Кружок по математике в 9 классе

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______ /Харина Т. П./

ФИО

Протокол № 1 от

«_27_» _августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «СОШ № _1_»

______ /_Жигаева Л.А._/

ФИО

«_29_» _августа_ 2015_г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ № _1_»

_____ /_Кузнецов А. С. /

ФИО

Приказ № _____о/д от

«_31_» _августа 2015_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Математический лабиринт»

___________________МБОУ СОШ №1__________________

наименование ОУ


_______Мильянович Людмила Александровна, вторая_________

Ф.И.О. учителя, категория




по ____________математике___________________________

предмет

___________________________________________________

класс





Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ___1___ от

«_31» августа 2015_г.


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

«Что значит владеть математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Это слова известного математика Д. Пойа, которые отражают одну из задач, стоящих перед преподавателями: воспитание творческой активности учащихся. Данный курс дополнительного математического образования поможет учителю организовать индивидуальную работу с учащимися. Данный курс направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебному процессу, формирование математического мышления. От занятия к занятию учащиеся будут учиться наблюдать, сравнивать, пользоваться аналогией, переходить от частного к общему и от общего к частному, делать выводы. Также в процессе занятий учащимся будут прививаться навыки рассуждения и эвристического мышления. При обучении математике надо учить учащихся наблюдениям, прививать им навыки исследовательской работы , которые могут пригодиться в дальнейшем, какой бы вид деятельности они ни избрали после окончания школы. Данный курс рассчитан на 1 год, что способствует постепенному и последовательному развитию математического мышления у учащихся. В основу программы данного курса положена программа по математике для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана для учащихся 9 классов на 1час в неделю (всего за год 35часа) .

Актуальность

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и развитии современного общества.

В свете современных требований к математическому образованию учащихся данный курс очень актуален. В процессе занятий учащиеся научатся анализировать ситуацию, синтезировать знания, выделять существенные признаки понятий, проводить обобщение, развивать абстрактное мышление. Все эти качества позволять спокойно принимать верные решения в любой ситуации. А значит, прохождение данного курса будет способствовать успешной сдаче итоговой аттестации по всем предметам.

Цели курса:


  • помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как решение геометрических задач с помощью алгебры;


  • создать в совокупности с основными разделами курса базы для развития способностей учащихся;


  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:


  • научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач;


  • научить учащихся применять свойство геометрических преобразований к решению задач;


  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;


  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Данный курс рассчитан на 35 часов, предполагает компактное и чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.

Основные формы организации занятий: лекция, объяснение, практическая работа. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Программа может быть эффективно использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставит возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации

В состав учебно-методического комплекта входят:

  1. Учебное пособие для школьников, включающее задачи и упражнения для закрепления знаний и отработки практических навыков, упражнения для самостоятельной работы, тесты.

  2. Методическое пособие для учителя с методическими рекомендациями по проведению занятий, решению задач, организация промежуточного и итогового контроля знаний учащихся.

  3. Приложение, содержащие дополнительную информацию по данному курсу.


Содержание программы.

1.Доказательство числовых неравенств - 3 часа. Повторение основных свойств числовых неравенств. Связь среднего арифметического и среднего геометрического (доказать). Учить рассуждать при доказательстве неравенств.

2.Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики - 2 часа. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Эти занятия направлены на систематизацию знаний по данной теме, а также расширение круга задач.

3. Решение уравнений, содержащих знак модуля. Построение графиков функций, содержащих модули. - 4 часа. Определение графика функции и модуля.

4. Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры - 6 часов. Определение и свойства модуля. Эти занятия направлены на отработку ранее полученных навыков. Здесь можно подобрать задачи разного уровня сложности, в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

5. Решение систем уравнений - 2 часа. Эти занятия направлены на систематизацию знаний по данной теме. Решение нестандартных задач.

6. Степень с рациональным показателем - 3 часа. Понятие степени с рациональным показателем. Свойство степени с рациональным показателем.

7. Задачи на смеси и сплавы - 2 часа. Цель этих занятий отрабатывать алгоритм решения задач этого типа, тем более, что они имеют практическую направленность. На этих занятиях можно рассмотреть задачи различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности учащихся.

8. Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием. Процентные вычисления при купле продаже. Сложные проценты при банковских операциях - 7 часов. Реалии современной жизни требуют, чтобы человек мог разбираться в простейших банковских операциях: начисление процентов по вкладам, оптимальные проценты по кредитам.

9. Геометрические задачи с практическим содержанием - 5 часов. Задачи такого типа очень часто встречаются в КИМах, и поэтому учитель должен учить учащихся рассуждать при решении практических задач. Можно рассмотреть следующие темы: расстояния, теорема Пифагора, углы, окружность, подобие, площади, объёмы.

Формы проведения занятий Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности, самостоятельную, творческую работу, индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения. На занятиях применяется педагогические способы взаимодействия с детьми; словесные методы (рассказ, беседа); практические методы (упражнения, тесты); методы стимулирования и мотивации; поощрения; методы исследования; учебно-познавательные игры, занимательные материалы.

Возможные критерии оценок.

Критерии при выставлении оценок могут быть следующие:

оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными и домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.

Как правило, для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и владение набором стандартных методов, но и известную сообразительность, математическую культуру;

оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определённые положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащихся;

«оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания










Литература для учителя.

  1. Мерзляк А.Г. Алгебраический тренажер «Илекса» Москва 2007г.

  2. Лепехина Т.А Геометрия 7-9 опорные конспекты и ключевые задачи, Волгоград, 2009г.

  3. Голубев В. «Эффективные методы решения задач по теме «Абсолютная величина»», М: Чистые пруды, 2006

  4. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. «Алгебра», учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2006

  5. Овчинникова Т. Факультативный курс «Линейные уравнения и неравенства с параметрами», М.: Издательский дом «Первое сентября»,1-3*2010

  6. Примерные программы основного общего образования. Математика (Стандарты второго поколения), М.: «Просвещение», 2010

  7. Прокопенко Н. «Задачи на смеси и сплавы», М: Чистые пруды, 2010

  8. Звавич Л. И. и др. Геометрия 8-11 класс. Пособие для школьников и классов с углублённым изучением математики. - М.: Дрофа, 2000. - 288 с.

  9. Звавич Л. И., Аверьянов Д. И. О работе в X классе с углублённым изучением математики. / Математика в школе, №5. - с. 22-34.

  10. Киселёв А. П. Элементарная геометрия: книга для учителей. - М.: Просвещение, 1980.

  11. Погорелов А. В. Геометрия: учебник для 7-11 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1991. - 384 с.

  12. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии. Ч. 1, 2. - М.: Просвещение, 1986.

  13. Фектистов И. Е. Материалы по теме «Декартовы координаты на плоскости». / Математика в школе, №2, 1992. - с. 17-26.

  14. Шарыгин И. Ф. Геометрия 9-11 кл.: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 1997. - 400 с.

  15. Шипачев В. С. Аналитическая геометрия. Метод координат. Решение геометрических задач с помощью алгебры. / Учебное пособие. - М.: Аквариум, 1997. - 256 с.

  16. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989.

Литература для учащихся.


  1. Звавич Л. И., Аверьянов Д. И. О работе в X классе с углублённым изучением математики. / Математика в школе, №5. - с. 22-34.

  2. Пустобаева О. «Математика финансов», М.: .: Издательский дом «Первое сентября»,12*2009

  3. Рыбинский В.Н., Мельченко И.В. «Творческое мышление». Развивающие занятия с детьми 9-14 лет. Ярославль: «Академия развития», 2006

  4. Смирнова И., Смирнов В. «Геометрические задачи с практическим содержанием», М.: «Чистые пруды», 2010

  5. Смирнова И., Смирнов В. «Геометрия на клетчатой бумаге», М.: «Чистые пруды», 2009

Тема занятия

Тип занятия

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

9 б

Дата проведения

9 в

план

факт

план

факт



1

Доказательство числовых неравенств.

Урок формирования

умений и навыков

внешний контроль

Знать: определение числовых неравенств.

Уметь: решать числовые неравенства и доказывать их.





2

Доказательство числовых неравенств.


Урок формирования

умений и навыков

фронтальный контроль





3

Доказательство числовых неравенств.


Урок формирования

умений и навыков

Практическая работа






4

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики

урок-практикум

фронтальный контроль

Знать: определение вероятностных задач и комбинаторики.

Уметь: решать вероятностные задачи.







5

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики


Урок формирования

умений и навыков

Практическая работа






6

Решение уравнений, содержащих знак модуля. Построение графиков функций, содержащих модули.

комбинированный

фронтальный контроль

Знать: определение модуля, определение уравнения.

Уметь: решать уравнения , содержащие знак модуля, строить график функции, содержащий модуль.






7

Решение уравнений, содержащих знак модуля. Построение графиков функций, содержащих модули.


урок-практикум

внешний контроль






8

Решение уравнений, содержащих знак модуля. Построение графиков функций, содержащих модули.


комбинированный

фронтальный контроль






9

Решение уравнений, содержащих знак модуля. Построение графиков функций, содержащих модули.


Урок формирования

умений и навыков

Практическая работа






10

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры.

урок-практикум

внешний контроль

Знать: определение уравнения и неравенств






11

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры.


Урок формирования

умений и навыков

Самостоятельная работа






12

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры.


урок-практикум

Уметь: решать уравнения и неравенства, содержащие параметры






13

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры.


комбинированный

внутренний уровень






14

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры.


урок-практикум






15

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры.


урок-практикум

Самостоятельная работа





16

Решение систем уравнений.

Урок формирования

умений и навыков

фронтальный контроль

Знать: способы решения систем уравнений.

Уметь: решать системы уравнений различными способами





17

Решение систем уравнений.


урок-практикум

внешний контроль





18

Решение систем уравнений.


Урок формирования

умений и навыков

взаимный контроль





19

Степень с рациональным показателем.

комбинированный

внешний контроль

Знать: определение степени с рациональным показателем и свойств степени.

Уметь: применять свойства степени с рациональным показателем.





20

Степень с рациональным показателем.


урок формирования

умений и навыков

внешний контроль





21

Степень с рациональным показателем.


урок формирования

умений и навыков

внешний контроль





22

Задачи на смеси и сплавы.

комбинированный

внешний контроль

Знать: понятие массовой концентрации, процентного содержания вещества.

Уметь: решать задачи на смеси и сплавы арифметическим и алгебраическим способами.





23

Задачи на смеси и сплавы.


урок формирования

умений и навыков

взаимный контроль





24

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием. Процентные вычисления при купле продаже. Сложные проценты при банковских операциях.

урок-практикум

взаимный контроль

Знать: понятие процента , простых и сложных процентов, задачи «про цену и куплю -продажу»

.


25

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием.

урок-практикум

внешний контроль


26

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием.

урок-практикум

внешний контроль

Уметь: решать задачи с экономическим содержанием, применять их в сфере деятельности


27

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием.

Урок формирования

умений и навыков

внутренний уровень


28

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием.

урок-практикум

Самостоятельная работа


29

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием.

комбинированный

фронтальный контроль


30

Простой и сложный процентный рост в задачах с экономическим содержанием.

Урок формирования

умений и навыков

внутренний уровень


31

Геометрические задачи с практическим содержанием.

урок-практикум

внутренний уровень

Знать: определение расстояния, теорема Пифагора, углы, окружности

Уметь: решать геометрические задачи с практическим содержанием.



32

Геометрические задачи с

практическим содержанием.

комбинированный

внешний контроль


33

Геометрические задачи с практическим содержанием.

Урок формирования

умений и навыков

Самостоятельная работа


34

Геометрические задачи с практическим содержанием.

Урок формирования

умений и навыков

внутренний уровень


35

Геометрические задачи с практическим содержанием.

урок-практикум

фронтальный контроль




© 2010-2022