Инновационные методы при обучении математике

В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Из анкеты ученицы 9 класса: «Я совершенно не способна думать самостоятельно, размышлять, делать выводы, представлять свои варианты решения. Что я могу? Пересказать прочитанный текст из учебника, решить задачу по шаблону или готовой формуле.  Но,  само...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е. В. Лимарева

учитель математики

г. Поворино, МКОУ «СОШ №1»

Инновационные методы при обучении математике

В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных.

Из анкеты ученицы 9 класса: «Я совершенно не способна думать самостоятельно, размышлять, делать выводы, представлять свои варианты решения. Что я могу? Пересказать прочитанный текст из учебника, решить задачу по шаблону или готовой формуле. Но, самого главного - умения мыслить самостоятельно - у меня нет». Что сказать этой девочке? Как уберечь детей от разочарования в таком юном возрасте?

Мой опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если у них развивать не столько память, сколько логическое мышление. «Заразить» ребят поиском пути решения заданной проблемы. Ведь не секрет, что учитель довольно часто встречается с такой ситуацией: он рассказывает и показывает иллюстрации, но некоторые ученики его не слышат, поскольку голова занята совсем другим. Как до таких «достучаться» и «вернуть» на урок? Можно предложить классу проблему, а затем спросить мнение учеников по её разрешению.

Создание проблемной ситуации - это лишь начало проблемного обучения. Далее учащиеся должны пройти ряд этапов:

  • проанализировать ситуацию;

  • точно сформулировать учебно-познавательную проблему;

  • грамотно выдвинуть гипотезу;

  • проверить хватит ли ученику знаний для решения проблемы.

Следующий шаг - это доказательство гипотезы на основе полученных знаний. Когда результат получен и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою работу выполненной. Ведь школьник почувствовал прелесть открытия, а значит, познакомился с живой математикой.

Технология проблемного диалога на уроках математики решает следующие универсальные учебные действия. Регулятивные - умение решать проблемы. Коммуникативные - вести диалог. Познавательные - извлекать информацию, делать логические выводы. Личностные - в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации.

Цель учителя - применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии.

На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить. Например, в 5-ом классе рассматриваем конструирование фигур из бумаги на примере известной головоломки "Танграм", им же пользуюсь на уроках геометрии при изучении тем "Треугольник", "Четырёхугольник", рассматривая задачи. Например, составить из семи фрагментов головоломки: а) параллелограмм; б) треугольник; в) прямоугольник; г) трапецию.

Создание проблемных ситуаций требует от учителя овладения специальными методическими приёмами. Можно выделить три группы проблемных ситуаций: познавательные (теоретическое мышление), оценочные (критическое мышление), организаторские - производственные (практическое мышление). Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предложение. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия. Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда. Решение организаторских - производственных проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности и способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике.

Рассмотрим подробнее эти проблемные ситуации. На каждом уроке можно привлекать учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Например, учащиеся усвоили понятие «прямоугольник» и переходят к изучению квадрата. Необходимо определить понятие «квадрат». На доске учитель нарисовал несколько квадратов разных по размерам, положению, по цвету. Нужно установить, что общего во всех этих фигурах, дать определение понятия «квадрат». После многократного повторения этот приём закрепляется в сознании школьника как способ определения понятия, как средство познания окружающей действительности.

Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций - развитие критического мышления учащихся. Нет такой области жизни, в которой бы не приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям. Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путём сопоставления найти ошибку. Как правило, учителя предлагают учащимся задания, в которых ошибки исключаются. В результате у школьников вырабатывается абсолютное доверие сообщениям, указаниям, заданиям. Чтобы этого избежать, необходимо развивать у школьников способность к анализу, умению находить ошибки и обосновывать их. Прививать школьникам эти навыки надо постепенно: сначала научить определять суждение, в котором имеется ошибка, затем подбирать аргументы, опровергающие ошибки и, наконец, развёрнуто и последовательно сформулировать опровержение. Опровергнуть суждение - значит установить его ложность; приводимый аргумент должен точно соответствовать логическим законам, правилам. Учитель использует различные приемы для поиска ошибок: взаимопроверка, рецензирование и диспут.

Учебные организаторские - производственные ситуации способствуют подготовке учащихся к активной деятельности в производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений. На уроках по различным предметам можно и необходимо готовить учащихся к труду, к выбору профессии, учить решать проблемы, которые возникают в процессе практической деятельности. Знания учащихся становятся более глубокими и прочными, обогащаются новыми фактами.

Моя задача как учителя научить школьников не только понимать, но и мыслить. Для этого я на уроках развиваю способности ученика. Это развитие помогает ученикам самостоятельно добывать знания. Добиться этого можно, если на уроках создавать проблемные ситуации и разрешать их с помощью учеников. Ситуация называется проблемной, если её не возможно решить с помощью известных знаний и способов действий. Главное в решении проблемы - привлечь школьников, заинтересовать их проблемой. Учитель в этом случае помогает разрешить данную ситуацию. Приведу следующую ситуацию. Например, при изучении темы «Сложение дробей с разными знаменателями» в устную работу включаю примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, и встретится пример, где знаменатели разные. Происходит заминка, создается проблема, как сложить дроби с разными знаменателями. Разрешение проблемы будет удачным, если ученики вооружены необходимыми знаниями для разрешения данной проблемы. В данном случае ученики умеют приводить дроби к одинаковым знаменателям, поэтому эта ситуация будет разрешена самими учениками. Проблемные ситуации можно создавать и при введении понятий. Например, при изучении темы «Ромб» ученики уже знакомы с параллелограммом, поэтому достаточно на доске нарисовать несколько ромбов разных по размеру, положению и цвету и учащиеся в состоянии сами сформулировать определение ромба. Тему «Трапеция» я начинаю с изображения на доске различных выпуклых четырехугольников. Среди них известные ученикам фигуры: квадрат, прямоугольник, параллелограмм и новый четырехугольник трапеция. Ребятам предлагается назвать их, дать определение, а неизвестный назвать «трапецией» и попросить учеников сформулировать определение самим.

Принято считать, что развитию логического мышления учащихся способствует решение нестандартных задач. Действительно, задачи такого рода вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность, формируют самостоятельность, не шаблонность мышления. Но ведь почти каждую текстовую задачу можно сделать творческой при определенной методике обучения решению. Иногда предлагаю учащимся самим найти другие способы решения задачи. При отыскании различных способов решения задач у школьников формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки. После нахождения очередного метода решения задачи учащийся, как правило, получает большое моральное удовлетворение. Учителю важно поощрять поиск различных способов решения задач, а не стремиться навязывать свое решение.

На каждом уроке нужно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.

Здоровье сберегающие технологии большое значение уделяют школьной оценке. При оценке выполненной работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы, менять виды деятельности на уроке.


© 2010-2022