Интегрированный урок по русскому языку и математике

Тема:  Числительное как часть речи                                                                 Как обойтись бы без числа                                                                 Наука точная могла?                                                                 Расчёт во всяком деле нужен.                                                                 Ты и с числительным будь дружен.     Цель урока: -способствовать выявлению признаков числительного как части речи, формированию вычисл...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по русскому языку и математике 06.03.2014г.

Составили и провели: учитель математики Горбачева И. Г. и учитель русского языка Харитонова Т. В.

Тема: Числительное как часть речи

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Цель урока:

-способствовать выявлению признаков числительного как части речи, формированию вычислительных навыков, умения применять числительные в речи.

- развивать навыки сотрудничества, смекалку.

- воспитывать уважительное отношение к товарищам, аккуратность.

Форма работы: групповая (группы по 5 человек, сформированы заранее, выбран старший в группе, дети в группе с различной успеваемостью).


  1. Добрый день, ребята! (Приветствие друг друга руками в виде солнышка).

У нас с вами сегодня не совсем обычный урок, урок русского языка и математики одновременно.

Прочитайте эпиграф к уроку (один ученик озвучивает). Скажите, как вы понимаете эти слова, и какое слово для вас здесь новое?

Итак, какова тема нашего урока? (Числительное как часть речи).

Какие задачи мы перед собой поставим? (Что обозначает числительное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Чем является в предложении?)

И.Г. - решать эти задачи урока мы будем и с помощью математики, отрабатывая вычислительные навыки.

Т.В. - постараемся понять, какую роль играют числительные в нашей речи.

Перед вами на столах лежит технологическая карта, которая поможет вам ориентироваться сегодня на уроке, и в ней вы можете выполнять все задания. Верно выполненное задание отмечайте знаком «+».

И.Г. Первое задание. Закрепить умение решать задачи на %. Каждая группа получает свою задачу и решает её в технологической карте.

2. Задачи.

  1. В стаде пасётся 300 коров и телят. Телята составляют 40% всего стада. Сколько в стаде телят?

  2. При перевозке рабочие разбили 2% кирпича. Это составило 150 штук. Сколько кирпича нужно было перевезти?

  3. Из 200 арбузов 16 оказались незрелыми. Сколько % всех арбузов составили незрелые?

  4. Сегодня мама дала Мише 60 рублей. Он потратил 24 рубля. Сколько % своих денег потратил Миша?

  5. Цена спортивного костюма - 1600 рублей. На распродаже его цена снизилась на 20%. Сколько стал стоить костюм?

(решают 3-5 минут) Самостоятельно выполните проверку по «ключу».

Так как схемы решения задач одинаковые, то выслушаем решение только одной задачи (например, пятой задачи). Один ученик рассказывает решение.

3. Т.В. А теперь запишите первое предложение вашей задачи, заменяя числа словами, которые и будут являться числительными.


  1. В стаде пасётся триста коров и телят.

  2. При перевозке рабочие разбили два процента кирпича.

  3. Из двухсот арбузов шестнадцать оказались незрелыми.

  4. Сегодня мама дала Мише шестьдесят рублей.

  5. Цена спортивного костюма - тысяча шестьсот рублей.

Проверка правильности выполнения (слайд).

- Что обозначают выделенные слова?

- На какой вопрос отвечают?

-Подчеркните числительные как члены предложения. (Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительным является одним членом предложения)

- Сделайте вывод.

4. И.Г. Ребята, мне нужны помощники, из каждой команды прошу выйти по 1 человеку. Скажите: «Сколько вас вышло?» (На доске появляется слово пять)

Детям раздаются карточки с числами: 0; 2,7; - 2,7; Интегрированный урок по русскому языку и математике; - 5; Интегрированный урок по русскому языку и математике- 2,07; 3. Встаньте в порядке возрастания ваших чисел от окна к двери (могут быть заданы вопросы, связанные с темой: «Сравнение положительных и отрицательных чисел»). Выполните команду: «По порядку номеров рассчитайся!». Дети выполняют эту команду, пятого игрока просят: «Назовите ещё раз ваш номер). (На доске появляется слово пятый)

Какой по счёту последний игрок? Пятый.

Спасибо, вы нам помогли!

Т.В. Составьте предложение с числительным пятый.

- На какой вопрос отвечает это числительное? ( Какой?)

-Что обозначает? (Порядок при счёте)

-Чем является в предложении? (определением)

Т.В. В зависимости от этого числительные делятся на количественные и порядковые. (слайд).

Вывод: Что вы узнали о числительном?

(Числительные обозначают количество и порядок при счёте, отвечают на вопросы сколько и какой?)

5. Работа с текстом.

И. Г. Это конкурсное задание на внимание, смекалку, на время. (Дети, в ходе выполнения задания, сами должны распределить «роли» для эффективного решения).

Крокодил Гена, вернувшись из гостей от африканской бабушки, привёз обитателям зоопарка подарки:

двум мартышкам по мячу;

кенгуру один запасной мешок;

трём медведям по качелям;

зайцу беговую дорожку с пятью препятствиями;

Не забыл и о восьми попугаях - им привёз он шесть пачек чая;

.Слон был рад четырём сапогам.

У семи козлят тоже радость - они гордятся четырнадцатью колокольчиками, висящими на их рожках.

Задание по группам:

1. Сколько обитателей в зоопарке?(23)

2. Сколько крокодил Гена привёз подарков? (29)

3. Определите падеж выделенных числительных.

4. Просклоняйте словосочетание «числительное + существительное» (на выбор)

(задание выполняется на время)

Вывод: мы убедились, что имена числительные изменяются по падежам.

Оцените работу участников своей группы в выполнении этого задания.

И.Г. Закрепим умение выполнять сложение и сравнение положительных и отрицательных чисел.

Каждой группе, используя данные числа (4), составить числовое выражение, записать на доске, прочитать его. Объяснить решение.

  1. Т.В. Вы увидели, как и когда используются числительные в нашей речи (не только в математике, но и в жизни). Очень часто числительные используются в устном народном творчестве(в пословицах, поговорках, загадках).

Объясните значение фразеологизмов, в которых употребляются числительные.

Отгадайте загадку:1. «Входишь в одну дверь, выходишь из трёх. Думаешь что вышел, на самом деле вошёл. 2. На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем, как надевать, стали обувь надувать».

7.Рефлексия: «Пять лепестков»

Воспроизведение

Применение

Понимание

Синтез

Оценка

Простые

Практические

Уточняющие

Творческие

Оценочные

Что вы узнали сегодня на уроке?

Нужны ли числа и числительные в жизни?

Правильно ли я понял,,,?

Что будет, если исчезнут числа и числительные?

Как вы относитесь к нашему уроку?

9. Домашнее задание (на выбор):

1) Написать сочинение: «Что произойдёт, если исчезнут числа?»

2) Составить прогноз погоды на ближайший день.

3) Написать рецепт любимого блюда.

4) Составить расписание движения школьного автобуса.

И. Г. Закончить наш урок хочу словами Пифагора: «Мир построен на силе чисел».

Спасибо. Урок окончен.

Ф.И. ____________________________________

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Тема урока_______________________________________________

Технологическая карта урока

Математика

Русский язык

Оценка

1.Решите задачу:

В стаде пасётся 300 коров и телят. Телята составляют 40% всего стада. Сколько в стаде телят?

2.Запишите число из 1 предложения задачи словами:

В стаде пасётся _________________ коров и телят.

-Что обозначает числительное?

-На какой вопрос отвечает?

- Подчеркните числительное как член предложения. (Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительным является одним членом предложения)

3. «Немного поиграем»

Составьте предложение с числительным пятый.

На какой вопрос отвечает это числительное? Что обозначает? Чем является в

предложении?


  1. Работа с текстом

Крокодил Гена, вернувшись из гостей от африканской бабушки, привёз обитателям зоопарка подарки:

двум мартышкам по мячу;

кенгуру один запасной мешок;

трём медведям по качелям;

зайцу беговую дорожку с пятью препятствиями;

Не забыл и о восьми попугаях - им привёз он шесть пачек чая;

.Слон был рад четырём сапогам.

У семи козлят тоже радость - они гордятся четырнадцатью колокольчиками, висящими на их рожках.

Задание:

1. Сколько обитателей в зоопарке?

2. Сколько крокодил Гена привёз подарков?

3. Определите падеж выделенных числительных.

4. Просклоняйте словосочетание «числительное + существительное» (на выбор устно)

(задание выполняется на время)

5. Определите соответствие между словом и частью речи

Словосочетание

Часть речи

1

Четвёртый месяц

1. Имя прилагательное

2.

Четвёрка за ответ

2. Глагол

3.

Столетний дуб

3. Числительное

4.

Удвоить число

5. Числительное

5

Сто рублей

6. Имя существительное





  1. Объясните значение фразеологизмов, в которых употребляются числительные:

За семь вёрст киселя хлебать - _____________________________

Как две капли воды - ________________________________________

Пятое колесо в телеге - ______________________________________

Работать до седьмого пота -___________________________________


  1. Рефлексия

«Пять лепестков»

Воспроизведение

Применение

Понимание

Синтез

Оценка

Простые

Практические

Уточняющие

Творческие

Оценочные

Что вы узнали сегодня на уроке?

Нужны ли числа и числительные в жизни?

Правильно ли я понял,,,?

Что будет, если исчезнут числа и числ- ные?

Как вы относитесь к нашему уроку?



© 2010-2022