Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение логарифмических уравнений.

Цель урока: формирование понятия логарифмического уравнения, изучение способов решения логарифмических уравнений.

Задачи:

  • Формировать понятие логарифмического уравнения, научить решать логарифмические уравнения различными методами.

  • Развивать логическое мышление, вычислительные навыки.

  • Воспитывать добросовестное отношение к учебе.

Тип урока: урок типовых задач.

План урока:

  1. Приветствие. Постановка цели урока.

  2. Повторение.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Домашнее задание.

  6. Итоги.

Ход урока:

Повторение.

  1. Перечислите свойства функций по заданным графикам:

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Ответ: свойства функции Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений : область определения - множество всех положительных чисел; множество значений - множество всех действительных чисел; функция возрастающая, т.к. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Свойства функции Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений: область определения - множество всех положительных чисел; множество значений - множество всех действительных чисел; функция возрастающая, т.к. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Свойства функции Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений: область определения - множество всех положительных чисел; множество значений - множество всех действительных чисел; функция возрастающая, т.к. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Свойства функции Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений: область определения - множество всех положительных чисел; множество значений - множество всех действительных чисел; функция убывающая, т.к. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

  1. Перестрелка: поиграем в морской бой. Называете число по горизонтали, букву по вертикали, кто первый даст правильный ответ, получает 1 балл.

1

2

3

4

5

A

log416

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

log5125

log232

log39

B

log25125

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

log279

log816

log8127

C

log82

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

log162

log273

log1255

D

log66

log55

lg10

log77

log99

E

lg0,01

lg0,1

lg0,001

lg1000

lgУрок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Ответ:

1

2

3

4

5

A

2

3

3

5

2

B

1,5

1,5

2/3

4/3

3/4

C

1/3

1/2

1/4

1/3

1/3

D

1

1

1

1

1

E

-2

-1

-3

3

-3

Изучение нового материала.

Попробуйте сформулировать определение логарифмического уравнения. (Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма).

Рассмотрим простейшее логарифмическое уравнение: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений (где а>0, a ≠ 1 ). Так как логарифмическая функция возрастает (или убывает) на множестве положительных чисел и принимает все действительные значения, то по теореме о корне следует, что для любого b данное уравнение имеет, и притом только одно, решение, причем положительное.

Вспомните определение логарифма. (Логарифм числа х по основанию а - это показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число х). Из определения логарифма сразу следует, что Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений является таким решением.

Методы

1. По определению логарифма.

Так решаются простейшие уравнения вида: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Решить уравнение: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

По определению логарифма:

Решение: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Ответ: х = 2.

В этом задании Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, так как Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, поэтому посторонних корней появиться не может, и проверку нет необходимости делать. Условие Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений в этом задании выписывать не надо.Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

2. Потенцирование (переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению).

Решить уравнение: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Какую особенность вы заметили? (Основания одинаковы и логарифмы двух выражений равны). Что можно сделать? (Потенцировать).

При этом надо учитывать, что любое решение содержится среди всех х, для которых логарифмируемые выражения положительны.

Решение 1. ОДЗ: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Потенцируем исходное уравнение Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, получим уравнение 2x + 3 = х + 1. Решаем его: х = -2. Это решение не входит в ОДЗ, значит, данное уравнение корней не имеет.

Можно решить это уравнение иначе - переходом к равносильной системе:

Уравнение Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

(Система содержит избыточное условие - одно из неравенств можно не рассматривать).

Решение 2. Уравнение Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений равносильно системе:

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Эта система решений не имеет.

Есть еще один вариант решения - переход к следствию из данного уравнения. При неравносильных преобразованиях найденное решение необходимо проверить подстановкой в исходное уравнение.

Решение 3.
Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Сделаем проверку: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравненийОтвет: корней нет.

Вопрос классу: Какое из этих трех решений вам больше всего понравилось? (Обсуждение способов).

Вы имеете право решать любым способом.

3. Введение новой переменной.

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Что вы заметили? (Это квадратное уравнение относительно log3x). Ваши предложения? (Ввести новую переменную)

Решение. ОДЗ: х > 0.

Пусть Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, тогда уравнение примет вид:Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений. Дискриминант D > 0. Корни по теореме Виета:Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Вернемся к замене: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений или Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Решив простейшие логарифмические уравнения, получим:

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Ответ: 27; Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

4. Логарифмирование обеих частей уравнения.

Решить уравнение:.Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Решение: ОДЗ: х>0, прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10:Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Применим свойство логарифма степени:

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Пусть lgx = y, тогда (у + 3)у = 4, Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, (D > 0) корни по теореме Виета: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений и Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Вернемся к замене, получим: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Ответ: 0,0001; 10.

5. Приведение к одному основанию.

Решите уравнение: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Решение: ОДЗ: х > 0. Перейдем к основанию 3: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

или Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Ответ: 9.

Закрепление:

Определить каким методом решается уравнение, и решить его:

  1. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

  2. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

  3. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

  4. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

  5. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Решение:

  1. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравненийУрок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений; Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Ответ: х = 25, х = Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

  1. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Ответ: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

  1. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравненийУрок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Проверка: а) Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений не имеет смысла, Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений - посторонний корень.

b) Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Ответ: х = 2.

  1. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравненийпрологарифмируем обе части уравнения по основанию 3.

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

применим свойство логарифма: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

Замена: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

  1. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

  2. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Проверка: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Урок по математике на тему Решение логарифмических уравненийУрок по математике на тему Решение логарифмических уравнений

Ответ: Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений.

  1. Урок по математике на тему Решение логарифмических уравненийУрок по математике на тему Решение логарифмических уравненийУрок по математике на тему Решение логарифмических уравнений. Так как Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, то разделив обе части уравнения на это число, получим, Урок по математике на тему Решение логарифмических уравнений, откуда х = 2.

Ответ: х = 2.

Домашнее задание: (стр 259: №507-508(в,г); 511-512 (в,г); 514-516 (в,г)).

© 2010-2022