Разработка урока по теме Рациональные числа

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

Тема: «Модуль числа» (1 урок)

Тип урока: Урок формирования новых знаний

Цели:

  • Усвоение учащимся понятия «модуль числа».

  • Развитие сознательного восприятия учебного материала и интереса к предмету.

  • Воспитание самостоятельности и дисциплинированности.

Задачи:

  • Актуализировать прежние знания.

  • Ввести понятие «модуль числа», показать его запись и чтение.

  • Отработать навыки нахождения модуля любого числа.

  • Способствовать развитию навыков и умений учащихся при решении задач и упражнений.

Оборудование:

  • «Магический квадрат».

  • Две карты для устного счета.

  • Карточки с модулями чисел.

  • Карточки с числами для физкультминутки.

  • Карточки для самостоятельной работы.

Этапы

Ход урока

Примечание

1.



2.



3.






























4.
















































4.















































5




6










7













Организационный момент

- Добрый день, здравствуйте, садитесь!

Проверка ДЗ

Актуализация прежних знаний

Эстафета «Восстанови цепочку».

Задача. Быстро и правильно заполнить пропуски. Сидящему за первой партой записывает первое число (результат первого действия), передается второму и т.д.


Разработка урока по теме Рациональные числаРазработка урока по теме Рациональные числаРазработка урока по теме Рациональные числа

12·8= + 14= :11= ·15= :30=

Разработка урока по теме Рациональные числаРазработка урока по теме Рациональные числаРазработка урока по теме Рациональные числаРазработка урока по теме Рациональные числаРазработка урока по теме Рациональные числа

16·3= : 12= ·13= +38= :30=

96

110

10

150

5

12·8= + 14= :11= ·15= :30=

48

4

52

90

3

16·3= : 12= ·13= +38= :30=

- А теперь проверим, насколько вы внимательные. Поиграем игру «Магический квадрат».

- Начертите квадрат со стороной 3 см и поделите его на девять равных частей.

3

5

7

1

0

-1

-7

-5

-3

- Внимательно посмотрите на мой квадрат. В какой зависимости расположены числа? Запомните, как они расположены. (В центре 0, сверху - нечетные числа, а внизу им противоположные.)

- Восстановите числа в своих квадратах. Самопроверка.

Введение нового материала

- А сейчас я расскажу вам сказку, вы послушайте и постарайтесь услышать слово, еще не знакомое вам.

«На числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительное, отрицательное и Нуль. Председателем единогласно был Нуль. Он встал и стал держать речь: «Уважаемые числа, мы собирались здесь для того, чтобы оценить наши действия. Я должен отменить, хотя, может быть, это и не скромно, что от меня идет счет, поэтому я и буду давать всем оценку. Справа от меня находятся положительные числа, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева - числа отрицательные. В жизни очень плохо быть отрицательным, но нам, в математике, часто не получить без них положительный ответ. Всякого одобрения заслуживает МОДУЛЬ, который всегда неотрицательный». Сидят числа и задумывают: как понимать оценку Нуля?»

- Какое новое слово вы услышали? (Модуль)

Давайте разберемся с этим словом.

Запишите тему урока «Модуль числа».

Попробуйте сформулировать задачи на сегодняшний урок.

Заполнение таблицы ЗХУ

- Начертите координатную прямую. Какие три условия необходимы для ее изображения? (точка отсчета; единичный отрезок; направление.)

- Отметьте на ней точку А(5) и точку В, имеющую противоположную координату. Какую координату имеет точка В? (-5)

- Измерьте расстояния ОА и ОВ. Что можно о них сказать? (Эти расстояния равны.)

Итак, расстояние отточки, изображающей это число на координатной прямой до нуля - начала отсчета - называется модулем числа.

Записывается так: |a|.

Значит, если ОА=5 см, то |5| = 5 и если ОВ=5 см, то |-5| = 5, то есть |5| = |-5| = 5.

- Как это записать в общем виде?

|а| = |- а|

- Как можно назвать числа а и - а? (противоположные)

- Какой вывод можно сделать? (модули противоположных чисел равны).

- А чему же равен модуль числа 0? (0)

- Почему? (противоположен сам себе).

Свойства модули:

  1. Модуль числа 0 равен 0. |0| = 0

  2. Для положительного числа и нуля модуль равен самому числу, а для отрицательного - противоположному числу. |а| = а |- а| = а

  3. Противоположные числа имеют равные модули. |а| = |- а|

Первичное закрепление

Я показываю карточку, а вы через запятую записываете в тетрадь, чему равен модуль

Данного числа. (Один человек у доски отвечает на оценку по желанию)

Содержание карточек: |8|, |1,3|, |-5,2|, |Разработка урока по теме Рациональные числа|, |- Разработка урока по теме Рациональные числа|, |-42|, |93,5|, |0|

Что общего в написанных вами числах? [Нет отрицательных]

! Итак, модуль любого числа неотрицательный.

А что конкретнее можно сказать о модуле любого положительного числа?

! [Равен самому числу]

! - Отрицательного? [Равен противоположному числу]

ФИЗМИНУТКА

№ 338 (1) - устно

№ 338 (2) - письменно

№ 339 (1 строка) - у доски

№ 339 (2 строка) - в парах

№ 343

№ 345 (1 строка) - у доски


Самостоятельная работа

Найдите значения выражений. Ответы замените буквами и прочитайте слово.

|-8| - |-5|

|-10|·|-15|

|240|: |-60|

|-710| + |-290|

|-2,3|+|3,7|

|-4,7| - |-1,9|

4

3

6

150

250

1000

2,8

5

Н

У

Ц

М

С

И

А

О

В итоге должно получится слово «Умница».

Первые трое учащихся, справившиеся с заданием, получают соответствующие оценки.

Постановка домашнего задания

п.2.3 №339 (3)

№ 340

№345 (2)

Итог урока

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Что называется модулем числа? (Расстояние от данной точки на координатной оси от нуля.)

  3. Как его обозначают на письме?

  4. Каким будет модуль положительного числа? (Положительным.)

  5. Каким будет модуль отрицательного числа? (Положительным.)

  6. Какие числа имеют отрицательный модуль? (Никакие.)

  7. Чему равен модуль числа 0? (0)

Рефлексия

Возврат к таблице ЗХУ

(2 учащихся готовят задания у доски, остальные осуществляют взаимопроверку)



Квадрат убирается.

Квадрат показывается еще раз.

По вариантам, каждому дается по листку.








Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Самостоятельно формулируют задачи на урок



Плакат на доске.




Устно.





На доске с комментарием.


Раздаются карточки.




Д/з на доске.



© 2010-2022