Урок по математики на тему Доля. Дробь (5 класс)

 Тема урока "Доля. Дробь" для 5 класса.  Цель: формирование понятия «доля», «обыкновенная дробь", «числитель», «знаменатель»; формирование умения читать, записывать обыкновенную дробь и  объяснять ее содержательный смысл. Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный  Разработан в соответствии федеральным государственным стандартам. В разработке присутствуют практические задания, исторические моменты понятия "дробь", творческие задания. В начале урока устный счет, результат кото...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 63

Учитель: Зубакина Наталья Анатольевна

Предмет: Математика

Класс: 5

Тема урока: "Доли и дроби"

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цель: формирование понятия «доля», «обыкновенная дробь", «числитель», «знаменатель»; формирование умения читать, записывать обыкновенную дробь и и объяснять ее содержательный смысл.

Задачи урока:

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Познавательные УУД: познакомить учащихся с понятием доли и дроби и его содержательным смыслом; научить правильно читать и записывать дроби; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Материалы и оборудование: учебник, карандаши, линейки, циркуль, цветные карандаши, цветная бумага, клей.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ожидаемый результат:

  • знать понятия "дробь" и "доля", "знаменатель", "числитель";

  • запись дроби;

  • знать что такое половина, четверть, треть целого;

  • повышение активности учащихся на уроках для улучшения результатов обучения;

  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

  • обогащение математического словарного запаса

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант-управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

- личностно - ориентированного обучения;

- объяснительно - иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).


Ход урока

1. Организационный момент

(Создать благоприятный психологический настрой на работу)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю всем удачи

За работу, в добрый час!

2. Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень сложно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с устного счета.

А 15*11

З 24*3

И 0*17

К 125*8

О 51:17

Л 64/32

Т 40*60

Д 1000/125

Если вы верно найдете значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, то прочитаете главное слово в теме нашего урока.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?

А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. В русском языке в 8 веке появилось новое слово, оно происходит от глагола, который означает разбивать, ломать на части. Загадка:

Она бывает барабанная или пальцами.

А еще она бывает охотничья. Что это?

Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока!

(Тема урока: «Доли. Дроби»).

Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает "попасть в трудное положение".Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.


4. Первичное усвоение новых знаний

Приглашается к доске учащийся.

Задание. Начертите окружность радиусом 3 см. Разделите полученный круг на 8 частей, закрасьте 4 из них.

Как мы можем назвать отмеченную часть круга? (Доля)

Самая известная доля - это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Приведите примеры.

Но есть и другие доли. Например, четверть, треть. Приведите примеры из жизни.

Как образуются доли? (Когда один предмет делится на равные части)

Для математической записи доли стали использовать обыкновенные дроби.

Например, Урок по математики на тему Доля. Дробь (5 класс) (опорная запись в тетради)

На доске: Урок по математики на тему Доля. Дробь (5 класс)

Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель.

Назовите как понимаете каждую дробь?

(Урок по математики на тему Доля. Дробь (5 класс))

5. Первичная проверка понимания изученного.

Учитель предлагает ученикам решить задачу:

а) определить, какую часть от всех учеников в классе занимает каждый из них (работают самостоятельно).

б) определить, какую часть всех учащихся в классе составляют девочки (работа в парах).

в) определить, какую часть этот класс составляет в параллели 5 классов (работа в парах).

г) определить, какую часть зимние месяцы составляют от всех месяцев года.

Проверка и обсуждение результатов.

6. Физкультминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс,

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем все бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!


7. Первичное закрепление изученного.

Выполняют по группам творческое задание.

Учащимся предлагаются различные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество долей и склеить как требуется.

  1. Прямоугольник, разрезанный на 8 частей - взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.

  2. Прямоугольник, разрезанный на 4 части - взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.

  3. 2 круга, разрезанные на половинки - взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.

  4. Один целый треугольник. Это встречный парус.

  5. Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей - взять 1 долю (1/6). Это флаг.

  6. Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части - взять 3/4 от каждого круга. Это волны.

8. Контроль усвоения изученного материала

Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся.

1 вариант.

№ 901

2 вариант.

№ 902

9. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания

10.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок.



4


© 2010-2022