- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии, 9 класс
Рабочая программа по геометрии, 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аксёнова С.Ю. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Геометрия
для учащихся 9 класса
Автор: Аксенова Светлана Юрьевна,
учитель математики и информатики,
первой квалификационной категории
г.Муром, 2014 г.
Количество часов: всего 68 часов, 2 часа в неделю
резерв времени_________час.
Плановых контрольных работ 5 , зачетов___-____, лабораторных
работ____-_____, проектных работ____-_____
Вид программы: типовая; скорректированная; авторская (нужное подчеркнуть)
Уровень изучения: углубленный; базовый
Планирование составлено на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
- примерной программы по математике среднего (полного) общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год,
- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень), рекомендованной в перечне примерных программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ №03-1263 от 07.07.2005 Департамента государственной политики в образовании министерства образования и науки Российской Федерации) - Сборник Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 кл./сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.-М.:Дрофа,2006
Программа направлена на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования - М.: Дрофа, 2004
-
Примерной программы основного общего образования и авторской программы Атанасяна, Л. С.
-
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.
В том числе:
Контрольных работ - 5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения - базовый.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Векторы
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного многоугольника, если дан правильный 2п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
4. Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Итоговое повторение.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Литература
-
Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2005.
-
Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005.
-
Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
-
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
-
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2006.
-
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение, 1998.
-
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. - М.: Просвещение, 2005.
-
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.
Тематическое планирование изучения учебного материала
№
Содержание учебного материала
Кол-
во часов
дата
Оснащение урока
Форма контроля
Повторение
ОУУН и ключевые компетенции
1
2
3
4
5
6
7
8
Вводное повторение
3
Глава IX
Векторы
(15 ч)
1
§1 Понятие вектора. Равенство векторов.
2
Учебные таблицы и плакаты, чертёжные инструменты,
проектор
Опрос учащихся,
практическая работа,
самостоятельные работы обучающего характера
Отрезок,
основные виды четырёхугольников и их свойства
Применение знаний из смежных дисциплин (физика)
2
Откладывание вектора от данной точки.
1
3
Решение задач
1
4
§2 Сложение и вычитание векторов
6
Умение действовать по алгоритму
5
§3 Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
4
6
Контрольная работа №1
1
Глава Х
Метод координат
(14 ч)
7
§1 Координаты вектора
3ч.
Учебные таблицы и плакаты, чертёжные инструменты,
проектор
Опрос учащихся,
математический диктант,
самостоятельная работа
Система координат на плоскости,
действия над векторами
8
§2 Простейшие задачи в координатах
2
9
Решение задач методом координат
1
Рефлексивная деятельность
10
Решение задач по теме «Векторный метод и метод координат»
2
Учебные таблицы и плакаты, чертёжные инструменты,
проектор
Опрос учащихся,
математический диктант,
самостоятельная работа
Координаты вектора
Мыслительные операции анализа и сравнения,
выбор рационального способа решения
11
§3 Уравнения окружности и прямой
4
Известные функции их графики
12
Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой»
1
Выбор рационального способа решения
13
Контрольная работа № 2
1
Рефлексивная деятельность
Глава XI
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
(16 ч)
14
§1Синус, косинус и тангенс угла
3
Учебные таблицы и плакаты, чертёжные инструменты,
проектор
Опрос учащихся,
математический диктант,
самостоятельные работы
Понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника
Умение пользоваться таблицей Брадиса
15
§2 Соотношения между сторонами и углами треугольника
4
Формулы площадей,
решение прямоугольных треугольников
Умение работать с книгой,
умение рассуждать и доказывать,
учебно-познавательная деятельность
16
Решение задач по теме
2
17
§3 Скалярное произведение векторов
4
Учебные таблицы и плакаты, чертёжные инструменты,
проектор
Опрос учащихся,
математический диктант,
самостоятельная работа
Определение вектора,
векторные и скалярные величины,
законы умножения
умение видеть взаимосвязь между алгеброй и геометрией
18
Решение задач по теме
2
19
Контрольная работа № 3
1
Рефлексивная деятельность
Глава XII
Длина окружности и площадь круга
(10 ч)
20
§1 Правильные многоугольники
3
Учебные таблицы и плакаты, чертёжные инструменты,
проектор
Опрос учащихся,
математический диктант,
самостоятельные работы
Окружность, описанная около треугольника,
окружность, вписанная в треугольник,
сумма углов выпуклого многоугольника,
свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра,
признак равнобедренного треугольника,
свойство касательной к окружности
Умение составлять таблицы и работать с ними
21
§2 Длина окружности и площадь круга
3
22
Решение задач по теме
3
23
Контрольная работа № 4
1
Рефлексивная деятельность
Глава XIII
Движения
(6 ч)
24
§1 Понятие движения
2
Учебные таблицы и плакаты, чертёжные инструменты,
проектор
Практические работы
Понятия точек, симметричных относительно данной прямой, и точек, симметричных относительно данной точки
Владение чертежными инструментами
25
§2 Параллельный перенос и поворот
2
26
Решение задач по теме «Движения»
1
27
Контрольная работа № 5
1
Рефлексивная деятельность
28
Итоговое повторение курса геометрии 7-9 классов
4
Дидактические материалы,
Сборники по подготовке к ГИА