- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по геометрии для 10 класса (базовый уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демичева И.В. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 10 КЛАСС (базовый уровень)
Пояснительная записка
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима как один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели обучения
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
-
выполнения расчетов практического характера;
-
использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Государственном образовательном стандарте основного общего образования на 2015-2017 гг. и полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов:
• Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Математика. (Приказ №327 от 17.07.2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг.»)
• Примерная программа основного общего образования по математике (Приказ №408 от 18.08.2015 года «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования»
Рабочая программа разработана на основании программы для общеобразовательных организаций: базовый уровень по геометрии для 10-11 классов \составители Коваленко Н.В., Федченко Л.Я., Маркина И.А.; ДИППО. - Донецк: Истоки, 2015
Базисный учебный план на изучение геометрии в 10 классе старшей школы отводит 1,5 часа в неделю. (І семестр - 2 часа в неделю, ІІ семестр - 1 час в неделю) Всего 53 часа
Тематическое планирование уроков геометрии в 10 классе
№п/п
Наименование темы
Колич.
часов
Из них к\р
Обобщение и систематизация материала
4
ИКР
Введение в предмет стереометрии
3
-
Параллельность прямых и плоскостей
12
1
Перпендикулярность прямых и плоскостей
9
1
Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр
4
СКР
Многогранники
12
1
Итоговое обобщение и систематизация учебного материала
9
СКР
ИКР
Итого
53
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Обобщение и систематизация материала (4 часа)
-
Введение в предмет стереометрии (3 часа)
Представление раздела геометрии - стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель − познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
-
Параллельность прямых и плоскостей (12 часов)
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве. Классификация взаимного расположения двух прямых в пространстве. Признак скрещивающихся прямых. Параллельность прямой и плоскости в пространстве. Классификация взаимного расположения прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Параллельность двух плоскостей. Классификация взаимного расположения двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Признаки параллельности двух прямых в пространстве. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель − сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
-
Перпендикулярность прямых и плоскостей (9 часов)
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями.
Основная цель − ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
-
Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр (4 часа)
-
Многогранники (12 часов)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель − познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
-
Итоговое обобщение и систематизация учебного материала (9 часов)
Календарно-тематическое планирование уроков геометрии в 10 классе
№
урока
Т е м а у р о к а
Колич.
часов
Дата проведения
Т.1. Обобщение и систематизация материала(4 часа)
Повторение курса 7-9 классов
1
Повторение курса 7-9 классов
1
Повторение курса 7-9 классов
1
Диагностическая контрольная работа
1
Т.2.Введение (3 ч.)
Основные понятия стереометрии
1
Аксиомы стереометрии
1
Некоторые следствия из аксиом
1
Т.3.Параллельность прямых и плоскостей (12 ч.)
Параллельность прямых в пространстве
1
Параллельность прямой и плоскости
1
Параллельность прямых, прямой и плоскости
1
Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые.
1
Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми
1
Параллельность плоскостей
1
Параллельность плоскостей
1
Тетраэдр
1
Параллелепипед
1
Тетраэдр и параллелепипед
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Контрольная работа № 1 «Параллельность прямых и плоскостей»
1
Т.3.Перпендикулярность прямых и плоскостей (9 ч.)
Перпендикулярность прямой и плоскости
1
Перпендикулярность прямой и плоскости
1
Перпендикулярность прямой и плоскости
1
Перпендикуляр и наклонная
1
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах
1
Угол между прямой и плоскостью
1
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.
1
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.
1
Контрольная работа № 2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
1
Т.4.Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр (4 ч.)
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Семестровая контрольная работа
1
Анализ контрольной работы
1
Т.4. Многогранники (12 ч.)
Понятие многогранника. Призма
1
Площадь поверхности призмы
1
Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.
1
Пирамида. Правильная пирамида
1
Пирамида. Усеченная пирамида
1
Решение задач по теме «Пирамида».
1
Правильные многогранники
1
Правильные многогранники
1
Правильные многогранники
1
Правильные многогранники
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Контрольная работа № 3 «Многогранники»
1
Т.5.Итоговое обобщение и систематизация учебного материала (9 ч.)
Урок обобщения и систематизации знаний за II cсеместр
1
Урок обобщения и систематизации знаний за II семестр
1
Урок обобщения и систематизации знаний за II семестр
1
Семестровая контрольная работа
1
Урок обобщения и систематизации знаний за 7-11 класс
1
Урок обобщения и систематизации знаний за 7-11 класс
1
Урок обобщения и систематизации знаний за 7-11 класс
1
Годовая контрольная работа
1
Урок обобщения и систематизации знаний за год
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения математики на базовом уровне
ученик должен знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Учащиеся должны уметь:
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники, выполнять чертежи по заданным условиям;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
приводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивание письменных работ.
Отметка «5» ставится, если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1) работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования на 2015-2017 гг.
-
Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень». - М.: Просвещение, 2016.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. - М.: Просвещение, 2004.
-
6. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.П. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2004.
-
Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10 - 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003.
-
Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь. 10 класс. - М., Просвещение, 2013.
-
В.Н. Литвиненко. Готовимся к ЕГЭ. 10 класс. - М., Просвещение, 2011.
-
В.Н. Литвиненко. Готовимся к ЕГЭ. 11 класс. - М., Просвещение, 2012.
-
Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 10-11 классы. / Л.Я. Федченко, Г.Н Литвиненко. − Д., 2008.