- Преподавателю
- Математика
- Описание результатов педагогического эксперимента
Описание результатов педагогического эксперимента
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яшанина Ю.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
§ 4 Результаты проведения педагогического эксперимента
Данный педагогический эксперимент заключается в проведении ориентационного элективного курса по математике в рамках предпрофильной подготовки с целью формирования у учащихся 9-ых классов высокого уровня готовности к выбору направления продолжения образования по физико-математическому профилю.
Эксперимент проводился на базе МКОУ Базарносызганской СОШ № 1 Базарносызганского района Ульяновской области во время прохождения педагогической практики с 23 ноября по 26 декабря 2012 года.
Проводимая экспериментальная работа имела также своей целью решение ряда следующих задач:
-
выявление среди учащихся 9-ых классов способных, склонных и имеющих потребность в изучении физики и математики на профильном уровне;
-
предоставление учащимся возможности реализации своего интереса к выбранным предметам, в частности, к математике;
-
уточнение готовности и способности ученика осваивать математику на повышенном уровне;
-
выявление критериев сформированности готовности к выбору физико-математического профиля;
-
разработка педагогических условий, способствующих формированию готовности учащихся к выбору физико-математического профиля.
При проведении данного эксперимента выделялись следующие этапы. Сначала с целью выявления учащихся расположенных к выбору физико-математического профиля проводился констатирующий этап эксперимента. В ходе формирующего этапа эксперимента была подтверждена эффективность проведения ориентационного элективного курса для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору физико-математического профиля.
В начале проведения эксперимента был проведен тест с целью исследования профессиональных интересов учащихся 9-ых классов, в результате проверки, которого были выявлены школьники с ярко выраженным интересом к таким предметам как физика и математика. Затем для достоверности и чистоты эксперимента эти учащиеся были разделены на две группы - контрольная и экспериментальная. В контрольной группе занятия по разработанному элективному курсу не проводились, готовность учащихся к выбору физико-математического профиля формировалась стихийно. В экспериментальной группе реализовывалось преподавание ориентационного элективного курса для формирования готовности к выбору физико-математического профиля.
При проведении данного эксперимента использовались разнообразные педагогические методы исследования, такие как анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.
Констатирующий этап эксперимента
На данном этапе эксперимента проводилось тестирование всех учащихся 9-ых классов Базарносызганской СОШ № 1 по следующей методике.
Методика "Профиль"
("Карта интересов" А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной)
Назначение теста
Исследование профессиональных интересов респондентов.
Инструкция к тесту
Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится - минус.
Тестовый материал
Фамилия: ____________________________
-
Узнавать об открытиях в области физики и математики.
-
Смотреть передачи о жизни растений и животных.
-
Выяснять устройство электроприборов.
-
Читать научно-популярные технические журналы.
-
Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
-
Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
-
Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
-
Наблюдать за работой медсестры, врача.
-
Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
-
Читать книги о войнах и сражениях.
-
Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
-
Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
-
Ремонтировать бытовые электроприборы.
-
Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
-
Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
-
Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
-
Участвовать в общественной жизни школы, города.
-
Объяснять одноклассникам учебный материал.
-
Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
-
Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
-
Проводить опыты по физике.
-
Ухаживать за животными растениями.
-
Читать статьи об электронике и радиотехнике.
-
Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
-
Коллекционировать камни, минералы.
-
Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
-
Читать биографии известных политиков, книги по истории.
-
Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
-
Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
-
Участвовать в военных играх, походах.
-
Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
-
Замечать и объяснять природные явления.
-
Собирать и ремонтировать компьютеры.
-
Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
-
Участвовать в географических, геологических экспедициях.
-
Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
-
Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
-
Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
-
Искать и находить способы зарабатывания денег.
-
Смотреть фильмы о войнах и сражениях.
Дата заполнения: « »_________________20 г.
Ключ и обработка результатов теста
Сфера интересов
№ Вопросов
Физика и математика
1
11
21
31
Химия и биология
2
12
22
32
Радиотехника и электроника
3
13
23
33
Механика и конструирование
4
14
24
34
География и геология
5
15
25
35
Литература и искусство
6
16
26
36
История и политика
7
17
27
37
Педагогика и медицина
8
18
28
38
Предпринимательство и домоводство
9
19
29
39
Спорт и военное дело
10
20
30
40
Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.
Четыре балла говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
Таблица 1
Распределение учащихся, проходивших тестирование по методике «Профиль» на констатирующем этапе педагогического эксперимента
физика и математика
химия и биология
радиотехника и электроника
механика и конструирование
география и геология
литература и искусство
история и политика
педагогика и медицина
предпринимательство и домоводство
спорт и военное дело
24
6
4
2
8
5
5
2
11
9
76
Таким образом, при обработке результатов данного теста получаем, что 24 учащихся имеют ярко выраженный интерес к математике и физике, что составляет 31 % от общего числа всех респондентов. Такие данные свидетельствует о том, что такое количество учащихся может продолжить образование в старшей школе по физико-математическому профилю.
Диаграмма 1
Распределение интересов учащихся по учебным предметам
Но следует отметить, что ярко выраженный интерес к какому-либо учебному предмету является необходимым, но не достаточным условием выбора того или иного профиля. Для того чтобы учеником был выбран определенный профиль обучения у него должна быть сформирована готовность к выбору на достаточно высоком уровне.
Формы организации деятельности по формированию у учащихся 9-ых классов высокого уровня готовности к выбору направления продолжения образования по определенному профилю представлены предметными и ориентационными курсами по выбору, часами ориентационной и информационной работы, родительскими собраниями. Но в рамках данного эксперимента достижение высокого уровня готовности выбора физико-математического профиля будет осуществляться проведением либо предметного, либо ориентационного элективного курса по математике в зависимости от того какой курс по выбору будет предпочтителен для учащихся.
Формирующий этап эксперимента
В результате проведения констатирующего этапа данного педагогического эксперимента были выявлены учащиеся с выраженным интересом к физике и математике. Как уже было сказано выше, эти учащиеся были разделены на контролирующую и экспериментальную группу.
И в начале формирующего этапа эксперимента было проведено анкетирование учащихся по следующей анкете профильной ориентации.
АНКЕТА
профильной ориентации
Фамилия: ____________________________ Класс:
-
На какой профиль (профили) ты хотел бы пойти в 10-ом классе?
_____________________________________________(основное намерение)
____________________ (запасные варианты)
_____ Не знаю _____
2. Почему ты выбираешь именно этот профиль?
(отметь варианты ответа, наиболее тебе близкие, или укажи свой ответ)
А. Мне нравятся входящие в этот профиль предметы.
Б. Я плохо успеваю по другим предметам
В. Этот профиль связан с моей будущей профессией.
Г. Мне посоветовали родители.
Д. Этот профиль выбрал мой друг.
Е. Не знаю.
Другое _________________________________________________________
3. Какими предметами (не только в рамках школьной программы) ты бы хотел заниматься на курсах по выбору в 9-ом классе?
4. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?
А. подготовиться к экзаменам после 9-го класса
Б. углубиться в предмет
В. уточнить свой выбор профиля
Другое_________________________________________________________
Дата заполнения: « »_________________20 г.
Данная анкета имеет своей целью определение уровня готовности ученика к выбору того или иного профиля (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий) на основе следующих критериев сформированности готовности школьника к осуществлению выбора направления продолжения образования по тому или иному профилю:
-
определенность целей в области выбора того или иного профиля;
-
преобладание познавательных мотивов;
-
устойчивый интерес к профильным предметам и положительное отношение к обучению;
-
наличие способностей и высокого уровня учебной подготовки, необходимых для успешного обучения в выбранном профиле.
Таким образом, в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.
Таблица 3
Распределение учащихся контрольной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в начале формирующего этапа эксперимента
высокий уровень
уровень выше среднего
средний уровень
уровень ниже среднего
низкий уровень
1
1
2
6
3
Таблица 4
Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в начале формирующего этапа эксперимента
высокий уровень
уровень выше среднего
средний уровень
уровень ниже среднего
низкий уровень
0
1
2
5
3
Диаграмма 2
Исходный уровень готовности к выбору физико-математического профиля обучения учеников контрольной и экспериментальной групп
Затем экспериментальной группе учащихся была предоставлена возможность выбора элективного курса по математике в следующей форме.
«Курсы по выбору»
Фамилия, имя ____________________________
Выбери один наиболее нужный и понравившийся тебе элективный курс из предлагаемых (поставь «галочку» или знак «плюс» напротив):
№
Название курса по выбору
Вид курса по выбору
Кол-во часов
Привлекательность курса по выбору
1
«Ах, вернисаж, вернисаж»
Предмет-ный
10
В 10-11 классах при решении заданий с параметром вам очень часто приходится рассматривать и строить графики функций с модулем и свободное владение техникой построения графиков таких функций просто необходимо для успешного изучения математики в старших классах. Также построение графиков функций с модулем часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения.
2
«Процентные расчеты на каждый день»
Межпред-метный
9
В процессе изучения математики вы периодически встречаетесь с задачами на проценты, но их решение у вас вызывает затруднение, поэтому вы можете выбрать данный элективный курс целью устранения пробелов в своих знаниях, умениях и навыках.
«Этот удивительный мир чисел»
Ориента-ционный
12
В процессе изучения данного курса по выбору вы познакомитесь с материалом, который вам придется изучать в программе выбранного профиля, а система диагностики и контролирующих работ поможет «до конца» определиться в выборе профиля.
Причины выбора____________________________________________________
Дата заполнения «_____»________________20 г.
Подпись учащегося _________________
В результате на основе привлекательности данных курсов для учащихся ими был выбран ориентационный элективный курс «Этот удивительный мир чисел». Данный курс был выбран 9 учащимися из 12 респондентов, что составляет 75 % от общего числа опрошенных.
Таблица 5
Список учащихся, выбиравших курс по выбору
Ах, вернисаж, вернисаж
Процентные расчеты на каждый день
Это удивительный мир чисел
2
1
9
Диаграмма 3
Распределение выбора учащихся
Выбор данного ориентационного элективного курса большинством респондентов был обоснован тем, что его изучение «до конца» поможет определиться в выборе профиля.
Далее в экспериментальной группе реализовывалось преподавание ориентационного элективного курса для формирования готовности к выбору физико-математического профиля. После чего был проведен опрос по следующей анкете, целью которой явилась рефлексия данного курса по выбору учащимися.
Анкета
-
Понравился Вам данный курс?
________________________________________________________
2. Узнали ли Вы что нового и интересного из данного элективного курса? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Пригодятся Вам полученные знания в дальнейшем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Будущая профессия будет связана с математикой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 6
Количественная характеристика мнения учащихся о проведенном ориентационном элективном курсе
Вопрос
да
нет
Понравился ли Вам данный элективный курс?
11
1
Узнали ли Вы что нового и интересного из данного элективного курса?
10
2
Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшим?
11
1
Будущая профессия будет связана с математикой?
12
0
Диаграмма 4
Распределение мнений учащихся о проведенном ориентационном элективном курсе
В конце формирующего этапа данного эксперимента учащимся было предложено провести самооценку уровня своей готовности к выбору физико-математического по следующей методике.
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
Цель: определение готовности учащихся к выбору профиля.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
Фамилия, имя ____________________________
Утверждение
Да
Нет
1. Вы уже твердо выбрали будущий профиль обучения.
2. Основной мотив выбора - познавательные интересы.
3. В избранной профиля Вас прежде всего привлекает сам процесс обучения.
4. Вы выбираете тот или иной профиль обучения потому, что его выбрали ваши друзья.
5. Вы читаете периодические издания, связанные с будущим профилем обучения.
6. Не важно, что учить, важно, как учить.
7. Вы думаете, что с выбором профиля обучения не надо спешить.
8. Вам известно, каких знаний, важных для будущего профиля обучения, Вам не достает.
9. Вы занимаетесь углублением знаний в соответствии с будущим профилем обучения.
10. Родители одобряют Ваш выбор будущего профиля обучения.
11. Вам удалось осуществить пробу сил в обучении по будущему профилю.
12. Вы консультировались о выборе профиле обучения у школьного психолога.
13. Главное в выборе профиля обучения - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
14. Вы знаете об условиях поступления в учебные заведения по будущему профилю обучения.
15. Вам известно о возможностях трудоустройства по будущему профилю обучения.
16. Если не удастся поступить в учебное заведение по будущему профилю обучения, то Вы будете пытаться еще раз.
17. Для правильного выбора профиля обучения достаточно Вашего слова «хочу»
Дата заполнения «_____»________________2009 г.
Обработка результатов. Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
1 2 подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да» , во
3 4 втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные
5 6 суммы и определите уровень готовности школьников
8 7 к выбору профиля обучения по следующей шкале:
9 10 0 - 2 баллов - низкий уровень готовности;
11 13 3 - 6 - уровень ниже среднего;
12 17 7 - 10 - средний уровень готовности;
14 11 - 14 - уровень выше среднего;
15 15 -17 - высокий уровень готовности.
Таким образом, при обработке результатов данного опросника в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.
Таблица 7
Распределение учащихся контрольной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента
высокий уровень
уровень выше среднего
средний уровень
уровень ниже среднего
низкий уровень
1
1
2
6
3
Таблица 8
Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента
высокий уровень
уровень выше среднего
средний уровень
уровень ниже среднего
низкий уровень
3
5
3
1
0
Диаграмма 5
Итоговый уровень готовности к выбору физико-математического профиля обучения учеников контрольной и экспериментальной групп
На диаграмме 2 приведены результаты исходного уровня готовности к выбору профиля обучения учащихся 9-х классов, на диаграмме 5 - итогового.
Из приведенных данных видно, что в начале эксперимента различия в уровне готовности учеников к выбору физико-математического профиля обучения обеих групп были несущественными. На момент окончания эксперимента ситуация в контрольной группе практически не изменилась, в экспериментальной же группе уровень готовности учеников к выбору физико-математического профиля обучения существенно вырос. Так, число учеников с высоким уровнем готовности к выбору физико-математического профиля обучения увеличилось на 20%; с уровнем выше среднего - на 31%; со средним уровнем - на 7%. Количество учеников с уровнем готовности к выбору физико-математического профиля обучения ниже среднего уменьшилось на 38%, низким - на 20%.
Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность проведения ориентационного элективного курса для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору физико-математического профиля.