- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по алгебре на тему
Разработка урока по алгебре на тему
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мишхожева Л.Х. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Подготовила учитель математики
высшей квалификационной категории
Мишхожева Лера Хасанбиевна.
Тема: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ.
ФОРМУЛА n-го ЧЛЕНА АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ» (3 ч)
Цели: ввести понятие об арифметической прогрессии как числовой
последовательности особого вида;
вывести формулу и члена арифметической прогрессии;
выработать умения применять формулу n-го члена арифметической
прогрессии.
Урок №1
Ход урока
I. Оpганизационный момент.
П. Изучите нового материала.
1. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
(аn) - арифметическая прогрессия, п N;
an +1 = an + d, где d - некоторое число;
d= аn+1 - an - разность арифметической прогрессии, то есть разность между любым членом арифметической прогрессии, начиная со второго, и предыдущим членом.
2. Примеры арифметических прогрессий:
а) (аn) - арифметическая прогрессия. A1 = 1, d=1
1; 2; 3; ... (последовательные натуральные числа);
б) (аn) - арифметическая прогрессия. a1 =2, d = 2
2; 4; 6; 8;... (последовательность положительных четных чисел);
в) (аn) - арифметическая прогрессия. a1, = 7, d =0
7;7;7;....
3. По определению арифметической прогрессии; а1 = а1 + d,
a3 = a2 + d =( а1 + d) + d,
а4 = а3 + d = ( а1 + 2d) + d = а1 +3 d,
а5 = а4 + d = ( а1 + 3d) + d = а1 +4 d,
ап =a1 + d(n - 1) - формула n - го члена арифметической прогрессии.
4. II р и м е р ы 1 и 2 [2, с. 86] (объяснить решение).
III. Тренировочные упражнения.
I. Решить устно:
1) Найти члены арифметической прогрессии, обозначенные буквами:
а) -6; -4; а3; а4; а5; а6….
б) - 3,4; -1,4; а3; а4; …
в) 14, а2; 20; а4 ;…
2) Чему равен первый положительный член арифметической прогрессии -22; -20; -18; ...?
3) а) №343 - самостоятельное решение, с последующей устной проверкой;
б) № 344, 345, 347 - решение у доски, с объяснением;
в) № 349- самостоятельное решение, одновременно - решение на откидных
досках, проверка;
г) из сборника № 163 (1) [4, с. 113] - решение у доски с объяснением.
IV. Итог урока.
Устный фронтальный опрос.
Вопросы учащимся:
1) Что называется арифметической прогрессией?
2) Какое число называют разностью арифметической прогрессии?
3) Приведите примеры арифметических прогрессий.
4) Назовите формулу n -го члена арифметической прогрессии.
Домашнее задание: п. 16, № 346, 348, 350; из сборника № 163
Урок № 2.
Ход урока
I. Проверка домашней работы.
1. Из сборника № 163 (2) [4, с. 113] - у доски, комментарии отвечающего ученика. Решение:
12,5; 11,2;... - арифметическая прогрессия. а1 = 12,5; а2= 11,2; d=a2-a1; d= 11,2 - 12,5 = -1,3. аn = a1 + d(n - 1) аn < 0 п = 11
an = 12,5 - l,3(n - 1) -1,3n + 13,8 <0 а11 =а1 + 10d
аn= 12,5- 1,3n + 1,3 -1,3n <-13,8 a11 = 12,5-13 = - 0,5
аn= - 1,3n + 13,8 n > 138/13
Ответ: -0,5 - первый отрицательный член арифметической прогрессии 12,5; 11,2;...
2. Ответы на вопросы учащихся по домашней работе.
3. Диктант:
ВАРИАНТ I (II)
1) В арифметической прогрессии первый член 4 (6), второй 6 (4). Найти разность d.
2) У арифметической прогрессии первый член 6 (4), второй 2 (6). Найти третий член.
3) Найти десятый (восьмой) член арифметической прогрессии, если ее первый член равен 1, а разность d равна 4 (5).
4) Является ли последовательность четных (нечетных) чисел арифметической прогрессией?
5) (вn) - арифметическая прогрессия. Выразите через в1 и d в10; в100; вR; вR+1
6) Определение арифметической прогрессии. Понятие разности арифметической прогрессии. Вывод формулы n-го члена арифметической профессии.
4. Собрать работы учащихся. Проверить диктант по заранее приготовленным записям на откидных досках.
Ответы:
Вариант I
1) 2. 2) -4.
Вариант II
1) -2. 2) 2.
3) 37. 3) 36
4) Да. 4) да.
II. Изучение нового материала.
1. аn =a1 + d(n-1) - формула л-го члена арифметической прогрессии.
ап = a1 + dn - d; аn = dn + (a1 -d); an = kn + в, где k = d,e = a1 - d.
Значит, любая арифметическая прогрессия может быть задана формулой вида аn = kп + в, где k и b- некоторые числа.
-
(аn ) - последовательность, аn = кп + в; к и в- некоторые числа.
ап+1 - аn = (k{п + 1) + в) - (kn + в) =kп + k + в - kп - в = k.
При любом n верно: a n+1 = аn + k.
По определению последовательность (аn ) является арифметической прогрессией, k - разность арифметической прогрессии.
Значит, последовательность (an), заданная формулой вида an = kп + в, где k и b - некоторые числа, является арифметической прогрессией.
3. № 363 -устно, с объяснением.
III. Тренировочные упражнения.
№ 352 (а), 353 (а), 355 [2]; из сборника № 164 (1), 165 (1) [4, с. 113].
IV. Итог урока.
1. Устные упражнения:
1) (bn) - арифметическая прогрессия. Составить формулы для нахождения b7, b19, b89. В каждом случае найти разность арифметической прогрессии d.
2) (аn) - последовательность, является ли она арифметической прогрессией? Почему? Найти a1, а10.
а) аn=Зn - 2; б) аn = 2/3n; в) an =1,5 + 7,5 n.
2. Провести самоанализ деятельности на уроке.
Домашнее задание: п. 16, № 352 (б), 353 (б), 354, 357 (а) [2]
Урок № 3
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос учащихся.
1. Подготовка учащихся к ответу на в о п р о с ы :
1) Доказать, что арифметическая прогрессия может быть задана формулой вида аn= k п + b, где k и b - некоторые числа.
2) Доказать, что если последовательность задана формулой да аn = kn + в, где k и b - некоторые числа, то она является арифметической прогрессией.
2. Задание классу:
ВАРИАНТ I - из сборника № 164(2) [4, с. ИЗ].
вариант II - из сборника № 165 (2) [4, с. 113].
Проверка решения № 164(2).
№ 164 (2).
- 38,5; - 35,8; ... -арифметическая прогрессия.
а 1 = -35,8; а2 = -35,8 d =a2 - a1; d = -35,8 + 38,5 = 2,7.
an = а1 +d{п - 1).
an = -38,5 + 2,7 (n - 1) < 0
n = 15.
Ответ: в арифметической прогрессии -38,5; -35,8; ... пятнадцать отрицательных членов.
№ 165 (2).
- 15,1; -14,4; ... -арифметическая прогрессия.
а1 =-15,1; а2 = -14,4; d = a2-a1, d = -14,4 + 15,1 =0,7.
an = a1 +d(n - 1), аn = -15,1 + 0,7(n - 1) = -15,1 + 0,7n - 0,7 = 0,7n -15,8.
an > 0, 0,7n -15,8 > 0
0,7n > 15,8
n > 22 4/7
п = 23, a23 = а1 + 22d, а23 = -15,1 + 22▪ 0,7 = -15,1 + 15,4 = 0,3
n = 22, a 22 = a 23 -d, a 22 = 0,3 - 0,7 = - 0,4.
| а22 | > | а23 |, так как 0,4 > 0,3.
Ответ: a 23 = 0,3 - наиболее близкий к нулю член арифметиче-1кой прогрессии -15,1;-14,4; ....
3. Устный ответ ученика,
III. Решение.
№ 359 - у доски, с комментариями.
IV. Итог урока.
Самостоятельная работа.
ВАРИАНТ 1
-
В арифметической прогрессии (вn) известны в1 = -0,8, d = 4. Найти: а) в7;б) в 3.
Найти разность арифметической прогрессии (а"), если а1 = 0,5,
a23 = -2,3.
2. В арифметической прогрессии (xn ) x1 = 14 и d = 0,5. Найти
номер члена прогрессии, равного 34.
ВАРИАНТ II
1. В арифметической прогрессии (вn) известны в1= -1,2, d = 3. Найти: a) b8; б) в21.
2. Найти разность арифметической прогрессии (аn), если a1 = -0,3,
a7= 1,9.
-
В арифметической прогрессии (хn) = 9 и d = 3. Найти номер члена прогрессии,
равного 12.
V. Домашнее задание: № 358, 359 [2].