Статья Работа с неуспешными учениками

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете

Учитель ВКК Крюченкова В.М

Работа с неуспешными учениками

В 7 в классе обучаются 25 человек, 8девочек и 17 мальчиков , 6 человек леворукие , 6 человек цыган, которые тоже создают условия для низкой успеваемости учащихся.

Большинство детей гиперактивны, то есть находятся в "группе риска"

Учащиеся "группы риска" - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов . К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям:

1. Медицинские

^ Критерии, определяющие «группу риска»;

^ Имеют хронические заболевания внутренних органов;

^ Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи;

^ Часто и длительно болеют;

^ Состоит на учете у психоневропотолога;

^ Перенесли сложные медицинские операции;

^ Перенесли стрессы;

^ Леворукие дети (левша);

^ Другое.

2. Социальные

  • Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку

  • Живут в малообеспеченной семье;


  • В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые); ^ Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса ;

  • Самовольный уход из дома; ^ Другое.

3. Учебно-педагогические

  • Имеют стойкую неуспеваемость;

  • Пропуски занятий без уважительных причин;

  • Пропускают отдельные предметы без уважительных причин;

4. Поведенческие

  • Нарушение поведения;

  • Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями;

  • Повышенная тревожность;

  • Употребление наркотических веществ;

• Табакокурение;
Токсикомания;

Гиперактивность; Другое.

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 - 15 лет.

Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» - это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения.

Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал.

Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Гиперактивных дети или дети с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

В 7в классе такие черты проявляются у Ларина Андрея, Якушева Александра, Водолацкого Данилы, Жукова Дмитрия. Эти дети не могут сидеть более 15 минут. Если нет смены деятельности на уроке, то внимание утрачивается и они начинают заниматься своими делами, иешая остальным учащимся. .

Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в

организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. На уроках

Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо (Ларин Андрей,Федоренко Януш, Федоренко Диана, Лыков Максим, Астахов Валерий) и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. Сложность работать с такими детьми еще и в том, что они не слышат учителя и не хотят его услышать, на уроке . Постоянно отвлекаются ( Козаченко Николай, Якушев Николай, Водолацкий Данила)

Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. В этом классе леворукие - Федоренко Януш, Таран Никита, Алтухова Наталия,Плотникова Виктория). До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).

В последние годы школа отказалась от практики переучивания детей и они пишут удобной для них рукой. Вопрос о переучивании ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

Одной из наиболее важных особенностей таких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно - моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно - образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Леворукость для Плотниковой Виктории и Алтуховой Наталии не является препятствием. Эти девочки хорошо учатся, сообразительны, активны на уроках, помогают во внеклассой работе. Чего не скажешь о мальчиках. Почерк небрежный, буквы наезжают друг на друга, не успевают списывать с доски, поэтому самостоятельные и контрольные работы для них - непреодолимое препятствие.

«Создание условий для преодоления неуспешности» слайд 2

  • «Школьная неуспешность - это комплекс проблем, возникший у ребёнка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.» (М.М. Безруких)

  • «Школьная неуспешность - это комплекс проблем, возникший у ребёнка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.» (М.М. Безруких)

Основные признаки неуспешности ученика слайд3

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существующие элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия; ( Якушев Николай, Ларин Андрей, Лаптев Илья)

  • проблемы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настольно, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков;

  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;( Лыков Максим, Ясенева Кристина, Потапова Светлана)

  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий отойти от готового текста; не понимает текста.

Основные причины школьной неуспешности слайд 4

  • слабое состояние здоровья; (Смирнов Дмитрий,Лаптев Илья)

  • недостаточное развитие мотивационной сферы;

  • несформированность приёмов учебной деятельности;

  • недостатки познавательной сферы ( Мещеряков Алексей, Козаченко Николай)

( мышление, память, внимание).

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся слайд5

  • Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и выслушивая объяснения учителя.( Таран Никита, Астахов Валерий)

  • 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

( Водолацкий Данила, Шаповалов Андрей, Потапова Светлана)

  • 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.( Косинов Максим, Таран Никита)

  • Слайд7

  • Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

(Ларин Андрей, Якушев Николай)

  • 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности. (Насонова Марина, Лыков Максим)

  • 6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. (Мещеряков Алексей, Фудоренко Януш)

Основные способы обнаружения отставаний учащихся: слайд8

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • · вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • · обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные признаки неуспеваемости учащихся слайд9

  • 1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

  • 2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

  • 3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Причины неуспеваемости слайд10

  • Внутренние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

  • а) дефекты органов чувств;

  • б) соматическая ослабленность;

  • в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

  • г) психологические отклонения.

  • Недостатки психического развития личности: слайд 11

  • а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

  • б) слабое развитие воли;

  • в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

  • Недостатки воспитанности личности: слайд12

  • а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

  • б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

  • в) недостатки трудной воспитанности

  • Внешние по отношению к школьнику слайд13

  • Недостатки образования личности:

  • а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

  • б) пробелы в навыках учебного труда.

  • Недостатки опыта влияния школы: ( для этого класса недостаточно количество уроков по программе)

  • а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

  • б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешкольной среды: слайд14

а) недостатки влияний семьи; (Большинство семей неполных)

б) недостатки влияний сверстников; (нет дружбы между учениками этого класса)

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика слайд15

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников слайд16

Профилактика типичных причин неуспеваемости слайд17

в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, повысить требовательность, сделать акцент на формировании у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению.

Слайд18

в старших классах представляется особо важным сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;

во всех звеньях школы необходимо обеспечить дифференцированный подход к мальчикам-подросткам

слайд19

сконцентрировать внимание на повышении эффективности преподавания, особенно русского языка и математики, иностранного языка, так как от степени овладения ими зависит успеваемость по многим другим предметам.

Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.

Слайд20

Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с ученическим активом, родителями

Слайд 21

Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками слайд22

  • 1. Фамилия, имя, отчество ученика.
    2. Класс.
    3. По каким предметам не успевает.
    4. Поведение ученика.
    5. Причины плохой успеваемости.
    6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные
    занятия) используются в работе с учеником.
    7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
    8. Сколько времени уже длится эта работа.
    9. Какие изменения наблюдаются, каковы результаты работы.

Слайд 23

  • Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

  • . Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

Слайд 24

  • 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

  • 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

  • 4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

  • 5. Различные формы взаимопомощи.

  • 6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников слайд25

Профилактика неуспеваемости слайд 26, 27, 28 29 30



Анкета для учащихся.

1. Я думаю, что учить математику надо, потому что…

2. Меня интересуют такие стороны математики, как…

3.На уроках математики я очень хочу, чтобы…

4. Когда я сравниваю себя с другими в учебе по математике, то…

5. Я часто выполняю дополнительные задания по математике в случае…

6. Если бы я был на месте учителя математики, то…

7. Если мне приходится выбирать между внешним контролем и собственной оценкой, то я предпочту…

8. Я люблю искать разные точки зрения на математические факты, так как…

9. Иногда мне кажется, что я по математике…

10. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым, но скучным занятием, я выбираю…

11. Что следует изменить в уроках математики.

Инструктаж по выполнению.

Вам раздали листы бумаги. Сейчас я раздам вам лист с вопросами. Ознакомьтесь с каждым вопросом. Постарайтесь, отвечая на вопрос, обосновать свою точку зрения.

Способ обработки.

Вопросы 1, 10 - направлены на выявление состояния учебной деятельности.

Вопросы 4, 9 - выявляют обоснованность самооценки.

Вопросы 6, 7 - направлены на выявление самостоятельного выбора и самоконтроля.

Вопросы 2, 3, 5, 8 - позволяют выявить уровень познавательного интереса.

Вопрос 11 - направлен на выявление недостатков в уроках математики



© 2010-2022