Конспект по наглядной геометрии для 5 класса «Правильные многогранники» по ФГОС

"Описание материала: Урок «открытия нового знания» в рамках федерального государственного стандарта по теме «Правильные многогранники» в 5 классе по учебнику «Наглядная геометрия 5-6» авторов И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. На первом этапе урока учитель настраивает класс на активную работу. На втором этапе урока проводится работа по разделению многоугольников на правильные и неправильные, для того чтобы на последующем этапе урока учащиеся могли в развертках правильных многогранников выделять п...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Правильные многогранники»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Личностные: развивать умение слушать, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот; стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;

Метапредметные: формировать умение работать в группах, способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);

Предметные: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; исследовать и описывать свойства правильных многогранников, используя эксперимент, наблюдение, измерение. Моделировать геометрические объекты, используя развертки фигур, изучать свойства тел, используя готовые модели.

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, доска, развертки фигур, разноцветные карандаши, заготовки («дерево с яблоками»), карточки, наборы плоских фигур, пространственных фигур, ящик,

Основные понятия: правильные многогранники, грань, ребро, вершина, тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

УМК: Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 класс.: пособие для общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 13 изд., Москва, 2011 год



Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность, учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

( 1мин)

Настрой на работу.

Учащиеся получают карточку с деревом для обратной связи.

Эпиграф к уроку: (Слайд2 ) Конспект по наглядной геометрии для 5 класса «Правильные многогранники» по ФГОС

Одна из заповедей Пифагора: « Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать».

создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»);

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу»).

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

(10мин)

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий;

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

актуализировали норму пробного учебного действия
(«надо» - «хочу» - «могу»);

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении
пробного действия или его обосновании.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Загадка ( слайд 3)

Со времен Пифагора известны они

В них равные стороны, равны углы.

Их встретим в орнаментах и на паркетах,

В стихотворениях разных поэтов,

И даже пчелы с ними работают,

строя в их форме домики-соты.

(Правильные многоугольники)

( О. Панишева)

  1. Какая фигура называется многоугольником?

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Класс разбивается на группы по 4 человека. Раздаются конверты с многоугольниками: Разделите фигуры на две групп ( правильные и неправильные многоугольники )

Вопросы:

  1. Какие многоугольники вы знаете?

  2. Какая фигура называется правильным многоугольником?

  3. Какая фигура называется углом?

  4. Какая фигура называется треугольником?

  5. Какая фигура называется квадратом?

Посылка: Что же нам прислали? (открывает коробку и достает многогранники)

Какая фигура называется многогранником?

Что в переводе с греческого означает слово «ЭДР»?

Что такое ребро?

Что такое вершина?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические - формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

3 (мин)

проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класс, а или типа вообще (причина затруднения)

Ответ: Слово «эдр» - в переводе с греческого «грань».

2) Узнать, что такое тетраэдр, додекаэдр и т.д.

Письмо Конспект по наглядной геометрии для 5 класса «Правильные многогранники» по ФГОС

Однажды обыкновенный мальчик Джеймс, увлекшись изготовлением моделей многогранников, написал в письме к отцу: «… я сделал тетраэдр, додекаэдр и еще два эдра, для которых не знаю правильного названия». Эти слова знаменовали рождение, в пока ничем не примечательном мальчике великого физика Джеймса Кларка Максвелла. (слайд 4)

Вопрос: Что в данном предложении показалось новым, а что вам уже знакомо

2)Какая же цель нашего урока? (слайд 5)

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: самоопределение.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

( 7 мин)

Учащиеся получают развертки фигур, рассматривают их.

  1. Вывод: Учащиеся отвечают, что их развертка состоит из правильных треугольников, квадратов и пятиугольников. И что их 4, 6, 8, 12, 20.

3) Изготавливают фигуры.

в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить; выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); выбрали средства для построения нового знания(с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

Учитель раздает развертки фигур.

1)Вопрос: Что особенного вы заметили?

(Слайд 6)Конспект по наглядной геометрии для 5 класса «Правильные многогранники» по ФГОС

Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока.

3) Изготавливают фигуры.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

5.Этап реализации построенного проекта. (3 мин)

Ответ:

  1. Многогранники:

  2. Все их грани правильные многоугольники.

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

при построении нового знания использовать предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;

применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Вопросы

1) Какие фигуры вы получили?

2) Чем они отличаются от ранее рассмотренных?

Учитель показывает многогранники, которые были в начале урока

Конспект по наглядной геометрии для 5 класса «Правильные многогранники» по ФГОС

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

( 2 мин)

  1. Данные фигуры правильные многогранники


  1. Правильные многогранники.

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т. д.

1) Как бы вы тогда назвали эти фигуры, проводя аналогию со словосочетанием « правильный многоугольник»?

Организовывает решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах)


  1. Как тогда можно назвать тему нашего урока?

Конспект по наглядной геометрии для 5 класса «Правильные многогранники» по ФГОС

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Зарядка (2мин)

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (7 мин)

Какой фигурой представлена грань?

Сколько граней?

Сколько вершин?

Сколько ребер из одной вершины?


Слайд 9 - таблица


Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку по эталону

Выявить причины ошибок и их исправление

Фигура

Какой фигурой представлена грань?

Сколько граней?

Сколько вершин?

Сколько ребер из одной вершины?

Тетраэдр 4

треугольник

4

4

3

Гексаэдр(куб) 6

квадрат

6

8

3

Октаэдр

8

треугольник

8

6

4

Додекаэдр

12

пятиугольник

12

20

3

Икосаэдр

20

треугольник

20

12

5

(слайд 10 - с ответами, комментируют ученики)

организовывает самостоятельное выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действия;

организовывает самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

Регулятивные контроль, оценка

Познават-е: формулирование проблемы.

8.Этап включения в систему знаний и повторения;( 7 мин)

1) Олимпиада в г. Сочи, 22 зимние олимпийские игры.

2 Учащиеся называют свои фигуры, используя таблицу) ( слайд 10)

тетра

4

20 грамм

Гекса

6

30 грамм

Окта

8

40 грамм

Додека

12

60 грамм

Икоса

20

100 грамм

3)кубики, пакетики чая, флакон духов, здания.

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;


тетра

4

Гекса

6

Окта

8

Додека

12

Икоса

20


  1. Какое событие происходит в нашей стране в данное время?

  2. Давайте представим, что наши фигуры являются призами для победителей. Сколько золота расходуется на покрытие всего многогранника, если на одну грань требуется 5 грамм?

  3. Как вы думаете, где на практике, в жизни можно применить многогранники?

Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

при необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности.

(5 мин)

Домашнее задание

---------------------


Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Домашняя работа

  1. Какое еще название имеют правильные многогранники? (по желанию)

  2. Изготовить 3 полоски размером 3 см на 15 см, и квадрат (обязательно)

Какую цель мы ставили на уроке?

Я предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось…

Мне показалось трудным…

Я бы ещё хотел выполнить …

Главным результатом считаю…

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Приложение 1. Дерево для рефлексии.


Конспект по наглядной геометрии для 5 класса «Правильные многогранники» по ФГОС


Письмо


Однажды обыкновенный мальчик Джеймс, увлекшись изготовлением моделей многогранников, написал в письме к отцу: «… я сделал тетраэдр, додекаэдр и еще два эдра, для которых не знаю правильного названия». Эти слова знаменовали рождение, в пока ничем не примечательном мальчике великого физика Джеймса Кларка Максвелла.



© 2010-2022