Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


Раздел I. АЛГЕБРА

§ 1. Определение степени с натуральным показателем ………………………….. 1

§ 2. Свойства степени с натуральным показателем …………………..……………1

§ 3. Степень с целым показателем…………………………………………………..1

§ 4. Умножение многочлена на одночлен .………………………………………....2

§ 5. Умножение многочлена на многочлен .………………………………………..2

§ 6. Формулы сокращённого умножения ………..…………………………………2

§ 7. Деление многочлена на одночлен …………………………………….……….3

§ 8. Деление многочлена на многочлен ……………………………………………3

§ 9. Разложение многочлена на множители………………………………………..3

§ 10. Алгебраические дроби ………………………………………………………..5

§ 11. Основное свойство дроби. Сокращение дроби .…………... ………………..5

§ 12. Приведение алгебраических дробей к НОЗ …………………………………5

§ 13. Сложение и вычитание алгебраических дробей ……..……………………..6

§ 14. Умножение и деление алгебраических дробей ……………………………..6

§ 15. Стандартный вид числа ………..……………………………………………..6

§ 16. Функция Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс и её график…………………………………………………..7

§ 17. Абсолютная погрешность приближения …………………………………….8

§ 18. Относительная погрешность …...…………………………………………….8

Раздел II. ГЕОМЕТРИЯ

§ 19. Точка, прямая, плоскость …….………………………………………………9

§ 20. Смежные углы ……………………………………………………………….10

§ 21. Вертикальные углы ………..………………………………….………….….11

§ 22. Признаки параллельности прямых ……………………………….………...11

§ 23. Виды треугольников …………..…………………………………………….11

§ 24. Признаки равенства треугольников…………………………………………12

§ 25. Высота, биссектриса и медиана треугольника ……………….……………12

§ 26. Свойство медианы равнобедренного треугольника .……………………...12

§ 27. Сумма углов треугольника…………………….............................................13

§ 28. Внешние углы треугольника ………………………………………….........13

§ 29. Признаки равенства прямоугольного треугольника………………………13

§ 30. Свойство медианы треугольника…………………………………………...14

§ 31. Соотношения между сторонами и углами треугольника …………………14

§ 32. Свойство катета, лежащего против угла 30° ………………………………14

§ 33. Окружность и её элементы …………………………………………………14

§ 34. Касательная к окружности ………………………………………………….15

§ 35. Окружность, описанная около треугольника ……………………………..15

§ 36. Окружность, вписанная в треугольник ……..……………………………..15


Соловьёв В.А.


Справочник

7 класс


Математика. Готовься к экзаменам





Справочные материалы

по курсу математики 7 класса




2010 г.







Данное пособие поможет вам, ребята, повторить

теоретические основы курса математики 7 класса.


Цель пособия: привести ваши знания в систему, устранить

пробелы в теоретических сведениях курса математики 7 класса.

Не забывай: математику нужно изучать последовательно и

с большим вниманием. Не выучив материала даже одного урока,

ты уже можешь не понять последующей темы.

Запомни простую истину: математику надо изучать

«с карандашом в руке», при необходимости делай для себя

пометки в отдельной тетради.

Буду доволен, если тебе данное пособие поможет привести

знания по математике за курс 7 класса в систему, ликвидировать

отставание, устранить пробелы в знаниях.

Если ты станешь глубже понимать математику, успешнее

учиться - значит, мой труд не пропал даром.

Твой учитель математики.













Ребята!

Отзывы и пожелания по материалам справочного пособия по курсу математики

7 класса вы можете высказать учителю математики.

Желаю Вам успехов в учёбе!!!




































16

Раздел I. АЛГЕБРА

§ 1. Определение степени с натуральным показателем

Определение. Нахождение произведения нескольких одинаковых множителей называют возведением в степень.

Произведение 4 ∙ 4 обозначают 4Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс , а 4 ∙ 4 ∙ 4 обозначают 4Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс. Произведение п

( п - натуральное число, большее 1) множителей, каждый из которых равен а, называют а в степени п. Записывают: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс , где а - основание степени; число п, которое показывает, в какую степень надо возвести, называют показателем степени.

Степенью любого числа а с показателем 1 называется само число: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Например: 1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

3) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

§ 2. Свойства степени с натуральным показателем

Свойство 1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели

степеней складываются, а основание остаётся прежним: аПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ∙ аПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс= а Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Например, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Свойство 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели

степеней вычитаются, а основание остаётся прежним: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Например, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Свойство 3. При возведении степени в степень показатели степеней

перемножаются, а основание остаётся прежним: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Например, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Свойство 4. При возведении произведения в степень в эту степень возводится

каждый множитель: (ав)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Например, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Свойство 5. При возведении в степень дроби в эту степень возводятся числитель

и знаменатель: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс . Например, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

§ 3. Степень с целым показателем


Если а ≠ 0 и п - натуральное число, то: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Примеры: 1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ; 2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

1


Если а ≠ 0, то: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Например: 1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ; 2)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс; 3) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

§ 4. Умножение многочлена на одночлен

Чтобы умножить многочлен на одночлен, надо каждый член многочлена умножить на одночлен и сложить полученные произведения.

Пример: (а - 3в)∙ (- 3с) = а ∙ (- 3с) - 3в∙ (- 3с) = - 3ас + 3вс.

§ 5. Умножение многочлена на многочлен

Чтобы умножать многочлен на многочлен, нужно каждый член первого многочлена умножить на каждый член второго многочлена и сложить полученные результаты.

Пример: (2а - 3в)∙ (а + 3в) =2 аа - 3ва + 2а ∙ 3в - 3в ∙ 3в = 2аПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс - 3ав + 6ав -

- 9вПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс = 2аПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс + 3ав - 9вПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

§ 6. Формулы сокращённого умножения


1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Произведение разности двух чисел на их сумму равно разности квадратов этих чисел.

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа плюс удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа.

3) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Квадрат разности двух чисел равен квадрату первого числа минус удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа.

4) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Куб суммы двух чисел равен кубу первого числа плюс утроенное произведение квадрата первого числа на второе плюс утроенное произведение первого числа на квадрат второго плюс куб второго числа.

5)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Куб разности двух чисел равен кубу первого числа минус утроенное произведение квадрата первого числа на второе плюс утроенное произведение первого числа на квадрат второго минус куб второго числа.

6) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Произведение разности двух чисел и неполного квадрата их суммы равно разности кубов этих чисел.

7)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

2

§ 34. Касательная к окружности


Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс



Рис. 13

Прямая, проходящая через точку окружности перпендикулярно к радиусу, проведённому в эту точку, называется касательной. При этом данная точка окружности называется точкой касания.

На рисунке 13 прямая а проведена через точку окружности А перпендикулярно к радиусу ОА. Прямая а является касательной к окружности. Точка А является точкой касания. Можно сказать также, что окружность касается прямой а в точке А.

§ 35. Окружность, описанная около треугольника


Окружность называется описанной около треугольника, если она проходит через все его вершины.

На рис. 14 окружность описана около треугольника АВС.

Центром окружности, описанной около треугольника, является точка пересечения перпендикуляров к сторонам треугольника, проведённых через середины этих сторон (серединных перпендикуляров).

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 14

§ 36. Окружность, вписанная в треугольник


Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 15

Окружность называется вписанной в треугольник, если она касается всех его сторон.

На рис. 15 окружность вписана в треугольник АВС.

Центр окружности, вписанной в треугольник, является точкой пересечения его биссектрис.










15

2) по гипотенузе и острому углу: Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.

3) по катету и противолежащему углу: Если катет и противолежащий ему угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и противолежащему углу другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.

§ 30. Свойство медианы треугольника


Все три медианы треугольника пересекаются в одной точке.

Точка пересечения медиан треугольника, отсекает от медианы Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс её, считая от соответствующей стороны.

§ 31. Соотношения между сторонами и углами треугольника


1) Против бόльшей стороны треугольника лежит бόльший угол.

2) В треугольнике против равных углов лежат равные стороны.

3) В треугольнике против бόльшего угла лежит бόльшая сторона.

4) Сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон.

Следствие: Разность двух сторон треугольника меньше третьей стороны.

§ 32. Свойство катета, лежащего против угла 30°


Катет, лежащий против угла 30°, равен половине гипотенузы.

§ 33. Окружность и её элементы


Окружностью называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, равноудалённых от данной точки. Эта точка называется центром окружности.

Расстояние от точек окружности до её центра называется радиусом окружности. Радиусом называется также любой отрезок, соединяющий точку окружности с её центром (рис. 11).

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 11

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 12

Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется хордой. Хорда, проходящая через центр, называется диаметром. На рисунке 12 ВС - хорда, АВ - диаметр.

Диаметр окружности, проходящий через середину хорды, перпендикулярен ей.

14

Произведение суммы двух чисел и неполного квадрата их разности равно сумме кубов этих чисел.

§ 7. Деление многочлена на одночлен


Чтобы разделить многочлен на одночлен нужно разделить каждый член многочлена на одночлен и полученные результаты сложить.

Чтобы проверить правильность результата деления многочлена на одночлен, нужно частное умножить на одночлен.

Например,Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

Деление выполнено правильно, т.к. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

При делении многочлена на одночлен каждый его член должен нацело делиться на этот одночлен. Например, многочлен ав + ас не делится на одночлен ав, т.к. одночлен ас не делится на одночлен ав. При делении многочлена на одночлен значение выражения, являющегося делителем, не должно равняться нулю.

§ 8. Деление многочлена на многочлен


Пример 1. Выполнить деление:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Пример 2. Выполнить деление:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Пример 3. Выполнить деление:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Теорема Безу: Целый корень целого многочлена с целыми коэффициентами

равен делителю свободного члена.


§ 9. Разложение многочлена на множители


Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов (среди них могут быть и одночлены) называют разложением многочлена на множители. 3

1) Вынесение общего множителя за скобку

Если каждый член многочлена содержит общий множитель (числовой или буквенный), то его можно вынести за скобку.

Для того, чтобы найти многочлен, который останется в скобках, нужно каждый член данного многочлена разделить на этот множитель.

Например, разложим на множители многочлен 6ав + 3в - 12вс. Все члены данного многочлена содержат общий множитель 3в. Следовательно, 6ав + 3в - 12вс = = 3в (2а + 1 - 4с).

Члены многочлена, стоящего в скобках, получаются при делении каждого члена данного многочлена на общий множитель 3в.

2) Способ группировки

Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно:

1) члены многочлена, имеющие одинаковые множители, объединить в группы;

2) вынести за скобку общие множители в каждой группе;

3) упростить выражение, оставшееся в скобках.

Примеры: 1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

3) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

3) Разложение на множители по формулам сокращённого умножения


I. Применение формулы разности квадратов: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

3) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

II. Применение формулы квадрата суммы или разности:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 классилиПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

1)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

III. Применение формулы разности или суммы кубов:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

IV. Применение формулы куба разности или суммы:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс;

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

4

§ 27. Сумма углов треугольника


Сумма углов треугольника равна 180°.

Задача. В треугольнике углы пропорциональны числам 2, 3, 5. Найти его углы.

Решение: Если даётся отношение, то это задача на части. Пусть 1 часть равна х°, тогда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 1 = 2х°, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 2 = 3х°, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 3 = 5х°. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 1 + Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 2 + Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 3 = 180° - свойство углов треугольника, значит 2х + 3х + 5х = 180°, 10 х = 180, х = 18° - 1 часть.

Тогда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 1 = 2х = 2 ∙ 18 = 36°, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 2 = 3х = = 3 ∙ 18 = 54°, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 3 = 5х = 5 ∙ 18 = 90°.

Ответ: 36°, 54°, 90°.


§ 28. Внешние углы треугольника


Внешним углом треугольника при данной вершине называется угол, смежный с углом треугольника при этой вершине (рис. 8).

Чтобы не путать угол треугольника при данной вершине с внешним углом при этой же вершине, его иногда называют внутренним углом.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, с ним не смежных.


§ 29. Признаки равенства прямоугольного треугольника


Треугольник называется прямоугольным, если у него есть прямой угол.

Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 180° - 90° = 90°.

Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется гипотенузой, две другие стороны называются катетами (рис. 9).

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 9 Рис. 10

Признаки равенства прямоугольных треугольников:

1) по гипотенузе и катету: Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого треугольника, то такие треугольники равны (рис. 10).

13

Треугольник, у которого один угол прямой, называется прямоугольным.

Треугольник, у которого все углы острые называются остроугольным.

Треугольник, у которого один угол тупой называется тупоугольным.

§ 24. Признаки равенства треугольников


1) Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

2) Если сторона и прилежащие к ней углы одного треугольника равны соответственно стороне и прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

3) Если три стороны одного треугольника равны соответственно трём сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

§ 25. Высота, биссектриса и медиана треугольника


Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведённый из этой вершины к противолежащей стороне треугольника.

На рисунке 7 вы видите два треугольника, у которых проведены высоты из вершин В и ВПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс. На рисунке 7,а основание высоты лежит на стороне треугольника, на рисунке 7,б - на продолжении стороны треугольника.

Биссектрисой угла называется луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам.

Биссектрисой треугольника, проведённой из данной вершины, называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий эту вершину с точкой на противолежащей стороне (рис. 7, в).

Медианой треугольника, проведённой из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны треугольника (рис. 7, г).

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

а) б) в) г)

Рис. 7

§ 26. Свойство медианы равнобедренного треугольника


В равнобедренном треугольнике медиана, проведённая к основанию, является биссектрисой и высотой.

12

1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ;

3)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

§ 10. Алгебраические дроби


Если в рациональном выражении отсутствует деление на буквенное выражение, то оно является целым, если имеется деление на буквенное выражение, то является дробным.

Таким образом, выражения вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ,Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс,Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс,Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс,Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс и т. д. называют алгебраическими дробями.

§ 11. Основное свойство дроби. Сокращение дроби


Числитель и знаменатель дроби можно умножить или разделить на одно и то же число, при этом получим дробь, равную данной.

Это правило выражает два основных свойства алгебраической дроби. Это свойство дроби используется при сокращении числителя и знаменателя дроби на общий множитель.

Пример 1. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс , мы сократили дробь на 9 - наибольший общий множитель её числителя и знаменателя.

Пример 2. Разделив числитель и знаменатель дроби Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс на 5тп - их наибольший общий множитель, находим, что Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Пример 3. Сократим дробь Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Следовательно, чтобы сократить дробь, надо разделить её числитель и знаменатель на наибольший их общий множитель.

§ 12. Приведение алгебраических дробей к наименьшему общему знаменателю


Чтобы привести алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю надо:

1) разложить знаменатели дробей на множители;

2) найти наименьший общий знаменатель дробей;

3) найти дополнительный множитель для каждой дроби;

4) умножить числитель каждой дроби на дополнительный множитель;

4) записать найденный числитель и общий знаменатель каждой дроби.

5

§ 13. Сложение и вычитание алгебраических дробей


При сложении (вычитании) дробей с одинаковыми знаменателями складывают (вычитают друг из друга) их числители и оставляют прежними их знаменатели.

Пример 1. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Пример 2. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

При сложении (вычитании) дробей с разными знаменателями приводят их к общему знаменателю и складывают (вычитают) так же как дроби с одинаковыми знаменателями.

Пример 3. Вычтем дроби: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

=Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

Пример 4. Упростим выражение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс =

=Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

§ 14. Умножение и деление алгебраических дробей

Умножение и деление алгебраических дробей выполняются по правилам умножения и деления обыкновенных дробей: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Чтобы возвести дробь в степень, используется формула: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Пример 1. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Пример 2. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Пример 3. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

=Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

§ 15. Стандартный вид числа

6

§ 21. Вертикальные углы


Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются продолжением сторон другого.

Вертикальные углы равны.

Задача. Сумма двух углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равна 50°. Найдите эти углы.

Решение. Два угла, которые получаются при пересечении двух прямых, либо смежные, либо вертикальные. Данные углы не могут быть смежными, так как их сумма равна 50°, а сумма смежных углов равна 180°. Значит, они вертикальные. Так как вертикальные углы равны и по условию их сумма 50°, то каждый из углов равен 25°.

Ответ: 25°.

§ 22. Признаки параллельности прямых

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Прямая, пересекающая две прямые, называется секущей по отношению к этим прямым.

На рис. 6(а) прямая с является секущей прямых а и в.

Секущая образует с прямыми различные углы, которые имеют специальные названия.

а) б)

Рис.6

На рис. 6 (б) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 1 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 2, а также Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 3 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 4 называются односторонними углами.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс1 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 4, а также Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 2 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 3, называются накрест лежащими углами.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс1 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 5, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 2 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 6, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 3 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 7, а также Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 4 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 8, называются соответственными углами.

Признаки параллельности прямых:

1) Если при пересечении двух прямых секущей образуются равные накрест лежащие углы, то прямые параллельны.

2) Если при пересечении двух прямых секущей образуются равные соответственные углы, то прямые параллельны.

3) Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180°, то прямые параллельны.

§ 23. Виды треугольников


Если две стороны треугольника равны между собой, то треугольник называется равнобедренным. Треугольник, у которого все стороны равны между собой, называется равносторонним или правильным. Равные стороны равнобедренного треугольника называются боковыми сторонами, а третья сторона - основанием.

В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

11

На рис. 4 изображены прямая а и точки А, В, С, D, Е, F, К, причём точки А, В, К лежат на прямой а, точки же С, D, Е, F не лежат на этой прямой а. В этом случае также говорят:

1) точки А, В и К принадлежат прямой а, точки С, D, Е, F не принадлежат прямой а;

2) прямая проходит через точки А, К и В, но не проходит через точки С, D, Е, F;

3) прямая а проведена через точки А и В;

4) точки А и В - точки прямой а, точки С, D, Е, F не являются точками прямой а.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 4

Если точка А лежит на прямой а, то пишут: АПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класса. В этой записи символом Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс обозначено отношение принадлежности. Если же точка Е не принадлежит прямой а, то пользуются такой записью: Е Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс а.

Основное свойство взаимного расположения точек и прямых:

Через любые две точки можно провести только одну прямую.

Две прямые на плоскости могут быть параллельными или пересекаться.

Если прямые а и в пересекаются в точке М, то пишут: а Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс в = М.

Читают: «прямые а и в пересекаются в точке М», «М - точка пересечения прямых а и в».

Две прямые, пересекающиеся под прямым углом, называются перпендикулярными.

Пишут: аПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 классв. Читают: «прямая а перпендикулярна прямой в».

Две прямые, не имеющие общих точек, называются параллельными.

Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной.


§ 20. Смежные углы

Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис.5

Если угол АОВ развёрнутый (рис. 5) и луч ОС делит его на два угла АОС и ВОС, то эти углы смежные.

Угол называется прямым, если он равен смежному углу. Угол называется острым, если он меньше прямого угла и тупым, если он больше прямого угла.

Сумма смежных углов равна 180°. Прямой угол равен 90°, острый угол меньше 90°, а тупой угол больше 90°. Угол смежный с острым углом будет тупым, а угол смежный с тупым - острым.

Задача. Один из смежных углов в 2 раза больше другого. Найти углы.

Решение: ПустьПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс2 = х, тогда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 1 = 2х. Сумма смежных углов равна 180°, значит Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс 1 +Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс2 = 180°, 2х + х = 180, 3х = 180, х = 60°, 2х = 120°.

Ответ: 120° и 60°.

10

Большие и малые числа принято записывать в компактном стандартном виде. При этом число представляют в виде Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс где Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс , п - порядок числа. Например, числа Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс имеют порядок соответственно 2; -3; 0.

Прежде, чем записывать числа в стандартном виде, введём понятие «значащие цифры» числа. Значащей цифрой числа называют все его цифры, кроме нулей, стоящих перед остальными цифрами этого числа.

Число Значащие цифры числа

0,0065 6 и 5

0,504 5; 0 и 4

21,40 2; 1; 4.

Рассмотрим примеры записи числа в стандартном виде.

Пример 1. Запишем число 1 045 000 000 000 в стандартном виде, для этого в числе поставим запятую так, чтобы в целой части оказалась одна значащая цифра. Тогда получим 1,045. Отделив запятой 12 цифр справа, мы уменьшим число в 12 раз. Поэтому 1 045 000 000 000 = 1,045 ∙ Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

Пример 2. Запишем в стандартном виде диаметр молекулы d = 0,0000000003 м. Переставим в числе d запятую так, чтобы в целой части оказалась одна значащая цифра. Переставив запятую на10 знаков вправо, мы увеличим число в Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс раз. Поэтому число

d меньше числа 3 в Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс раз. Отсюда: d = 0,0000000003 = 3 ∙ Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс (м).

§ 16. Функция Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс и её график

Функция, выраженная формулой у = kx называется линейной.

Она указывает на прямо пропорциональную зависимость между переменными х и у. Графиком прямо пропорциональной зависимости является прямая линия, проходящая через начало координат.

Функция, которую можно задавать формулой видаПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс, где х - независимая переменная, k - число, не равное нулю; называют обратной пропорциональностью. Областью определения этой функции являются все, отличные от нуля, числа.

Графиком обратной пропорциональности является гипербола.


Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 1

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 2

7

Теперь рассмотрим свойства этой функции:

1) Область определения функции - промежуток (- ∞; 0)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс (0; + ∞).

2) Значения функции также лежат в промежутке (- ∞; 0)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс (0; + ∞).

3) При k > 0 функция является убывающей, график её расположен в I и III четвертях (рис. 1), а при k < 0 функция является возрастающей, график её расположен во II и IV четвертях (рис. 2).

4) График функции располагается симметрично относительно начала координат.

§ 17. Абсолютная погрешность приближения


При решении практических задач приходится иметь дело с приближёнными значениями различных величин.

Во многих случаях, кроме счёта предметов незначительного количества, фиксированной стоимости или заработной платы, берут приближённые значения величин. Например, число деревьев в лесу, значения различных величин, полученные измерением с помощью приборов. При округлении значений таких величин как масса, длина, температура, время и других берут их приближённые значения:

Модуль разности точного и приближённого значений величины называют абсолютной погрешностью приближения.

Если обозначим точное значение величины через х, приближённое значение через а и абсолютную погрешность через ∆ (дельта), то ∆ = |х - а|.

Пример 1. При измерении с помощью транспортира сумма углов четырёхугольника оказалась равной 357°. Чему равна абсолютная погрешность приближения, если известно, что сумма углов четырёхугольника равна 360°?

∆ = |х - а| = |360° - 357° | = |3°| = 3°.

Пример 2. Чему равна абсолютная погрешность приближения, если при вычислении дробь Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс заменили десятичной дробью 0,42?

∆ = |х - а| = |Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс - 0,42 | = |Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс -Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс| = |Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс | =|Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс | = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс .

§ 18. Относительная погрешность


Качество измерения определяется не только нахождением его абсолютной погрешности. Например, при измерении толщины стекла (d) и длины книжной полки (l) получены следующие результаты:

d = (0,4 ± 0,1) см; l = (100,0 ± 0,1) см.

В обоих случаях результаты получены с точностью до 0,1 см. Число 0,1 является значительной частью числа 0,4, но составляет незначительную часть числа 100. Это показывает, что качество второго измерения по сравнению с качеством первого намного выше, для оценки качества измерения используют не только абсолютную погрешность, но и относительную погрешность.

8

Отношение абсолютной погрешности к модулю приближённого значения называют относительной погрешностью этого приближённого значения.

В записи х = а ± h число а является приближённым значением величины и h верхней границей абсолютной погрешности (|х - а| ≤ h).

Относительная погрешность преимущественно выражается в процентах. Обозначим относительную погрешность буквой ε. Тогда ε =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс% =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс.

Теперь определим относительную погрешность измерения толщины стекла и длины книжной полки, рассмотренных выше.

Относительная погрешность, допущенная при измерении толщины стекла, составляет εПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс∙100 % =0,25∙100 % = 25 %.

Относительная погрешность, допущенная при измерении длины полки, равна

εПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс∙100 % =0,001∙100 % = 0,1 %.

Большую относительную погрешность, допущенную в первом случае, нужно понимать следующим образом: при измерении толщины стекла не использован соответствующий для подобных измерений прибор.

Раздел II. ГЕОМЕТРИЯ


§ 19. Точка, прямая, плоскость


В планиметрии (геометрии на плоскости) основными понятиями являются понятия точки, прямой и их взаимного расположения.

След, оставляемый остриём карандаша или ручки при прикосновении к листу бумаги является изображением точки. Представление о прямой можно получить рассматривая натянутую нить или луч света, выходящий из очень малого отверстия. След, оставляемый на листе бумаги остриём карандаша или ручки при перемещении вдоль линейки любых размеров является изображением прямой. Таким перемещением мы получим только часть прямой, прямая бесконечна.

Точки обозначают большими буквами латинского алфавита А, В, С,..., прямые - малыми буквами а, в, с или двумя заглавными: АВ, ВС, МК.

Представление о плоскости даёт нам поверхность оконного стекла, поверхность тихого озера, поверхность книги. В этих примерах плоскость предстаёт как ограниченная поверхность, однако плоскость следует представлять простирающейся в бесконечность по всем на ней направлениям. На рисунке же плоскость изображают параллелограммом или в виде некоторых замкнутых линий (рис. 3). Плоскость обозначают греческими буквами α, β, γ.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 7 класс

Рис. 3 9

© 2010-2022