Статья по математике «Формирование познавательного интереса учеников к математике»

"Описание материала: В работе представлен "обобщённый опыт педагогической деятельности учителя математики. Она может быть использована для выступлений на заседаниях методических объединений. В данной разработке представлены различные формы работы: групповуаяи индивидуальная, которые могут помочь учителю заинтересовать и увлечь учащихся такой сложной наукой,как математика, сделать процесс обучения более занимательным, тем самым вовлечь ребят в активную работу.Объяснение материала происходит на ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формирование познавательного интереса

учеников к математике


Выполнила:

учитель математики

Калинина Елена Петровна




г. Обнинск 2014

Оглавление.

I.Введение …………………………..………………….

1.1.Условия возникновения и становления опыта.…………………..

1.2.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость

для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. ….

1.3.Ведущая педагогическая идея опыта

1.4 Теоретическая база опыта…………

II. Аналитическая часть.

2.1.Организация учебно-воспитательного процесса……………………………

2.2.Методы, формы и средства учебно-воспитательной работы………………

2.3.Результативность опыта………………………………………………………

Ш .Литература………………………………………………………………………





«Дети требуют деятельности беспрестанно и утомляются не деятельностью,

а её однообразием и односторонностью».

К.Г. Ушинский.

Введение.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Двадцать четыре года в школе… Много это или мало? У каждого по-разному. Смотря чем наполнить эти годы.

Было время, когда основное оборудование урока составлял мел, но уже тогда я перед собой ставила задачу: «Как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке математики?»…. Данная проблема интересовала меня еще в студенческие годы, но интерес носил теоретический характер. Придя работать в школу, я обратила внимание на пассивность детей на уроках математики, отсутствие какой-либо заинтересованности. И еще будучи молодым учителем, я задалась решением проблем: «Как сформировать познавательный интерес к своему предмету?», «Каковы пути активизации деятельности учащихся?»

В настоящее время я продолжаю работать над поставленной проблемой, рассматривая ее решение в разных аспектах. Изменились стандарты образования, формы итоговой аттестации. Для педагога выход один - постоянный творческий поиск.

У многих учащихся отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения.

В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д.

Ситуация в системе профобразования сегодня направлена на оптимизацию объемов и структуры подготовки квалифицированных кадров, устранения диспропорции в развитии рынка труда и образования.

Современные социальные запросы определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В ФГОС описан «портрет выпускника».

Методы современного обучения (в рамках компетентностного подхода) состоят в том, что учитель:

- управляет познавательной деятельностью учащихся, то есть переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся;

- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

- организует самостоятельную работу на уроке, активизируя работу с различными источниками информации;

- включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;

- создает ситуацию успеха, то есть разрабатывает методику и предлагает задания посильные каждому учащемуся;

- создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

- организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его на самооценку;

- внедряет проблемный метод обучения.

Когда у В. Сухомлинского спросили, что было главным в его жизни, - он ответил:

любовь к детям. Ученик - не пассивный объект, а субъект обучения - главная

действующая фигура всего учебно-воспитательного процесса.

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот, огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности учащихся без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Анализ ситуации показывает, что сложившаяся в течение десятилетий система образования пока не в состоянии полностью удовлетворить запросы общества и возрастающие потребности людей. Возникает необходимость обозначить основное требование современного педагогического процесса: повышение качества обучения и изучения учебных предметов (в том числе и математики).

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

Деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Под познавательной деятельностью понимается осуществление познания не только в целях учения, но и для открытия нового в науке. Для учащихся познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Правильная организация познавательной деятельности основывается на потребности самих учащихся осуществлять творческое преобразование учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

В своей педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение;

- принимать участие в обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

-оценивать ответы и письменные работы товарищей;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильное задание;

-находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

-создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.


Цель и задачи опыта:

В педагогике неизбежно возникают вопросы: "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но, вместе с тем, появляется еще один: "Как учить результативно?".

Задумываясь над этими вопросами, я пришла к выводу: что необходимо разрабатывать урок таким образом, чтобы процесс захватывал детей целиком, чтобы им было интересно. Умение увлечь учеников работой и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Ребята, поступающие в наше учебное заведение, имеют различный уровень сформированных знаний, умений и навыков по математике, но после окончания учебы им предстоит работать на промышленных объектах области. Современные промышленные технологии требуют глубоких знаний по математике, например, станочнику придется работать на станках с программным управлением, а технологу машиностроения производить математические расчеты. Исходя из сказанного, в своей работе отдаю приоритет в формировании базовых знаний по математике. Главная цель моей педагогической деятельности - создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся за счет активизации познавательной деятельности, формирование у них умений самостоятельно учиться, планировать, организовывать, корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки математики помогали:

- воспитывать гражданина, имеющего активную жизненную позицию, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества;

- осознавать необходимость математических знаний для становления личности;

- развивать творческие способности учащихся;

- формировать навыки самостоятельной деятельности и объективного оценивания каждым учащимся своих знаний и умений

Эти задачи я решаю через технологию применения активных форм обучения:

- постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;

- использование компьютерной наглядности;

- использование опорных схем, алгоритмов, конспектов;

- нетрадиционные виды уроков (урок-конференция, урок-семинар);

- использование игровых форм и приемов;

- выполнение школьниками заданий творческого характера (кроссворды, презентации);

- контроль знаний и умений учащихся в форме тематического зачета, теста, листов самоконтроля.


  1. Актуальность и перспективность опыта

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие профессионального образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

Математика объективно является одной из самых сложных дисциплин общеобразовательного цикла и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся.

В тоже время математика является предметом, который связан с другими изучаемыми предметами: физикой, химией, биологией, информатикой, т.е. относится к числу предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках, оказывает серьёзное влияние на изучение предметов специального цикла.

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Проявления интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Учебная деятельность идет более успешно, если у учащихся сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы выпускники нашего учебного заведения, вступая в сложный взрослый мир, имели такие качества личности как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И моя задача состоит в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Перспективность активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

- учить коллективной мыслительной и практической работе;

- формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения. Вот почему формирование познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

1.3. Ведущая педагогическая идея

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна.

Ведущая идея моего опыта заключается в поиске путей активизации познавательной деятельности учащихся и использование активных форм работы для формирования стойкого интереса к предмету с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Каждый ученик учится на своем уровне сложности. Как учитель математики я стремлюсь максимально включать ребенка во все формы активности, стараюсь способствовать расширению его реального опыта по предмету.

1.4. Теоретическая база опыта

Проблемой формирования познавательной деятельности занимались такие педагоги, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов, В.Ф. Шаталов и многие другие.

Активизация познавательной деятельности учащихся остаётся одной из вечных проблем педагогики. Ещё К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, что «не с курьёзами и диковинами науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».

И.Ф. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико - синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы, которое выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».

Обращает на себя внимание, направленность перечисленных выше определений: они все характеризует позицию учащегося, поскольку речь идёт об их познавательной деятельности как о двустороннем процессе. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие - запоминание - сохранение - воспроизведение - интерпретация полученных знаний.

Познавательная активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особом образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Активизация познавательных интересов основана на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся - это показатель серьёзных недостатков в организации обучения. На своём опыте я убедилась, что усвоение математических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать разнообразные методы изложения и закрепления материала.

Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей как формирование: потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый

И. Г. Песталоцци. Идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К.Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его. Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.З. Половцев, С.Т. Шацкий, Г.Т. Ягодовский и другие.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня познавательной активности говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

Каковы же принципы активизации познавательной деятельности.

1. Принцип проблемности.

В качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что он должен быть направлен на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

3. Принцип взаимообучения.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

4. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должен по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

5.Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

• состав группы,

• адаптация к учебному процессу,

• способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

6.Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

7.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.

II. Аналитическая часть.

2.1 Организация учебно-воспитательного процесса.

Как было уже отмечено, у определенной части учащихся нашего учебного заведения наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, зачастую негативное отношение к знаниям. Это происходит потому, что мы, преподаватели, не всегда умеем формировать у учащихся положительные мотивы учения и труда. В течение многих лет работы преподавателем, я стараюсь помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желательным, построить его на основе развития их познавательных интересов. Включаю учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности.

Сейчас ни для кого не секрет, что успешность учащегося определяется не

только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией.

Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Результаты анкетирования студентов показали, что познавательная активность развита недостаточно, преобладает момент «вынужденности» изучения математики.

Диаграмма «Мотивы к изучению математики» показывает, что около 40% учеников старается выполнять задания преподавателя, не проявляя при этом интереса к предмету. Положительным моментом, я считаю, является то, что около 20% учащихся имеют интерес к предмету, 15% - интересно на занятиях по математике, 8% - получают удовольствие от решения математических задач. Своей задачей я вижу увеличение данных процентов путем формирования познавательного интереса учащихся.

Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Например, при изучении темы «Перпендикуляр и наклонная», с целью мотивации изучения темы и создания проблемной ситуации, студентам предлагаю решить задачу на установку антенны; при изучении темы «Двугранный угол»: задачу «Вычислите угол заострения стамески по размерам, указанным на рисунке», можно использовать задачу вычисления глубины подземной станции и угол наклона лестницы станции Московского метрополитена. При проведении занятия по теме «Объем шара. Площадь сферы» я использую задачи практического характера.

В исследовании участвовали 25 учащихся. Анализ полученных данных позволил прийти к выводу, что занятия математики для большинства студентов интересны, но присутствует и доля учащихся, которые испытывают боязнь к предмету, а что еще хуже, - безразличие. Диагностика настроения, с которым учащиеся идут на занятия по математике, показала (данные опроса приведены в нижеследующей диаграмме):


В связи с этим я поняла, что необходимо создавать условия для самореализации каждого учащегося, организовать обучение, направленное на осознанное изучение математики, познания ее основ с использованием современных технологий обучения. Важность этих проблем и обусловила выбор темы «Формирование познавательного интереса студентов к математике».

Педагогическое мастерство учителя, на мой взгляд, и состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей и на его активную роль в процессе обучения.

В моей работе основными принципами обучения студентов математике являются:

- принцип доступности учебного материала (объяснение материала на разных уровнях сложности);

- принцип наглядности и связь учебного материала с жизнью;

- ведущая роль теоретических знаний;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения математике;

- принцип многократного повторения учебного материала;

- на уроке главным должен быть ученик с его вопросами и проблемами.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

2.2. Методы, формы и средства учебно-воспитательной работы

Степень активности учащихся на занятиях демонстрирует степень их вовлеченности в учебный процесс, что является показателем педагогического мастерства преподавателя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, я думаю, необходимо на все этапах урока, во время проведения оргмомента, мотивации учебной деятельности, изложения материала, его закрепления.

1. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение сведений из истории математики.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Целью математического образования, прежде всего, является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе "человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным". Там, где это оправдано программой, вводной частью урока, возбуждающей интерес и внимание учащихся, может и должен быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики вызывают у учащихся интерес. Сообщение сведений из истории науки полезно и в познавательном плане, ибо способствует формированию у учащихся мировоззрения. Такое изложение даст возможность показывать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы - есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Они получены в результате познания окружающего мира, проверены практикой, а не даны в готовом виде. Введение материала по истории математики убеждает учащихся в том, что движущей силой в развитии науки являются производственные потребности.

При использовании исторического материала я руководствуюсь программой по математике, подобранный материал должен отражать взаимосвязь развития математики с развитием общества. Объем и содержание исторического материала должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их развития. Изложение материала должно быть кратким и интересным, возможно, сопровождаться демонстрацией слайдов или видеоматериала.

Исторический материал я использую на разных этапах урока: при изложении новой темы исторический материал мотивирует процесс обучения, также исторические отступления можно связывать с отдельными моментами занятия.

Для подбора исторического материала стараюсь максимально привлекать учащихся. Например, при изучении темы «Логарифм числа» группу учащихся разбиваю на три подгруппы, которые готовят сообщения о истории логарифмов, десятичных логарифмов, натуральных логарифмов, при этом ограничиваю временные рамки их сообщений.

Необходимо помнить основную цель использования данного материала: исторический подход должен способствовать повышению интереса к математике, более глубокому ее пониманию.

В своей практике использую исторический материал при проведении нетрадиционных занятий: урок-конференция «Женщины - математики». Студентам даю задание подготовить сообщения из жизни женщин-математиков, процесс подготовки постоянно контролирую и корректирую, на подготовку выделяю две недели. Учащиеся, проявляя творчество, готовят не только сообщения, но и демонстрируют слайды с историческим материалом. Как показывает опыт, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений на исторические темы.

Таким образом, подбирая исторический материал и готовя сообщения, учащиеся приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной литературой, с интернет- информацией.

Использование элементов истории математики на занятиях является одним из путей формирования устойчивого интереса к предмету, более сознательному изучению математики.

2. Актуализация опорных знаний и умений. Я считаю, что важно, не только дать детям твердые знания, но и не отпугнуть их холодной строгостью «царицы наук», увлечь их этим предметом. Большое значение имеет начало урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Актуализацию опорных умений я провожу или в виде устного счета, в виде математической зарядки, или использую математическое лото. Например, готовлю таблицу с заданиями в виде несложных примеров, и к ней прилагаются карточки с ответами, задача студентов найти правильный ответ. Для повышения внимательности студентов предлагаю задания «Найти ошибку» и объяснить правильный ответ. Задания данного типа я практикую при изучении тригонометрических тождеств, логарифмов, производной и т.д. В результате через 2-3 минуты получаю учащихся, полностью готовых к работе. Для активизации познавательной деятельности при проведении устного счета использую мультимедийные технологии, красочность слайдов привлекает внимание и настраивает на изучение предмета.

С целью повторения математических формул и проверки уровня их усвоения использую математические диктанты или тесты, в которых пропущены некоторые слова определений. После выполнения работы сообщаются критерии оценивания, обговариваются правильные ответы и студенты могут самостоятельно проконтролировать уровень усвоения материала и оценить свои знания.

Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5

минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких либо математических понятий и определений.

3. Изучение теории - один из наиболее трудных вопросов преподавания математики. Велика роль алгоритмов, опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. При изучении нового материала, я провожу объяснение на практическом примере, а потом предлагаю студентам составить алгоритм решения задания. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свой алгоритм, фиксирует его и зачитывает всей группе. В ходе межгрупповой дискуссии выявляется лучшая модель или корректируются предложенные алгоритмы. Опорные схемы, алгоритмы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно. Их применение позволяет увеличить объем рассматриваемого на уроке учебного материала, способствует лучшему его усвоению.

Повышению активности учащихся при изучении теории способствует такая методика, при которой учитель направляет деятельность учащихся постановкой соответствующих заданий для самостоятельной работы, проводит контроль этой деятельности и дает необходимые консультации. Покажу, как я это делаю, на примере изучения «Объем шара. Площадь сферы». При проведении занятия студентам предлагается решить задачу, в которой используется формула нового материала, изучение пункта учебника позволяет найти способ решения задачи. Важным моментом изучения нового материала является его доступность, поэтому при изложении нового опираюсь на жизненный опыт студентов, привожу примеры практического использования материала.

4.При закреплении изученного материала стараюсь использовать разнообразные виды работы для активизации учебной деятельности студентов, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это решение задач практического содержания, задач, которые решаются несколькими способами, занимательных задач, применение тестирования, дидактическая игра и т. д.

Смена форм деятельности повышает работоспособность студентов на занятии (устная работа, работа группой, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы) является важным моментом преподавания математики в техникуме, в отличии от школьного урока, занятие по математике длится два урока с пяти минутным перерывом.

Изучая проблему «Формирование познавательного интереса на занятиях по математике», я рассматриваю разнообразные пути и способы повышения активизации умственной деятельности студентов. Одним из способов повышения активности студентов считаю использование игры.

Игра.

В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся, которые «не дружат» с математикой, постепенно вовлекаются в процесс игры, что способствует формированию их математической грамотности. Игра способствует созданию атмосферы сотрудничества не только между студентами, но и между преподавателем и студентом, учащиеся легче идут на контакт, преодолевается барьер равнодушия к предмету.

Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:

1 .Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов игры способствует более успешному усвоению материала, получению новых знаний;

2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

Использование игры в учебном процессе способствует:

- формированию мотивации и познавательного интереса к математике;

- определение уровня усвоения знаний и умений учащимися;

- оценке степени овладения материалом и способности его использования;

- развитию коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию.

- развитию информационной культуры учащихся.

На своих занятиях я использую игры не только для закрепления знаний, но и для изучения нового материала, для систематизации и обобщения знаний и умений. Обыкновенный опрос не вызывает должного интереса, кроме того, студенты 1 курса не знакомы друг с другом, чувствуют себя скованно, неохотно идут на контакт с преподавателем, и поэтому приходится очень долго к ним присматриваться, чтобы выявить способности каждого. Наблюдения же во время игры помогают быстро сориентироваться и направить работу в нужное русло.

В своей работе я выделяю несколько разновидностей игр: дидактические, познавательные, интеллектуальные.

Дидактические игры чаще всего используются на обобщающем этапе изучения новой темы. Например, игру «Слабое звено» можно использовать при систематизации знаний студентов по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства», «Иррациональные уравнения».

Интеллектуальная игра - это самостоятельный элемент в технологии для усвоения понятий по теме как на начальном этапе изучения материала (актуализация опорных знаний), так и на итоговом - приобретение новых умений и навыков. Например, при изучении темы «Тела вращения» можно провести игру "Конкурс реклам". Для ее проведения заранее группа студентов делится на три команды - рекламные агентства: «Цилиндр», «Конус», «Шар», каждая команда выбирает своего директора и получает задание на дом: самостоятельно изучить материал темы и сделать на него рекламу, причем также необходимо подобрать материал, который бы демонстрировал практическое использование данных тел. Студенты демонстрируют свои творческие способности в разных формах (разрабатывают макеты тел, создают презентации, театрализуют свое выступление).

Познавательные игры - это специально созданная захватывающая развлекательная деятельность, которая нравится студентам. Метод познавательных игр помогает студентам не только усваивать знания и умения, но и связывает процесс обучения с жизненными та производственными ситуациями, которые вызывают интерес у студентов (КВН « Занимательное в числах»). Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. А самое главное, игра делает процесс изучения математики интересным, а результат полезным.

В моей педагогической копилке разработаны такие коллективные игры, как «Брейн-ринг», «КВН», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Математический турнир», «Рапсодия», «Эрудит» .

Игра «Рапсодия» используется при обобщении материала большой темы или целого раздела. Понятие «Рапсодия» в переводе с музыкального термина означает «вариация на разные музыкальные темы». Мною разработано проведение игры «Рапсодии» на тему: «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве», которая соединяет материал двух разделов геометрии «Параллельность прямых и плоскостей» и «Перпендикулярность прямых и плоскостей», на тему «Призма и пирамида», где проводится систематизация и обобщение знаний по разделу «Многогранники». Урок, на котором проводится данная игра, сравним с уроком-семинаром: в процессе игры происходит повторение теоретического материала и демонстрация его использования на практике.

Использование игр, игровых моментов повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяет легче усвоить новый, трудный материал. Нетрадиционные методы обучения относятся к эмоциональным методам, но следует учитывать, что при усвоении новых знаний возможности игры уменьшаются и уступают место традиционным методам обучения, потому игровые занятия, я предпочитаю, проводить на обобщающих занятиях.

Говоря, о всех преимуществах игры, я понимаю, что нельзя на каждом занятии по математике играть, необходимо также последовательно и систематично изучать один из трудных предметов математика. И встает новый вопрос. Как сделать, чтобы преподавание математики стало доступным каждому? Опираясь на опыт своей работы, я пришла к выводу, что дифференциация образования является залогом предоставления каждому обучающемуся равного шанса достичь успехов в предмете, шансом развития обучающихся с самыми разными способностями и направлениями интересов.

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Дифференцированный подход в обучении необходим, но он должен определятся не формой, а содержанием учебного процесса. Студенты группы имеют разный уровень подготовки, неодинаковые успехи в усвоении знаний, умений и навыков, проявляют различный интерес к математике, поэтому с первых дней работы с группами нового набора внимательно изучаю уровень знания студентов. С этой целью использую специальные стартовые самостоятельные работы по выявлению пробелов в знаниях и навыках студентов по школьной программе.

Для себя выделяю четыре группы обучающихся:

- с высоким темпом обучения, к ней относятся студенты, которые могут самостоятельно находить решение измененных типовых задач;

- со средним темпом обучения, к ней относятся студенты, которые могут находить решение измененных задач, опираясь на указания преподавателя;

- обучающиеся с низким темпом обучения, к ней относятся студенты, которые при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, нуждаются в дополнительных разъяснениях, не проявляют способностей к самостоятельному решению измененных задач;

- неуспевающие обучающиеся, к ней относятся студенты, которые имеют существенные пробелы в знаниях.

Необходимо отметить, что это группы не постоянного состава, то есть, сегодня студент может быть в одной группе, а в следующий раз в другой, в зависимости от его подготовки, степени усвоения новой темы и эмоционального состояния в данный момент.

При таком разделении возникает больше возможностей учитывать особенности учащихся, но из опыта работы можно сделать вывод, что это деление имеет и пагубные последствия. Как например, при делении на «сильных» и «слабых»:

- отсутствует процесс взаимообучения;

- отсутствует образец для сопоставления;

- присутствует атмосфера ущербности.

Слабые учащиеся нуждаются в опоре на образцовые работы сильных товарищей. Поэтому эти группы я никак не выделяю, студенты об их существовании не догадываются.

В процессе обучения у части учащихся возникают различного рода учебные проблемы. Для их решения и необходим системный подход к организации процесса, как на уроке, так и за его пределами. С этой целью я провожу индивидуальные и групповые консультации для учащихся. Консультации служат как для ликвидации пробелов в знаниях, так и для углубления и расширения знаний учащихся. Думаю, групповые и индивидуальные консультации являются эффективным средством для решения задач дифференциации обучения, и в конечном итоге, - повышения мотивации обучения и его результатов.

Дифференциация обучения является гарантом развития студентов с самыми разными возможностями, способностями, интересами. Практическое применение индивидуализации обучения не должно означать, что одним студентам предлагается больший объем материала, а другим меньший. Каждый должен пройти учебный материал в необходимом объеме, что предполагается требованиями учебной программы.

При организации дифференцированного обучения можно рассматривать групповую дифференциальную форму учебной деятельности и индивидуальную дифференциальную форму учебной деятельности. В первом случае каждая группа выполняет свои дифференцированные задачи коллективно (группы могут содержать от 3 до 5 человек), во втором - индивидуально. При групповой работе проверяется деятельность всей группы, а при индивидуальной оценивается работа только одного студента. Необходимость организации индивидуальной и групповой форм деятельности студентов обусловлено требованиями развивающего обучения и принципу индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью развития его индивидуальных особенностей.

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованы на любом этапе обучения.

Уровневый подход требует перестройки системы контроля. Система контроля при уровневой дифференциации содержит два этапа: проверка уровня обязательной подготовки студентов и проверка заданий более высокого уровня. При этом студент имеет право выбора: он может ограничиться только проверкой обязательного уровня, что также предусматривает получение им положительной оценки. Два уровня контроля дает возможность, с одной стороны, получить информацию о состоянии знаний и умений студента, а с другой стороны, дать возможность студентам с разным уровнем знаний показать свои достижения, что делает возможным переориентировать оценку. Уровневый подход я применяю при проведении обобщающих занятий по теме. Например, при проведении итогового занятия по теме "Призма и пирамида" я применяю групповую и индивидуальную дифференцированную форму обучения. Из опыта работы можно сказать, что групповая форма работы помогает развитию коммутативных компетенций студентов. Групповая работа - это игра в организацию обучения, основная ее цель - развитие мышления. Такой вид труда дает студентам возможность разнообразного общения со сверстниками, на занятии создается атмосфера непринужденного сотрудничества.

Самостоятельная работа.

Самостоятельное выполнение заданий - самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

Как известно, самостоятельная работа является эффективным средством организации учебно-познавательной деятельности студентов. Усвоение знаний состоит из

трех этапов: 1 этап - это восприятие информации, и ее запоминание; 2 этап - это применение знаний по образцу; 3 этап - это возможность студента применять информацию в незнакомой ситуации. В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я использую различные формы контроля знаний. Известно, что опрос, письменный или устный, - основное средство «обратной связи» в системе «учитель-ученик». Проверка и оценка знаний, умений, навыков является важной и необходимой частью учебного процесса. Выполнение такой самостоятельной работы предусматривают методические указания, которые я разработала по теме "Тригонометрические уравнения и неравенства". Цель этой разработки помочь студентам при изучении новой темы, эта работа предусматривает индивидуальную дифференцированную форму учебной деятельности.

Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе. В системе уроков контроля знаний использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке. Интенсивная работа при тестировании студентов повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления.

Путь к этому лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностями интереса, занимательностью, а также через творческие работы учащихся. В практике обучения математики хорошо зарекомендовали себя самостоятельные работы, для выполнения которых требуется 15-20 минут. В течении этого времени проверяется усвоение изучаемого материала, что позволяет вовремя ликвидировать пробелы в знаниях.

При выборе формы оценки важно иметь в виду значимую для студентов оценку; ориентироваться на стандарты; включать задания с несколькими правильными ответами; основное внимание уделять комплексным умениям, оценивать динамику индивидуальных достижений студентов. Диагностику успешности можно провести разными способами. Это различные виды зачетов (устный, письменный, обучающий), тестирование, викторина, конкурсы, контрольные работы.

При оценке качества обучения традиционными являются тестовые технологии. В своей работе использую различные виды тестов: закрытые (с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемым ответом), задания на соответствие, на ранжирование. Их цель - выявить уровень сформированности предметных компетенций. Тестовые задания - это один из элементов диагностики, поэтому мною разработаны по каждой теме тесты, которые позволяют проводить оценивание знаний и умений студентов.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А - задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б - задания, требующие размышления, они охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявлять умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Тестирование как система оценки школьной успеваемости, имеет как положительные так и отрицательные стороны.

Положительные стороны

• Контроль и самоконтроль;

• Экономия времени;

• Смена деятельности на уроке;

• Можно использовать в режиме обучения, закрепления;

• Возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;

• Объективности педагогического контроля;

• Самостоятельная работа и работа в группах;

• Игровые формы (турнир, поединок и др.)

• Ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем.

Отрицательные стороны контроля знаний при помощи тестов:

• Не развивается речь;

• Отсутствует развитие творческого мышления;

• Не показывают глубины знаний (нет доказательств, примеров, обоснованности фактов и др.)

• В условиях тестирования один объект измерения нередко подменяется другим.

Можно выделить несколько видов тестового контроля: вступительный, текущий, тематический, итоговый.

Тематические тесты. В практику моей работы все чаще входит проверка знаний учащихся посредством теста. Выбор той или иной формы задания определятся целями проверки. Например, если нужно проконтролировать овладение учащимися стандартными методами решения какой - либо математической задачи. Достаточно очевидно, что в этой ситуации мне важно получить информацию о том, получен учеником правильный ответ или нет, и совсем не имеет значения, где и какая сделана ошибка. В таком случае, в тесте предлагаю задания, в которых ученик должен самостоятельно дать только краткий ответ. В каждом тесте часть заданий предлагаю выполнить с полной записью решений. Именно с помощью таких заданий я могу проверить логику рассуждений, обоснованность выводов, правильность употребления математической терминологии и символики.

Тесты имеют право на существование как одна из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами и т.п. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет преподавателю более качественно осуществлять учебный процесс. При проведении занятия «Использование определенного интеграла» наряду с тестами используется самостоятельная работа учащихся: в виде решения кроссворда, в виде решения заданий по теме.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании самостоятельности у учащихся, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Для активизации учебной деятельности студентов, воспитания у них самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения я использую фронтально-индивидуальную и обучающую самостоятельные работы. Фронтально-индивидуальная: образец решения задания записывается на доске и разбирается его пошаговое выполнение. После чего учащимся предлагается выполнить задание по образцу, при этом затрудняющимся оказывается помощь. Такая работа носит воспроизводящий характер, но она незаменима при формировании новых умений и навыков, при отработке алгоритмических действий. Например, при изучении темы «Использование определенного интеграла», со студентами идет отработка алгоритма нахождения площади криволинейной трапеции, в тоже время более сильные учащиеся работают самостоятельно. Обучающая: в решении задания пропущены объяснения или (и) вычисления. Учащийся должен восстановить решение задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний учащихся, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Информационные технологии.

В этом учебном году, как составляющую формирования познавательного интереса к математике, я рассматриваю проблему «Использование информационных технологий в образовательном процессе».

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках я использую информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе я использую мультимедийные презентации, которые содержат демонстрационные слайды для объяснения нового материала, для закрепления изученного, программы для организации устного счета.

Использование таких презентаций дает хороший результат. Мною используются также обучающие программы по математике на дисках.

Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

- экономию времени при объяснении нового материала;

- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Это в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

Одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Практическая значимость представленного опыта состоит, прежде всего, в том, что мною разработана система уроков математики для студентов 1 курса, где теоретический материал основных тем представлен в виде лекций, блок-схем и опорных-конспектов. Для каждого проведения разных видов контроля имеются трехуровневые задания для отработки ЗУН обязательного минимума (пятиминутки, мини-тесты, диктанты и др.) и разно уровневые контрольные работы. Разработаны методические указания для студентов 1 курса по изучению темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств».

Готовясь к проведению занятий и идя на урок, я стараюсь помочь студентам реализовать их возможности и сформировать такие качества как самостоятельность и коллективизм. В процессе уроков я пытаюсь научить студентов учиться в соответствии с объективными законами развития личности, а также с учетом индивидуальных особенностей. Преподнося новую информацию во время урока, стараюсь не просто механически передать им большой объем знаний по предмету, но и сформировать у них потребности к саморазвитию, повысить учебную мотивацию, а также показать им, что при достижении высоких количественных показателей по алгебре и геометрии у них остается огромное поле действий для изучения и развития внутренних ресурсов.

Положительным результатом моей педагогической деятельности считаю также:

- стабильную качественную успеваемость по предмету;

- формирование устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий;

- формирование информационной культуры.

Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, я считаю, что формирование познавательного интереса в обучении математики обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.

Поэтому считаю, что такая форма работы дает детям возможность само реализоваться, раскрывать свои интеллектуальные способности, а учителю позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Он стимулирует процесс самоактуализации. Такая форма работы может быть использована и в учебной, и во внеучебной деятельности.

Роль здоровье сберегающих технологий.

Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса считаю

обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья. Важную роль при этом отвожу здоровье сберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью. Основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь в процессе своей деятельности, - это перегруженность содержания образования, отсюда - проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся.

На занятиях и во внеурочной деятельности иногда наблюдается неумение студентов выражать свои чувства, направлять свои возможности на решение различных задач, невысокий уровень сформированности умений самостоятельной работы. В прошлом году, став классным руководителем в группе 1 курса, я обнаружила у детей неумение корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Я считаю, что урок тогда будет плодотворным, когда нет места проявлению негатива и неуважения к личности. Поэтому для успешной работы на занятиях необходима благоприятная психологическая атмосфера. Студенты ориентированы на сотрудничество и взаимопонимание, доброжелательное взаимодействие друг с другом и с преподавателем. Учащиеся поощряются за хорошо выполненную работу, ободряются при столкновении с трудностями.

Механизм решения данных проблем может быть таким:

- более глубоко изучить здоровье сберегающие технологии и возможности их применения;

-активизировать работу по формированию у учеников умений самостоятельной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции, решая проблемы в общении учеников.

Я планирую продолжить работу по формированию тех требований к личностным результатам, которые предъявляют образовательные стандарты нового поколения: индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, личностные качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Формирование познавательного интереса на занятиях по математике» остается актуальными, и по сей день. Эффективность обучения студентов математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Активизация познавательной деятельности учащихся - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

Цепь неудач может оттолкнуть от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности.

Предлагаемый способ обучения поможет студентам выработать и ясно осознать субъектную позицию в учебном процессе, активизировать социально значимые потребности, мотивы, интересы, что в целом и будет способствовать активизации развития личности в процессе приобретения прочных базовых знаний. Получаемый результат, определяемый по трем основным параметрам: прочные базовые знания, желание и умение их самостоятельно добывать, а также испытываемые положительные эмоции в процессе их освоения, побуждающие учащихся действовать в гуманистической системе отношений, позволяют признать продуктом учебной деятельности, наряду с предметными знаниями, развитие и воспитание личности.

Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. По широте опыт комплексный, входит в систему учебной работы, доступен в освоении. Данный опыт может быть использован учителями математики базового и профильного уровней. Использование методики для формирования навыков самообразования, активизации познавательного интереса является приемлемой и для других предметов. Устойчивые положительные результаты могут быть получены при условии наличия необходимых учебно-методических и материально-технических средств. Трудоёмкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, диагностических карт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:Педагогика,1955.

3. Ксезова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Г.Ю.Ксезова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Кузина Е.Н., Гавриченков А.Н. Учусь и учу по Гальперину. - Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство «Эйдос»), 2009.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.// Г.К.Селевко. - М.: Народное образование,1998.

6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.// П.И.Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1985.

7. Насыров З.Х. От уровня тестов до задач с параметрами. Учебное пособие по математике для поступающих в вузы. - 3-е изд. доп. - Обнинск: ИАТЭ, 2001.

8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.



© 2010-2022