- Преподавателю
- Математика
- Урок математики (проблемно-эвристический) по теме: «Число е. Понятие натурального логарифма. Производная показательной функции»
Урок математики (проблемно-эвристический) по теме: «Число е. Понятие натурального логарифма. Производная показательной функции»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпенко Е.А. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок математики (проблемно-эвристический) по теме: «Число е. Понятие натурального логарифма. Производная показательной функции».
Цели и задачи урока:
1) ввести понятия: «число е», «натуральный логарифм» «экспонента»;
2) формировать умение находить производную показательной функции;
3) развивать логическое мышление, математическую речь;
4) развивать умение выражать свою точку зрения, умение работать в группах;
5) воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткое отношение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, дидактические карточки.
Ход урока.
-
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Пожалуйста, настройтесь на работу. Сегодня на уроке нам понадобится внимание, умение мыслить логически, строить предположения и доказывать их.
-
Постановка целей и задач урока. (4 мин.)
Совсем недавно мы познакомились с показательной и логарифмической функциями. Эти функции применяются во многих областях физики, химии и других наук. В частности логарифмы с особым основанием могут характеризовать естественные процессы.
А чем отличаются друг от друга логарифмические и показательные функции? (Основанием. Каждая из этих функций связана с каким-то положительным числом, называемым основанием функции).
Как вы думаете, с чем может быть связана тема нашего урока? (Учащиеся строят предположения).
Сегодня на уроке мы познакомимся с числом, которое может быть основанием показательной и логарифмической функций, а также само по себе играет большую роль в математике, физике и других науках.
Ещё мы вместе выведем формулу производной показательной функции и будем применять полученные знания при решении задач.
Откройте тетради и запишите тему урока.
III. Открытие нового знания.
-
Исторические сведения. (7 мин.)
(Слайд)
В конце XVI века шотландский любитель математики Джон Непер и швейцарский часовщик, мастер астрономических приборов Иоганн Бюрги, независимо один от другого занимались сравнением арифметической и геометрической прогрессий:
0,
1,
2,
3,
4,
…
y,
y+1
1,
,
,
,
,
,
Оба математика искали такое число в качестве основания степени, чтобы второй ряд был «гуще», т.е. разность между двумя соседними членами была по абсолютному значению возможно меньше.
Давайте представим, как же можно было решить эту проблему.
Вопрос: Как вы думаете, при каком значении основания все члены второго ряда равны между собой? (При ).
Но для нас важно, чтобы все эти числа не были одинаковыми, а были близки между собой. Какое же основание нужно взять? (Близкое к 1).
Поэтому оба учёных взяли числа, близкие к 1.
(Слайд): (Бюрги);
(Непер).
Они составили таблицы степеней этих чисел, правда, славу таблицы принесли только Неперу (Бюрги создал свой труд раньше, но опубликовал позднее).
А как вы думаете, какие ещё числа можно было взять? (Например, и т.д.)
В начале XVII века Леонард Эйлер выразил общий вид таких чисел. (Слайд).
В честь Эйлера число стали называть буквой «е», но его также называют «неперовым числом».
В XIX веке было доказано, что это число иррационально и не может быть корнем никаких алгебраических уравнений (т.е. трансцендентно).
Число е входит в большое число различных формул самых разных областей науки. Сейчас найдено более 2000 знаков этого числа.
На экране: (запишите в тетради).
Мнемоническое правило: сначала 2 и 7, потом дважды дата рождения Л.Н. Толстого, затем углы равнобедренного прямоугольного треугольника.
2. Введение понятий «экспонента», «натуральный логарифм». (3 мин.)
Задание: составить две функции - показательную и логарифмическую с основанием е. (Выполняют в тетрадях, затем один человек записывает на доске.)
На экране:
Логарифмы по основанию е выражают математическую зависимость, которая характеризует разнообразные химические, физические и др. процессы. По-видимому, этим и объясняется название «натуральные логарифмы», т.е. естественные.
3. Вывод формул производной показательной функции. (12-13 мин.)
Оказывается, что экспонента обладает рядом интересных свойств.
Сейчас мы познакомимся с одним из этих замечательных свойств. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые факты о производной.
Задание: Сформулировать определение производной. Объяснить геометрический смысл производной в точке. (Самостоятельное повторение).
(Слайд): По очереди появляются:
А) график функции y=2x и касательной к нему в точке x=0.
Учитель сообщает: Угол, образованный касательной с положительным направлением оси Ox, примерно равен 350;
Б) график функции y=3x и касательной к нему в точке x=0. Учитель: Соответствующий угол примерно равен 480.
Построение гипотезы: Какой табличный угол заключён между данными? Чему равен его тангенс?
Можно предположить, что существует функция, для графика которой данный угол равен 450.
В) Появляется график функции y=ex и касательная в точке x=0.
Вопрос: Как записать это свойство, используя понятие производной? (строят предположения).
Далее проверяем данные предположения, делаем вывод.
(Слайд): , т.к. тангенс угла в 450 равен 1.
Вспомним определение производной в точке.
Учащийся у доски: .
В нашем случае попробуйте записать определение производной экспоненты в точке 0 : .
Это равенство нам понадобится сейчас для вывода формулы производной функции в любой точке.
Работаем самостоятельно в группах. У каждой группы алгоритм вывода формулы производной с пропусками. Их необходимо заполнить.
Вывод формулы производной функции .
-
Найти приращение функции: .
-
Составить отношение : .
-
Найти предел такого отношения при :
-
Сделать вывод: .
Или, заменяя x0 на произвольную точку, получим: .
Проверяем вывод, комментируя по очереди с места и используя презентацию, в которой шаги 1-4 появляются друг за другом. Формулу производной записать в тетрадь.
Вывод формулы производной функции .
На экране алгоритм вывода с пропусками. На столах такие же алгоритмы с пропусками. Заполняем их вместе, по цепочке, с комментированием. При этом на экране появляются нужные выкладки в пропущенных местах.
-
Записать число а в виде степени числа е, используя основное логарифмическое тождество: .
-
Записать функцию , используя п.1: .
-
Найти производную этой функции, пользуясь формулой производной сложной функции: .
-
Сделать вывод: .
В тетрадь записать формулу.
IV. Первичное закрепление изученного. (15 мин.)
№ 1
(фронтальная работа).
Найти производные (по одному учащемуся у доски).
А) ;
Б)
в) ;
(работа в группах, проверка ответов по таблице на слайде)
Г) .
д) ;
е) ;
ж)
Данные во второй строке таблицы появляются по щелчку мыши по очереди. После окончания решений появляется строка с буквами.
а
б
в
г
д
е
ж
Х
М
А
Д
Е
Р
И
Ошибочным ответам соответствуют буквы, не входящие в ключевое слово
*
*
*
*
К
О
С
П
Из букв составляем слово: «Архимед». (Архимед высказал идею упрощения вычислений, сопоставив арифметическую и геометрическую прогрессии, что привело в конечном счёте к открытию логарифмов.)
-
Информация о домашнем задании. (1 мин.)
Обязательный уровень: П. 41 (учебник Колмогорова), №539(а,г). №540(а,б)
Дополнительно: №144(7,9),с. 87 (учебник Виленкина).
-
Итог урока. (1-2 мин.)
С какими понятиями вы сегодня познакомились? Чему научились?
Какие трудности возникли на уроке?
Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?
Литература.
-
Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 кл. средней школы / А.Н.Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.: Под ред. А.Н. Колмогорова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 320с.
-
Виленкин Н.Я.и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учебное пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд.-5-е изд.-М.: Просвещение, 1996.-288с.
-
Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике /М.Я. Выгодский.- М.: Наука, 1998.- 416с.
-
Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу. -М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. - 240с.
-
Жарковская Н. История логарифмов: Неперовы логарифмы / Н. Жарковская // Математика. - 2009. - №10. - с. 24-25
-
Прокопчик Л. Групповая форма работы // Математика. - 2009. - №9. - с. 21-23
-
Удалова Л. Советы по созданию эффективной презентации к уроку математики // Математика. - 2008. - №15. - с. 23-25
-
Шень А. Логарифм и экспонента // Математика. - 2009. - №2. - с. 43-46, №3. - с.42-47