Выступление на городском семинаре: Виды самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии

Один из недостатков в методике проведения самостоятельных работ состоит в однообразии их видов, используемых учителем. Я в своей работе выделяю два вида самостоятельной работы учащихся – самостоятельная работа  при изучении нового материала и при закреплении нового материала. Правда большинство самостоятельных работ на уроках приходится на закрепление изложенного материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Значительно меньшее число их используется при изучении нов...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РК

КГУ «Мало-Владимировская СШ»








Доклад

На тему: «Виды самостоятельной работы учащихся на уроках геометрии»



Подготовила и выступила: учитель математики

Сивкова Л.В.













Семей 2015г.

В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляют к подготовке учащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. В настоящий период исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями.

Один из недостатков в методике проведения самостоятельных работ состоит в однообразии их видов, используемых учителем. Я в своей работе выделяю два вида самостоятельной работы учащихся - самостоятельная работа при изучении нового материала и при закреплении нового материала. Правда большинство самостоятельных работ на уроках приходится на закрепление изложенного материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Значительно меньшее число их используется при изучении нового материала.

Самостоятельная деятельность учащихся повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена ее рациональная организация.

Перед нами же, педагогами, стоит следующая проблема - сделать так, чтобы учащиеся самостоятельно подходили к изучению нового материала. Так каковы же особенности организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения?

Решение данной проблемы определяет следующую цель - выявить и обосновать особенности, способствующие успешному процессу организации самостоятельной работы учащихся на уроках.

Процесс организации самостоятельной работы школьников будет протекать более успешно, если она будет:

- обеспечивать формирование умений и приемов учебной работы с различными источниками знаний;

- способствовать развитию познавательных способностей самостоятельности, логического мышления школьников;

- систематически использовать на уроках.

Использование самостоятельной работы на уроках влияет на уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности и на качество знаний учащихся. В своей работе я использую различные формы самостоятельной работы - индивидуальная, парная, фронтальная, игровая. Применяю следующие методы самостоятельной работы - метод сравнения, тренировочные упражнения, метод анализа конкретных ситуаций, самостоятельная работа с учебником, которая включает в себя: заполнение таблиц, составление плана.

Мною были выявлены особенности организации самостоятельной работы, которые заключаются в отборе форм и методов, типов и видов самостоятельной работы, в соблюдении педагогических принципов ее организации.





Особенности организации самостоятельной работы

педагогические

принципы

типы самостоятельной работы

методы самостоятельной работы

формы

самостоятельной

работы

Для формирования самостоятельной деятельности учащимся при изучении нового материала можно предложить выполнить ряд заданий. Содержание заданий включают в себя следующие методы самостоятельной работы:

- самостоятельной работой с книгой (составление простого плана параграфа учебника, выделение теорем, свойств, главных понятий, найти по учебнику ответ на заданный вопрос);

- методом наблюдения (работа сравнительно-аналитического характера, умение выделять отличительные признаки); То есть например, если это осевая и центральная симметрия, то для визуального сравнения подойдет следующая картинка. (слайд)

- методом анализа конкретных ситуаций (анализ явлений, перенос знания в окружающую действительность).

Если такие методы использовать на уроках, то учащиеся научатся самостоятельно работать с учебником: выделять материал, раскрывающий главные и второстепенные положения того иного явления, сравнивать сущность определенных явлений, выделять в них однородные признаки и специальные особенности, устанавливать сходства и различия между ними. Заученные правила, которые были усвоены на уровне произвольного запоминания, не превратятся в подлинные знания и не могут быть использованы школьниками в качестве умений ориентироваться в контрольных заданиях.

Что же касается самостоятельной работы учащихся при закреплении нового материала, то здесь можно использовать несколько типов и форм. Это - решение задач по готовым чертежам, закончить предложение, тестовые задания, так как без них сейчас никуда и чем раньше мы будем внедрять тестовые задания в процесс обучения, тем эффективнее окажется результат в будущем, практическая задача, с которой у детей часто бывают затруднения, и, наконец дополнительное домашнее задание. Оно может быть в любой форме, в данном случае вам предлагается текстовая задача. (слайд)

Таким образом, подводя итог своего выступления, можно согласиться с тем, что это очень продуманная и сложная работа, на которую требуется много усилий и времени. Но, несмотря на то, что мы в последнее время завалены бумажной работой, мы должны находить время, и продумывать учебный процесс так, чтобы должное внимание было уделено самостоятельной работе, ведь систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Тщательно продуманная методика проведения самостоятельных работ обеспечивает формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной учебной работы с различными источниками, систематическое использование самостоятельной работы на уроках влияет на уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности (повышает).


© 2010-2022