- Преподавателю
- Математика
- Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби
Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Умеренкова Е.Б. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок математики в 5 классе
Тема урока: Доли и дроби .
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие: Дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби, оперировать математическими символами: записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: формировать умение применять изученные понятия доли и дроби для решения задач практического характера, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл числителя и знаменателя дроби.
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения:
коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
познавательные: формировать навыки записи доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби; научить правильно называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби.
Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. -2-е изд. - М.:Просвещение, 2011. - 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. - М.:Просвещение, 2010. - 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2011. - 128 с.: ил., проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.
Этапы урока
I. Организационный момент
Задачи этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу
Формируемые УУД : Саморегуляция.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию,
организация внимания детей.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
(Включаются в деловой ритм урока)
II. Актуализация знаний и умений:
Задачи этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий
Формируемые УУД:
Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества.
Выдвижение гипотезы.
-
Найдите половину от 18 , от 42 , от 100, от 356, от 1000.
Загадка:
Назовите слово, которое используется в математике:
Она бывает барабанная или пальцами.
А еще она бывает охотничья. Что это?
-
А теперь, ребята, назовите тему нашего урока.
Ведь вы, наверное, догадались, что это ….
Запись темы урока на доске.
III. Целеполагание и мотивация:
Задачи этапа: Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Формируемые УУД: Целеполагание, прогнозирование, осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решении практических задач.
Цель урока
Сегодня мы узнаем, что такое доля и что такое дробь, как записываются и читаются обыкновенные дроби, что такое числитель и знаменатель, как найти половину, треть, четверть.
IV этап: Освоение нового материала
Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: доли.
Формируемые УУД: Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать. Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем. Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.
-
Определение доли
Людям часто приходится делить целое на доли. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб , арбуз.
Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до первой логической остановки.
-
Самая известная доля - это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.
-
Назовите еще несколько слов с этой приставкой.
-
Но есть и другие доли. Например, четверть, десятая, сотая.
Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до конца
-
- Когда образуются доли?
( Тогда, когда один предмет (яблоко, булка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.)
-
Доля - это каждая из равных частей единицы.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части - «половина»
на три - «треть»
на четыре - «четверть»
на пять - «пятая» и т.д.
-
- Как можно сравнить доли?
(Чем на большее количество разделили целое, тем меньше каждая доля)
Запишем сравнение долей о которых шла речь в объяснении материала.
V этап: Организация первичного закрепления
Задачи этапа: Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли».
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Формируемые УУД: Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Элементы волевой саморегуляции , выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов поиска решений.
-
Открываем Тетради-тренажеры на странице 78, выполняем № 180. Необходимо разделить разными способами прямоугольник на две равные части.
-
- Какие фигуры называются равными?
-
- Выполните задание, при необходимости советуясь с соседом по парте. Пара, предложившая самое оригинальное разделение, получит наши аплодисменты.
(Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте.)
-
А теперь поработаем по Задачникам-тренажерам устно
№ 247 а) Как называют доли, полученные при делении целого на 3, 5, 6, 8 равных частей?
-
б) На сколько равных частей разделили целое, если в результате получились
четвертые доли?
седьмые доли?
десятые доли?
двенадцатые доли?
-
№ 249
Сколько граммов содержится:
а) в половине килограмма;
б) в четверти килограмма?
-
2) Сколько минут:
а) в половине часа;
б) в четверти часа?
-
№ 250
Используя слова «половина», «четверть», прочитайте, который час.
( четверть двенадцатого
- половина двенадцатого
- три четверти двенадцатого или без четверти двенадцать.)
VI: Усвоение новых знаний и способов усвоения
Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: дроби
Формируемые УУД: Умение систематизировать знания.
Понятие о дроби как о сумме нескольких долей
Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби»
-
Из чего состоит запись дроби?
( Из числителя, знаменателя и дробной черты.)
-
Делаем запись в тетрадях:
-
Что показывает знаменатель дроби?
( На сколько равных частей разделили целое)
-
Что показывает числитель дроби?
(Сколько частей взяли.)
VIІ. Организация первичного закрепления.
Задачи этапа: Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.Формируемые УУД :Саморегуляция.
-
Выполним устно по Учебнику № 468.
( одна треть, знаменатель 3 показывает, что целое разделили на 3 равные части, числитель 1, что взяли одну часть из трех;
три седьмые, знаменатель 7 показывает, что целое разделили на 7 равных частей, числитель 3, что взяли три части из семи;
девять десятых, знаменатель 10 показывает, что целое разделили на 10 равных частей, числитель 9, что взяли девять частей из десяти;
тридцать одна сотая, знаменатель 100 показывает, что целое разделили на 100 равных частей, числитель 31, что взяли тридцать одну часть из ста.)
-
№ 469
Запишите дроби: одна вторая, одна пятая, две третьих, три четвертых.
На доске на клетках показывается образец записи.
(Записывают в тетрадях под диктовку:
Поясняют, что означает каждая дробь аналогично № 468.)
-
№ 470
Определить, на сколько равных частей разделен квадрат, какая его часть закрашена, какая - нет.
а) фигура разделена на шесть частей, закрашено пять шестых, не закрашена одна шестая часть;
б) фигура разделена на девять частей, закрашено шесть девятых, не закрашено три девятых;
в) фигура разделена на восемь частей, закрашено три восьмых, не закрашено пять восьмых;
г) фигура разделена на двенадцать частей, закрашено семь двенадцатых, не закрашено пять двенадцатых.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь , ребята , встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять,
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
-
Работаем по Тетради-тренажеру: № 183.
-
Первый вариант записывает дробью, какая часть фигуры закрашена
-
Второй вариант, какая часть фигуры не закрашена. Потом посмотреть на результаты в парах и сделать вывод.
(1 вариант:
2 вариант:
Вывод: Числители соответствующих дробей у разных вариантов дополняют друг друга до числа равного знаменателю. Дробь, у которой числитель и знаменатель равны, обозначает одну целую фигуру.)
VIІІ. Организация первичного контроля.
Задачи этапа: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Формируемые УУД: Контроль и оценка процесса и результата деятельности, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.
Самостоятельная работа (6 мин)
-
Вариант I
По Задачнику-тренажеру: № 257 (а,в), 258(а), 259 (а)
-
Вариант II
По Задачнику-тренажеру: № 257 (б,г), 258(б), 259 (б)
(Выполняют задания в тетрадях, проверяют по заготовке на доске. Оценивают успешность своей работы)
IX. Подведение итогов урока.
Задачи этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Формируемые УУД: Формирование регулятивного опыта
-
Что изучали сегодня на уроке?
-
Кто желает сформулировать определение доли?
-
Что такое дробь? Из чего она состоит?
-
Что показывает знаменатель дроби? А что показывает числитель дроби?
-
Как найти целое, если известна его доля?
-
Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….
X. Информация о домашнем задании.
Задачи этапа: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Формируемые УУД: Планирование. Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Развитие умения формулировать вопросы.
По Учебнику п. 29 (с.134),
Т-Т № 177, 181, 184,
Эл. Прилож. № 470.
XІ. Рефлексия
Задачи этапа: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Формируемые УУД: Навыки рефлексии, умение анализировать свою деятельность.
-
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.
-
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.
-
Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.
Вы аплодировали себе и своим новым знаниям.
Спасибо за урок.