ответил:
- Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой сказал:
- Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе...
Остальные отвечали то же самое.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь?
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени, - последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:
- Только такой человек может стать попадающим в цель».
Как вы считаете, какова цель мастер-класса? Участники формулируют цель. Спасибо.
-
Вся наша жизнь, так или иначе, связана с решением задач.
Слайд. Определение задачи.
-
Как вы считаете, с чего начинается решение любой задачи? Ответ
С мысли.
-
Слайд «Мысль- бутон, действие созревающий цветок мысли».
-
Решение задачи - это выполнение определенной последовательности действий. И я вам докажу, что решать задачи - это интересно, не скушно, и деятельность может быть диагностична.
Предлагаю нам начать действовать.
-
Давайте поиграем. Игра «Баранья голова».
-
У вас на столах лежат конверты с тремя задачами, на 3, 4 и 5 баллов. Расположите конверты перед собой в той последовательности, в которой вы приступили бы к решению. Задачи решать не надо, зато по расположению конвертов можно судить о вашей самооценке.
3,4,5 - адекватная самооценка.
5,3,4 или 5,4,3 - завышенная самооценка.
Только 3- заниженная.
-
Вернемся к игре «Баранья голова»:
Скажите, на чем основана игра? На запоминании и повторении
Где на уроке годится аналог этой игры? При закреплении, изучении нового понятия
Находит ли отражение идея этой игры при решении задач? Да
Чуть позже мы это проверим.
-
А сейчас я прошу ваше внимание обратить на слайд. Примеры рекурсии
Зачитываю слайд с примером 1, зачитываю с примером 2, пример 3 дополняют участники.
Уважаемые коллеги, на что вы обратили внимание? Повторение слов, словосочетаний
Слайд и клик
Наличие в определении, описании, изображении какого-либо объекта или процесса самого этого объекта или процесса, то есть ситуация, когда объект является частью самого себя называется
клик Рекурсия
-
Давайте посмотрим, что означает это понятие в математике. Слайд.
-
Рассмотрим старинную задачу о Ханойской башне Слайд
Читаю задачу.
Предлагаю вам в парах решить 4 задачи, когда кольцо одно, колец - два, три и количество колец n.
Результаты решений запишите в рабочие листы.
Время 3 минуты.
A
B
C
Задача1: Имеется три стержня, на один из которых нанизано одно кольцо. Требуется перенести кольцо с одного стержня на другой за наименьшее число ходов. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее. Результатом решения является количество ходов.
Ответ: 1 ход
Задача 2: Имеется три стержня, на один из которых нанизаны два кольца. Требуется перенести пирамиду из 2-х колец с одного стержня на другой за наименьшее число ходов. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее.
Ответ: 3 хода
Задача3: Имеется три стержня, на один из которых нанизаны три кольца. Требуется перенести пирамиду из 3-х колец с одного стержня на другой за наименьшее число ходов. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее.
Ответ: 7 ходов
Задача4: Вывести формулу для определения количества ходов для N колец. Ответ: 2n-1
-
Проверим результаты. Участники сверяют результаты со слайдом.
-
Легенда о данной задаче
Существует легенда, по которой индийский бог, создавая мир, поместил 64 золотых диска на алмазный стержень и с тех пор монахи, этого монастыря, в котором находится сооружение с дисками, перекладывают их на другой стержень. По окончании их работы мир перестанет существовать.
Сколько шагов и времени нужно для выполнения этой работы?
Математическую формулу, описывающую эту операцию мы вывели.
Вычисления очень длительные. И я сразу скажу ответ: число перемещений дисков будет равно 18 446 744 073 709 551 615.
А если предположить, что одно перемещение диска Ханойской башни будет производиться в одну секунду, то для этого числа перемещений понадобится 580 миллиардов лет.
-
Закончить мне хотелось бы ещё одной притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: " А ты что делал целый день? "- И тот ответил: " Я добросовестно выполнял свою работу. "
А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием и он ответил " А я принимал участие в строительстве Храма."
- Уважаемые участники мастер-класса! Кто работал так, как первый человек? (поднимаем желтые смайлики)
- Кто работал добросовестно? (зелёные)
- А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (красные)
В жизни нам приходится решать множество задач. Любое решение начинается с возникновения мысли, и оттого насколько мы правильно организуем свою деятельность по её решению, и будет зависеть результат.
И каждый из нас должен выбрать свою, самую правильную, самую рациональную, чтобы было интересно, радостно и комфортно как я надеюсь, сегодня прошло наше занятие.
Огромное спасибо за работу!
5