- Преподавателю
- Математика
- Игровые технологии на уроках математики
Игровые технологии на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимофеева С.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование дидактических игр на уроках математики .
Из опыта работы.
Тимофеева С.А., учитель математики
КГУ «Литвинская школа-интернат для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Карагандинская область
Осакаровский район
с.Есиль
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изученному материалу, их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо.
Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики -современному и признанному методу обучения и воспитания.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением;
При создании данной методического материала я ставила перед собой задачи, отвечающие потребностям учителя при организации игровой деятельности на уроке.
Задачи:
- создание банка разных видов игр по математике для использования в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики и в разных классах;
- обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний в процессе игры;
- обучение учащихся самостоятельно разрабатывать и изготавливать математические игры.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Требования к организации игры на уроке:
- Игра должна быть построена на интересе.
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.
- Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным.
- Обязательный элемент игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
- В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
Игра-это труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Уроки с использованием игровых технологий:
- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;
- развивают творческие способности школьников и учителя;
- воспитывают веру ученика в собственные силы;
- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;
- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;
- заставляют взрослого и детей импровизировать;
- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;
- учат школьников отстаивать свою точку зрения;
- создают психологический комфорт в классе;
- вызывают интерес у всех школьников.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее
настроение.
На своих уроках при изучении темы «Прямоугольная система координат» я использую известную игру «Морской бой», «Конкурс художников», в этих элементарных играх развивается внимание, наблюдательность, дети лучше и быстрее усваивают понятие декартовых координат.
Наблюдения показывают, что игровые приёмы, которые я использую на уроках вызывают у школьников средних классов активизацию умственной деятельности и повышение интереса к предмету.
Сравнительный анализ процента качества по математике за 2012-2014 года
Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале - для концентрации внимания, в середине для небольшой разрядки, в конце - для повторения.
Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры-математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.
Об играх на уроке можно прочитать в работах А.А. Окунева, В.Н. Кузнецова, Е.А. Дышинского, Ф.Ф. Нагибина, Е.С. Канина, Т.М. Ковалева
Список литературы
-
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
-
Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М, 1990.
-
Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.
-
Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование,