Урок Координатная плоскость. Система координат (6 класс)

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-практикум по теме

«Координатная плоскость. Система координат»

Цели и задачи урока:

-закрепление понятия системы координат;

-закрепление умения верно производить построение точек по заданным координатам;

-отработка умения правильно определять координаты точек на координатной плоскости;

Оборудование урока: доска, цветной мел, компьютер, экран проектор, магнитная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 минуты).

  2. Фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам:

-что называют координатной плоскостью?
- что мы называем системой координат?

-что называется координатами точки на координатной плоскости?

-какую ось мы называем осью абсцисс?

- какую ось мы называем осью ординат?

3) Практическая часть урока.

Задание №1 (заранее записано на доске)

а) Определите абсциссы следующих точек:

A (8;-2), D(-4,9;5/8),N(14;-12);

Б) Определите ординаты следующих точек:

C(-3/4;6/7), S(-0,6;43),R(3/8;-1,7);

Задание №2 ( также записано на доске)

Даны точки А( (-7;-1),В(-13;-4),С(0.3;0) и К(5;1,2).Укажите среди них те точки:

-абсциссы которых положительны;

-ординаты которых отрицательны;

Задание№3 (появляется на экране с помощью проектора).

а)определите ординаты точек, указанных на рисунке №1.Запишите их в своих тетрадях.

А(4;1),В(-2;4),С(-4;-3),D(2;-4),Е(-3;0).

Координаты точек появляются на экране через определенный промежуток времени, необходимый учащимся для записи их в рабочих тетрадях.

Урок Координатная плоскость.Система координат(6 класс)

Задание №4.

Определите координаты точек, изображенных на рисунке№2.Через 2-3 минуты на экране появляются координаты точек:

M(2;0),К(-Урок Координатная плоскость.Система координат(6 класс);-2/3),Т(-1;1/3) и N(0;1Урок Координатная плоскость.Система координат(6 класс))

Задание №5 (появляется на экране)

Постройте в системе координат точки А(-3;2), В(4;2), С(4;-1) и D(-3;-1).

Соедините данные точки отрезками и найдите площадь получившейся фигуры (в см2).Через 5-7 минут после выполнения задания учениками в рабочих тетрадях на экране появляется верное решение:



SABCD=1,5*3,5=5,25 (см2)

Задание №6

В координатной плоскости построить точки М(-2;-2), N(5;2), F(2;4) и К(5;-5).Найти координаты точки пересечения отрезка МN и лучаFK.

На экране появляется верный ответ:

А (3;1)-точка пересечения отрезка МN и луча FK.

4)Проведение физкультминутки в игровой форме.

Учащимся задаются следующие вопросы:

- чему равна ордината точки М, изображенной на рисунке?



После получения верного ответа учитель предлагает детям сделать столько же приседаний .

-назовите абсциссу точки D и совершите ровно столько же наклонов с стороны.

-Определите ординату точки К и сделайте ровно столько же наклонов корпуса вниз.

-чему равен модуль ординаты точки N? После получения ответа учитель предлагает сделать столько же движений глазами (влево, вверх, вправо, вниз).

5) Историческая справка.

В данном блоке урока участие принимают два ученика , которые заранее подготовили материал для ознакомления с ним остальных учащихся класса .

1 ученик:

Первоначально идея координат зародилась в древности в связи с потребностями в астрономии, географии, живописи. Древнегреческий астроном Клавдий Птоломей применил географические координаты (долготу и широту) для определения местонахождения мореплавателя. Идеей координат пользовались в средние века для определения положения звезд на небе, для определения места на поверхности Земли.

2 ученик:

Применять координаты в математике впервые стали французские ученые Пьер Ферма и Рене Декарт. В честь последнего ученого была названа система координат. В 1637 году в своем научном труде Декарт предложил совершенно новый метод- метод координат, который позволил переходить от точки к паре чисел в координатной плоскости, от линии к уравнению, от геометрии к алгебре. Метод координат позволил строить графики функций ,изображать геометрически различные зависимости, решать различные геометрические задачи с помощью алгебры.

1 ученик:

Термины «абсцисса» и «ордината» были введены в употребление немецким ученым Лейбницем в70-80 годы ХVII века.

На протяжении выступления докладчиков на экране появляются портреты ученых, краткая биография их жизни.

6) Самостоятельная работа

1вариант 2 вариант

  1. Определите координаты точек:

а) А и D (рис№1) а) В и С (рис№1)

б) М и N (рис№2) б) К и F (рис№2)



  1. Отметьте на координатной плоскости следующие точки:

А(-1;-3) А(-3;2)

В (3;-4)

В(5;5) С (-1;-7)

С (-1;5) D(5;1)

D(7;-1)

Запишите координаты точки пересечения прямой СDи отрезка АВ.

  1. Постройте прямоугольник А1В1С1D1,симметричный прямоугольнику АВСD

относительно оси

ординат абсцисс

если

А(1;1),В (1;5), С (4;5), D(4;1) А (-6;1), В(-6;3),С (-1;3), D(-1;1)

Найдите площадь треугольника А1В1D1.

7)Проверка самостоятельной работы в парах.

После выполнения заданий на экране появляется правильное решение:

1 вариант 2 вариант

  1. а) А(-2;10) а) В (3;2)

D (5;-2) С (-4;-3)

б) М (0,5;0) б) К (0;-0,75)

N (0,25;1) F (-0,5;0,5)

  1. Е (3;2) Е (2;-3)

Е-точка пересечения прямой СD и отрезка АВ.

  1. SA1B1D1=1,5 см2SA1B1C1=1,25 см2

Учащиеся, обменявшись тетрадями, проверяют работы друг друга, работая в парах.

8) Игра « Змейка».

В конце урока ученикам предлагается следующая игра. Каждой парте по цепочке необходимо выполнить определенное задание по построению точек в одной и той же системе ординат. Например, парта №1 строит точку А(3;3), а парта №2 -точку В (1;3).Парта №3 выполняет построение точки С(1;1),парта №4-точки D (3;1). Последняя парта стоит точку Е(3;-3) и соединяет полученные ранее точки по порядку. Выигрывает та команда, которая быстрее всех получит изображение оценки «5».



8) Домашнее задание (предварительно записано на доске, озвучивается и комментируется учителем)

9) Подведение итогов урока

На уроке была систематизирована и закреплена тема «Координатная плоскость. Система координат».В ходе урока были также повторены такие темы, как :

-площадь прямоугольника;

-умножение десятичных дробей;

-отрезок, луч, прямая;

-симметрия фигур относительно прямой;

-деление десятичных дробей;

-модуль числа.

Далее для учащихся и гостей урока учитель зачитывает собственное стихотворение:

Вдруг реки повернутся вспять ,

И кризис вдруг возникнет в мире,

Пусть будет ваша жизнь на «5»

И только в худшем на «4»!

© 2010-2022