- Преподавателю
- Математика
- Программа по математике 6 класс
Программа по математике 6 класс
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щербина Л.Н. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ТАНГУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
______________________
МКОУ «Тангуйская СОШ»
Протокол № _____
от «____»____________2015 г.
Руководитель МО
________Маслакова О. Н.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Тангуйская СОШ»
Протокол № _____
от «____»____________2015 г.
Зам. директора по УВР
_________ Чугунина М. А.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»______________2015г.
Директор МКОУ «Тангуйская СОШ»
МО «Братский район»
______________ Орлова С. В.
Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«математика»
для учащихся 6 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Образовательная область: «математика»
Разработала:
Щербина Л. Н.
учитель математики
2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для 6 класса общеобразовательного учреждения МКОУ «Тангуйская СОШ» разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Н.Я Виленкина.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
В задачи обучения математики входит:
-
развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
-
овладение школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Курс математики 6-го класса - важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается изучение вопросов, связанных с натуральными числами и завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Формируются понятия «общий делитель» и «общее кратное», необходимые для полного усвоения основного свойства дроби. Даются первые знания о положительных и отрицательных числах, вводятся арифметические действия над положительными и отрицательными числами, что позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным. Особое внимание уделяется усвоению понятия модуля числа. Продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Адаптированная рабочая программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю, 35 учебных недель. При сравнении содержания примерной (авторской) программы и содержания Государственного стандарта общего образования по математике было увеличено или уменьшено количество часов на изучение отдельных тем.
Раздел
Количество часов в примерной программе
Количество часов в рабочей программе
-
Повторение курса математики 5 класса
5
0
-
Делимость чисел
14
20
-
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
21
22
-
Умножение и деление обыкновенных дробей
29
30
-
Отношение и пропорции
22
19
9. Решение уравнений
16
18
-
Итоговое повторение курса математики
14
17
Особенности методики преподавания предмета.
Методика обучения математике исследует проблемы математического образования, обучения математике и математического воспитания.
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная - с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходиться выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В повседневной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Т.о., расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математики в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономическую речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Цели программы:
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
-
воспитание средствами математики культуры личности;
-
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Основные задачи:
-
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
-
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
-
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
-
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
-
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
-
выявить и развить математические и творческие способности;
-
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
-
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей , действия с десятичными дробями;
-
дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
-
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
-
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
-
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Содержание учебного предмета
-
Делимость чисел
Делители и кратные. Признаки делимости на10, на 5и на 2.Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Основная цель - завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
-
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель - выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей. .
-
Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Основная цель - выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
-
Отношения и пропорции
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Основная цель - сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
-
Положительные и отрицательные числа
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель - расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
-
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Основная цель - выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
-
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Умножение. Деление. Рациональные числа. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Свойства действий с рациональными числами.
Основная цель - выработать прочные навыки арифметических действий для рационализации вычислений.
-
Решение уравнений
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель - подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
-
Координаты на плоскости
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Основная цель - познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
-
Повторение. Решение задач
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения курса математики 6-го класса учащиеся должны уметь:
-
переходить от одной формы записи чисел к другой; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;
-
уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
-
сравнивать рациональные и действительные числа;
-
округлять целые числа и десятичные дроби; находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, объёма, скорости;
-
овладеть кругом практически важных понятий и умений, связанных с пропорциональностью величин (прямой и обратной), процентами; свободно применять эти умения в ходе решения математических и практических задач, задач из смежных предметов;
-
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений;
-
интерпретация результата решения задач.
-
Учебно-тематический план
№
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Делимость чисел
20
16
СР-3, КР-1
2
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
22
18
СР-2, КР-2
3
Умножение и деление обыкновенных дробей
30
22
СР-5, КР-3
4
Отношения и пропорции
19
3
СР-1,КР2
5
Положительные и отрицательные числа
10
12
КР-1
6
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
15
10
СР-1,КР-1
7
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
12
10
СР-1,КР-1
8
Решение уравнений
18
13
СР-3,КР-2
9
Координаты на плоскости
12
10
СР-1,КР-1
10
Итоговое повторение курса
17
16
ИКР-1
Учебно-методическое обеспечение программы
-
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 - 11 кл./ Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. - М.: Дрофа, 2009.
-
Математика. 6 класс: рабочая программа по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда /авт.-сост. О. С. Кузнецова. - Волгоград: Учитель, 2012
-
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. - 26-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009.
-
Дидактические материалы по математике: 6 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математикап. 5 класс» / М. А. Попов. -М.: Издательство»Экзамен»,2013.
-
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс/ Сост. Л. П. Попова. М.: ВАКО, 2012.
-
Барсукова Н. Л. Открытые уроки математики: 5-6 классы.- М.: ВАКО, 2010.
-
Попова Л. П. Поурочные разработки по математике: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009.
-
Соловейчик И. Л. Я иду на урок математики. 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2010.
-
Математика. 5-6 кл.: Контрольные работы: методическое пособие / Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б Суворова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.
-
Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов. / под ред. Ф. Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
-
Алтынов П. И. Контрольные и проверочные работы по математике. 5-6 кл.: Метод. пособие. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
№
п/п
Название темы
Кол-во часов
дата
Тип урока
Методическое обеспечение
Цель и формирование ЗУН
Делимость чисел - 20 часов
1-3
1
Делители и кратные. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН
Журнал «Математика в школе»
№ 2 1997 г.
(стр. 13)
Завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями
4-6
2
Признаки делимости на 10, на 5, на 2
3
Овладение, закрепление ЗУН
7-8
3
Признаки делимости на 9 и на 3
2
Овладение, закрепление ЗУН
9-10
4
Простые и составные числа
2
Овладение, закрепление ЗУН
11-12
5
Разложение на простые множители
2
Овладение, закрепление ЗУН
13-15
6
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН
16-19
7
Наименьшее общее кратное. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
20
Контрольная работа № 1
1
контролирующий
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями - 22 часа
21-22
8
Основное свойство дроби
2
Овладение, закрепление ЗУН
Выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей
23-25
9
Сокращение дробей. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
26-28
10
Приведение дробей к общему знаменателю. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
29-34
11
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Самостоятельная работа
6
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный, проверочный
35
Контрольная работа № 2
1
контролирующий
36-41
12
Сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная работа
6
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный, проверочный
42
Контрольная работа № 3
1
контролирующий
Умножение и деление обыкновенных дробей - 30 часов
43-46
13
Умножение дробей. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
Журнал «Математика в школе»
№ 4 1999 г.
(стр. 2)
Выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби
47-50
14
Нахождение дроби от числа. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
51-55
15
Применение распределительного свойства умножения. Самостоятельная работа
5
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный, проверочный
56
Контрольная работа № 4
1
контролирующий
57-58
16
Взаимно обратные числа
2
Овладение, закрепление ЗУН
59-63
17
Деление. Самостоятельная работа
5
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный, проверочный
64
Контрольная работа № 5
1
контролирующий
65-67
18
Нахождение числа по его дроби. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный, проверочный
68-71
19
Дробные выражения. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
72
Контрольная работа № 6
1
контролирующий
Отношения и пропорции - 19 часов
73-75
20
Отношения
3
Овладение, закрепление ЗУН
Журнал «Математика в школе»
№ 5 1999 г.
(стр. 2)
№ 2 1999 г.
(стр. 7)
№ 7 2000 г.
(стр. 44)
№ 2 1997 г.
(стр. 11)
Сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин
76-79
21
Пропорции. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
80-82
22
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
3
Овладение, закрепление ЗУН
83
Контрольная работа № 7
1
контролирующий
84-85
23
Масштаб
2
Овладение, закрепление ЗУН
86-87
24
Длина окружности и площадь круга
2
Овладение, закрепление ЗУН
88-90
25
Шар
3
Овладение, закрепление ЗУН
91
Контрольная работа № 8
1
контролирующий
Положительные и отрицательные числа - 10 часов
92-93
26
Координаты на прямой
2
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
Расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел
94
27
Противоположные числа
1
Овладение, закрепление ЗУН
95-96
28
Модуль числа
2
Овладение, закрепление ЗУН
97-98
29
Сравнение чисел
2
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
99-100
30
Изменение величин
2
Овладение, закрепление ЗУН
101
Контрольная работа № 9
1
контролирующий
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел - 15 часов
102-103
31
Сложение чисел с помощью координатной прямой
2
Овладение, закрепление ЗУН
Выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел
104-105
32
Сложение отрицательных чисел. Самостоятельная работа
2
Овладение, закрепление ЗУН
106-109
33
Сложение чисел с разными знаками. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
110-114
34
Вычитание. Самостоятельная работа
5
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
115
Решение задач
1
116
Контрольная работа № 10
1
контролирующий
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел - 13 часов
117-119
35
Умножение. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
Выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами
120-122
36
Деление. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
123-124
37
Рациональные числа
2
Овладение, закрепление ЗУН
125-127
38
Свойства действий с рациональными числами. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
128
Решение задач
1
129
Контрольная работа № 11
1
контролирующий
Решение уравнений - 18 часов
130-133
39
Раскрытие скобок. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
Подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений
134-135
40
Коэффициент
2
Овладение, закрепление ЗУН
136-138
41
Подобные слагаемые. Самостоятельная работа
3
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный, проверочный
139
Контрольная работа № 12
1
контролирующий
140-145
42
Решение уравнений. Самостоятельная работа
6
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный, проверочный
146
Решение задач
1
147
Контрольная работа № 13
1
контролирующий
Координаты на плоскости - 11 часов
148
43
Перпендикулярные прямые
1
Овладение, закрепление ЗУН
Познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости
149
44
Параллельные прямые
1
Овладение, закрепление ЗУН
150-153
45
Координатная плоскость. Самостоятельная работа
4
Овладение, закрепление ЗУН, комбинированный
154
46
Столбчатые диаграммы
1
Овладение, закрепление ЗУН
155-156
47
Графики
2
Овладение, закрепление ЗУН
157
Решение задач
1
158
Контрольная работа № 14
1
контролирующий
Итоговое повторение курса - 17 часов
159
Делимость чисел
1
Закрепление ЗУН
160-161
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
2
Закрепление ЗУН
162
Умножение и деление обыкновенных дробей
1
Закрепление ЗУН
163
Отношения и пропорции
1
Закрепление ЗУН
164
Положительные и отрицательные числа
1
Закрепление ЗУН
165-166
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
2
Закрепление ЗУН
167-168
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
2
Закрепление ЗУН
169-171
Решение уравнений
3
Закрепление ЗУН
172
Координаты на плоскости
1
Закрепление ЗУН
173
Итоговая контрольная работа № 15
1
контролирующий
174
Анализ контрольной работы
1
обобщающий
175
Итоговый урок
1
обобщающий