- Преподавателю
- Математика
- Занятие по внеурочной деятельности Графики с модулем
Занятие по внеурочной деятельности Графики с модулем
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Запивахина С.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Построение графиков линейных функций, заданными несколькими формулами
Модуль числа
Модулем неотрицательного действительного числа a называют само это число:
|а| = а
Модулем отрицательного действительного числа х называют противоположное число:
|а| = - а
Короче это записывают так:
Геометрический смысл модуля числа: модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а).
Модуль числа 5 равен 5, так как точка В(5) удалена от начала отсчета на 5 единичных отрезков. Пишут: |5| = 5.
Расстояние точки М(-6) от начала отсчета О равно 6 единичным отрезкам. Число 6 называют модулем числа -6. Пишут: |-6| = 6
Модуль числа не может быть отрицательным. Для положительного числа и нуля он равен самому числу, а для отрицательного - противоположному числу. Противоположные числа имеют равные модули: |-а| = |а|
Модуль числа 0 равен 0, так как точка с координатой 0 совпадает с началом отсчета 0, т.е. удалена от нее на 0 единичных отрезков: |0| = 0.
РисунокЗадача 1. Постройте график функции y = |x|.
По определению модуля
В одной координатной плоскости построим графики функций y = x и y = -x (рис. 1)
Затем возьмем ту часть прямой y = x, когда и ту часть прямой y = -x, когда .
Получаем график функции y = |x| (рис. 2).
Рисунок
Рисунок
Задача 2. Постройте график функции y = |x| - 1.
По определению модуля В одной координатной плоскости построим графики функций
y = x-1 и y = -x-1.Затем возьмем ту часть прямой y = x-1, когда и ту часть прямой y = -x-1, когда .
Получаем график функции y = |x|-1 (рис. 3).
Задача 3. Постройте график функции y = |2x-4|.
РисунокПо определению модуля
В одной координатной плоскости построим графики функций
y = 2x-4 и y = -2x+4.Затем возьмем ту часть прямой y = 2x-4 , когда и ту часть прямой y = -2x+4, когда .
Получаем график функции y = |2x-4| (рис. 4).
Задача 4. Постройте график функции y = |||x|-1|-2|.
1. Используя определение модуля числа, раскроем модульные скобки y = |||x|-1|-2|:
- при х 0 |x| = x и функция примет вид y = ||x - 1| - 2|;
- при х < 0 |x| = -x и функция примет вид y = ||-x - 1| - 2| (рис. 5).
Рисунок
I. при х 0 функция задана формулой y = ||x - 1| - 2|. Раскроем модульные скобки y = ||x - 1| - 2|. Найдем те значения х, при которых х - 1 = 0, значит х = 1:
- при 0 х 1 |x-1| 0 и |x-1| = -(х-1) = -х +1, функция примет вид y = |-x + 1 - 2| = |-x -1|.
- при х > 1 |x-1| > 0 и |x-1| = х-1 = х -1, функция примет вид y = |x - 1 - 2| = |x - 3| (рис. 6).
Рисунок
Ia. При 0 х 1 |-x -1| 0 и y = |-x -1| = - (-х - 1) = х +1.
y = x + 1.
Ib. при 1 х 3 |x-3| 0 и y = |x - 3| = - (x-3) = -x +3.
y = -x +3.
При х > 3 |x-3| > 0 и y = |x - 3| = x-3 = x -3.
y = x -3. (рис. 7).
Рисунок
II. при х < 0 функция задана формулой y = ||-x - 1| - 2|. Раскроем модульные скобки y = ||-x - 1| - 2|. Найдем те значения х, при которых -х - 1 = 0, значит х = -1:
- при -1 х < 0 |-x-1| 0 и ||-x-1|-2| =| -(-х-1)-2| =| х +1-2| = |x-1| = -(x-1) = -x +1.
y = -x +1.
- при -3 x <-1 |-x-1| > 0 и |-x-1| = -х-1 и ||-x-1|-2| =|-х-1-2| =| -х-3| = -(-x-3) = x +3.
y = x +3.
- при х < -3 |-x-1| > 0 и |-x-1| = -х-1 и ||-x-1|-2| =|-х-1-2| =| -х-3| = -x-3.
y = -x -3. (рис. 8).
Рисунок
Таким образом
x < - 3
-3x<-1
-1x<0
0x<1
1x <3
x 3
y = -x - 3
y =x +3.
y = -x + 1
y = x + 1
y= -x +3
y = x - 3
Строим в одной координатной плоскости 6 графиков и от каждой прямой берем часть в соответствии со значениями х (рис. 9, 10):
Рисунок
Рисунок
Задания для самостоятельной работы:
1. Постройте графики функций y = |3x + 3|; y = |x| - x; y = |||x|-2|-1|; .