• Преподавателю
  • Математика
  • Открытый интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике

Открытый интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый интегрированный урок по физике и математике.

Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Преподаватель физики: Уварова Т. В.

Преподаватель математики: Кузнецова Е.С.

Цель урока:

  • показать, как понятие вектора используется для изучения многообразных явлений и процессов физики;

  • создать ситуацию применения знаний, полученных на уроках математики и физики;

  • активизировать познавательную деятельность.

Задачи урока:

  • сформировать осознанное понятие вектора;

  • развивать умение пользоваться опорными знаниями в нестандартной ситуации;

  • развивать навыки самостоятельной работы.

Ход урока:

1. Орг. Момент. Мотивация.

Вступительное слово преподавателя математики:

«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»

«Практика рождается от тесного соединения физики и математики» Н.И.Лобачевский

2. Повторение теоретического материала из геометрии.

  • Что называется вектором?

  • Что такое абсолютная величина вектора?

  • Какие векторы называются равными?

  • Какие векторы называются сонаправленными?

  • Какие векторы называются коллинеарными?

  • Как сложить два сонаправленных вектора?

  • Как сложить два противоположнонаправленных вектора?

  • Как сложить неколлинеарные векторы с помощью правила параллелограмма?

Следующую часть урока ведёт преподаватель физики.

В физике дается определение радиус-вектора.

Радиус-вектор - это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку пространства.

Если противоречие между двумя определениями, сформулированными в математике и физике? (В любом случае, сделать акцент на идею направления в обоих определениях)

Далее говорится о векторных величинах. Многие физические величины характеризуются подобно радиус-вектору не только числовым значением, но и направлением. Например: скорость, перемещение, импульс, напряженность электрического поля, сила и др. .Эти физические величины называют векторными. Длину такого вектора называют модулем вектора.

Законы сложения и вычитания векторов мы будем использовать с вами на уроках физики неоднократно, изучая разные темы.

Преподаватель математики повторяют законы сложения и вычитания векторов.

Рассмотрим сегодня на уроке задачи практического содержания по этой теме.

Задача 1.

Скорость продольной подачи резца токарного станка 12см/мин, а поперечной подачи 5 см/мин. Какова скорость резца в системе отсчета, связанной с корпусом станка?

Работа над задачей.

  1. Запишем закон сложения скоростей в векторном виде.

  2. Сделаем чертеж, произведя сложение векторов скоростей.

  3. Искомый вектор является гипотенузой прямоугольного треугольника. По теореме Пифагора вычислим её, найдя тем самым модуль скорости.

Задача 2.

Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40км, повернул под углом 900 и прлетел еще 30км. Найти перемещение вертолета.

Закрепим материал решение задач самостоятельно.

Задача 3.

Вертолет летел на север со скоростью 20м\с. С какой скоростью будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10м\с?

Задача 4.

Скорость течения реки 1,5м\с. Каков модуль скорости катера относительно берега, если он движется перпендикулярно к берегу со скоростью 2м\с?

Оценка работы.

Выставляются оценки за все работы, выполненные на уроке.

Домашнее задание.

1. Вертолет летел на юг со скоростью 20 м/с. С какой скоростью и под каким углом к меридиану будет лететь вертолет, если подует восточный ветер со скоростью 10 м/с?

Итог урока. Рефлексия.

-Итак, сегодня мы повторили основной теоретический материал по теме "Векторы" и научились решать задачи по физике.

-Работа с материалом на уроках физики и геометрии не только повысила вашу математическую культуру, но и способствовала прочному усвоению физических знаний.

(Учащиеся подводят итог урока, делятся своими впечатлениями.)




Литература:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Л.В., Юдина И.И. Геометрия 7-9 кл. Просвещение,2006

  2. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Геометрия. Дидактические материалы для 8 класса. Просвещение,2006

  3. Задачник Степановой Г.Н.для 7-9 классов

  4. А.В. Пёрушкин, Е.М. Путник Физика -9 .Просвещение,2006











Карта № 1

Задача 1.

Скорость продольной подачи резца токарного станка 12см/мин, а поперечной подачи 5 см/мин. Какова скорость резца в системе отсчета, связанной с корпусом станка?

Задача 2.

Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40км, повернул под углом 900 и пролетел еще 30км. Найти перемещение вертолета.

Закрепим материал решение задач самостоятельно.

Задача 3.

Вертолет летел на север со скоростью 20м\с. С какой скоростью будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10м\с?

Задача 4.

Скорость течения реки 1,5м\с. Каков модуль скорости катера относительно берега, если он движется перпендикулярно к берегу со скоростью 2м\с?


© 2010-2022