• Преподавателю
  • Математика
  • Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики

Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики

В данном материале рассказано о том, как при помощи нетрадиционных уроков и включения в урок занимательности, наглядности, используя игровые моменты, вызвать у учащихся интерес к математике и способствовать лучшему усвоению изучаемого материала . В качестве примера представлена система работы над обыкновенными дробями и выдержки из различных уроков.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание педагогического опыта работы по теме

« Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики »


Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики






Учитель математики МКОУ СОШ №24 Нестерова Ирина Владимировна

Обучение математике является трудным и сложным процессом. Трудность заключается в том, что многие учащиеся, плохо воспринимают материал, изложенный на обыкновенном, стандартном уроке. Поэтому стоит уделить внимание разнообразию учебной деятельности. Необходимо использовать нетрадиционные формы урока и дидактические игры.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок- переход в иное психологическое состояние. Это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук: это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. решить внутриклассные проблемы, с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Ярким подтверждением может служить следующая ситуация. Участвуя в первом туре конкурса «Учитель года», я давала открытый нестандартный урок в Кавказской школе, в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Предварительно беседуя с учителем, я сделала выводы, что класс слабый. Каково же было мое удивление, когда, подводя, итоги урока эти ребята получили «4» и «5».

Работая над темой «игровые моменты на уроках математики», я при помощи игр, наглядности, различного знаменательного материала, включения в урок элементов истории, тестирования, самостоятельных работ, стараюсь повысить интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым - повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается, привычка сосредоточится, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремится к знаниям.

Увлекшись, ребята не замечают, что учатся, они узнают, запоминают

новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Игровыми моментами я активизирую внимание в течении всего урока.

В начале урока, дети ещё не собраны, рассеянны, мысленно они на перемене, вот тут то мне и помогает игра. Чтобы привлечь их внимание к уроку я провожу устный счет в виде 'различных веселых заданий или с использованием веселых стихов. Часто приглашаем на урок сказочных персонажей, провожу математические эстафеты. Не редко использую нетрадиционные формы урока: «урок-игра», «урок-КВН», «урок-викторина», «урок-путешествие», различные внеклассные мероприятия по предмету: придумываю различные поощрения.

Дидактические игры очень хорошо уживается с «серьёзными знаниями». Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к математике.

Я не считаю, что использование только игровых ситуаций дает возможность учащимся овладеть математикой «легко». Лёгких путей не бывает, но использование чего-то необычного, а если это необычное еще и «рождено» самими ребятами, заставляет осознавать все притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Уроки, необычные по своей форме, я провожу в виде путешествий в страну сказок, где злой Кощей-бессмертный похищает красавицу царевну, где Иван-царевич борется со злом уничтожая его при решении примеров и задач. Путешествий на пароходах, лайнерах, воздушных шарах и т. д.

Нестандартные уроки помогают ребятам не только в изучении математики, но и при изучении географии, иностранного языка, литературы и т. д.

Мы с ребятами ищем клад, восстанавливаем города (геометрия), конструируем новые. Боремся с разбойниками-ошибками, решаем необычные, а иной раз и смешные задачи.

Например:

С одного дерева сняли 164 груши, а со второго 5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по 27 груш. После этого со второго дерева сняли ещё 94 груши. Сколько груш было на обоих деревьях?

Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда её проткнуть вилкой с 4 зубчиками?

В 5-ти литровой кастрюле мама сварила 3 литра горохового супа, а потом нечаянно опрокинула туда трех литровую банку, полную вишнёвого варенья. Сколько литров вишнёвого варенья не поместилось в кастрюлю вместе с гороховым супом?

У учеников 6" класса 56 ушей, а у учительницы на 54 меньше. Сколько ушей можно насчитать в классе во время урока?

Волк пригласил на свой день рождения 3 поросенка, 7 козлят и 1 красную шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения?

Папа поровну раздал трём своим сыновьям шесть подзатыльников. Сколько подзатыльников получил каждый сын? и т. д.

Такие задачи оживляют ход урока и в то же время лишний раз указывают на то, что делать нельзя. Эти задачи я называю - задачи для тех, кто не любит математику.

Игровые моменты можно использовать на протяжении всего изучаемого материала. Например, при изучении темы «обыкновенные дроби» в 5 классе, протяжении всей работы я использую наглядность и игру.


Cucmeма работы над обыкновенными дробями.

Первичное знакомство учащихся с обыкновенными дробями происходит в начальной школе. Выделили три основные задачи изучения темы на этом этапе:

/. на наглядной основе познакомить учащихся с понятием доли и дроби.

  1. сформировать умение читать и записывать доли и дроби, сравнивать их (на наглядной основе).

  2. научить школьников решать задачи на нахождение доли от числа и числа по доле, на нахождении дроби числа.

На начальном этапе изучения дробей в 5 классе следует активизировать уже приобретенные знания, обобщить, углубить и систематизировать их с целью" подготовки школьников к изучению десятичных дробей.

Целесообразно начать изучение дробей с проблемной ситуации (разделить единицу на две равные части). Такая ситуация может быть создана, например, в процессе решения цепочки примеров:

Выполняя это задание, учащиеся попутно вспоминают название компонентов действия деления. На этом же уроке вводится формула

Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики= а : в словесная формулировка:

Дробь равна частному при делении числителя на знаменатель. Отсюда следует, что знак дроби можно заменить знаками, деления и наоборот. На следующем уроке эти задания закрепляется при заполнении таблицы.

Частное

Делимое

Делитель

Дробь

Числитель

Знаменатель

3 : 4


11

13


Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики















6

9

Кроме того, на этом уроке и следующих уроках учащиеся работают с опорной перфокартой: а

1. Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики - обыкновенная...

Числитель дробь - это число, записанное ... чертой. Знаменатель дроби - это число, записанное ... чертой.

Знаменатель дроби Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики - является число ..., а числителем число ...

2. Знаменатель дроби показывает, на сколько... частей разделена...
Числитель дроби показывает, сколько ... взяли.

3. Из двух дробей с равными знаменателями та дробь больше,
числитель которой ...

Если числовой луч направлен слева направо, то большей дроби соответствует точка, лежащая ...

Такие перфокарты раздаются на каждую парту, и ученики устно вставляют пропущенные слова. Работа продолжается до полного усвоение формировок всеми учащимися.

Чтобы избежать механического запоминания определения, следует уделять внимание работе с наглядным материалом. Кроме того, я дополняю материал учебника заданиями следующих видов:

  1. Туристы проехали на автобусе 48 км, а потом прошли пешком треть того расстояния, что проехали на автобусе. Какое расстояние преодолели туристы? (48 + 48 : 3 = 64 (км))

  2. В тетради 24 страницы. Четверть всех страниц исписано. Сколько в тетради чистых страниц? (24 - 24 : 4 = 18 (стр.))

3. В парке посадили 60 берез и рябин. Березы составили Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики всех

посаженных деревьев. Сколько посадили рябин? (60 - 60 : 12 • 7 = 25 (р.)) Тему «Сравнение, дробей с равным знаменателем» школьники изучают в процессе коллективной работе с учеником.

Для того, что бы убедится, что учащиеся поняли данную тему, что им ясен смысл новых понятий и терминов я использую практическую работу. При закреплении этой темы, на каждую парту я выдаю конверт, в котором находятся два равных круга красного и зеленого цвета. Зеленый круг разделен на восемь равных частей, а красный на четыре. Работа проводится в устной форме, активность класса очень высокая, так как весь процесс напоминает игру. По данному раздаточному материалу предлагаются следующие задания.


  1. Соберите из долей круги (одинакового цвета).

  2. На сколько частей разделен красный круг? На сколько зеленый?

3. Найдите Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики часть красного круга и Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики части зеленного. Сравните их?

'

4. Какую часть красного круга составляют его Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики доли? Определите, какую часть зеленного круга составляют его Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики доли.

5. Что можно сказать о дробях:Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики ; Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики ;Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики ?

Таким образом, учащиеся самостоятельно, на основе собственного практического опыта приходят к выводу о равенстве дробей, что, как известно, запоминается и усваивается гораздо успешнее.

При закреплении этого материала, наряду с заданиями из учебников и

практическими работами можно использовать такие задания

Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математикии Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики ; Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики и Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики ; Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики и Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики ; Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики и Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики ; Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики и Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики .

При проведении определенной темы можно ввести опорные схемы

Описание опыта работы по теме Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики





  • - Представьте себе, что числитель и знаменатель «соревнуются», кто сильнее, и каждый «тянет» дробь в свою сторону. Числитель тянет дробь вверх. Если он больше знаменателя, то дробь больше «1». А знаменатель «упирается» и тащит дробь вниз. Если же числитель «уравнивает» знаменатель, то дробь равна «1».

При изучении обыкновенных дробей в устную работу на уроках можно включить различные дидактические игры. Например: «Какое число лишнее?

После изучения темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» проводится Урок-зачет, на котором я использую самостоятельную работу в виде викторины «Счастливый случай», такая работа позволяет проверить усвоение материала у учащихся всего класса.

При изучении новой темы я использую таблицы, опорные схемы, раздаточный материал.

Работа над темой «Формирование эмоционального мира учащихся средствами нетрадиционных форм обучения на уроках математики» я использую различные методы обучения и наглядные пособия, включаю в урок игровые моменты. Это позволяет сделать урок доступным, интересным, занимательным, повысить интерес учащихся к предмету и желание изучать его более углубленно.

Часто дети выполняют творческую работу в виде рефератов и проектов, которые они делают с увлечением. На каждом уроке, кроме обучающей работы я провожу воспитательную работу, а также осуществляю межпредметную связь.

Я считаю, что если учитель с душой подходит к каждому уроку, то и знания ребят будут крепкими и надежными.

© 2010-2022