• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая разработка по активизации мыслительной деятельности студентов посредством метода проектов по математике

Методическая разработка по активизации мыслительной деятельности студентов посредством метода проектов по математике

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области

«Сокольский лесопромышленный политехнический техникум»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по активизации мыслительной деятельности студентов посредством метода проектов
по математике









Преподаватель

Ветрова Е.А.











Сокол

СОДЕРЖАНИЕ





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Активизация мыслительной деятельности студентов

посредством метода проектов

Основой современных образовательных стандартов российского образования и главной задачей преподавателя является формирование базовых компетентностей современного человека:

  • Информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем);

  • Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

В этот период характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.

Постоянно растущий объем информации, ее многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности студента становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Соответственно, меняются и задачи преподавателя. Теперь он должен быть не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования студентов, побеждающим к творческому поиску.

Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности преподавателя и студента. У многих студентов отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных процессов. И главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности студентов в процессе обучения.


2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Проблема активности личности в обучении - это ведущий фактор достижения цели обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него студента на уровне не только интеллектуальной, но и личностной, и социальной активности.

Метод проектов - один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Математика - это наука, где такие слова как эксперимент, исследование, практическая работа являются неотъемлемыми частями процесса обучения. Математика описывает все закономерности в природе, жизни, гармонию чувств и красоту цвета и звуков. Здесь огромное поле для активизации учебно-познавательной деятельности студентов. А ответ, например, на такой вопрос как «Зачем функции предел?», требующий детального теоретического исследования, изучения основ математического анализа, заставит студентов в ином свете смотреть на предметы математики.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартных задач. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к исследованию (на уроке, в техникуме и т. д.)

3. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Следует выделить следующую структуру проекта:

  1. выбор темы проекта;

  2. определение места проекта в учебном планировании;

  3. формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов темы;

  4. определение целей проекта;

  5. формирование методических задач;

  6. выбор тем индивидуальных исследований студентов;

  7. выдвижение гипотез;

  8. формирование групп для провидения исследований;

  9. обсуждение плана работы и источников информации;

  10. самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;

  11. подготовка отчетов по заданиям;

  12. защита полученных результатов;

  13. выбор и утверждение критериев оценки.

Трудно переоценить роль преподавателя в проектной деятельности.

Работа по методу проектов требует от преподавателя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у студентов интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности студентов, работающих над проектом. Какие задачи, возникающие перед проектной группой, должен решать преподаватель, какие - сами студенты, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

  • возрастные и индивидуальные особенности студентов;

  • их предыдущий опыт проектной деятельности;

  • сложности темы проекта;

  • характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта.

Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Ещё лучше, если поиск студенты будут осуществлять под скрытым руководством преподавателя.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими студентами.

Не стоит забывать, что студент подавляющую часть своего времени загрузил традиционным классно - урочным обучением. Обречен играть лишь одну роль - исполнителя.

Дайте ему возможность побыть руководителем, организатором и экспертом!

Уровень проявления активности личности в обучении обуславливается основой его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Рассмотрим один из примеров проекта по математике.

4. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГАРИФМОВ»


4.1. Методическое представление:

  1. Введение.

  2. Методический паспорт учебного проекта.

  3. Осуществление проекта.

  4. Выводы. Заключение.


4.2. Введение в проектную деятельность

«Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления»

Е. С. Полат.

Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса, он не только учит, сколько понимает и чувствует, как студент учится сам. Эта задача личностно ориентированной педагогики.


4.3. Работа над проектом

Этапы работы

Содержание

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные инструменты:

  • интервью;

  • опросы;

  • наблюдения;

  • эксперименты;

  • работа с дополнительной литературой.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Планирование

  1. Определение источников информации;

  2. Определение способов сбора и анализа информации;

  3. Определение способа представления результатов;

  4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

  5. Разделение задач (обязанностей между членами группы).

Вырабатывают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения.

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают проект с преподавателем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует студентов в постановке целей

Результаты и (или) выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

Представление (или отчет)

Возможные формы представления результатов (отчета):

  • устный отчет;

  • устный отчет с демонстрацией материалов;

  • письменный отчет

Защищают проекты, обсуждают результаты

Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника.

Оценка результатов и процесса в целом


Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия студентов, креативность, качество, использование источников, потенциал продолжения, качество отчета.

4.4. Методический паспорт учебного проекта

Адресация: учебный проект адресован студентам первого курса для более глубокого ознакомления с темами «Показательная и логарифмическая функции».

  1. Время работы над проектом: 1 семестр (октябрь - декабрь)

  2. Режим работы: урочно - внеурочный.

  3. Материально - техническое и учебно - методическое оснащение: учебно-методическая литература, дополнительная литература, учебная, компьютер с доступом в интернет, сканер.

  4. Дополнительно привлекаемые участники: преподаватели физики, биологии, литературы, астрономии; работники библиотеки, музыкальные работники, психолог, экономист.


4.5. Задачи учебного проекта:

  • Изучить основные свойства логарифмов и показать их применение в ходе преобразования выражений, содержащих логарифмы.

  • Рассмотреть решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

  • Изучить свойства показательной и логарифмической функций.

  • Сформировать представление о числе е.

  • Показать применение логарифмов.

  • Вовлечь студентов в различные виды деятельности.

  • Научить самостоятельному приобретению новых знаний.

  • Помочь студентам в постановке и формулировке темы своего доклада, личностной мотивации выбора.

  • Организовать деятельность студентов как индивидуальную, так и групповую.

  • Развивать интерес к предмету.

  • Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе.

  • Развивать навыки самоанализа и рефлексии.


4.6. Характеристика учебного проекта

  1. Доминирующий вид деятельности: исследовательский.

  2. Предметно - содержательная область: межпреметная (экономика, физика, литература, биология, музыка, астрономия, психология).

  3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).

  4. Характер контактов: внутри учебного заведения, внетехникумовский (работники банка, музыкальной школы, психолог).

  5. Количество участников: групповой (2 - 3 человека).

  6. Продолжительность: долгосрочный (октябрь - декабрь).


4.7. Осуществление проекта

1-й этап: организационный:

Выбрав темы своего исследования, студенты делятся на группы, определяют задачи, планируют свою деятельность.

Примерные темы будущих проектов:

  • «История возникновения логарифмов»

  • «Логарифмы в природе»

  • «Логарифмы в физике»

  • «Логарифмическая линейка»

  • «Логарифмы и психология человека»

  • «Логарифмические диковинки»

  • «Логарифмы в музыке»

  • «Логарифмы в поэзии»

  • «Логарифмы и банковское дело»

  • «Логарифмы в астрономии»

Роль преподавателя - направляющая на основе мотивации.


2-й этап: поисковый и исследовательский:

Студенты изучают дополнительную литературу, собирают информацию по теме, готовят наглядное представление своих исследований.

Роль преподавателя - наблюдательная, консультативная, студенты в основном работают самостоятельно.


3-й этап: презентация проекта:

Провидение конференции, студенты публично, наглядно представляют свой проект в виде мультимедийной презентации.

Роль преподавателя - сотрудничество.


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по применению математики в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме.

Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности студентов. Это способствует их глубокому усвоению.

Проектная деятельность студентов способствует истинному обучению, так как она:

  1. Личностно ориентирована

  2. Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

  3. Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  4. Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  5. Приносит удовлетворение студентам, видящим продукт собственного труда.

Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей студентов. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. - М., 2005.

  2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. - М., 2005.

  3. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10-11 кл. - М., 2005.

  4. Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. - М., 2005.

  5. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. - М., 2006.

  6. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. - М., 2006.

  7. Дадаян А.А. Математика: учебник. / А.А. Дадаян. - 3-е изд. - М.: ФОРУМ, 2012. (Профессиональное образование).

  8. Лисичкин В.Т., Соловейчик И. Л. Учебное пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 1991.

  9. Математика от «А» до «Я». Краткий энциклопедический словарь. -М.: Педагогика - Пресс: Современная педагогика, 2006.



Интернет - источники

  • fcior.edu.ru/

  • school-collection.edu.ru/

  • eor-np.ru/

  • eorhelp.ru/

  • metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php

  • bookomania.ru/uchebniki-i-posobij/posobij/1861-matematika-srednee-professional-noe-obrazovanie-n-v-bogomol.html

  • currencyex.ru/knigi/novinki/4272-sbornik-zadach-po-matematike-n-v-bogomolov.html

  • eeeppp.ru/hudozhestvennwe/1965-reshebnik-po-matematike-bogomolov.html

  • selectme.ru/uchebniki-i-posobij/3105-matematika-srednee-professional-noe-obrazovanie-n-v-bogomol.html

  • gofuckit.ru/biblioteka/elektronnwe/3105-bogomolov-prakticheskie-zanjtij-po-matematike.html

  • jokesnet.ru/chitaemoe/403-bogomolov-samoilenko.html



ПРИЛОЖЕНИЕ



Проект «Логорифмы в психологии» студентки группы ПВ-11-13 Кичигиной Елены.


© 2010-2022