Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе

Тема урока: Доли и дроби .

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

- обучающие: Дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби, оперировать математическими символами: записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: формировать умение применять изученные понятия доли и дроби для решения задач практического характера, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл числителя и знаменателя дроби.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения:

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

познавательные: формировать навыки записи доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби; научить правильно называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби.

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. -2-е изд. - М.:Просвещение, 2011. - 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. - М.:Просвещение, 2010. - 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2011. - 128 с.: ил., проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.

Этапы урока

I. Организационный момент

Задачи этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Формируемые УУД : Саморегуляция.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию,

организация внимания детей.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

(Включаются в деловой ритм урока)

II. Актуализация знаний и умений:

Задачи этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий

Формируемые УУД:

Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно

строить речевое

высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества.

Выдвижение гипотезы.


  • Найдите половину от 18 , от 42 , от 100, от 356, от 1000.

Загадка:

Назовите слово, которое используется в математике:

Она бывает барабанная или пальцами.

А еще она бывает охотничья. Что это?


  • А теперь, ребята, назовите тему нашего урока.

Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

Запись темы урока на доске.

III. Целеполагание и мотивация:

Задачи этапа: Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Формируемые УУД: Целеполагание, прогнозирование, осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решении практических задач.

Цель урока

Сегодня мы узнаем, что такое доля и что такое дробь, как записываются и читаются обыкновенные дроби, что такое числитель и знаменатель, как найти половину, треть, четверть.

IV этап: Освоение нового материала

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: доли.

Формируемые УУД: Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать. Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем. Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.

  • Определение доли

Людям часто приходится делить целое на доли. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб , арбуз.

Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до первой логической остановки.

  • Самая известная доля - это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.


  • Назовите еще несколько слов с этой приставкой.


  • Но есть и другие доли. Например, четверть, десятая, сотая.

Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до конца


  • - Когда образуются доли?

( Тогда, когда один предмет (яблоко, булка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.)

  • Доля - это каждая из равных частей единицы.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части - «половина»

на три - «треть»

на четыре - «четверть»

на пять - «пятая» и т.д.

  • - Как можно сравнить доли?

(Чем на большее количество разделили целое, тем меньше каждая доля)

Запишем сравнение долей о которых шла речь в объяснении материала.

Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби

V этап: Организация первичного закрепления

Задачи этапа: Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Формируемые УУД: Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Элементы волевой саморегуляции , выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов поиска решений.



  • Открываем Тетради-тренажеры на странице 78, выполняем № 180. Необходимо разделить разными способами прямоугольник на две равные части.


  • - Какие фигуры называются равными?


  • - Выполните задание, при необходимости советуясь с соседом по парте. Пара, предложившая самое оригинальное разделение, получит наши аплодисменты.

(Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте.)


  • А теперь поработаем по Задачникам-тренажерам устно

№ 247 а) Как называют доли, полученные при делении целого на 3, 5, 6, 8 равных частей?


  • б) На сколько равных частей разделили целое, если в результате получились

четвертые доли?

седьмые доли?

десятые доли?

двенадцатые доли?


  • № 249

Сколько граммов содержится:

а) в половине килограмма;

б) в четверти килограмма?

  • 2) Сколько минут:

а) в половине часа;

б) в четверти часа?


  • № 250

Используя слова «половина», «четверть», прочитайте, который час.

Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби

( четверть двенадцатого

- половина двенадцатого

- три четверти двенадцатого или без четверти двенадцать.)

VI: Усвоение новых знаний и способов усвоения

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: дроби

Формируемые УУД: Умение систематизировать знания.

Понятие о дроби как о сумме нескольких долей

Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби»


  • Из чего состоит запись дроби?

( Из числителя, знаменателя и дробной черты.)


  • Делаем запись в тетрадях:

Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби


  • Что показывает знаменатель дроби?

( На сколько равных частей разделили целое)


  • Что показывает числитель дроби?

(Сколько частей взяли.)

VIІ. Организация первичного закрепления.


Задачи этапа: Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Формируемые УУД :Саморегуляция.


  • Выполним устно по Учебнику № 468.

( одна треть, знаменатель 3 показывает, что целое разделили на 3 равные части, числитель 1, что взяли одну часть из трех;

три седьмые, знаменатель 7 показывает, что целое разделили на 7 равных частей, числитель 3, что взяли три части из семи;

девять десятых, знаменатель 10 показывает, что целое разделили на 10 равных частей, числитель 9, что взяли девять частей из десяти;

тридцать одна сотая, знаменатель 100 показывает, что целое разделили на 100 равных частей, числитель 31, что взяли тридцать одну часть из ста.)


  • № 469

Запишите дроби: одна вторая, одна пятая, две третьих, три четвертых.

На доске на клетках показывается образец записи.

(Записывают в тетрадях под диктовку:

Поясняют, что означает каждая дробь аналогично № 468.)


  • № 470

Определить, на сколько равных частей разделен квадрат, какая его часть закрашена, какая - нет.

а) фигура разделена на шесть частей, закрашено пять шестых, не закрашена одна шестая часть;

б) фигура разделена на девять частей, закрашено шесть девятых, не закрашено три девятых;

в) фигура разделена на восемь частей, закрашено три восьмых, не закрашено пять восьмых;

г) фигура разделена на двенадцать частей, закрашено семь двенадцатых, не закрашено пять двенадцатых.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь , ребята , встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.


  • Работаем по Тетради-тренажеру: № 183.

  • Первый вариант записывает дробью, какая часть фигуры закрашена

  • Второй вариант, какая часть фигуры не закрашена. Потом посмотреть на результаты в парах и сделать вывод.

(1 вариант: Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби

2 вариант: Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби

Вывод: Числители соответствующих дробей у разных вариантов дополняют друг друга до числа равного знаменателю. Дробь, у которой числитель и знаменатель равны, обозначает одну целую фигуру.)


VIІІ. Организация первичного контроля.

Задачи этапа: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Формируемые УУД: Контроль и оценка процесса и результата деятельности, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.

Самостоятельная работа (6 мин)

  • Вариант I

По Задачнику-тренажеру: № 257 (а,в), 258(а), 259 (а)

  • Вариант II

По Задачнику-тренажеру: № 257 (б,г), 258(б), 259 (б)

(Выполняют задания в тетрадях, проверяют по заготовке на доске. Оценивают успешность своей работы)

IX. Подведение итогов урока.

Задачи этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Формируемые УУД: Формирование регулятивного опыта

  • Что изучали сегодня на уроке?

  • Кто желает сформулировать определение доли?

  • Что такое дробь? Из чего она состоит?

  • Что показывает знаменатель дроби? А что показывает числитель дроби?

  • Как найти целое, если известна его доля?


  • Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

X. Информация о домашнем задании.

Задачи этапа: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Формируемые УУД: Планирование. Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Развитие умения формулировать вопросы.

По Учебнику п. 29 (с.134),

Т-Т № 177, 181, 184,

Эл. Прилож. № 470.

XІ. Рефлексия

Задачи этапа: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Формируемые УУД: Навыки рефлексии, умение анализировать свою деятельность.



  • Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.

  • Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.

  • Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.

Вы аплодировали себе и своим новым знаниям.

Спасибо за урок.

Урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби

© 2010-2022