Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

Данный урок является уроком закрепления и проверки знаний после изучения тем: «Умножение дробей. Возведение дроби в степень. Деление дробей». Урок тесно опирается на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках и в то же время «работает» на изучение последующих вопросов темы: «Преобразование рациональных выражений». Урок закладывает базу по действиям с рациональными дробями. Возведение в степень представляется как произведение одинаковых множителей, деление (если делитель есть дробь) произв...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков с подробным самоанализом.

Тема урока. Действия с рациональными дробями: умножение, деление, возведение в степень (обобщение и систематизация знаний).

Цель урока.

Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях с рациональными дробями: умножении, делении и возведении в степень; формировать у учащихся умение находить произведение двух и более дробей, делить дроби, возводить дробь в степень; научиться перестраиваться с одного действия на другое, распознавать способ решения и вид примера.

Развивающая: формировать навыки самоконтроля и самоорганизации, работы в группах, парах; развивать логическое мышление, находчивость, внимание, память, использовать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к математике, культуру математических записей, устного и письменного математического мышления; продолжать формировать навыки аккуратности письма, правильного оформления.

Тип урока: урок обобщения, закрепления и проверки знаний.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Сообщение ассистентов о наличии домашнего задания. (На перемене помощники, которые постоянно меняются, проверяют только наличие домашнего задания):

нет, №…

2.Проверка качества выполнения домашнего задания и устный счет.

Пока в классе идет устный счет, в это время учащийся пишет на доске самый «интересный» номер из домашнего задания.

Устный счет. (Учащиеся обязательно проговаривают правило или формулу, на которые дан пример).


  1. ( аОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыковbОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков 2. (d-3)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков=?

: аОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыковbОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков (4-a)(4+a)=?

* abОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков (x +2)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков=?

: aОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыковbОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков 16-bОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков=?

____________ yОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков- 6y +9=?

? 8xОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков-yОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков=?

После проведения устного счета класс с помощью проверочных карточек проверяет домашнее задание по записям, сделанным учащимся на доске. Учащийся комментирует записанное решение.

3.Цель и мотивация обучения.

Вопрос классу: «Какие действия с рациональными дробями вы научились выполнять?» (Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.) Цель сегодняшнего нашего урока - обобщить и систематизировать знания по трем последним действиям - умножению, делению, возведению в степень. Знания по выполнению этих действий очень важны. Давайте задумаемся, ведь умножение можно назвать сокращенным сложением, а деление - сокращенным вычитанием определенного количества одинаковых чисел, а в случае, когда делитель есть дробь, деление производится путем умножения на обратную дробь… Возведение в степень тоже заменяется умножением одинаковых множителей. И это постоянное превращение из одной формы в другую, переход от одного действия к другому не просто игра, а один из основных рычагов математической науки, без которого нельзя выполнить ни одного даже самого простого вычисления.

4.Актуализация опорных знаний.

«Мозговая атака».

На отдельном листочке учащиеся по вариантам записывают все, что они могут сказать об умножении дробей (1 вариант) и делении дробей (2 вариант). На данном этапе учащиеся должны установить уровень собственных знаний по теме. По истечении времени учитель собирает листочки. Полученная информация дает учителю возможность выяснить и оценить уровень начального понимания каждым учащимся того или другого вопроса по теме. Речь идет не об оценке в баллах, которая заносится в журнал, это объективная картина готовности класса к уроку.

«Мозговая атака» в парах.

Учащиеся в следующие 2-3 минуты записывают общий вариант ответа на листочке. На этом этапе происходит обсуждение и обмен мыслей в парах, в результате чего формируется обобщенный вариант. Учитель снова собирает листочки.

«Мозговая атака» в группах.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека и на больших листах записывают коллективный вариант ответа.

Обобщение результатов «Мозговой атаки».

Одна из групп зачитывает то, что написали, а остальные слушают и обозначают уровень достижений, проставляя + (есть) или - (отсутствует).

Вопросы классу:

- какое действие мы не повторили? (возведение в степень).

- как возвести дробь в степень? (учащиеся отвечают правило).

Повторение данного действия проведем с помощью сигнальных карточек (1-5).

Примеры Ответы

1. (Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков 1. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

2. (Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков 2. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

3. (Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков 3. -Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

4. (-Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков 4. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

5. (-Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков)Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков 5. 1

Правильные ответы: 2,4,5,3,1.(при ответе на последний вопрос учащиеся должны обратить внимание на намеренно сделанную ошибку в ответе).

5.Основная часть урока:

-Работа в командах с консультантами.

Действия даются все «вперемешку» и от учащихся требуется быстро перестроиться с одного действия на другое.

1-я команда 2-я команда

1.Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков; 1. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

2.Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков; 2. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков ;

3.Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков; 3. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков ;

4.Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков. 4. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков .

Каждый учащийся, выходящий к доске, выполняет один шаг примера, и садится на место. Консультант помогает и проверяет правильность выполнения. Оценивается быстрота и качество выполнения работы. Консультанты получают оценку.

-Работа в группах по дифференцированным заданиям.

Задания группы «А» (средний уровень).

Учащиеся работают у доски и на местах в тетрадях под руководством учителя. Если учащиеся сомневаются в выполнении задания, то для них приготовлены специальные карточки - подсказки, которыми они в любой момент могут воспользоваться.

Выполните действия:

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыковОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыковОдин из способов организации урока совершенствования умений и навыков

-Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

Задания группы «Б» (достаточный и высокий уровень)

Учащиеся выполняют задания на местах, получая карточки с заданиями, а потом проверяют себя по специально приготовленным карточкам для самоконтроля.

Выполните действия:

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

6.Проверочная самостоятельная работа.

Проводится в виде «конвейера». Учащемуся, сидящему за первой партой, выдается набор карточек с заданиями, по одной карточке получают все остальные учащиеся. Учащиеся работают командой (всего 6 команд- 6 вариантов). Каждый ученик, сделав свое задание, передает карточку своему «соседу по варианту», сидящему за ним. Он в свою очередь получает карточку от ученика, сидящего впереди. Таким образом, получается своеобразный «конвейер». За работой следит консультант. Всего назначаются для данной работы шесть консультантов. Если у ученика возникает вопрос, он может обратиться за помощью к своему консультанту.

7.Подведение итогов урока:

  • Вопросы классу:

/ что больше всего понравилось на уроке?

/ кто вам наиболее помог на уроке?

/ чья работа наиболее понравилась вам?

  • Каждый ученик оценивает свою работу с помощью

сигнальных карточек с цифрами.

- Выбрать равенства, где допущены ошибки и исправить их:

1. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

2. Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

3.Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

4.Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков

5.Один из способов организации урока совершенствования умений и навыков


Самоанализ урока

Данный урок является уроком закрепления и проверки знаний после изучения тем: «Умножение дробей. Возведение дроби в степень. Деление дробей». Урок тесно опирается на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках и в то же время «работает» на изучение последующих вопросов темы: «Преобразование рациональных выражений». Урок закладывает базу по действиям с рациональными дробями. Возведение в степень представляется как произведение одинаковых множителей, деление (если делитель есть дробь) производится путем умножения на обратную дробь, а само умножение с самого начала оказывается сокращенным сложением. В результате этого урока (когда несколько действий «собираются воедино») учащиеся понимают, что это превращение из одной формы в другую - один из самых могучих рычагов математической науки, без которого в настоящее время нельзя произвести ни одного сколько-нибудь сложного вычисления. Эти вычисления необходимы учащимся и в процессе изучения других точных наук. Все программные требования к уроку были учтены.

Дети в возрасте учащихся восьмого класса очень эмоциональны и очень любят работать в команде. Поэтому на уроке используется работа в группах (командах), когда учащиеся должны показать быстроту и качество выполнения задания. Каждый пытается внести свой вклад в общее дело и не подвести команду. Эта работа очень организует учащихся (работа в группах с консультантами в основной части урока). В работе «конвейер» учащиеся работают напряженно и сосредоточенно, так как задержка карточки вызывает неудовольствие целой группы учащихся. Задерживая карточку, ученик тормозит работу всех, кто сидит сзади него и поэтому такая работа требует от учащихся сосредоточенности и в то же время они чувствуют, что пишут не просто обычную самостоятельную работу с заданиями с доски, а самостоятельную работу в другом более интересном варианте.

Основными задачами урока являются: научиться перестраиваться с одного действия на другое, распознавать способ решения и вид примера, обобщить и систематизировать знания учащихся по действиям с рациональными дробями: умножению, делению, возведению в степень.

Была избрана следующая структура урока:

1.сообщение ассистентов о наличии домашнего задания;

контроль «должников» по домашнему заданию за прошлый урок;

проверка качества выполнения домашнего задания и устный счет;

цель и мотивация обучения, создание проблемной ситуации;

актуализация опорных знаний;

основная часть урока: работа в командах с консультантами и выполнение дифференцированных заданий в группах;

проверочная самостоятельная работа;

домашнее задание;

подведение итогов.

  • Устный счет позволяет учащимся настроиться на учебный лад,

  • на следующем этапе объявляется цель и мотивация обучения (для меня этот этап урок самый ответственный и сложный, так как необходимо создать ситуацию, которая заставит детей задуматься над проблемой, которая лежит в основе темы, осознанно увидеть конечный результат обучения. Это и есть грамотное обозначение темы урока, а не простое ее озвучивание);

  • актуализация опорных знаний, где учащиеся вспоминают всю теорию и основные правила выполнения действий (проводится «мозговой штурм» индивидуально, в парах, в группах);

  • основная часть урока содержит работу в командах с консультантами и дифференцированные задания в группах, где идет отработка основных действий с дробями, в конце урока ученики пишут проверочную самостоятельную работу.
    В течение всего урока осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Постоянно работают консультанты - дети, владеющие материалом на достаточном и высоком уровнях, которые помогают остальным учащимся. Задание на закрепление материала дано по уровням. Более слабые учащиеся работают под руководством учителя и, если сомневаются в выполнении задания, то могут воспользоваться карточками-подсказками, находящимися у учителя. Остальные учащиеся работают самостоятельно и потом проверяют себя по карточкам с решениями (осуществляют самоконтроль).

В процессе урока учащиеся пользуются разнообразным материалом: это различного рода карточки (сигнальные и проверочные), которые находятся у каждого ученика и помогают осуществлять проверку; планшеты, которые позволяют быстро узнать мнение не одного, а сразу всех учащихся класса. Все эти атрибуты урока стимулируют деятельность учащихся. В результате этого при даче ответа работает весь класс, а не один ученик. Обязательно оставляю время для очень важного последнего этапа урока: подведение итогов. Здесь учащимся задаются вопросы: что нового они узнали, что показалось сложным, почему и т.д. Учащиеся в конце урока оценивают себя (это оценка не для журнала, а для него самого).

Существенных отклонений по отношению к плану в ходе урока не было. Поставленные задачи урока были на необходимом уровне решены, и при этом удалось избежать перегрузки учащихся.




© 2010-2022