Конспект урока по математике для 5 класса: Деление с остатком

Конспек урока  по математике  5 классе. Тема: "Деление с остатком". разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок сопровождается одноимённой презентацией. Урок изучения нового материала. Проводится урок в виде морского путешествия. На пути мореплавотелей встречаются различные препятствия. Для того чтобы преодолеть эти препятствия ребятам приходится потрудиться:решать задачи, считать примеры практически применять свои знания. Для каждого этапа урока сформулированы цель и планируемые резудьт...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике для 5 класса: Деление с остатком.

п/п

Этапы урока

(Время этапа)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный

(2 мин)

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Мозговой штурм.

- Кто быстрее сосчитает?

  1. Детеныш голубого кита выпивает за день 200 л молока. Сколько молока выпьет такой малыш за месяц (30 дней)?

  2. В древности корабли приводились в движение с помощью весел. Так, на египетском корабле было 12 гребцов, на финикийском - на 30 больше. Сколько гребцов было на финикийском корабле?

Почему я вам задала такие вопросы? О китах, о кораблях? А где всё это можно увидеть: корабли, китов?

-Правильно, мы отправимся в путешествие по морям и океанам.

Поднимите руку те, кто уверен в себе и готов к путешествию

Те, кто хочет отправиться в путешествие, но не уверен в себе

Те, кому тревожно и они не хотят путешествовать

- Наш класс уже поделён на две команды, которые отправляются в путь на двух яхтах:

«Смелые» и «Отважные». Начнём подготовку. Надо спустить парусник на воду, но для этого надо сначала проверить умеем ли мы быстро и точно считать. Все наверное, видели как быстро и проворно плавают мальки, мелкие рыбёшки.


Отвечают на вопросы:

6000л

42ч


В море.

Морское путешествие.

Оценивают свое настрой на урок





Слайд № 1

Слайд №2


Слайд №3


Рефлексия



Регулятивные УУД:

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

2.





Устный счет (4 мин)

Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

«Весёлые примеры».

83 - 39=

44:4=

11*7=

77+23=

100:100=

1 * а =

а : а =

18:1 =

19*11=

209:0=

-Молодцы с заданием справились, парусник на воде. Нужно поднять паруса и в путь. Для этого мы запишем в бортовые журналы - наши тетради дату, классная работа.

- Молодцы, паруса подняты. В путь! По морю - океану идём мы дальше в путь. Нас ждёт пора открытий. Но вдруг у нас на пути появляются пиратские парусники.

Мы их можем обойти, если решим задачи.

Ребята устно решают, поднимают руку, отвечают.

44

11

77

100

1

а

19

209

на нуль делить нельзя!




Слайд №4






Слайд №5


Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция действий партнера

Познавательные УУД:

- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

3.

Постановка учебной задачи (4 мин)

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о составе слова, планирование работы

Создание проблемной ситуации.

Каждой команде выдаётся задача:

1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 12 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

Капитаны запишите решение задач на доске.

-Молодцы, команды пиратов обошли, с задачками справились, не дали больным умереть, и тонущим утонуть. Помогите и мне: назовите тему этого урока.

Тема для вас новая?

А что вы помните из начальной школы по этой теме?

Мы сегодня отправились в морское путешествие. А зачем люди отправляются в путешествие?

-Вот и мы сегодня повторим деление с остатком, закрепим ранее изученное и узнаем что-то новое по этой теме.

Решают задачу, сталкиваются с проблемой

2*3*12=72

72:10=7(ост 2)

Ответ: 8 упаковок

750+25=775

775:70=11(ост5)

Ответ: 12 шлюпок


Формулируют тему урока

«Деление с остатком»

Нет, изучали в младших классах.

Ученики вспоминают.

Узнать что-то новое, интересное.


Содержа-тельная рефлексия

(осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)

Слайды 6,7

Слайд № 8




Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению математики

4.





Работа по теме урока (10 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией

Сделаем запись в бортовые журналы:

Образец записи деления с остатком на доске:

23 : 4 = 5 (ост. 3)

23 - делимое

4 - делитель

5 - неполное частное

3 - остаток.

- Ребята, записывать примеры на деление с остатком можно и столбиком.

_ 23 4

20 5

3

Итак, в числе 23 содержится 5 раз по 4 да ещё 3.

23= 4*5+3

Так как же мы сможем найти делимое?

Записывают.


Записывают


Записывают

Формулируют правило.

Слайд № 9




Слайд №10


5.

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Половина путешествия у нас позади, и вы уже засиделись, давайте сделаем причал и разомнёмся. Встаем, делаем физкультминутку вместе с елочкой.


Выполняют движения



Слайд №11


Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

6.

Исследовательская работа

Хорошо. Молодцы! Дальше плывём! В путь!

Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это?

Что это такое?

Нам нужно его обойти, решить все примеры на нём и сделать очень важный вывод.

16:5= 3 (ост.1)

28:5= 5 (ост.3)

83:5= 16 (ост.3)

42:5= 8 (ост.2)

11:5= 2 (ост.1)

34:5= 6 (ост.4)

47:5= 9 (ост.2)

13:4= 3 (ост.1)

27:4= 6 (ост.3)

83:4= 20 (ост.3)

42:4= 10 (ост.2)

11:4= 2 (ост.3)

34:4= 8 (ост.2)

47:4= 11(ост.3)

97:4= 24 (ост.1)

Команда «Смелые» решает левый столбик,

а команда «Отважные» правый столбик.

Ответы капитаны запишут на доске.

Ребята, посмотрите на примеры и посмотрите на остатки. Какой вывод можно сделать?

Сравните делитель с остатками.

Если остаток равен нулю, то говорят, что делимое делится на делитель без остатка или нацело.

Садятся за парты.

Айсберг.

Айсберг - это ледяная глыба, плывущая в море.




Решают, записывают.


Остаток всегда меньше делителя.

Слайд № 12







Слайд № 13

7.

Первичное закрепление (8 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

- Чтобы успешно вернуться домой, нужно нам закрепить наши знания

№534 (устно)

№533

Два ученика по три примера одновременно у доски, остальные в тетрадь.

Практическая работа в командах

-Разделите конфеты, лежащие у вас в вазочках поровну между собой.

Запишите получившиеся выражение в тетрадь: 11 : 5 = 2 (ост.1).

Хорошо, молодцы, конфеты скушаете на переменке.

Объясняют

Выполняют задания



Две вазочки с 11 конфетами.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

8.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

- Ну вот и подошло к концу наше путешествие.

А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать.

  1. Выучить все правила с.81

  2. Стр. 84, № 550.

  3. Найти применение темы «Деление с остатком» в художественной литературе (сказки, истории, стихи и т.д.), в музыкальных (песнях), в мультфильмах. Записать название и эпизод с делением.

Записывают в дневники

Слайд №14

9.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

- Я на уроке научился…
- Я умею …
- Я могу научить других…

На доске:

Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!

- Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете!


Продолжают предложения.


Прикрепляют человечков



Фигуры человечков и магниты

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке


© 2010-2022