Описание результатов педагогического эксперимента

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

§ 4 Результаты проведения педагогического эксперимента

Данный педагогический эксперимент заключается в проведении ориентационного элективного курса по математике в рамках предпрофильной подготовки с целью формирования у учащихся 9-ых классов высокого уровня готовности к выбору направления продолжения образования по физико-математическому профилю.

Эксперимент проводился на базе МКОУ Базарносызганской СОШ № 1 Базарносызганского района Ульяновской области во время прохождения педагогической практики с 23 ноября по 26 декабря 2012 года.

Проводимая экспериментальная работа имела также своей целью решение ряда следующих задач:

  • выявление среди учащихся 9-ых классов способных, склонных и имеющих потребность в изучении физики и математики на профильном уровне;

  • предоставление учащимся возможности реализации своего интереса к выбранным предметам, в частности, к математике;

  • уточнение готовности и способности ученика осваивать математику на повышенном уровне;

  • выявление критериев сформированности готовности к выбору физико-математического профиля;

  • разработка педагогических условий, способствующих формированию готовности учащихся к выбору физико-математического профиля.

При проведении данного эксперимента выделялись следующие этапы. Сначала с целью выявления учащихся расположенных к выбору физико-математического профиля проводился констатирующий этап эксперимента. В ходе формирующего этапа эксперимента была подтверждена эффективность проведения ориентационного элективного курса для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору физико-математического профиля.

В начале проведения эксперимента был проведен тест с целью исследования профессиональных интересов учащихся 9-ых классов, в результате проверки, которого были выявлены школьники с ярко выраженным интересом к таким предметам как физика и математика. Затем для достоверности и чистоты эксперимента эти учащиеся были разделены на две группы - контрольная и экспериментальная. В контрольной группе занятия по разработанному элективному курсу не проводились, готовность учащихся к выбору физико-математического профиля формировалась стихийно. В экспериментальной группе реализовывалось преподавание ориентационного элективного курса для формирования готовности к выбору физико-математического профиля.

При проведении данного эксперимента использовались разнообразные педагогические методы исследования, такие как анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.

Констатирующий этап эксперимента

На данном этапе эксперимента проводилось тестирование всех учащихся 9-ых классов Базарносызганской СОШ № 1 по следующей методике.





Методика "Профиль"

("Карта интересов" А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной)

Назначение теста

Исследование профессиональных интересов респондентов.

Инструкция к тесту

Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится - минус.

Тестовый материал
Фамилия: ____________________________
  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

  3. Выяснять устройство электроприборов.

  4. Читать научно-популярные технические журналы.

  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

  10. Читать книги о войнах и сражениях.

  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

  20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

  21. Проводить опыты по физике.

  22. Ухаживать за животными растениями.

  23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

  25. Коллекционировать камни, минералы.

  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

  30. Участвовать в военных играх, походах.

  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

  32. Замечать и объяснять природные явления.

  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

  40. Смотреть фильмы о войнах и сражениях.

Дата заполнения: « »_________________20 г.

Ключ и обработка результатов теста

Сфера интересов

№ Вопросов

Физика и математика

1

11

21

31

Химия и биология

2

12

22

32

Радиотехника и электроника

3

13

23

33

Механика и конструирование

4

14

24

34

География и геология

5

15

25

35

Литература и искусство

6

16

26

36

История и политика

7

17

27

37

Педагогика и медицина

8

18

28

38

Предпринимательство и домоводство

9

19

29

39

Спорт и военное дело

10

20

30

40

Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.

Четыре балла говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.











Таблица 1

Распределение учащихся, проходивших тестирование по методике «Профиль» на констатирующем этапе педагогического эксперимента

физика и математика

химия и биология

радиотехника и электроника

механика и конструирование

география и геология

литература и искусство

история и политика

педагогика и медицина

предпринимательство и домоводство

спорт и военное дело

24

6

4

2

8

5

5

2

11

9

76

Таким образом, при обработке результатов данного теста получаем, что 24 учащихся имеют ярко выраженный интерес к математике и физике, что составляет 31 % от общего числа всех респондентов. Такие данные свидетельствует о том, что такое количество учащихся может продолжить образование в старшей школе по физико-математическому профилю.

Диаграмма 1

Распределение интересов учащихся по учебным предметам


Но следует отметить, что ярко выраженный интерес к какому-либо учебному предмету является необходимым, но не достаточным условием выбора того или иного профиля. Для того чтобы учеником был выбран определенный профиль обучения у него должна быть сформирована готовность к выбору на достаточно высоком уровне.

Формы организации деятельности по формированию у учащихся 9-ых классов высокого уровня готовности к выбору направления продолжения образования по определенному профилю представлены предметными и ориентационными курсами по выбору, часами ориентационной и информационной работы, родительскими собраниями. Но в рамках данного эксперимента достижение высокого уровня готовности выбора физико-математического профиля будет осуществляться проведением либо предметного, либо ориентационного элективного курса по математике в зависимости от того какой курс по выбору будет предпочтителен для учащихся.

Формирующий этап эксперимента

В результате проведения констатирующего этапа данного педагогического эксперимента были выявлены учащиеся с выраженным интересом к физике и математике. Как уже было сказано выше, эти учащиеся были разделены на контролирующую и экспериментальную группу.

И в начале формирующего этапа эксперимента было проведено анкетирование учащихся по следующей анкете профильной ориентации.

АНКЕТА

профильной ориентации

Фамилия: ____________________________ Класс:

  1. На какой профиль (профили) ты хотел бы пойти в 10-ом классе?

_____________________________________________(основное намерение)

____________________ (запасные варианты)

_____ Не знаю _____

2. Почему ты выбираешь именно этот профиль?

(отметь варианты ответа, наиболее тебе близкие, или укажи свой ответ)

А. Мне нравятся входящие в этот профиль предметы.

Б. Я плохо успеваю по другим предметам

В. Этот профиль связан с моей будущей профессией.

Г. Мне посоветовали родители.

Д. Этот профиль выбрал мой друг.

Е. Не знаю.

Другое _________________________________________________________

3. Какими предметами (не только в рамках школьной программы) ты бы хотел заниматься на курсах по выбору в 9-ом классе?

4. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?

А. подготовиться к экзаменам после 9-го класса

Б. углубиться в предмет

В. уточнить свой выбор профиля

Другое_________________________________________________________

Дата заполнения: « »_________________20 г.

Данная анкета имеет своей целью определение уровня готовности ученика к выбору того или иного профиля (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий) на основе следующих критериев сформированности готовности школьника к осуществлению выбора направления продолжения образования по тому или иному профилю:

  • определенность целей в области выбора того или иного профиля;

  • преобладание познавательных мотивов;

  • устойчивый интерес к профильным предметам и положительное отношение к обучению;

  • наличие способностей и высокого уровня учебной подготовки, необходимых для успешного обучения в выбранном профиле.

Таким образом, в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 3

Распределение учащихся контрольной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

1

1

2

6

3



Таблица 4

Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

0

1

2

5

3









Диаграмма 2

Исходный уровень готовности к выбору физико-математического профиля обучения учеников контрольной и экспериментальной групп



Затем экспериментальной группе учащихся была предоставлена возможность выбора элективного курса по математике в следующей форме.

«Курсы по выбору»

Фамилия, имя ____________________________

Выбери один наиболее нужный и понравившийся тебе элективный курс из предлагаемых (поставь «галочку» или знак «плюс» напротив):

Название курса по выбору

Вид курса по выбору

Кол-во часов

Привлекательность курса по выбору

1

«Ах, вернисаж, вернисаж»

Предмет-ный

10

В 10-11 классах при решении заданий с параметром вам очень часто приходится рассматривать и строить графики функций с модулем и свободное владение техникой построения графиков таких функций просто необходимо для успешного изучения математики в старших классах. Также построение графиков функций с модулем часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения.

2

«Процентные расчеты на каждый день»

Межпред-метный

9

В процессе изучения математики вы периодически встречаетесь с задачами на проценты, но их решение у вас вызывает затруднение, поэтому вы можете выбрать данный элективный курс целью устранения пробелов в своих знаниях, умениях и навыках.

«Этот удивительный мир чисел»

Ориента-ционный

12

В процессе изучения данного курса по выбору вы познакомитесь с материалом, который вам придется изучать в программе выбранного профиля, а система диагностики и контролирующих работ поможет «до конца» определиться в выборе профиля.

Причины выбора____________________________________________________

Дата заполнения «_____»________________20 г.

Подпись учащегося _________________

В результате на основе привлекательности данных курсов для учащихся ими был выбран ориентационный элективный курс «Этот удивительный мир чисел». Данный курс был выбран 9 учащимися из 12 респондентов, что составляет 75 % от общего числа опрошенных.

Таблица 5

Список учащихся, выбиравших курс по выбору

Ах, вернисаж, вернисаж

Процентные расчеты на каждый день

Это удивительный мир чисел

2

1

9

Диаграмма 3

Распределение выбора учащихся



Выбор данного ориентационного элективного курса большинством респондентов был обоснован тем, что его изучение «до конца» поможет определиться в выборе профиля.

Далее в экспериментальной группе реализовывалось преподавание ориентационного элективного курса для формирования готовности к выбору физико-математического профиля. После чего был проведен опрос по следующей анкете, целью которой явилась рефлексия данного курса по выбору учащимися.

Анкета

  1. Понравился Вам данный курс?

________________________________________________________

2. Узнали ли Вы что нового и интересного из данного элективного курса? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пригодятся Вам полученные знания в дальнейшем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Будущая профессия будет связана с математикой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 6

Количественная характеристика мнения учащихся о проведенном ориентационном элективном курсе

Вопрос

да

нет

Понравился ли Вам данный элективный курс?

11

1

Узнали ли Вы что нового и интересного из данного элективного курса?

10

2

Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшим?

11

1

Будущая профессия будет связана с математикой?

12

0


Диаграмма 4

Распределение мнений учащихся о проведенном ориентационном элективном курсе


В конце формирующего этапа данного эксперимента учащимся было предложено провести самооценку уровня своей готовности к выбору физико-математического по следующей методике.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

Цель: определение готовности учащихся к выбору профиля.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

Фамилия, имя ____________________________

Утверждение

Да

Нет

1. Вы уже твердо выбрали будущий профиль обучения.

2. Основной мотив выбора - познавательные интересы.

3. В избранной профиля Вас прежде всего привлекает сам процесс обучения.

4. Вы выбираете тот или иной профиль обучения потому, что его выбрали ваши друзья.

5. Вы читаете периодические издания, связанные с будущим профилем обучения.

6. Не важно, что учить, важно, как учить.

7. Вы думаете, что с выбором профиля обучения не надо спешить.

8. Вам известно, каких знаний, важных для будущего профиля обучения, Вам не достает.

9. Вы занимаетесь углублением знаний в соответствии с будущим профилем обучения.

10. Родители одобряют Ваш выбор будущего профиля обучения.

11. Вам удалось осуществить пробу сил в обучении по будущему профилю.

12. Вы консультировались о выборе профиле обучения у школьного психолога.

13. Главное в выборе профиля обучения - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

14. Вы знаете об условиях поступления в учебные заведения по будущему профилю обучения.

15. Вам известно о возможностях трудоустройства по будущему профилю обучения.

16. Если не удастся поступить в учебное заведение по будущему профилю обучения, то Вы будете пытаться еще раз.

17. Для правильного выбора профиля обучения достаточно Вашего слова «хочу»

Дата заполнения «_____»________________2009 г.

Обработка результатов. Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

1 2 подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да» , во

3 4 втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные

5 6 суммы и определите уровень готовности школьников

8 7 к выбору профиля обучения по следующей шкале:

9 10 0 - 2 баллов - низкий уровень готовности;

11 13 3 - 6 - уровень ниже среднего;

12 17 7 - 10 - средний уровень готовности;

14 11 - 14 - уровень выше среднего;

15 15 -17 - высокий уровень готовности.

Таким образом, при обработке результатов данного опросника в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 7

Распределение учащихся контрольной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

1

1

2

6

3

Таблица 8

Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

3

5

3

1

0


Диаграмма 5

Итоговый уровень готовности к выбору физико-математического профиля обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

На диаграмме 2 приведены результаты исходного уровня готовности к выбору профиля обучения учащихся 9-х классов, на диаграмме 5 - итогового.

Из приведенных данных видно, что в начале эксперимента различия в уровне готовности учеников к выбору физико-математического профиля обучения обеих групп были несущественными. На момент окончания эксперимента ситуация в контрольной группе практически не изменилась, в экспериментальной же группе уровень готовности учеников к выбору физико-математического профиля обучения существенно вырос. Так, число учеников с высоким уровнем готовности к выбору физико-математического профиля обучения увеличилось на 20%; с уровнем выше среднего - на 31%; со средним уровнем - на 7%. Количество учеников с уровнем готовности к выбору физико-математического профиля обучения ниже среднего уменьшилось на 38%, низким - на 20%.



Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность проведения ориентационного элективного курса для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору физико-математического профиля.

© 2010-2022