• Преподавателю
  • Математика
  • Статья по теме Развитие мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности учащихся классов гуманитарного профиля посредством использования интерактивных методов обучения

Статья по теме Развитие мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности учащихся классов гуманитарного профиля посредством использования интерактивных методов обучения

В данной статье приведены некоторые трактовки определения понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность», «исследовательская компетентность». Выделены основные компоненты исследовательской компетентности. Определена суть интерактивного обучения. Представлены некоторые методы интерактивного обучения, которые способствуют развитию  мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности на уроках математики в классах гуманитарного профиля. Ключевые слова: компетенц...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тырышкина Ксения Викторовна

учитель математики МАОУ Гуманитарный лицей г. Томска

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В данной статье приведены некоторые трактовки определения понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность», «исследовательская компетентность». Выделены основные компоненты исследовательской компетентности. Определена суть интерактивного обучения. Представлены некоторые методы интерактивного обучения, которые способствуют развитию мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности на уроках математики в классах гуманитарного профиля.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, исследовательская компетентность, интерактивное обучение.

В последние годы в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования особое распространение получило понятие «компетентностный подход». Смысл данного подхода еще не устоялся, можно лишь выделить некоторые его существенные черты:

- совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (О.Е. Лебедев [1]);

- способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни (А.Л. Андреев [2]);

- овладение знаниями и умениями в комплексе (А.В. Хуторской [3]);

- ориентация не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся (В.А. Далингер [4]).

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия «компетенция» и «компетентность». В современной педагогической науке нет устоявшихся определений данных понятий и каждый исследователь трактует их по разному. Российские исследователи И.Г. Агапов, Н.В.Баграмова, В.В.Сериков и др. рассматривают данные понятия как синонимичные. Однако, А.Ж. Жафяров, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской предлагают различать понятия «компетентность» и «компетенция». Мы также придерживаемся данной точки зрения и разграничиваем эти понятия. Под термином «компетенция в данной области» мы подразумеваем название вида деятельности человечества, сущность которой состоит в необходимости решать конкретные проблемы этой области (А.Ж. Жафяров [5]). Под термином «компетентность» - уровень овладения соответствующей компетенцией; она характеризует личность, является результатом сформированности ЗУНов и опыта деятельности субъекта, смысловых и социально - значимых ориентаций (А.Ж. Жафяров [5]).

В результате, можем сделать вывод, что каждый выпускник любого образовательного учреждения должен обладать соответствующим набором ключевых компетентностей. Одно из лидирующих мест в данном наборе занимает исследовательская компетентность. Проанализировав работы С.Н. Скарбич [6], А.А. Ушакова [7], А.В. Хуторского [3] под исследовательской компетентностью будем понимать интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельному поиску решения новых проблем и творческому преобразованию действительности на основе совокупности знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностных установок.

Развитие данной компетентности происходит через развитие отдельных ее компонентов. На основе анализа литературы [3], [6] можем выделить следующие компоненты исследовательской компетентности:

1. Мотивационно-ценностный (учащийся осознает необходимость и важность подхода к решению задачи с исследовательской, творческой позиции).

2. Когнитивный (знание структуры, способов решения исследовательской задачи).

3. Деятельностный:

- операционный (выдвигается и доказывается гипотеза; анализируется результат);

- организационный (планируется деятельность: рационально используется время и средства деятельности);

- сотрудничество (работа в группе; осуществление взаимопомощи и взаимоконтроля);

4. Рефлексивно-оценочный (анализ и оценка своей деятельности).

Рассмотрим, как происходит развитие мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности на уроках математики в классах гуманитарного профиля.

Мотив, один их самых важных процессов, который определяет уровень овладения математическими знаниями. Мотивация учащихся к изучению отдельно взятого предмета является одной из главных проблем современного образования. Как известно, математика в гуманитарных классах не является профильным предметом. В связи с чем, уровень мотивации учащихся-гуманитариев к изучению данного предмета очень низкий. На основе чего одной из самых главных задач, стоящих перед учителем, является повышения уровня мотивации учащихся-гуманитариев к изучению математики. Учителю необходимо создать такую атмосферу на уроке, чтобы учащийся-гуманитарий почувствовал себя и математику единым целым. В этой ситуации могут помочь интерактивные методы обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. К основным интерактивным методам обучения можно отнести следующие: ролевая игра, разработка проекта, мозговой штурм, ПОПС - формула, тренинг и др.

Рассмотрим, как некоторые из выше перечисленных методов можно использовать на уроках математики с целью повышения мотивации к изучению предмета.

Ролевая игра - это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Работу на уроке можно организовать следующим образом: учащимся предлагается разделиться на группы по 4 человека, затем учитель каждой группе раздает математическое задание, которое решается в несколько этапов и несколькими способами и предлагает инсценировать решение данного задания. Помимо теоретического применения математических знаний, учащиеся применят творческий подход при выполнении задания. Данный вид работы целесообразно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний.

Разработка проекта. Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей. Организовать работу по созданию проекта можно следующим образом: учитель предлагает учащимся для решения деятельностно-ценностную математическую задачу, которая раскрывает значимость изучения той или иной темы, или теоремы; решение предложенной задачи необходимо оформить в виде проекта и представить классу с использованием мультимедийной поддержки. Направление содержания деятельностно-ценностной задачи целесообразно соотнести с практическим применением математических объектов, так как учащиеся очень часто задаются вопросом, как та или иная формула или теорема пригодится им в жизни.

Метод мозгового штурма. Данный метод направлен на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных проблемных задач. «Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся. Организовать работу на уроке с использованием данного метода можно следующим образом: учитель озвучивает тему урока, записывает ее на доске и предлагает учащимся придумать ассоциации по предложенной теме. В результате, получится своеобразный кластер: в центре записана тема урока, а от нее отходят стрелки с ассоциациями учащихся по предложенной теме. Затем, учитель предлагает учащимся проверить, на сколько их мысли совпадают с точными математическими понятиями и приступает к объяснению нового материала.

ПОПС-формула представляет собой российский вариант технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…»; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы). Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.

На основе всего выше сказанного можем сделать вывод, что, не смотря на то, что математика является точной наукой, можно творчески подойти к ее изучению. Причем это творчество способствует не только повышению мотивации учащихся-гуманитариев к изучению данного предмета, но также развитию таких способностей как: анализировать и выделять главное, находить нестандартные решения математических заданий, переносить теоретические знания на практические жизненные ситуации и т.д., которые входят в состав исследовательской компетентности.

Ссылки на источники:

1. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

2. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-26.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

4. Далингер В. А. Компетентностный подход - Альтернатива экстенсивному пути развития системы образования / В. А. Далингер // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 10. - С. 46-47.

5. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры / А. Ж. Жафяров // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 64-68.

6. Скарбич С. Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода : дис. … канд. пед. наук / С. Н. Скарбич ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2006. - 252 с.

7. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности / А. А. Ушаков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - Вып. 5. - С. 123-126.



© 2010-2022