Родительское собрание Почемуже ребенок. .. лжёт?

Проведение родительского собрания.1.Под музыку В.С.Высоцкого «Баллада о правде и лжи» занимают места.На доске пословицы:-В ком добра нет, в том и правды мало.-В лукавом правды не сыщешь-Где правда, там и счастье-За правду-матку и помереть сладко-Кто правдой живёт, тот добро и наживёт-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь-Правда в огне не горит и в воде не тонет-Правда-матушка светла живёт, ложь под тыном прячется-Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.У доски два сектора- БЕЛЫЙ И ЧЁРНЫЙ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

«Почему же ребёнок … лжёт?»




Задачи:
1. Образовательные: познакомить родителей с причинами и проявлениями детской лжи, способами воспитания правдивости.

2.Воспитательные: помочь выработать правильный стиль семейного воспитания.

3.Специальные: оказать психологическую помощь родителям, столкнувшимися с проблемой детской лжи.

Подготовка к родительскому собранию:

1.Подбор литературы.

2.Определение совместных болевых точек р/с

3.Подготовка карточек с педагогическими ситуациями

4. Продумывание и подготовка приглашений на р/с

5.Оформление класса под «студию»

6.Анкетирование детей.

7.Подготовка памяток для родителей. (Готовят родители)


Участники родительского собрания:

Классный руководитель, родители.

План проведения р/с

1.Орг/момент.

2.Психологическая разминка

3.Интеллектуальная разминка.

4.Ваша точка зрения.

5.Памятки для ВАС.


6. Итог собрания.

Проведение родительского собрания.

1.Под музыку В.С.Высоцкого «Баллада о правде и лжи» занимают места.

На доске пословицы:

-В ком добра нет, в том и правды мало.

-В лукавом правды не сыщешь

-Где правда, там и счастье

-За правду-матку и помереть сладко

-Кто правдой живёт, тот добро и наживёт

-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

-Правда в огне не горит и в воде не тонет

-Правда-матушка светла живёт, ложь под тыном прячется

-Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.

У доски два сектора- БЕЛЫЙ И ЧЁРНЫЙ.(2 кресла)

Учитель:

-Родительское собрание пройдёт в необычной форме для вас - в виде телевизионной передачи - ток-шоу. Я буду ведущим, а вы участниками и зрителями телепередачи.

Русская народная пословица говорит: «Где правда - там счастье» Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастлив. Как помочь ребёнку расти правдивым? В чём причины детской лжи? Такие сложные вопросы будут обсуждаться на ток-шоу.

^ 2 Интеллектуальная разминка

- Объявляю начало ток - шоу . Приглашаю на сцену 2 родителей.

Вы будете «ПРАВДИВО» или «ЛЖИВО» в зависимости от выбранного сектора отвечать на вопросы ведущего. Отвечать будете словами «да» или «нет» (проводится в достаточно быстром темпе)

- Вашу дочь зовут Алиса?

- Вы умеете кататься на велосипеде?

- Вы были сегодня на работе?

- Вы забыли перевести часы на час назад?

- Это вы вчера не пустили ребёнка в школу?

- Считаете ли вы, что школьная форма должна быть в школе?

- Вы ходили сегодня загорать?

После блиц-интервью участникам предлагается поделиться своими ощущениями: кому было проще отвечать на вопросы? Что испытывал тот, кому надо было скрыть свои мысли?

- Уважаемые зрители, прошу оценить поведение испытуемых: были ли заметны признаки лжи, у говорившего неправду (жесты, интонация)

^ 3.Обсуждение понятий «Ложь» и «Правда»

«Правда» -

1) то, что соответствует действительности, истина. 2) порядок, основанный на справедливости, честности. (Словарь рус яз С.И.Ожегов)

«Ложь» - намеренное искажение истины, неправда, обман.(Там же)

Итог РАЗМИНКИ:

- ЛОЖЬ - это раздвоение в человеке. И как всякое раздвоение неприятно и приносит человеку дискомфорт. Раздвоение вносит тревогу, ослабляет физические силы, пагубно действует на нервы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: опираясь на толкование слов «правда» и «ложь», можно сделать вывод, что ребёнок не всегда может знать, где истина, и каков порядок.
^

4.Ваша точка зрения


-Я предлагаю желающим занять кресла в секторах «ПРАВДЫ» и «ЛЖИ». Вы будете высказывать своё мнение по поводу ситуаций, в которых дети демонстрируют лживое поведение, попытайтесь выявить причины и предложите воспитательную стратегию в каждом конкретном случае.

Ситуация №1 (отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазёры»)

«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня за голову - и откусила.

-Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шёл без головы?

- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла».
^

Ситуация №2


« Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.»

Вовлекаются в обсуждение все родители. Им предлагается вспомнить похожие ситуации, в которых дети часто говорят неправду (плохая отметка, невыполненное домашнее задание и т д)

Ведущий на доске записывает выводы, к которым пришли все во время обсуждения.

1.Боязнь наказания за плохую отметку

2.Желание добыть то, что по-другому не можешь

3.Вру, когда мщу

4.Страх наказания за безнравственный поступок

5.Когда кого-либо защищаю

6.Наверняка знаю, что меня не выслушают

Алгоритм реагирования взрослых на обман:

1)Успокоиться, «прийти в себя» (обычно на это есть время)

2)Выстраивание доверительных отношений на основе договорённости: «Ты не будешь скрывать, так как я не буду наказывать, даже если ты виноват. Я постараюсь объяснить, почему это плохо, но наказывать не стану»

3) Разобраться в причинах лжи (разговор «по душам», сказкотерапия)

4) Демонстрация такого поведения, о котором договорились, исправление последствий лжи, если это необходимо.

Учитель (ведущий) в процессе обсуждения выделяет произнесённое слово «фантазия», достаёт карточку с написанным разноцветными фломастерами словом и, готовясь разместить его между секторами «ПРАВДА-ЛОЖЬ», уточняет у участников, к какому сектору ближе должно расположиться это слово.

В ходе обсуждения все приходят к выводу, что ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческие способности. Учиться фантазировать - полезно.

^ 5. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА (учителя)

Основные причины лжи порождены авторитарным стилем воспитания, жёсткими принципами жизни, иногда - неискренностью родителей ( я не смог прийти на собрание - был на работе, « работал» хотя сам пришёл навеселе). Чем больше ребёнка ругают - тем больше он врёт. Ложь - всегда сигнал тревоги: о недостатке любви, внимания к ребёнку; о низкой самооценке, о выходе враждебности (нарочно врёт, чтобы рассердить; о необходимости эмансипироваться от родителей (ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ )

^ 6.Анонимная АНКЕТА «Когда я говорю неправду?»

1.Боязнь наказания за плохую отметку.
2.Желание добыть то, что по-другому не можешь.
3.Вру, когда мщу.
4.Страх наказания за безнравственный поступок.
5.Когда кого-либо защищаю.
6.Наверняка знаю, что меня не выслушают.

7.Памятка «Излечи себя сам»

(Раздаются родителям)


  • Если ребёнок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко наказываете? Всегда ли справедливы? Не заставляете ли защищаться любыми способами?


  • Если «да» - изменяйтесь, если «нет» (то это не средство защиты, а нападения) - значит, ситуация вышла из-под контроля, нужна специальная работа.


  • Старайтесь разбирать и пояснять мотивы поведения - свои и окружающих, особенно если вы что-то обещали, но не выполнили.


  • Постарайтесь научить способам, с помощью которых можно относиться к некоторым неудачам, происшествиям, когда можно найти выход без помощи лжи, а, например, ЮМОРА.


  • Уважайте тайны ребёнка.


  • Будьте внимательны к детям, вникайте в их проблемы, демонстрируйте принятие, тогда у них будет меньше поводов для неправды, он будет чувствовать, что не одинок, может рассчитывать на вас.


  • Подготовьте ребёнка к тому, что в жизни случаются обман и неискренность. Обсудите причины.


^ 8 Проект решения родительского собрания.

1)Рекомендовать родителям детей, у которых проявились склонности ко лжи, обратиться за консультацией к психологу.

2)Использовать памятку для родителей с советами по воспитанию у ребёнка правдивости.

^ Памятка

Причины проявления лжи.

За ложь можно принять обыкновенную ошибку ребёнка. Язык взрослых труден и порой непонятен даже для школьников, поэтому, если ребёнок неверно передаёт чей-то рассказ, путает последовательность событий, то это ещё не значит, что он лжёт. Возможно, он именно так воспринял какой-либо факт и передаёт его в соответствии со своим образом мыслей


Во-первых, надо отличать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, что не усвоили ещё языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребёнок «лжёт», рассказывая о случившемся, когда передаёт факт не так, как происходило, а как он сам понял. В таком случае лжи настоящей нет, есть мнимая ложь - ошибка самого ребёнка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они есть на самом деле (он плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра. Например, в известном стихотворении « А у нас сегодня кошка родила вчера котят»).


Во-вторых, если ребёнок, сообщая что-либо, сильно преувеличивает размеры вещей, то это зачастую связано с детской впечатлительностью, порой дети даже могут перепутать сон с реальностью. Это возрастные особенности психики, за которые ребёнка ругать или наказывать бессмысленно и жестоко.

К истинной лжи, как ни странно, нередко ребёнка подталкивают сами родители. Например, создавая ситуацию, когда ребёнку безумно хочется получить игрушку или сладости, которые находятся «под запретом». Конечно, всё разрешать ребёнку нельзя, но нужно постараться, чтобы запреты были разумными и реально выполнимыми. Давно замечено, что в семьях, где родители чрезмерно строги и прибегают к физическим наказаниям, дети лгут особенно много и со временем - достаточно искусно, приспосабливаясь таким образом получать желаемое, избегая при этом наказаний.

Есть ещё одна сложная сторона этой проблемы. Часто за детскую ложь родители принимают психосоматические болезни. В случаях, когда ребёнок начинает жаловаться на, допустим, боль в животе, как только речь заходит о приготовлении уроков, необходим тщательный анализ в каждом индивидуальном случае, возможно, с привлечением не только психолога, но и врачей-специалистов. И если боли, действительно, будут носить психосоматический характер, то подобное состояние нельзя считать «притворством», это неконтролируемая сознанием реакция организма на чрезмерные нагрузки на данного ребёнка. Если же ребёнок симулирует болезнь, в целях получения поблажек, то, конечно, мы будем говорить о лжи.

Искоренить ложь очень трудно. Родителям надо проявить внимание, чтобы предупреждать ситуации, в которых ребёнок может прибегнуть ко лжи. Надо помочь ребёнку осознать, что ложь вносит смятение в его душу, на примерах литературных героев показывая, как мучает совесть тех, кто отступает от нравственных принципов. И, конечно, для того, чтобы ложь исчезла, родителям придётся стать безупречными образцами для подражания. Ведь если, отвечая на телефонный звонок, ребёнок слышит реплику: «Скажи, что меня нет», вряд ли он постарается быть честным с родителями, проявляющими двуличность.

Часто родители сами создают обстановку, при которой ребёнку трудно быть совершенно правдивым. Ребёнок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д ), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Это первая ступень лжи - она проста, груба. В ней нет ни ума, ни искусства. Дети делаются более ловкими и искусными во лжи под действием страха. Именно страх заставляет детей лгать. Нигде так не лгут, как в семьях, где родители строги, где наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, т.е. получить удовольствие, и в то же время не подпасть под гнев родителей.

Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи - подлаживание, когда распознаются слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что-либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на слабых струнах. Высшая ступень детской лжи - это притворные болезни. Для такого притворства имеет большое значение возраст. Так как здесь надо изучать роль, для чего требуется уже некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет. Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней.

Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Бессознательная ложь пройдёт сама Для этого надо, чтобы ребёнок развивался. Рассказы ребёнка, склонного к бессознательной лжи, надо проверять, и, если они невероятны, показать, в чём ошибка (возобновить перед ребёнком ту картину, которую он рисует себе иначе, чем следует) При борьбе с сознательной ложью надо обратить внимание ребёнка на то неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу. Стараться, чтобы неприятное чувство, сидящее в совести, не замирало, а сохраняло свою остроту - это сможет предохранить их в будущем от скверных поступков. Надо быть особенно осторожным, когда ребёнок ещё не солгал, но близок ко лжи, когда он хитрит. Хитрость бывает остроумна, красива, что вызывает смех родителей, но ведёт ко лжи. Не запрещать ничего ребёнку нельзя, но надо позаботиться, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко запретить, сказав ребёнку «НЕЛЬЗЯ», но надо прежде подумать, легко ли это «НЕЛЬЗЯ» исполнить.

Искоренить ложь очень трудно. Для того, чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя.

Подготовила м провела классный руководитель 5 класса Телегаева В.Ю.

© 2010-2022