- Преподавателю
- Математика
- Открытый интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике
Открытый интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Е.С. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый интегрированный урок по физике и математике.
Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Преподаватель физики: Уварова Т. В.
Преподаватель математики: Кузнецова Е.С.
Цель урока:
-
показать, как понятие вектора используется для изучения многообразных явлений и процессов физики;
-
создать ситуацию применения знаний, полученных на уроках математики и физики;
-
активизировать познавательную деятельность.
Задачи урока:
-
сформировать осознанное понятие вектора;
-
развивать умение пользоваться опорными знаниями в нестандартной ситуации;
-
развивать навыки самостоятельной работы.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Мотивация.
Вступительное слово преподавателя математики:
«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»
«Практика рождается от тесного соединения физики и математики» Н.И.Лобачевский
2. Повторение теоретического материала из геометрии.
-
Что называется вектором?
-
Что такое абсолютная величина вектора?
-
Какие векторы называются равными?
-
Какие векторы называются сонаправленными?
-
Какие векторы называются коллинеарными?
-
Как сложить два сонаправленных вектора?
-
Как сложить два противоположнонаправленных вектора?
-
Как сложить неколлинеарные векторы с помощью правила параллелограмма?
Следующую часть урока ведёт преподаватель физики.
В физике дается определение радиус-вектора.
Радиус-вектор - это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку пространства.
Если противоречие между двумя определениями, сформулированными в математике и физике? (В любом случае, сделать акцент на идею направления в обоих определениях)
Далее говорится о векторных величинах. Многие физические величины характеризуются подобно радиус-вектору не только числовым значением, но и направлением. Например: скорость, перемещение, импульс, напряженность электрического поля, сила и др. .Эти физические величины называют векторными. Длину такого вектора называют модулем вектора.
Законы сложения и вычитания векторов мы будем использовать с вами на уроках физики неоднократно, изучая разные темы.
Преподаватель математики повторяют законы сложения и вычитания векторов.
Рассмотрим сегодня на уроке задачи практического содержания по этой теме.
Задача 1.
Скорость продольной подачи резца токарного станка 12см/мин, а поперечной подачи 5 см/мин. Какова скорость резца в системе отсчета, связанной с корпусом станка?
Работа над задачей.
-
Запишем закон сложения скоростей в векторном виде.
-
Сделаем чертеж, произведя сложение векторов скоростей.
-
Искомый вектор является гипотенузой прямоугольного треугольника. По теореме Пифагора вычислим её, найдя тем самым модуль скорости.
Задача 2.
Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40км, повернул под углом 900 и прлетел еще 30км. Найти перемещение вертолета.
Закрепим материал решение задач самостоятельно.
Задача 3.
Вертолет летел на север со скоростью 20м\с. С какой скоростью будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10м\с?
Задача 4.
Скорость течения реки 1,5м\с. Каков модуль скорости катера относительно берега, если он движется перпендикулярно к берегу со скоростью 2м\с?
Оценка работы.
Выставляются оценки за все работы, выполненные на уроке.
Домашнее задание.
1. Вертолет летел на юг со скоростью 20 м/с. С какой скоростью и под каким углом к меридиану будет лететь вертолет, если подует восточный ветер со скоростью 10 м/с?
Итог урока. Рефлексия.
-Итак, сегодня мы повторили основной теоретический материал по теме "Векторы" и научились решать задачи по физике.
-Работа с материалом на уроках физики и геометрии не только повысила вашу математическую культуру, но и способствовала прочному усвоению физических знаний.
(Учащиеся подводят итог урока, делятся своими впечатлениями.)
Литература:
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Л.В., Юдина И.И. Геометрия 7-9 кл. Просвещение,2006
-
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Геометрия. Дидактические материалы для 8 класса. Просвещение,2006
-
Задачник Степановой Г.Н.для 7-9 классов
-
А.В. Пёрушкин, Е.М. Путник Физика -9 .Просвещение,2006
Карта № 1
Задача 1.
Скорость продольной подачи резца токарного станка 12см/мин, а поперечной подачи 5 см/мин. Какова скорость резца в системе отсчета, связанной с корпусом станка?
Задача 2.
Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40км, повернул под углом 900 и пролетел еще 30км. Найти перемещение вертолета.
Закрепим материал решение задач самостоятельно.
Задача 3.
Вертолет летел на север со скоростью 20м\с. С какой скоростью будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10м\с?
Задача 4.
Скорость течения реки 1,5м\с. Каков модуль скорости катера относительно берега, если он движется перпендикулярно к берегу со скоростью 2м\с?