Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

В жизни перед нами часто возникают практические проблемы выбора оптимального значения некоторой величины при определенных условиях. Поэтому усилия  любой человеческой деятельности направлены на то, чтобы с наименьшей затратой сил достичь более выгодного результата. Именно в такой форме могут быть сформулированы многие математические задачи, имеющие практическое значение. Например: при какой форме участка его площадь будет наибольшей, если известна длина границы? При какой скорости судно пройдет...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»Курс по выбору «Решение экстремальных задач»Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Пояснительная записка курса.

Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль.

Программа данного курса в сочетании с программой курса математики способствует углубленному изучению и самой математики, и тех ее экономических приложений, которые в ней рассматриваются. В нем систематизирован избранный алгебраический материал 8 и 9 классов, что способствует интеграции знаний.

Одним из самых распространенных средств воспитания экономической грамотности учащихся на уроках математики, являются задачи, фабула которых связана с производством. Решения таких задач помогут учащимся понять, что эффективность производства зависит не только от увеличения выработки конкретной продукции, но и от рационального, экономного использования времени, сырья, материалов, улучшения качества выпускаемой продукции

Курс рассчитан на 10 часов в год. Его изучение целесообразно проводить во II полугодии девятого класса.

Цели курса:

  1. Сформировать у учащихся умения и навыки математического моделирования экстремальных задач экономического содержания.

  2. Формировать у учащихся умения решать экстремальные задачи элементарными методами математики.

Задачи курса:

  1. Повышение уровня компетентности учащихся.

  2. Формирование у учащихся опыта работы на уровне интеграции математики и экономики.

  3. Развитие учебной мотивации.

  4. Формирование интереса к изучению математики.

  5. Развитие интеллектуальных умений: логически и аналитически рассуждать при решении нестандартных задач; находить общее и учитывать детали.

  6. Развитие творческих способностей, умения работать самостоятельно и в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и уметь слушать другого.

  7. Воспитание умения публично выступать, задавать вопросы, рассуждать.

Программа курса

Содержание

Количество часов


1

Использование свойств линейной функции

1 час

2

Использование свойств квадратичной функции

1 час

3

Метод оценки

1 час

4

Метод перебора

1 час

5

Метод преобразования плоскости

1 час

6

Метод опорной функции

1 час

7

Решение задач оптимизации

3 часа

8

Итоговое занятие

1 час


Всего:

10 часов

Методы обучения:

  • по источнику передачи и характеру восприятия информации - словесные (эвристическая беседа)

  • практические;

  • по характеру познавательной деятельности учащихся - частично-поисковая;

  • по степени управления учебной деятельностью - через систему целесообразно подобранных задач и вопросов;

  • метод мотивации - практическая необходимость;

Итоговое занятие: подготовка презентации.

Каждый учащийся (или группы учащихся) готовит презентацию, в которой показывает решение экстремальной задачи, одним из изученных способов.

Наборы задач:

Занятие №1. Использование свойств линейной функции

  1. Расстояние между двумя заводами A и B по шоссейной дороге равно 8 км. Где нужно построить общежитие, в котором должны жить 500 рабочих заводы A и 300 рабочих завода B, чтобы общее расстояние, которое они должны проезжать, было наименьшим?

  2. Расстояние между двумя заводами A и B равно 40 км. Потребность в нефти завода А составляет 80 т в сутки, а завода B - 70 т. Перевозка 1 т нефти на расстояние 1 км для завода A стоит 80 р., а для завода B - 100 р. Где нужно построить нефтебазу, которая должна обеспечивать горючим заводы A и B, чтобы расходы на перевозку горючего в общем были наименьшими?

  3. Для изготовления столов и шкафов имеется 60 Курс по выбору «Решение экстремальных задач» древесины. Расход древесины и доход за одно изделие таковы:

Изделие

Древесина (куб.м)

Доход (руб.)

Стол

Шкаф

0,15

0,2

10

16

Сколько столов и сколько шкафов должна изготовить мастерская, чтобы обеспечить наибольший доход, если используется вся древесина?

  1. Населенные пункты Курс по выбору «Решение экстремальных задач» расположенные на отрезке Курс по выбору «Решение экстремальных задач», снабжаются некоторыми потребительским товаром как из пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач», так и из пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Одна тонна этого товара в Курс по выбору «Решение экстремальных задач» обходится в 5 тыс. руб., а в В - в 7 тыс. руб. Транспортировка 1 т груза на расстояние 1 км стоит 200 руб. расстояние между пунктами Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и Курс по выбору «Решение экстремальных задач» равно 100км. Нужно составить план снабжения товарами пунктов Курс по выбору «Решение экстремальных задач»при котором будет допускаться минимальный расход денег.

Занятие №2. Использование свойств квадратичной функции

  1. Число 15 представить в виде суммы двух чисел, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.

  2. Определите при заданном периметре длину и ширину прямоугольного участка земли, при которых его площадь будет наибольшей.

  3. Имеется 40 м проволоки, которой нужно огородить участок прямоугольной формы и наибольшей площади. Какие размеры должен иметь прямоугольный участок?

  4. Заготовлен материал на 240 м ограждения двух участков прямоугольной формы одинаковых периметров, граничащих между собой. Какую длину и ширину должны иметь участки, чтобы их площадь была наибольшей?

  5. В цирке 1500 мест. Администрация исследует зависимость общей выручки от цены билетов. При цене 100 рублей было продано 200 билетов, при цене 50 рублей - 1000 билетов. Предложите оптимальную цену билета, при которой выручка будет наибольшей.

Занятие №3. Метод оценки

  1. Проектируется канал оросительной системы с прямоугольным сечением в 4,5 Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Какими должны быть размеры сечения, чтобы для облицовки стенок и дна пошло наименьшее количество материала?

  2. Требуется сделать коробку, объем которой должен равняться 108 Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Коробка открыта сверху и имеет квадратное дно. Каковы должны быть ее размеры, чтобы на ее изготовление пошло наименьшее количество материала?

  3. Спортплощадку площадью Курс по выбору «Решение экстремальных задач»имеющую форму прямоугольника, нужно огородить с двух противоположных сторон деревянным забором, с двух других противоположных сторон - проволочным. Постройка одного метра деревянного забора стоит 5 руб., проволочного - 3 руб. Каковы должны быть размеры спортплощадки, чтобы затраты на ограждения были минимальные?

  4. Тракторная бригада должна послать в совхоз для выполнения определенной работы некоторое количество тракторов Известно, что 10 тракторов делают эту работу за 12 рабочих дней, и что совхоз выплачивает ремонтной бригаде на протяжении всего периода работ 30 руб. за один день, каждому трактористу - 4 руб. 80 коп. за один день работы и 4 руб. за перегон трактора в совхоз и обратно (на протяжении периода работ тракторы находятся в совхозе). При каком количестве тракторов суммарная оплата рабочим за выполнение всех работ будет наименьшей? Чему равна минимальная оплата рабочих?

Занятие №4. Метод перебора

  1. На колхозной ферме нужно провести водопровод длиной 167 м. Для этого имеются трубы длиной 5 и 7 м. Сколько труб той или иной длины нужно использовать, чтобы сделать наименьшее количество сварочных швов (трубы не резать)?

  2. Из лесного хозяйства в город нужно вывезти 1590 деревьев. Для перевозки деревьев можно заказать полуторатонки, трехтонки, пятитонки. На полуторатонке можно перевезти за один раз 26 деревьев, на трехтонке - 45, на пятитонке - 75 деревьев. Стоимость одного пробега для полуторатонки равна 9 руб., для трехтонки - 15 руб., для пятитонки - 24 руб. Как следует организовать перевозки, чтобы их общая стоимость была наименьшей? (Недогрузка машин не допускается.)

  3. Полосы профильного проката длиной 5 м необходимо раскроить для серийного производства некоторого изделия длиной 6 см и 7 см. как раскроить материал, чтобы максимально использовать его и получить при этом почти одинаковое количество изделий общих видов?

  4. Требуется соорудить канал с поперечным сечением ABDC, где АВ=CD, АВ и CD перпендикулярны к BD. Сумма длин АВ, ВD и СD должны быть равной P метрам. Какими надо сделать ширину и глубину канала, чтобы площадь его поперечного сечения, т.е. площадь прямоугольника с вершинами в точках А, В, С, D оказалась бы наибольшей?

Занятие №5. Метод преобразования плоскости

  1. Из всех прямоугольников, вписанных в полукруг, найдите прямоугольник наибольшей площади.

  2. В каком месте следует построить мост MN через реку, разделяющую деревни А и В, чтобы путь AMNB был кратчайшим? (Берега реки считаются параллельными прямыми, мост перпендикулярен берегам).

  3. Две деревни А и В находятся по одну сторону от прямого шоссе а. В какой точке С на шоссе а надо установить остановку автобуса, чтобы сумма расстояний АС + СВ была кратчайшей?

Занятие №6. Метод опорной функции

  1. Требуется построить одноэтажное здание с общей площадью 180 Курс по выбору «Решение экстремальных задач» при наименьшей затрате материала на наружные стены. Каковы должны быть размеры здания, если оно будет строиться из железобетонных блоков длиной 3 м каждый?

  2. Для ограды прямоугольного участка заготовлено 78 щитов длиной 2,5 м каждый. Какую длину и ширину должен иметь прямоугольный участок, чтобы его площадь была наибольшей?

  3. Из металлической пластинки нужно изготовить деталь в виде треугольника площадью Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и углом Курс по выбору «Решение экстремальных задач» при вершине Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Какими должны быть две стороны, сходящиеся в вершине Курс по выбору «Решение экстремальных задач», для того, чтобы сторона Курс по выбору «Решение экстремальных задач», противолежащая вершине Курс по выбору «Решение экстремальных задач», имела наименьшую длину?

  4. По конвейеру движется 10 деталей, вдоль конвейера расположен ряд рабочих мест. На первом рабочем месте снимается 3 детали, а на каждом следующем на 2 детали больше, чем на предыдущем рабочем месте. Кроме этого, на каждом рабочем месте конвейера поступает дополнительно13 деталей. Какое наибольшее количество деталей может быть на конвейере, и на каком рабочем месте?

Занятие № 7-9.

  1. Какой из всех параллелограммов с заданными диагоналями а и b имеет наибольшую площадь?

  2. Предполагается использовать 2000 руб. на путевки в дома отдыха, которые расположены в одной местности. Путевки есть на 12, 22 и 24 дня. Стоимость их соответственно равна 21 руб., 40 руб., 48 руб. Сколько и каких путевок нужно купить, чтобы общее число дней отдыха было наименьшим?

  3. Объекты Курс по выбору «Решение экстремальных задач» расположены между двумя прямолинейными путями Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Соединить эти объекты между собой замкнутой дорогой кратчайшей длины с выходом на прямолинейные пути.

  4. По разные стороны от полотна железной дороги АВ расположены два завода М и N. Где нужно построить на железной дороге платформу CD длиной а так, чтобы общая длина дороги MCDN была наименьшей?

  5. Среди всех трапеций с заданной высотой 3 см и диагоналями длиной 6 см и 5 см найдите трапецию максимальной (минимальной) площади. Вычислите площадь.

  6. Заготовлен материал на 240 м ограждения двух участков прямоугольной формы одинаковых периметров, граничащих между собой. Какую длину и ширину должны иметь участки, чтобы их площадь была наибольшей?

  7. Найдите максимальный объем прямоугольного параллелепипеда, если задана площадь его полной поверхности.

  8. Из цилиндрического бревна надо выпилить прямоугольный брус наибольшего объема. Какой формы должно быть его сечение?

  9. Три деревни Курс по выбору «Решение экстремальных задач» расположены на одной прямой. Где на этой прямой следует вырыть колодец и проложить трубы к деревням, чтобы затраты были наименьшими, если проведение трубы Курс по выбору «Решение экстремальных задач» стоит Курс по выбору «Решение экстремальных задач» руб за 1 метр, к Курс по выбору «Решение экстремальных задач» рублей за метр, к Курс по выбору «Решение экстремальных задач» рублей за метр. Трубы считать прямолинейными.

  10. Окно имеет форму прямоугольника, завершенного полукругом. Периметр фигуры равен 6 м. Каковы должны быть размеры окна, чтобы окно пропускало наибольшее количество света?

  11. Содержание витамина Курс по выбору «Решение экстремальных задач» в 1 кг вишни 150 мг, а в 1 кг абрикосов 75 мг. Причем стоимость 1 кг вишни составляет 0,3 руб., а одного кг абрикосов - 0,4 руб. Сколько граммов вишни и сколько граммов абрикосов следует включить в дневной рацион, чтобы в нем оказалось 75 мг витамина Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и не менее 0,25 кг вишни при минимальных затратах?

  12. Прямоугольная цветочная клумба должна занимать площадь 216 Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Вдоль длины клумбы должны быть дорожки шириной по 2 м, а вдоль ее ширины - по 3 м. каковы должны быть размеры клумбы, чтобы площадь дорожек была наименьшей?


  1. Методика работы с экстремальными задачами в рамках курса по выбору

Методы решения экстремальных задач были нами рассмотрены в 1 главе. Теперь опишем методику их решения в рамках изучаемого курса по выбору.

Решить задачу - это значит найти такую последовательность общих положений математики (определений, аксиом, теорем, правил, законов, формул), применяя которые к условиям задачи или к их следствиям (промежуточным результатам решения), получаем то, что требуется найти в задаче, Курс по выбору «Решение экстремальных задач» ее ответ. ([46], c. 25)

В методике обучения математике выделяют четыре основных этапа процесса решения математической задачи:

  1. Анализ текста задачи;

  2. Осуществление поиска решения и составление плана решения;

  3. Реализация плана решения;

  4. Анализ найденного решения.

На первом этапе решения задачи предполагается осмысление текста задачи и анализ ее содержания, выделить условия и требования, выделить данные величины и зависимости между ними; постановка специальных вопросов и поиск ответов на них: о чем говорится в задаче? Что требуется найти в задаче? Что известно в данной задаче? Что неизвестно? Ответив на эти вопросы, мы сможем разобраться в деталях задачи, которые впоследствии, вероятно, будут играть определённую роль. Результаты анализа условия задачи удобно зафиксировать в виде таблицы, схемы, рисунка. Главная задача первого этапа 0 перевод условия задачи, сформулированного на естественном языке, на язык математики.

Второй этап работы над задачей предполагает составление математической модели к задаче. В качестве модели может служить формула, уравнение, система уравнений, график и т. п.

Третий этап работы над задачей - это исследование построенной модели. Конкретно, для экстремальных задач, на этом этапе мы должны найти экстремальное значение исследуемой функции.

На четвертом этапе работы над задачей можно установить, правильно ли понята задача, правдоподобен ли результат, не противоречит ли полученный ответ условиям задачи. Ответив на эти вопросы мы, возможно, сможем найти новое, лучшее решение, можем обнаружить новые интересные факты.

Занятие 1. Использование свойств линейной функции

Цели занятия: познакомить учащихся с методом решения экстремальных задач с помощью свойств линейной функции.

На этапе актуализации знаний, при изучении метода решения экстремальных задач с помощью линейной функции, можно предложить учащимся ответить на вопросы и выполнить следующие задания.

- Какая функция называется линейной?

- Что называется областью определения функции?

- Какова область определения функций, изображенных на рисунке?

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.1. Рис. 2.2

- Что называют областью значений функции?

- Какие значения принимают данные функции?

- Какая функция называется возрастающей?

- Какая функция называется убывающей?

- От чего зависит возрастание и убывание линейной функции?

- Рассмотрим функцию Курс по выбору «Решение экстремальных задач» на промежутке от [-1;2]. Чему равно значение функции при Курс по выбору «Решение экстремальных задач»;0;1?

- При каких значениях Курс по выбору «Решение экстремальных задач» функция принимает положительные (отрицательные) значения?

- Укажите наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке [-1;2].

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: если линейная функция рассматривается на отрезке, то она принимает наибольшее и наименьшее значение на концах этого отрезка.

Задача 1. Расстояние между двумя заводами A и B по шоссейной дороге равно 8 км. Где нужно построить общежитие, в котором должны жить 500 рабочих заводa A и 300 рабочих завода B, чтобы общее расстояние, которое они должны проезжать, было наименьшим?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Заводы расположены на шоссе, на расстоянии 8 км друг от друга. В заводе Курс по выбору «Решение экстремальных задач» проживают 500 рабочих, в заводе Курс по выбору «Решение экстремальных задач» - 300 рабочих. Нам нужно определить, где удобнее расположить общежитие, чтобы общее расстояние, которое будут проезжать все рабочие, было наименьшим.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Нам известно, что расстояние между двумя заводами составляет 8 км. Обозначим расстояние от общежития до завода A через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» (Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Тогда расстояние от общежития до завода Курс по выбору «Решение экстремальных задач»составляет Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Общее расстояние, которое должны проезжать рабочие, можно представить в виде следующей линейной функции:Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

III этап. Реализация плана решения

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Нам необходимо найти, наименьшее расстояние, значит, решение задачи сводится к нахождению минимума линейной функции на отрезке [0;8]:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

При Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Ответ: общежитие нужно построить ближе к заводу A.

Задача 2. Расстояние между двумя заводами A и B равно 40 км. Потребность в нефти завода А составляет 80 т в сутки, а завода B - 70 т. Перевозка 1 т нефти на расстояние 1 км для завода A стоит 80 р., а для завода B - 100 р. Где нужно построить нефтебазу, которая должна обеспечивать горючим заводы A и B, чтобы расходы на перевозку горючего в общем были наименьшими?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Анализируя условие данной задачи, выполним краткую запись в виде таблицы.

Потребность в нефти

Стоимость перевозки 1 т нефти на 1 км

Завод A

80 т/сутки

80 руб

Завод B

70 т/сутки

100 руб

Вопрос в задаче заключается в следующем: где удобнее построить нефтебазу, чтобы расходы в общем были наименьшие?

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Обозначим расстояние от нефтебазы до пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач» через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» (Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Зная, что расстояние между двумя заводами равно 40 км, расстояние от нефтебазы до пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач» можно выразить как Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Тогда,Курс по выбору «Решение экстремальных задач» будет обозначать общие расходы на перевозку горючего.

III этап. Реализация плана решения

Решение данной задачи сводится к нахождению минимума на отрезке Курс по выбору «Решение экстремальных задач» функции Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Ответ: нефтебазу нужно строить в пункте Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Задача 3. Для изготовления столов и шкафов имеется 60 Курс по выбору «Решение экстремальных задач» древесины. Расход древесины и доход за одно изделие таковы:

Изделие

Древесина (куб.м)

Доход (руб.)

Стол

Шкаф

0,15

0,2

10

16

Сколько столов и сколько шкафов должна изготовить мастерская, чтобы обеспечить наибольший доход, если используется вся древесина?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Условие задачи сразу представлено в виде таблицы, из которой известны расход и доход древесины на 1 шкаф и на 1 стол. Количество столов и шкафов нам неизвестно, знаем только то, что всего имеется 60 Курс по выбору «Решение экстремальных задач» древесины.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Обозначим количество шкафов и столов соответственно через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и y (Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Расход древесины можно выразить следующим уравнением Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Функция Курс по выбору «Решение экстремальных задач» обозначает доход. Решение задачи сводится к нахождению максимума функцииКурс по выбору «Решение экстремальных задач».

III этап. Реализация плана решения

Так как Курс по выбору «Решение экстремальных задач», выразим Курс по выбору «Решение экстремальных задач» через Курс по выбору «Решение экстремальных задач»:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Тогда, Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Далее решение задачи сводится к нахождению максимума данной функции на отрезке.

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

При Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Следовательно, если изготовить 300 шкафов, можно будет обеспечить наибольший доход 4800 рублей.

Ответ: наибольший доход составляет 4800 рублей.

Задача 4. Населенные пункты Курс по выбору «Решение экстремальных задач» расположенные на отрезке АВ, снабжаются некоторыми потребительским товаром как из пункта А, так и из пункта В. Одна тонна этого товара в А обходится в 5 тыс. руб., а в В - в 7 тыс. руб. Транспортировка 1 т груза на расстояние 1 км стоит 200 руб. расстояние между пунктами А и В равно 100км. Нужно составить план снабжения товарами пунктов Курс по выбору «Решение экстремальных задач»при котором будет допускаться минимальный расход денег.

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Для лучшего понимания задачи, представим условие в виде таблицы:

Стоимость 1 т

Транспортировка 1 т на 1 км

Пункт A

5тыс. руб

200 руб

Пункт B

7 тыс. руб

200 руб

Расстояние между пунктами Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и Курс по выбору «Решение экстремальных задач» - 100 км.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Представим эту жизненную ситуацию в математическом описании. Пусть расстояние Курс по выбору «Решение экстремальных задач» тогда Курс по выбору «Решение экстремальных задач» . Стоимость транспортировки 1т груза из пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач» в пункт Курс по выбору «Решение экстремальных задач» равна Курс по выбору «Решение экстремальных задач»тыс. руб. Стоимость транспортировки 1 т груза из пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач» в пункт Курс по выбору «Решение экстремальных задач» равна: Курс по выбору «Решение экстремальных задач» 0,2 тыс. руб, или Курс по выбору «Решение экстремальных задач» тыс. руб. Чтобы узнать, на каком расстоянии стоимость транспортировки груза от пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач» будет не больше, чем от пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач», составим и решим следующее неравенство: Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

III этап. Реализация плана решения

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Итак, из пункта Курс по выбору «Решение экстремальных задач»нужно транспортировать товар на расстояние не больше, чем на 55 км, а из В - не больше, чем на 45 км.

IV этап. Анализ найденного решения

Целесообразно предложить ученикам подсчитать, сколько будет стоить транспортировка 1 т груза в пункт Курс по выбору «Решение экстремальных задач», который находится от А на расстоянии 20 км, 55 км, 70 км, а потом от В - на расстоянии 80 км, 45 км, 30 км. Наконец, необходимо сделать вывод и оценить важность применяемых математических методов.

Занятие 2. Использование свойств квадратичной функции

Цели занятия: обучить учащихся аналитическому методу решения экстремальных задач с использованием свойств квадратичной функции.

На этапе актуализации знаний учитель может предложить учащимся задание на построение графика квадратичной функции при Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и Курс по выбору «Решение экстремальных задач». По данным графикам ученики вспомнят основные свойства квадратичной функции, определят, в какой точке парабола принимает наибольшее и наименьшее значение, и при каких условиях. Далее они смогут сделать вывод о графике квадратичной функции.

При объяснении нового материала, в качестве примера, учителю следует рассмотреть задачу 2 (теоретическая часть). В дальнейшем, вывод, полученный из этой задачи, будет использоваться при решении конкретных задач.

Рассмотрим одну из задач, которая встречается в учебниках под редакцией Мордковича, Алимова.

Задача 1: Число 15 представить в виде суммы двух положительных чисел, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

На первый взгляд учащимся хочется решить эту задачу перебором возможных вариантов. Так как число 15 достаточно мало, то особо не возникает трудностей это выполнить. Однако, в качестве констатирующего эксперимента, эта задача была предложена учащимся для самостоятельного решения, и никто не решил ее правильно.

В данной задаче известно, что сумма двух чисел должна быть равна 15. Требуется найти наибольшее произведение этих чисел.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Зная, что сумма чисел равна 15, не составляет труда одно число обозначить за Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а другое число за Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Пусть Курс по выбору «Решение экстремальных задач» произведение этих чисел. Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Решение данной задачи сводится к нахождению экстремального значения квадратичной функции.

III этап. Реализация плана решения

По основной теореме о квадратных трехчленах, наибольшее значение функция Курс по выбору «Решение экстремальных задач» будет принимать при Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Тогда второе число равно Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Чтобы произведение этих чисел оказалось наибольшим, эти числа должны быть равны друг другу.

Задача 2. Определите при заданном периметре длину и ширину прямоугольного участка земли, при которых его площадь будет наибольшей.

I этап. Анализ текста задачи

Разберемся с условием задачи.

- Что известно? (периметр и площадь участка)

- Что требуется найти в задаче? (длину и ширину участка)

- Как найти периметр участка?

- Как найти площадь?

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Поскольку, стороны участка неизвестны, обозначим их за Курс по выбору «Решение экстремальных задач» соответственно. Выразим периметр и площадь, и найдем наибольшее значение, воспользовавшись известными нам теоремами и следствиями из них.

III этап. Реализация плана решения

Периметр участка равен Курс по выбору «Решение экстремальных задач», площадь участка выражается формулой Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Так как периметр является величиной постоянной, тогда по следствию 3 наибольшее значение достигается, если Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Следовательно, участок имеет форму квадрата.

Ответ: Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Задача 3. Имеется 40 м проволоки, которой нужно огородить участок прямоугольной формы и наибольшей площади. Какие размеры должен иметь прямоугольный участок?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

В задаче известно, что искомый участок имеет форму прямоугольника. Размеры участка нам тоже не даны. Так как участок нужно огородить проволокой длиной 40 м., значит, периметр участка должен быть равен 40 м.

Условие задачи представим в виде рисунка:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.3.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Обозначим одну из сторон участка через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Тогда длина другой его стороны будет равна Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Площадь участка выражается как

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

III этап. Реализация плана решения

Так как Курс по выбору «Решение экстремальных задач» наибольшее значение квадратного трехчлена равно Курс по выбору «Решение экстремальных задач» (по основной теореме о квадратных трехчленах).

Значит, прямоугольник имеет размеры Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Следовательно, прямоугольник является квадратом.

Ответ: прямоугольный участок должен иметь размеры Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Задача 4. Заготовлен материал на 240 м ограждения двух участков прямоугольной формы одинаковых периметров, граничащих между собой.. Какую длину и ширину должны иметь участки, чтобы их площадь была наибольшей?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Мы знаем длину материала, которым необходимо огородить два одинаковых, граничащих между собой, участка. Значит, периметр этих участков равен 240м. Длина и ширина участков нам неизвестна. Представим условие задачи в виде рисунка:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»Рис.

Рис. 2.4.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Пусть ширина искомого участка равна Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а длина Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Тогда площадь участка Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а периметр выражается следующим уравнением Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

III этап. Реализация плана решения

Из уравнения Курс по выбору «Решение экстремальных задач» выразим Курс по выбору «Решение экстремальных задач» через Курс по выбору «Решение экстремальных задач»: Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Подставляя Курс по выбору «Решение экстремальных задач» в уравнение Курс по выбору «Решение экстремальных задач», получаем:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Решение данной задачи сводится к нахождению максимума функции Курс по выбору «Решение экстремальных задач»:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Ответ: Чтобы площадь участка была наибольшей, он должен иметь ширину 40 м, длину 60 м.

Задача 5. В цирке 1500 мест. Администрация исследует зависимость общей выручки от цены билетов. При цене 100 рублей было продано 200 билетов, при цене 50 рублей - 1000 билетов. Предложите оптимальную цену билета, при которой выручка будет наибольшей.

I этап. Анализ текста задачи

Для лучшего понимания задачи, представим условие в виде таблицы:

Цена

100 руб

50 руб

Количество

200 билетов

1000 билетов

Известно общее количество мест - 1500. Требуется найти оптимальную цену, при которой выручка будет наибольшей.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

- Если Курс по выбору «Решение экстремальных задач» количество проданных билетов, а Курс по выбору «Решение экстремальных задач» цена, тогда какой зависимостью можно связать две эти величины? (Курс по выбору «Решение экстремальных задач» зависимость количества проданных билетов от цены).

- Зная первую цену и количество проданных билетов, какое уравнение можно составить? (Курс по выбору «Решение экстремальных задач»)

- Аналогично составим второе уравнение Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

III этап. Реализация плана решения

Из условий задачи получим систему из двух уравнений, с двумя неизвестными:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Откуда Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Вернемся к уравнению, обозначающему зависимость количества проданных билетов от цены:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Очевидно, что общая выручка Курс по выбору «Решение экстремальных задач» равна произведению количества проданных билетов и цены:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Решение данной задачи сводится к исследованию квадратичной функции. А мы знаем, что при Курс по выбору «Решение экстремальных задач» квадратичная функция имеет максимальное значение в вершине параболы.

Значит, Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Тогда Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Ответ: максимальная выручка 50625 рублей будет при цене за билет 56,25 рублей.

Помимо исследования квадратичной функции, в этой задаче присутствовала и линейная функция, изученная ранее.

Занятие №3. Метод оценки

Цели занятия: изучить метод оценки для решения задач на нахождение наибольших и наименьших значений.

Задача 1. Проектируется канал оросительной системы с прямоугольным сечением в 4,5 Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Какими должны быть размеры сечения, чтобы для облицовки стенок и дна пошло наименьшее количество материала?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

- Что известно в задаче? (сечение канала)

- Какую форму представляет собой сечение? (прямоугольник)

- Чему равна площадь сечения? (4,5 Курс по выбору «Решение экстремальных задач»)

- Что требуется найти в задаче? (размеры сечения, чтобы на облицовку стенок и дна пошло наименьшее количество материала)

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Так как размеры прямоугольного сечения нам неизвестны, обозначим их соответственно через Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Тогда Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Решение задачи сводится к нахождению минимума функции Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

III этап. Реализация плана решения

Из формулы площади Курс по выбору «Решение экстремальных задач», выразим Курс по выбору «Решение экстремальных задач» черех Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и подставим в искомую функцию: Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Произведение Курс по выбору «Решение экстремальных задач» величина постоянная, значит сумма Курс по выбору «Решение экстремальных задач» принимает наименьшее значение при Курс по выбору «Решение экстремальных задач», или при Курс по выбору «Решение экстремальных задач». (по теореме 3: сумма двух положительных слагаемых, произведение которых постоянно, имеет наименьшее значение при равенстве слагаемых.)

Значит, для того, чтобы на облицовку стенок и дна пошло наименьшее количество материала, прямоугольное сечение должно иметь длину равную 1,5 м и ширину, равную 3 м.

Ответ: Курс по выбору «Решение экстремальных задач» м.

Задача 2. Требуется сделать коробку, объем которой должен равняться 108 Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Коробка открыта сверху и имеет квадратное дно. Каковы должны быть ее размеры, чтобы на ее изготовление пошло наименьшее количество материала?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

- Что известно в задаче? (объем коробки)

- Какую форму имеет коробка? (форма прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат)

- Чему равен объем коробки? (108 Курс по выбору «Решение экстремальных задач»)

- Что требуется найти в задаче? (размеры коробки, чтобы на ее изготовление пошло наименьшее количество материала)

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Длину стороны основания обозначим через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» см., а высоту коробки - Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Тогда ее объем Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Площадь поверхности коробки Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

III этап. Реализация плана решения

Учитывая, что V= 108 Курс по выбору «Решение экстремальных задач», имеем Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Представим выражение для S следующим образом:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

ПроизведениеКурс по выбору «Решение экстремальных задач» , следовательно, S достигает наименьшего значения, если Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Тогда Курс по выбору «Решение экстремальных задач» = 108 Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Ответ: коробка должна иметь длину равную 6 м, высоту равную 3 м.

Задача 3.Спортплощадку площадью Курс по выбору «Решение экстремальных задач»имеющую форму прямоугольника, нужно огородить с двух противоположных сторон деревянным забором, с двух других противоположных сторон - проволочным. Постройка одного метра деревянного забора стоит 5 руб., проволочного - 3 руб. Каковы должны быть размеры спортплощадки, чтобы затраты на ограждения были минимальные?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

- О чем эта задача? (о спортплощадке, которую необходимо огородить забором)

- Что нам известно? (площадь спортплощадки, стоимость 1 м деревянного забора и 1 м проволочного забора)

- Чему равна площадь спортплощадки? (Курс по выбору «Решение экстремальных задач»)

- Какую форму представляет собой спортплощадка? (прямоугольник)

- Сколько стоит 1 м забора каждого вида? (1 м деревянного забора стоит 5 руб., а стоимость 1 м проволочного забора составляет 3 руб.)

- В чем заключается вопрос задачи? (Найти размера спортплощадки, при которых затраты на ограждения будут наименьшими)

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Раз нас просят найти размеры спортплощадки, значит удобнее всего их обозначить за неизвестное. Пусть Курс по выбору «Решение экстремальных задач» длина прямоугольной спортплощадки, а Курс по выбору «Решение экстремальных задач» ширина. Тогда Курс по выбору «Решение экстремальных задач»длина деревянного забора, Курс по выбору «Решение экстремальных задач»длина проволочного забора. Значит площадь прямоугольной спортплощадки Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Зная, что постройка одного метра деревянного забора стоит 5 руб., а проволочного - 3 руб.можем составить следующее уравнение, выражающее общую стоимость строительства: Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

III этап. Реализация плана решения

Из уравнения Курс по выбору «Решение экстремальных задач» выразим Курс по выбору «Решение экстремальных задач» через Курс по выбору «Решение экстремальных задач»: Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Подставляя Курс по выбору «Решение экстремальных задач» во второе уравнение, получаем Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Для нахождения наименьшего значения C воспользуемся неравенством Курс по выбору «Решение экстремальных задач»получим: Курс по выбору «Решение экстремальных задач»;

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Знак равенства имеет место только при Курс по выбору «Решение экстремальных задач», т. е. при Курс по выбору «Решение экстремальных задач» (по теореме 3).

Ответ: Минимальная стоимость забора составляет 1200 рублей, а размеры спортплощадки - Курс по выбору «Решение экстремальных задач» м.

Задача 4. Тракторная бригада должна послать в совхоз для выполнения определенной работы некоторое количество тракторов Известно, что 10 тракторов делают эту работу за 12 рабочих дней, и что совхоз выплачивает ремонтной бригаде на протяжении всего периода работ 30 руб. за один день, каждому трактористу - 4 руб. 80 коп. за один день работы и 4 руб. за перегон трактора в совхоз и обратно (на протяжении периода работ тракторы находятся в совхозе). При каком количестве тракторов суммарная оплата рабочим за выполнение всех работ будет наименьшей? Чему равна минимальная оплата рабочих?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

- Известно, сколько тракторов должна послать в совхоз тракторная бригада? (нет)

- Какие условия нам известны?

( 10 тракторов выполняют задание за 12 дней;

10 тракторов получают в день по 30 руб.;

Каждый тракторист получает 4 руб. 80 коп за 1 день и 4 руб. за перегон трактора туда и обратно)

- Что требуется найти в задаче? (количество тракторов, чтобы суммарная оплата рабочим была наименьшей)

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Так как количество тракторов нам неизвестно, обозначим их за Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Тогда Курс по выбору «Решение экстремальных задач»совхоз выплачивает 10 тракторам за 12 дней.

Каждый тракторист за 12 дней получает Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Суммарная оплата рабочим за выполнение всей работы обозначим через Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Решение данной задачи сводится к нахождению минимума данной функции.

III этап. Реализация плана решения

Для решения этой задачи используем неравенство о среднем арифметическим и среднем геометрическим Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и дадим оценку для величины S:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Ответ: суммарная оплата рабочим за выполнение всех работ будет наименьшей, если будет 30 тракторов. Минимальная оплата составляет 816 рублей.

Занятие №4. Метод перебора

Цели занятия: освоить метод перебора при решении экстремальных задач.

Задача 1. На колхозной ферме нужно провести водопровод длиной 167 м. Для этого имеются трубы длиной 5 и 7 м. Сколько труб той или иной длины нужно использовать, чтобы сделать наименьшее количество сварочных швов (трубы не резать)?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Разберемся с условием задачи. Известно, что нужно провести водопровод, длиной 167 м, использовав при этом пятиметровые и семиметровые трубы. Требуется узнать, количество этих труб, чтобы количество сварочных швов было наименьшим.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Поскольку, количество труб как 5-метровых, так и 7-метровых может меняться, следует обозначить их соответственно через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Пусть Курс по выбору «Решение экстремальных задач» длина 7-метровых труб, Курс по выбору «Решение экстремальных задач»длина 5-метровых труб. Составим уравнение с двумя неизвестными Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

III этап. Реализация плана решения

Из уравнения Курс по выбору «Решение экстремальных задач» выразим, например, переменную Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и получим:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Так как Курс по выбору «Решение экстремальных задач», то методом перебора несложно найти соответствующие пары чисел.

Данному уравнению Курс по выбору «Решение экстремальных задач» удовлетворяют следующие пары чисел (1;32), (6;25), (11;18), (16;11), (21;4). Из данных решений, наиболее выгодным является последнее решение, т.е. необходимо взять 21 7-метровую трубу и 4 5-метровых труб.

Рассмотрим методические приемы решения одной из задач, решение которой сводится к нахождению Курс по выбору «Решение экстремальных задач»если Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и, при этом учитываются соотношения Курс по выбору «Решение экстремальных задач»где Курс по выбору «Решение экстремальных задач»заданные числа.

Задача 2. Из лесного хозяйства в город нужно вывезти 1590 деревьев. Для перевозки деревьев можно заказать полуторатонки, трехтонки, пятитонки. На полуторатонке можно перевезти за один раз 26 деревьев, на трехтонке - 45, на пятитонке - 75 деревьев. Стоимость одного пробега для полуторатонки равна 9 руб., для трехтонки - 15 руб., для пятитонки - 24 руб. Как следует организовать перевозки, чтобы их общая стоимость была наименьшей? (Недогрузка машин не допускается.)

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Чтобы лучше понять условие задачи, представим все данные в виде таблицы:


полуторатонки

трехтонки

пятитонки

Деревья за один раз

26

45

75

Стоимость одного пробега

9 руб.

15 руб.

24 руб.

Всего деревьев: 1590

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Количество машин каждого вида мы не знаем, поэтому обозначим через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» соответственно полуторатонки, трехтонки и пятитонки. Тогда можем составить следующее уравнение Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

По условию задачи Курс по выбору «Решение экстремальных задач» нужно выбрать таким образом, чтобы стоимость перевозки была наименьшей. Решим данную задачу способом, доступным для учащихся 8 класса. Используем метод простого перебора.

III этап. Реализация плана решения

Оценим, где перевозка одного дерева будет наиболее дешевой: на полуторатонке Курс по выбору «Решение экстремальных задач», на трехтонке Курс по выбору «Решение экстремальных задач», на пятитонке Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Сравним получившиеся дроби. Поскольку Курс по выбору «Решение экстремальных задач» то выгоднее перевозить деревья в пятитонках по 75 деревьев, менее выгодно перевозить в трехтонках по 45 деревьев и наименее выгодно перевозить в полуторатонках по 26 деревьев. Следовательно, необходимо найти максимальное количество деревьев, которое можно перевести в пятитонках по 75 деревьев.

Чтобы найти максимальное количество деревьев, будем рассматривать числа, близкие к числу 1590, кратные 75.

Если возьмем число 1575, то останется 21 дерево, которое нельзя никуда загрузить, т. к. недогрузка машин не допускается. Если возьмем число 1500, то останется 90 деревьев, которые можно распределить в две трехтонки по 45 деревьев в каждую.

Таким образом, наиболее целесообразно взять 20 пятитонок по 75 деревьев и 2 трехтонки по 45 деревьев. При такой организации перевозок стоимость окажется наименьшей и составит 510 рублей.

Ответ: 20 пятитонок и 2 трехтонки. Наименьшая стоимость перевозок составит 510 рублей.

Задача 3. Полосы профильного проката длиной 5 м необходимо раскроить для серийного производства некоторого изделия длиной 6 см и 7 см. Как раскроить материал, чтобы максимально использовать его и получить при этом почти одинаковое количество изделий общих видов?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

В данной задаче известна длина материала- 5м, которую необходимо раскроить для изделия двух видов. Длина одних изделий равна 6 см., а длина других - 7 см. Количество изделий нам неизвестно.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Так как нам не известно количество изделий каждого вида, то следует обозначить эти переменные через Курс по выбору «Решение экстремальных задач»соответственно. Зная что, полосы профильного проката длиной 500 см надо раскроить для изделия длиной 6 см и 7 см, мы сможем составить и решить уравнение.

III этап. Реализация плана решения

Пусть Курс по выбору «Решение экстремальных задач»количество изделий одного вида, Курс по выбору «Решение экстремальных задач» количество изделий другого вида. Составим и решим следующее уравнение Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Выразим Курс по выбору «Решение экстремальных задач» через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и получим новое уравнение Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Для решения данного уравнения воспользуемся методом простого перебора. Найдем несколько пар уравнений, например: (81;2), (74;8), (67;14). Далее простой перебор использовать нецелесообразно, так как количество изделий достаточно велико. Поэтому, здесь лучше увидеть некоторую закономерность, т. е. количество изделий записать формулами:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Поскольку Курс по выбору «Решение экстремальных задач» то методом оптимального перебора легко получить пару чисел (39;38).

Задача 4. Требуется соорудить канал с поперечным сечением ABDC, где АВ=CD, АВ и CD перпендикулярны к BD. Сумма длин АВ, ВD и СD должны быть равной Р метрам. Какими надо сделать ширину и глубину канала, чтобы площадь его поперечного сечения, т.е. площадь прямоугольника с вершинами в точках А, В, С, D оказалась бы наибольшей?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.5.

  • Что представляет собой сечение канала? (прямоугольник)

  • Что известно про это сечение? (Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и Курс по выбору «Решение экстремальных задач»)

  • Что требуется найти в задаче? (ширину и длину канала, чтобы площадь сечения была наибольшей)

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Поскольку мы еще не знаем, какими надо сделать глубину и ширину канала, то естественно надо обозначить эти переменные через Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Далее надо выразить через Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и Курс по выбору «Решение экстремальных задач» ту величину, наибольшее значение которой нам надо найти, т.е. площадь сечения канала. Эта площадь выразится произведением Курс по выбору «Решение экстремальных задач», будет зависеть от двух переменных величин Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Но наше исследование облегчится, если нам удастся выразить площадь только от одной переменной. Очевидно, что в данном случае это сделать легко, т.к. по условию задачи Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

III этап. Реализация плана решения

Пусть Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Площадь сечения будет равна Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Задача сводится к определению наибольшего значения функции

Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Очевидно, что

Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Отсюда видно, что наибольшая площадь получится в том случае, когда мы сделаем глубину канала Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Тогда ширина Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а наибольшая площадь равной Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Ответ: ширина Курс по выбору «Решение экстремальных задач», глубина Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Занятие №5. Метод преобразования плоскости

Цели занятия: изучить метод преобразования плоскости для решения геометрических экстремальных задач.

Задача 1. Из всех прямоугольников, вписанных в полукруг, найдите прямоугольник наибольшей площади.

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Построим рисунок к задачи:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»





Курс по выбору «Решение экстремальных задач»





Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»





Д

В

С

Р

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Д

R

х

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.6.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Решим данную задачу методом преобразования плоскости. Используя осевую симметрию, достроим полуокружность до окружности.

III этап. Реализация плана решения

Пусть Курс по выбору «Решение экстремальных задач» - прямоугольник, вписанный в полуокружность, Курс по выбору «Решение экстремальных задач» -диаметр окружности. Построим образ данной полуокружности относительно диаметра. Объединение данной полуокружности и её образа при осевой симметрии относительно Курс по выбору «Решение экстремальных задач»- окружность. В эту окружность вписан прямоугольник Курс по выбору «Решение экстремальных задач»; Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Площадь прямоугольника Курс по выбору «Решение экстремальных задач» - половина площади прямоугольника Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Отсюда следует, что площадь Курс по выбору «Решение экстремальных задач» максимальна тогда и только тогда, когда площадь Курс по выбору «Решение экстремальных задач» максимальна. Давайте вспомним, какой прямоугольник вписанный в круг имеет наибольшую площадь? Ответить на этот вопрос нам поможет задача, которую мы решали при изучении метода решения, с помощью квадратичной функции. (смотри задачу 2: В данный круг вписать прямоугольник наибольшей площади).

Наибольшую площадь имеет квадрат. Тогда длина прямоугольника - Курс по выбору «Решение экстремальных задач», ширина - Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Значит, отношение сторон прямоугольника - 2:1, а его площадь равна Курс по выбору «Решение экстремальных задач», где Курс по выбору «Решение экстремальных задач» - радиус данной полуокружности.

Ответ: прямоугольник, отношение сторон которого 2:1.

Задача 1. В каком месте следует построить мост MN через реку, разделяющую деревни А и В, чтобы путь AMNB был кратчайшим? (Берега реки считаются параллельными прямыми, мост перпендикулярен берегам).

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Результаты анализа условия задачи зафиксируем в виде следующего рисунка: Курс по выбору «Решение экстремальных задач» две параллельные прямые, изображающие два берега реки, Курс по выбору «Решение экстремальных задач»мост, Курс по выбору «Решение экстремальных задач» перпендикулярно Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и перпендикулярно Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.7.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Решим данную задачу методом преобразования плоскости, с помощью параллельного переноса. Главное в этой задаче, заметить, что длина отрезка Курс по выбору «Решение экстремальных задач» не зависит от положения точки Курс по выбору «Решение экстремальных задач» на прямой а, а вектор Курс по выбору «Решение экстремальных задач» определяется прямыми Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Поэтому надо найти такое положение точки Курс по выбору «Решение экстремальных задач», чтобы сумма Курс по выбору «Решение экстремальных задач» была наименьшей.

III этап. Реализация плана решения

Отрезки Курс по выбору «Решение экстремальных задач»и Курс по выбору «Решение экстремальных задач» удалены друг от друга. Поэтому, с помощью параллельного переноса на вектор Курс по выбору «Решение экстремальных задач» переведем отрезок Курс по выбору «Решение экстремальных задач» в положение Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Получим ломаную Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Длина ломаной Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а значит и длина пути Курс по выбору «Решение экстремальных задач» будет наименьшей в том случае, когда точкиКурс по выбору «Решение экстремальных задач» лежат на одной прямой. Итак, Курс по выбору «Решение экстремальных задач» - точка пересечения отрезка Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и прямой Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а точка Курс по выбору «Решение экстремальных задач» проекция точки Курс по выбору «Решение экстремальных задач» на прямую Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Если переносить другой отрезок Курс по выбору «Решение экстремальных задач» на вектор Курс по выбору «Решение экстремальных задач», то тогда точки Курс по выбору «Решение экстремальных задач» должны принадлежать одной прямой. Тогда Курс по выбору «Решение экстремальных задач» точка пересечения отрезка Курс по выбору «Решение экстремальных задач» с прямой а, а точка Курс по выбору «Решение экстремальных задач» проекция Курс по выбору «Решение экстремальных задач» на прямую Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Вся трудность задачи заключается в том, чтобы заметить особенности, при которых искомая ломаная может принять наименьшую длину.

Задача 2. Две деревни А и В находятся по одну сторону от прямого шоссе а. В какой точке С на шоссе а надо установить остановку автобуса, чтобы сумма расстояний АС + СВ была кратчайшей?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Выполним краткую запись условия задачи в виде рисунка:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.8.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Решим данную задачу с использованием осевой симметрии. Построим точку, симметричную точке Курс по выбору «Решение экстремальных задач» или Курс по выбору «Решение экстремальных задач», затем выберем на прямой Курс по выбору «Решение экстремальных задач»произвольную точку Курс по выбору «Решение экстремальных задач», отличную от точки Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и рассмотрим расстояния между этими точками.

III этап. Реализация плана решения

Пусть Курс по выбору «Решение экстремальных задач» точка, симметричная точке Курс по выбору «Решение экстремальных задач», относительно прямой а. (рис.111) Для любой точки Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Поэтому Курс по выбору «Решение экстремальных задач»Становится ясно, что сумма Курс по выбору «Решение экстремальных задач» становится кратчайшей, когда Курс по выбору «Решение экстремальных задач» попадает в точку пересечения отрезка Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и прямой Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Эта точка С и дает решение задачи.

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.9.

Занятие №6. Метод опорной функции

Цели занятия: обучить учащихся методу опорных функций.

Задача 1. Требуется построить одноэтажное здание с общей площадью 180 Курс по выбору «Решение экстремальных задач» при наименьшей затрате материала на наружные стены. Каковы должны быть размеры здания, если оно будет строиться из железобетонных блоков длиной 3 м каждый?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

- О чем эта задача?

- Что известно в задаче? (Известна площадь здания)

- Как найти площадь здания? (нужно длину умножить на ширину)

- Известны ли нам длина и ширина? (не известны, но мы можем длину обозначить за Курс по выбору «Решение экстремальных задач», а ширину выразить через площадь и длину).

- Какие еще данные известны? (здание должно строиться из железобетонных блоков длиной 3 м каждый)

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Если мы обозначим за Курс по выбору «Решение экстремальных задач» длину здания, тогда ширину можно выразить как Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Длина наружных стен, для которых используется некоторый материал, представляют собой периметр здания. Значит, решение данной задачи сводится к исследованию на минимум функции Курс по выбору «Решение экстремальных задач»Приведем данную функцию к квадратичной функции, которая будет являться опорной функцией при решении данной задачи.

III этап. Реализация плана решения

Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Так как Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и должно быть кратно 3, то Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Значит, длина здания должна быть равна 12, а ширина 15.

Ответ: Размеры здания Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Задача 2. Для ограды прямоугольного участка заготовлено 78 щитов длиной 2,5 м каждый. Какую длину и ширину должен иметь прямоугольный участок, чтобы его площадь была наибольшей?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

- Форму какой геометрической фигуры имеет участок? (форму прямоугольника)

- Знаем ли мы площадь участка?

- Что требуется найти в задаче? (длину и ширину участка, чтобы площадь была наименьшей)

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

Поскольку мы не знаем ни длину, ни ширину данного участка, и сколько конкретно щитов помещается по длине и по ширине, то логичнее всего обозначить за Курс по выбору «Решение экстремальных задач» количество щитов, которое помещается по длине участка, Курс по выбору «Решение экстремальных задач»количество щитов, которое помещается по ширине участка. Тогда, можно составить следующее уравнение: Курс по выбору «Решение экстремальных задач», обозначающее общее количество щитов. Из этого уравнения сможем выразить либо Курс по выбору «Решение экстремальных задач», либо Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Задача сводится к нахождению наименьшей площади, следовательно, нам нужно составить функцию для ее вычисления.

III этап. Реализация плана решения

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Из полученного уравнения выразим Курс по выбору «Решение экстремальных задач» через Курс по выбору «Решение экстремальных задач»: Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Площадь прямоугольно участка выражается как Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Приведем данную функцию к квадратичной функции, которая будет являться опорной функцией при решении данной задачи.Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Отсюда площадь Курс по выбору «Решение экстремальных задач» принимает наибольшее значение при Курс по выбору «Решение экстремальных задач» или Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Ответ: прямоугольный участок должен иметь следующие размеры Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Задача 3. Из металлической пластинки нужно изготовить деталь в виде треугольника площадью Курс по выбору «Решение экстремальных задач» и углом Курс по выбору «Решение экстремальных задач» при вершине Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Какими должны быть две стороны, сходящиеся в вершине Курс по выбору «Решение экстремальных задач», для того, чтобы сторона Курс по выбору «Решение экстремальных задач», противолежащая вершине Курс по выбору «Решение экстремальных задач», имела наименьшую длину?

Решение:

I этап. Анализ текста задачи

Представим условие задачи в виде рисунка:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Рис. 2.10.

II этап. Осуществление поиска решения и составление плана решения

- Какую формулу будем использовать для вычисления площади?

(Курс по выбору «Решение экстремальных задач»)

  • Как можно найти длину стороны Курс по выбору «Решение экстремальных задач»? (по теореме косинусов)

В качестве опорной функции используем теорему косинусов.

III этап. Реализация плана решения

По теореме косинусов Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Подставляя Курс по выбору «Решение экстремальных задач» в первую формулу, получим

Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»а значит и Курс по выбору «Решение экстремальных задач» достигают наименьшего значения, если Курс по выбору «Решение экстремальных задач». Значит треугольник Курс по выбору «Решение экстремальных задач» равнобедренный, и Курс по выбору «Решение экстремальных задач».

Ответ: стороны должны быть равны.

Задача 4. По конвейеру движется 10 деталей, вдоль конвейера расположен ряд рабочих мест. На первом рабочем месте снимается 3 детали, а на каждом следующем на 2 детали больше, чем на предыдущем рабочем месте. Кроме этого, на каждом рабочем месте конвейера поступает дополнительно13 деталей. Какое наибольшее количество деталей может быть на конвейере, и на каком рабочем месте?

Решение: Допустим, что наибольшее количество деталей на конвейере будет на -м месте. Тогда на рабочих местах с конвейера будет снято Курс по выбору «Решение экстремальных задач» деталей, а поступит Курс по выбору «Решение экстремальных задач» деталей. Общее количество деталей на -м месте будет следующее:

Курс по выбору «Решение экстремальных задач»

Далее найдем максимум данной функции: Курс по выбору «Решение экстремальных задач»при Курс по выбору «Решение экстремальных задач» Значит, наибольшее количество деталей на 5 6 рабочих местах дудет 40 штук.




© 2010-2022