Доклад на тему ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ. Современная реформа казахстанского образования ориентирует на обеспечение качества образовательного процесса. Одним из возможных способов обеспечения качества образования является изучение и анализ зарубежного педагогического опыта с целью выявления возможностей его трансформации в практику казахстанского образования. Казахстан начал перестраивать свою систему высшего образования в направлении сопоставимости с системами среднего и высшего образования в европейск...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САБАҚТАРДА ФОРМАТИВТІК БАҒАЛАУ


ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ.

Жакупов М.О.

ГУ «Школа - лицей №20 города Павлодара», история

Современная реформа казахстанского образования ориентирует на обеспечение качества образовательного процесса. Одним из возможных способов обеспечения качества образования является изучение и анализ зарубежного педагогического опыта с целью выявления возможностей его трансформации в практику казахстанского образования.

Казахстан начал перестраивать свою систему высшего образования в направлении сопоставимости с системами среднего и высшего образования в европейских странах. Среди европейских стран можно выделить Францию - лидера в развитии процессов европейской интеграции. Для французской системы среднего и высшего образования характерна ярко выраженная специфика: особое деление на циклы обучения, особое отношение к дипломам государственных учебных заведений, более престижных, нежели частных. Франция в большей степени, нежели другие европейские страны, стремящаяся сохранить национальные и культурно-исторические традиции в образовании, тем не менее, за короткий срок смогла перестроить систему образования таким образом, чтобы она отвечала требованиям декларации «о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования».

Анализ организации контроля и оценки учащихся и студентов в контексте европейских интеграционных процессов является одной из важных задач настоящего времени для того, чтобы добиться более успешного процесса сближения и гармонизации качества систем образования разных стран.

Буквальное значение понятия «технология» как «учения о мастерстве», пришедшего из технократического мира, не противоречит основным педагогическим задачам - объяснения, прогнозирования и проектирования педагогического процесса. Педагогическая технология понимается как последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, при этом, она предполагает научно-обоснованное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Мы понимаем под «педагогическими технологиями оценивания» комплексный, интегративный процесс, включающий обучающих и обучающихся, идеи, средства и способы организации оценивания в целях управления решением педагогических задач, охватывающих все аспекты усвоения знаний и развития компетентностей.

Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков, а, рассматривается как критический анализ организации образовательного процесса, предполагающего, прежде всего, более точное определение направлений его улучшения. Важно отметить, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Оценка - это не подведение итогов, а «точка» за которой должен следовать новый виток развития, т.е. улучшение, а значит, и повышение качества образования. Иными словами, «главная задача этой процедуры - улучшение качества работы, учебных достижений конкретного студента и через это достижение более широких целей - улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые обучающиеся, и достижение нового качества всего педагогического процесса в целом.

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.

Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.

Оценивание - это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями.

Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества.

Одним из таких механизмов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику - осознать большую степень ответственности за свое образование. Этот тип оценивания направлен на реализацию личностно-центрированного принципа преподавания. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Компонентами формативного оценивания являются:

  • Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.

  • Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

  • Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

  • Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

  • Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

В рамках формативного оценивания учителям предлагаются формы отслеживания прогресса учащихся, тесты, различные техники, выявляющие те или иные их способности.

При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.

Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания. При этом использование техник формативного оценивания на уроке не должно быть самоцелью учителя, результаты оценивания должны позволять вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.

Нужно помнить, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.

Использованная литература

  1. П. Блэк и Д. Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

  2. Вл. Пыслару, И. Акирь «КОНЦЕПЦИЯ оценивания школьных результатов»

  3. Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся», Бишкек, 2010.

  4. nmsa.org/Publications/WebExclusive/Assessment/tabid/1120/Default.aspx

  5. Бражник Евгения Ивановна, Мартыненко Лидия Геннадиевна
    «Технологии оценивания в университетах Франции»

  6. Практическое пособие «Формативное оценивание на уроках математики».

© 2010-2022