• Преподавателю
  • Математика
  • Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

Л.А. Кожевникова,

ОГБОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 10 г.Рязани»

В образовательном стандарте, который введён для начального образования в 2010/2011учебном году, подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащегося, в том числе направленной на освоение естественнонаучных понятий, необходимых для успешного освоения наук в средней и старшей школе.

Для организации обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в помощь учителю предложено много электронных образовательных ресурсов и высокотехнологического оборудования.

А как быть тем детям, которые пошли в школу раньше и учатся сейчас в 6-9 классах? Развивать исследовательские компетенции старыми методами? Конечно же, нет! Я считаю, что оборудование, способное заинтересовать младшего школьника, можно и нужно использовать на уроках и во внеурочной деятельности и для учащихся среднего звена. Тем более это актуально при обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Несформированность моторных и высших психических функций - неустойчивое внимание, низкая переключаемость, неразвитая память, слабое развитие словесно-логического мышления вынуждает и обязывает учителей математики нашей школы находить рациональные пути и методы обучения и коррекции психофизических недостатков детей с ТНР, развивать их творческую и познавательную активность. Особенно страдает вербальная память - произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Поэтом заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание выполнить то или иное задание - вот один из главных методов нашей работы.

Из новых разработок, моё внимание привлекла цифровая лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР, которая предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественнонаучном образовании учащихся. Её привлекательность - малые размеры: вся лаборатория умещается на ладони. С ней можно пойти на экскурсию, в лес, в поход.

Главная особенность ЛабДиска - простота в обращении:

  • не требуется действий по подключению и настройке датчиков (основной набор датчиков встроен в ЛабДиск);

  • запись показаний датчиков начинается сразу после нажатия одной-единственной кнопки на его корпусе;

  • для просмотра показаний какого-либо датчика во время эксперимента также требуется только одно нажатие кнопки - той, на которой изображён понятный и легко запоминающийся символ этого датчика.

Все эти факторы очень важны, особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Некоторые дети больны ДЦП, и им трудно лишний раз подключать и настраивать приборы. Другим тяжёло запомнить предназначение каких-либо кнопок, а символ с изображением солнышка, термометра или микрофона понятен всем. Режим «Регистрация данных» позволяет сохранять информацию во внутренней памяти регистратора и в дальнейшем передавать на компьютер.

Данная лаборатория производит разнообразные измерения:

  • расстояние до объекта перед датчиком;

  • пульс человека;

  • уровень громкости звука;

  • уровень освещённости;

  • температура;

  • GPS-данные - долгота, широта, направление, скорость, текущая дата, текущее время.

Применяя данный прибор можно провести множество практических работ, примеры которых приведены в таблице:

Название работы

Цель

Используемый датчик

1. Измеряем свой пульс

Исследование влияния физической нагрузки на частоту сердечных сокращений

Датчик частоты сердечных сокращенийИз опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

2. Измерение размеров класса

Определение длины, ширины, высоты классной комнаты для вычисления её объёма

Датчик расстоянияИз опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

3. Зависимость расстояния от времени

Установление взаимосвязи между скоростью и расстоянием

Датчик расстояния Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

4. Температура вокруг нас

Измерение температуры различных объектов

Датчик температуры исследуемой средыИз опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

5. Отражение света

Измерение освещённости в свете от источника и в свете, отражённом от различных материалов

Датчик освещённостиИз опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

6. Зависимость освещённости от расстояния

Получение экспериментальной зависимости освещённости на различном расстоянии от источника света

Датчик освещённости Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

7. День и ночь

Определение причин изменения температуры воздуха в течение суток

Датчик освещённостиИз опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

Датчик температуры окружающей среды Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

Программное обеспечение GlobiWord предназначено для любознательных юных исследователей. Оно имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам». Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

1 - окружающая среда

2 - элекричество

3 - погода

4 - движение

5 - человек

6 - растения

7 - химия


В каждом виртуальном парке учащиеся могут ознакомиться с биографиями знаменитых учёных, узнать интересные факты по данной теме, поработать в анимированных лабораториях и проанализировать полученные результаты, используя различные инструменты программы (графики, измерительные приборы, таблицы, графические инструменты).

Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ

Ядром программного пакета GlobiWord является GlobiLabJunior - программное приложение для управления экспериментом, которое предоставляет различные возможности для сложного анализа данных.

С помощью этой программы производятся настройки и управление регистратором данных ЛабДиск ГЛОМИР, а также отображение и анализ экспериментальных данных.

На уроках математики можно использовать данный прибор при изучении различных тем.

1. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Практическое занятие: измерение размеров класса.

Цель: определить объём классной комнаты.

При проведении данной работы, выясняем, что для того, чтобы определить объём классной комнаты необходимо измерить высоту, ширину и длину кабинета. Определяем откуда лучше производить измерения, как потом обработать экспериментальные данные.

Все эти измерения можно выполнять, используя традиционные приборы (линейку, рулетку), но применяя прибор, в котором действие основывается на ультразвуке, замечаешь неподдельный интерес ребят к данному процессу. Каждому хочется выполнить измерения самому и самому определить, чему равен объём классной комнаты. Выполняя несколько измерений, обращаем внимание учеников на то, что все они немного разные и уточняем, что использование даже самых современных приборов не может дать нам абсолютно точных результатов.

2. Среднее арифметическое.

Практическое занятие: измерение размеров класса.

Цель: избежать ошибки в результате эксперимента.

При проведении данной работы ещё раз обращаем внимание на то, что измерения, полученные разными «учёными» (а в данный момент учащиеся таковыми себя и чувствуют) отличаются друг от друга. Выясняем, от чего это происходит (неточно направленный или установленный дальномер), и подходим к тому, как же поступают в данной ситуации в настоящих лабораториях - отбрасывают заведомо ложные результаты, а среди оставшихся, находят среднее арифметическое. В процессе данной работы, учащиеся с нетерпением ждут объяснения учителя о том, что такое среднее арифметическое и как его найти, ведь им необходимы эти знания, чтобы дать точные результаты эксперимента.

3. Построение графиков зависимостей различных величин.

Практическое занятие: измерение освещённости.

Цель: научиться строить графики зависимостей одной величины от другой.

Измеряя освещённость в классной комнате на разных расстояниях от источника света, регистрируем данные и затем с помощью компьютера строим график. Далее анализируем, как можно самим построить такой график.

4. Прямая пропорциональность.

Практическое занятие: исследование зависимости между скоростью, временем и расстоянием.

Цель: показать прямо пропорциональную зависимость между скоростью и расстоянием.

Измеряем расстояние при различной скорости за определённый промежуток времени (например, 10 секунд). Дети с увлечением выполняют все измерения, так как приходится и медленно идти и бежать, а когда ещё побегаешь на уроке математики!

По результатам измерений строим график и делаем выводы.

У цифровой лаборатории ЛабДиск ГЛОМИР есть ещё множество возможностей, которые могут применять на своих уроках учителя биологии, географии, физики, химии. Главным плюсом данного оборудования является то, что учащиеся с удовольствием работают на уроке когда получают данные сами, а не видят готовые в учебнике и, несомненно, опыт исследовательской работы пригодится им в дальнейшем. С таким прибором учащиеся чувствуют себя настоящими учёными, а значит, получают стимул для приобретения новых знаний.


© 2010-2022