Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыГосударственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Суражский промышленно-аграрный техникум»









МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ



«МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»



Преподаватель: И.Г. Агеенко

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___________

от «___»______________ 20___г.

___________________________


















ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Математика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о роли математики в современном мире, общности её понятий и представлений;

знать и уметь:

  • использовать математические методы при решении прикладных задач.

Данное методическое пособие содержит примерный тематический план учебной дисциплины, общие рекомендации по выполнению контрольной работы, краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения контрольной работы, образцы решения задач, приведены примеры использования математических методов при решении экономических задач, контрольные задания.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел 1. Линейная алгебра

Тема 1.1 Матрицы и определители

Тема 1.2. Системы линейных уравнений

Раздел 2. Основы математического анализа

Тема 2.1. Функция

Тема 2.2. Пределы и непрерывность

Раздел 3. Дифференциальное исчисление

Тема 3.1. Производная функции

Тема 3.2. Приложение производной

Раздел 4. Интегральное исчисление

Тема 4.1. Неопределенный интеграл

Тема 4.2. Определенный интеграл

Раздел 5. Комплексные числа

Тема 5.1. Комплексные числа

Раздел 6. Теория вероятностей и математическая статистика

Тема 5.1. Теория вероятностей и математическая статистика

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа имеет 10 заданий. Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре зачетной книжки.

Работы, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту без оценки.

Студент должен ознакомиться с рецензией преподавателя, исправить все ошибки, допущенные в работе, а в случае неудовлетворительного выполнения работы исправить её и представить вторично или по указанию преподавателя выполнить другой вариант и представить его на рецензию.

При выполнении контрольной работы надо помнить следующие правила:

  • каждая работа выполняется в отдельной тетради в рукописном варианте, на титульном листе указываются предмет, номер работы, номер варианта, фамилия, имя, отчество и шифр студента;

  • контрольные работы, выполненные в рукописном варианте, должны быть написаны чернилами, аккуратно и разборчиво, для пометок преподавателя должны быть оставлены поля;

  • в конце работы проставляется дата её выполнения.

Замечания рецензента стирать и исправлять нельзя, все проверенные контрольные работы сохраняются и представляются на дифференцированном зачете.

Распределение вариантов контрольной работы



Последняя цифра зачетной книжки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

№ заданий

1,

11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81,

91

2,

12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82,

92

3,

13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83,

93

4,

14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84,

94

5,

15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85,

95

6,

16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86,

96

7,

17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87,

97

8,

18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88,

98

9,

19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89,

99

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100






КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

И ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Раздел 1. Элементы линейной алгебры

Матрицы

Матрица - это прямоугольная таблица каких-либо элементов. В качестве элементов мы будем рассматривать числа, то есть числовые матрицы. ЭЛЕМЕНТ - это термин. Термин желательно запомнить, он будет часто встречаться, не случайно я использовал для его выделения жирный шрифт.

Обозначение: матрицы обычно обозначают прописными латинскими буквами Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пример: рассмотрим матрицу «два на три»:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Данная матрица состоит из шести элементов:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Все числа (элементы) внутри матрицы существуют сами по себе, то есть ни о каком вычитании речи не идет:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Это просто таблица (набор) чисел!

Рассматриваемая матрица имеет две строки:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
и три столбца:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

СТАНДАРТ: когда говорят о размерах матрицы, то сначала указывают количество строк, а только потом - количество столбцов. Мы только что разобрали матрицу «два на три».

Если количество строк и столбцов матрицы совпадает, то матрицу называют квадратной, например: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - матрица «три на три».

Если в матрице один столбец Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы или одна строка Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то такие матрицы также называют векторами.

Действия с матрицами:

  1. Умножение матрицы на число.

Пример:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Для того чтобы умножить матрицу на число, нужно каждый элемент матрицы умножить на данное число. В данном случае - на тройку.

2) Сумма (разность) матриц.

Сумма матриц действие несложное.

НЕ ВСЕ МАТРИЦЫ МОЖНО СКЛАДЫВАТЬ. Для выполнения сложения (вычитания) матриц, необходимо, чтобы они были ОДИНАКОВЫМИ ПО РАЗМЕРУ.

Например, если дана матрица «два на два», то ее можно складывать только с матрицей «два на два» и никакой другой!
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пример:
Сложить матрицы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Для того чтобы сложить матрицы, необходимо сложить их соответствующие элементы:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Для разности матриц правило аналогичное, необходимо найти разность соответствующих элементов.

Пример:
Найти разность матриц Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

3) Умножение матриц.

Какие матрицы можно умножать?

Чтобы матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы можно было умножить на матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы необходимо, чтобы число столбцов матрицы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы равнялось числу строк матрицы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Пример:
Можно ли умножить матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы на матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы?

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, значит, умножать данные матрицы можно.

А вот если матрицы переставить местами, то, в данном случае, умножение уже невозможно!

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, следовательно, выполнить умножение невозможно, и вообще, такая запись не имеет смысла
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Следует отметить, что в ряде случаев можно умножать матрицы и так, и так.
Например, для матриц, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы возможно как умножение Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, так и умножение Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Как умножить матрицы?

Начнем с самого простого:

Пример:
Умножить матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы на матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Сразу привожу формулу для каждого случая:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - попытайтесь сразу уловить закономерность.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пример сложнее:

Умножить матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы на матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Формула: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

В результате получена так называемая нулевая матрица.

Попробуйте самостоятельно выполнить умножение Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы (правильный ответ Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы).

Обратите внимание, что Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы! Таким образом, переставлять матрицы в произведении нельзя!

Если в задании предложено умножить матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы на матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то и умножать нужно именно в таком порядке. Ни в коем случае не наоборот.

Переходим к матрицам третьего порядка:

Умножить матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы на матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Формула очень похожа на предыдущие формулы:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

А теперь попробуйте самостоятельно разобраться в умножении следующих матриц:

Умножьте матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы на матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Вот готовое решение, но постарайтесь сначала в него не заглядывать!

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Определитель матрицы «три на три» можно раскрыть 8 способами, 2 из них простые и 6 - нормальные.

Начнем с двух простых способов

Аналогично определителю «два на два», определитель «три на три» можно раскрыть с помощью формулы:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пример:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Формула длинная и допустить ошибку по невнимательности проще простого. Как избежать досадных промахов? Для этого придуман второй способ вычисления определителя, который фактически совпадает с первым. Называется он способом Саррюса или способом «параллельных полосок».
Суть состоит в том, что справа от определителя приписывают первый и второй столбец и аккуратно карандашом проводят линии:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Множители, находящиеся на «красных» диагоналях входят в формулу со знаком «плюс».
Множители, находящиеся на «синих» диагоналях входят в формулу со знаком минус:

Пример:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Сравните два решения. Нетрудно заметить, что это ОДНО И ТО ЖЕ, просто во втором случае немного переставлены множители формулы, и, самое главное, вероятность допустить ошибку значительно меньше.

Системы линейных уравнений

Сначала мы подробно рассмотрим правило Крамера для системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Зачем? - Ведь простейшую систему можно решить школьным методом, методом почленного сложения!

Дело в том, что пусть иногда, но встречается такое задание - решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными по формулам Крамера. Во-вторых, более простой пример поможет понять, как использовать правило Крамера для более сложного случая - системы трех уравнений с тремя неизвестными.

Кроме того, существуют системы линейных уравнений с двумя переменными, которые целесообразно решать именно по правилу Крамера!

Рассмотрим систему уравнений Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

На первом шаге вычислим определитель Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, его называют главным определителем системы.

Если Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то система имеет бесконечно много решений или несовместна (не имеет решений). В этом случае правило Крамера не поможет, нужно использовать метод Гаусса.

Если Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то система имеет единственное решение, и для нахождения корней мы должны вычислить еще два определителя:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

На практике вышеуказанные определители также могут обозначаться латинской буквой Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Корни уравнения находим по формулам:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пример 7

Решить систему линейных уравнений
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Решение: Мы видим, что коэффициенты уравнения достаточно велики, в правой части присутствуют десятичные дроби с запятой. Запятая - довольно редкий гость в практических заданиях по математике, эту систему я взял из эконометрической задачи.

Как решить такую систему? Можно попытаться выразить одну переменную через другую, но в этом случае наверняка получатся страшные навороченные дроби, с которыми крайне неудобно работать, да и оформление решения будет выглядеть просто ужасно. Можно умножить второе уравнение на 6 и провести почленное вычитание, но и здесь возникнут те же самые дроби.

Что делать? В подобных случаях и приходят на помощь формулы Крамера.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, значит, система имеет единственное решение.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы;
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы; Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Ответ: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Оба корня обладают бесконечными хвостами, и найдены приближенно, что вполне приемлемо (и даже обыденно) для задач эконометрики.

Комментарии здесь не нужны, поскольку задание решается по готовым формулам, однако, есть один нюанс. Когда используете данный метод, обязательным фрагментом оформления задания является следующий фрагмент: «Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, значит, система имеет единственное решение». В противном случае рецензент может Вас наказать за неуважение к теореме Крамера.

Совсем не лишней будет проверка, которую удобно провести на калькуляторе: подставляем приближенные значения Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы в левую часть каждого уравнения системы. В результате с небольшой погрешностью должны получиться числа, которые находятся в правых частях.

Пример 8

Решить систему по формулам Крамера. Ответ представить в обыкновенных неправильных дробях. Сделать проверку.
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Это пример для самостоятельного решения (пример чистового оформления и ответ в конце урока).

Переходим к рассмотрению правила Крамера для системы трех уравнений с тремя неизвестными:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Находим главный определитель системы:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Если Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то система имеет бесконечно много решений или несовместна (не имеет решений). В этом случае правило Крамера не поможет, нужно использовать метод Гаусса.

Если Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то система имеет единственное решение и для нахождения корней мы должны вычислить еще три определителя:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

И, наконец, ответ рассчитывается по формулам:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Как видите, случай «три на три» принципиально ничем не отличается от случая «два на два», столбец свободных членов Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы последовательно «прогуливается» слева направо по столбцам главного определителя.

Пример 9

Решить систему по формулам Крамера.
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Решение: Решим систему по формулам Крамера.
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, значит, система имеет единственное решение.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Ответ: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Собственно, здесь опять комментировать особо нечего, ввиду того, что решение проходит по готовым формулам. Но есть пара замечаний.

Бывает так, что в результате вычислений получаются «плохие» несократимые дроби, например: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.
Я рекомендую следующий алгоритм «лечения». Если под рукой нет компьютера, поступаем так:

1) Возможно, допущена ошибка в вычислениях. Как только Вы столкнулись с «плохой» дробью, сразу необходимо проверить, правильно ли переписано условие. Если условие переписано без ошибок, то нужно пересчитать определители, используя разложение по другой строке (столбцу).

2) Если в результате проверки ошибок не выявлено, то вероятнее всего, допущена опечатка в условии задания. В этом случае спокойно и ВНИМАТЕЛЬНО прорешиваем задание до конца, а затем обязательно делаем проверку и оформляем ее на чистовике после решения. Конечно, проверка дробного ответа - занятие неприятное, но зато будет обезоруживающий аргумент для преподавателя, который ну очень любит ставить минус за всякую бяку вроде Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. Как управляться с дробями, подробно расписано в ответе для Примера 8.

Если под рукой есть компьютер, то для проверки используйте автоматизированную программу, которую можно бесплатно скачать в самом начале урока. Кстати, выгоднее всего сразу воспользоваться программой (еще до начала решения), Вы сразу будете видеть промежуточный шаг, на котором допустили ошибку! Этот же калькулятор автоматически рассчитывает решение системы матричным методом.

Замечание второе. Время от времени встречаются системы в уравнениях которых отсутствуют некоторые переменные, например:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Здесь в первом уравнении отсутствует переменная Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, во втором - переменная Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. В таких случаях очень важно правильно и ВНИМАТЕЛЬНО записать главный определитель:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - на месте отсутствующих переменных ставятся нули.
Кстати определители с нулями рационально раскрывать по той строке (столбцу), в которой находится ноль, так как вычислений получается заметно меньше.


Решение системы с помощью обратной матрицы

Метод обратной матрицы - это, по существу, частный случай матричного уравнения.

Для изучения данного параграфа необходимо уметь раскрывать определители, находить обратную матрицу и выполнять матричное умножение. Соответствующие ссылки будут даны по ходу объяснений.

Пример 11

Решить систему с матричным методом
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Решение: Запишем систему в матричной форме:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, где Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пожалуйста, посмотрите на систему уравнений и на матрицы. По какому принципу записываем элементы в матрицы, думаю, всем понятно. Единственный комментарий: если бы в уравнениях отсутствовали некоторые переменные, то на соответствующих местах в матрице Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы нужно было бы поставить нули.

Решение системы найдем по формулеМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Согласно формуле нам нужно найти обратную матрицу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и выполнить матричное умножение Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. Обратную матрицу найдем по формуле:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, где Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - транспонированная матрица алгебраических дополнений соответствующих элементов матрицы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Сначала разбираемся с определителем:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Здесь определитель раскрыт по первой строке.

Внимание! Если Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то обратной матрицы не существует, и решить систему матричным методом невозможно. В этом случае система решается методом исключение неизвестных (методом Гаусса).

Теперь нужно вычислить 9 миноров и записать их в матрицу миноров Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Справка: Полезно знать смысл двойных подстрочных индексов в линейной алгебре. Первая цифра - это номер строки, в которой находится данный элемент. Вторая цифра - это номер столбца, в котором находится данный элемент:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
То есть, двойной подстрочный индекс указывает, что элемент Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы находится в первой строке, третьем столбце, а, например, элемент Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы находится в 3 строке, 2 столбце

В ходе решения расчет миноров лучше расписать подробно, хотя, при определенном опыте их можно приноровиться считать устно.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Порядок расчета миноров совершенно не важен, здесь я их вычислил слева направо по строкам. Можно было рассчитать миноры по столбцам (это даже удобнее).

Таким образом:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы- матрица миноров соответствующих элементов матрицы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - матрица алгебраических дополнений.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - транспонированная матрица алгебраических дополнений.

Теперь записываем обратную матрицу:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Ни в коем случае не вносим Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы в матрицу, это серьезно затруднит дальнейшие вычисления. Деление нужно было бы выполнить, если бы все числа матрицы делились на 60 без остатка. А вот внести минус в матрицу в данном случае очень даже нужно, это, наоборот - упростит дальнейшие вычисления.

Осталось провести матричное умножение..

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Обратите внимание, что деление на 60 выполняется в последнюю очередь.
Иногда может и не разделиться нацело, т.е. могут получиться «плохие» дроби. Что в таких случаях делать, я уже рассказал, когда мы разбирали правило Крамера.

Ответ: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы







Раздел 2. Основы математического анализа

Таблица производных

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы


Пример 1

Вычислить производную функции Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы в точке Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Справка: Следующие способы обозначения функции эквивалентны:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
В некоторых задания бывает удобно обозначить функцию «игреком», а в некоторых через «эф от икс».

Сначала находим производную:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Надеюсь, многие уже приноровились находить такие производные устно.

На втором шаге вычислим значение производной в точке Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Готово.

Небольшой разминочный пример для самостоятельного решения:

Пример 2

Вычислить производную функции Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы в точке Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Полное решение и ответ в конце урока.

Необходимость находить производную в точке возникает в следующих задачах: построение касательной к графику функции (следующий параграф), исследование функции на экстремум, исследование функции на перегиб графика, полное исследование функции и др.


Раздел 3. Дифференциальное исчисление


Общая схема исследования функции и построения ее графика

  1. Найти область определения функции. Выделить особые точки (точки разрыва).

  2. Проверить наличие вертикальных асимптот в точках разрыва и на границах области определения.

  3. Найти точки пересечения с осями координат

  4. Установить, является ли функция чётной или нечётной.

  5. Определить, является ли функция периодической или нет (только для тригонометрических функций, остальные непериодические, пункт пропускается).

  6. Найти точки экстремума и интервалы монотонности (возрастания и убывания) функции.

  7. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости-вогнутости.

  8. Найти наклонные асимптоты функции.

  9. Построить график функции.

Пример:

Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и построить график y = x3+6x2+9x+2

РЕШЕНИЕ:

1) Область определения функции - вся числовая прямая, то есть

D (y) = (−∞; +∞) .

Точек разрыва нет, вертикальных асимптот нет.

2) Точки пересечения с осями координат:

Ox : найти затруднительно

Oy:x=0⇒ 03 +6*02 +9*0+2=2 ⇒ Точка (0;2)

3)Функция общего вида, так как

y(-x) = -x3 +6x2 -9x+2≠ ±y(x)

4) Экстремумы и монотонность. Вычисляем первую производную:

y'=3x2 +12x+9

Находим критические точки: y'=0; 3x2 +12x+9=0; x1 =-1; x2 =-3.

Исследуем знак производной на интервалах,

на которые критические точки делят область определения функции.

y' + - +

y -3 -1 x

Функция возрастает на интервалах (−∞ ;-3),(-1; +∞) , убывает на интервале

(-3;-1). Функция имеет минимум в точке x = -1 , y(-1) =-2 , функция имеет максимум в точке x = -3 , y(-3)=2.

5) Выпуклость и точки перегиба. Вычисляем вторую производную.

y''=(3x2 +12x+9)'=6x+12

Находим критические точки: y''=0; 6x+12=0; x=-2.

Исследуем знак производной на интервалах, на

которые критические точки делят область определения функции.

y'' - +

y -2 x

Функция выпукла вверх на интервале (−∞;-2) , выпукла вниз на интервале

(-2 ; +∞) . Точка перегиба: x =-2, y(-2) = 0.

6) Асимптоты.

Так как Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы=∞ , асимптот нет.

7) Строим график функции.

x



Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Раздел 4. Интегральное исчисление.

Основные правила интегрирования

1. Если Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работытоМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыгде Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - произвольная постоянная.

2. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы где Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - постоянная.

3. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

2.Таблица основных неопределенных интегралов

1.Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

2. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

3.Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

4. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

5. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

6. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

7. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

8. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

9. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

10. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

11. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

12. Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

3.Непосредственное интегрирование

Отыскание неопределенного интеграла с помощью таблицы, правил и тождественных преобразований называют непосредственным интегрированием.

Пример:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы + Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы)dx = 2Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыdx - Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыdx - Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыdx + 3Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы = 2Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +3 arcsin x + C

При интегрировании использованы правила 2 и 3, а также табличные формулы 2,4,6,11.

4.Метод подстановки (замена переменной интегрирования)

Замена переменной в неопределенном интеграле производится с помощью подстановок двух видов: а) Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыгде Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - монотонная, дифференцируемая функция; б) Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - новая переменная.

В первом случае формула замены переменной имеет вид:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. (1)

Во втором случае:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. (2)

В обоих случаях после интегрирования следует возвращаться к старой переменной обратной подстановкой.

Пример 1.

Вычислить интеграл:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Решение.

Сделаем замену переменных t=x+1 и найдем дифференциал от обеих частей, тогда

dt = (x+1)'dx ⇒ dt= dx

Подставляя все в исходный интеграл, получим:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы= Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +C = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +C,

где C - const . Здесь заключительное действие - это обратная замена переменных.

В данном случае с помощью замены в интеграле удалось свести интеграл к табличному, затем была произведена обратная замена переменных и получен ответ.

Пример 2:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы(положим t = 2x+3, тогда x= Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы t- Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, dx = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы dt)

=Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы =- Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +C= =- Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +C

Пример 3:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыdx= (положим t= x2 +25, тогда dt = 2x dx, x dx= Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыdt) =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы*Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыdt=Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыdt= Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +C = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы+C = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +C = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +C

Определенный интеграл.

Если существует определенный интеграл от функции f(x) , то в этом случае функция называется интегрируемой на отрезке Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

Для интегрируемости функции на отрезке Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыдостаточно, чтобы она была непрерывна на нем или имела конечное число точек конечных разрывов.

Если функция непрерывна на Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , то от нее существует неопределенный интеграл

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

и имеет место формула

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

т.е. определенный интеграл от непрерывной функции равен разности значений первообразной функции (или неопределенного интеграла) при верхнем и нижнем пределах.

Формула

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

называется формулой Ньютона-Лейбница.

Пример 1:

Необходимо найти определенный интеграл

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Имеем:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Таким образом искомый интеграл равен 6.

Пример 2:

Вычислить интеграл: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Решение:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы=( 3 Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы + 4 Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы +5x)Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы+2Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы-

- (Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы+2Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы 26- 8=18.

Раздел 4. Основы теории комплексных чисел

Основные понятия теории комплексных чисел.

Комплексным числом Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы называется число вида Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, где Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - действительные числа, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - так называемая мнимая единица. Число Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы называется действительной частью комплексного числа Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, число Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы называется мнимой частью комплексного числа Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - это ЕДИНОЕ ЧИСЛО, а не сложение. Действительную и мнимую части комплексного числа, в принципе, можно переставить местами: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы или переставить мнимую единицу: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - от этого комплексное число не изменится. Но стандартно комплексное число принято записывать именно в таком порядке: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Сложение комплексных чисел

Пример 1:

Сложить два комплексных числа Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Действие настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных комментариях.

Таким нехитрым способом можно найти сумму любого количества слагаемых: просуммировать действительные части и просуммировать мнимые части.

Для комплексных чисел справедливо правило первого класса: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы - от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Вычитание комплексных чисел

Пример 2:

Найти разности комплексных чисел Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, если Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем - стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Результат не должен смущать, у полученного числа две, а не три части. Просто действительная часть - составная: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. Для наглядности ответ можно переписать так: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Рассчитаем вторую разность:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы
Здесь действительная часть тоже составная: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Чтобы не было какой-то недосказанности, приведу короткий пример с «нехорошей» мнимой частью: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. Вот здесь без скобок уже не обойтись.

Умножение комплексных чисел

Настал момент познакомить вас со знаменитым равенством:

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пример 3:

Найти произведение комплексных чисел Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Очевидно, что произведение следует записать так:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Что напрашивается? Напрашивается раскрыть скобки по правилу умножения многочленов. Так и нужно сделать! Все алгебраические действия вам знакомы, главное, помнить, что Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и быть внимательным.

Повторим школьное правило умножения многочленов: Чтобы умножить многочлен на многочлен нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена.

Я распишу подробно:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Надеюсь, всем было понятно, что Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Внимание, и еще раз внимание, чаще всего ошибку допускают в знаках.

Как и сумма, произведение комплексных чисел перестановочно, то есть справедливо равенство: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Деление комплексных чисел

Пример 4:

Даны комплексные числа Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. Найти частное Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Составим частное:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю выражение.

Вспоминаем формулу Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и смотрим на наш знаменатель: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы. В знаменателе уже есть Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, поэтому сопряженным выражением в данном случае является Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, то есть Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Согласно правилу, знаменатель нужно умножить на Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, и, чтобы ничего не изменилось, домножить числитель на то же самое число Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Далее в числителе нужно раскрыть скобки (перемножить два числа по правилу, рассмотренному в предыдущем пункте). А в знаменателе воспользоваться формулой Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы (помним, чтоМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и не путаемся в знаках!!!).

Распишу подробно:
Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Пример подобран «хороший», если взять два произвольных числа, то в результате деления почти всегда получатся дроби, что-нибудь вроде Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

Раздел 5. Теория вероятностей и математическая статистика

Пример 1:

В партии из N деталей имеется n бракованных. Какова вероятность того, что среди наудачу отобранных k деталей окажется s бракованных?

Решение.

Количество всех элементарных исходов равно Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы . Для подсчета числа благоприятных случаев рассуждаем так: из n бракованных можно выбрать s деталей Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы способами, а из N - n небракованных можно выбрать

k - s небракованных деталей Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы способами; по правилу произведения число благоприятных случаев равно Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы . Искомая вероятность равна:

p = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы (1)

Замечание:

Всякое k-членное подмножество n-членного множества называется сочетанием из n элементов по k.

Число различных сочетаний из n элементов по k обозначается Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

Справедлива формула

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы= Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , (2)

n! =1Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы2Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы3Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы4Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работыn

Пример 2:

В партии из 12 деталей имеется 7 стандартных. Найти вероятность того, что среди шести взятых наугад деталей 4 стандартных.

Решение.

Искомую вероятность найдем по формуле (1) для случая

N =12, n =7, k = 6, s = 4.

p = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.



























































ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1.

Задание:

Найти произведение матриц АВ = С, если А и В даны:

1


А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

2


А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

3

А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

4

А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

5

А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

6


А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

7


А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

8

А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

9

А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

10

А =Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, В = Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Задание № 2.

Задание:

Вычислить определитель матрицы

11

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

12

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

13

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

14

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

15

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

16

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

17

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

18

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

19

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

20

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Задание № 3.

Задание:

Решить систему линейных уравнений любым способом

21

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

22

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

23

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

24

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

25

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

26

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

27

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

28

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

29

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

30

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы



Задание № 4.

Задание:

Найти производную функции

31

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

32

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

33

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

34

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

35

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

36

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

37

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

38

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

39

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

40

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы, Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Задание № 5.

№ варианта

Задание:

Найдите вторую производную функции Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы :

41

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

42

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

43

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

44

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

45

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

46

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

47

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

48

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

49

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

50

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Задание № 6.

Задание:

Исследовать свойства функции и построить её график

51

y = x3 - 15 x2 + 72 x - 109

52

y = x3 - 12 x2 + 45 x - 48

53

y = - x3 + 9 x2 - 24 x + 17

54

y = - x3 + 12 x2 - 45 x + 48

55

y = - x3 - 6 x2 - 9 x - 2

56

y = x3 + 6 x2 + 9 x + 3

57

y = x3 - 9 x2 + 24 x - 13

58

y = x3 - 18 x2 + 105 x - 195

59

y = - x3 + 12 x2 - 45 x + 47

60

y = x3 - 9 x2 + 24 x - 14





Задание № 7.

Задание:

Найти интегралы

61

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

62

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

63

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

64

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

65

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

66

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

67

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

68

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

69

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

70

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы



Задание № 8.



Задание:

Найти площадь фигуры, ограниченной линиями

71

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работыМетодическое пособие для выполнения домашней контрольной работы; Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

72

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

73

y = 4 - x2, y = 2 - x

74

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

75

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

76

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

77

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

78

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

79

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы

80

Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы





Задание № 9.

Задание:

Выполнить действия

81

(1+3i)+(-3+i)

(5-3i)×(2-5i)

(5+4i)-(-3+4i)

(2+3i)/(2-3i)

82

(-4+3i)+(4-3i)

(3+5i)×(2+3i)

(4+2i)-(-1+2i)

(5-4i)/(-3+2i)

83

(-2+5i)+(2-5i)

(3-4i)×( -7+3i)

(7-2i)-( -4+3i)

(-5+2i)/(6-7i)

84

(3-4i)+(-3+4i)

(6+7i)×(-5+2i)

(-9+4i)-( 3+5i)

(1+8i)/( -3+i)

85

(7-2i)+(-7+3i)

(1+8i)×(-9+4i)

(2+3i)-(-3+i)

(-8+i)/(7-2i)

86

(-5+2i)+(5-2i)

(3+4i)×( -8+i)

(-3+4i)-(6+7i)

(6-7i)/( -1+2i)

87

(-6+7i)+(6-7i)

(7-2i)×( -3+i)

(3+5i)-(-9+4i)

(3+4i)/( -5+2i)

88

(1+8i)+(-8+i)

(2+3i)×(6-7i)

(-5+2i)-(3+4i)

(-9+4i)/(5-7i)

89

(-9+4i)+(9-4i)

(-5+2i)×( 7-2i)

(-4+3i)-( 2+3i)

(6+7i)/( 1+8i)

90

(8-5i)+(-8+5i)

(-1+2i)×(6+7i)

(7-5i)-(-8+i)

(3+5i)/(-4+3i)

Задание № 10.

Задание:

Решить задачу

91

В партии из 8 деталей имеется 6 стандартных. Найти вероятность того, что среди пяти взятых наугад деталей ровно три стандартных.

92

В цехе работают 6 мужчин и 4 женщины. По табельным номерам наудачу отобраны 7 человек. Найти вероятность того, что среди отобранных лиц окажутся 3 женщины.

93

В группе 12 студентов, среди которых 8 отличников. По списку отобраны 9 студентов. Найти вероятность того, что среди отобранных студентов пять отличников.

94

В урне 5 белых и 4 черных шаров. Из урны наугад вынимают 3 шара. Найти вероятность того, что среди вынутых шаров будет 2 белых.

95

В партии из 10 деталей имеется 8 стандартных. Найти вероятность того, что среди 6 взятых наугад деталей ровно 4 стандартных.

96

В группе 16 студентов, среди которых 10 отличников. По списку отобраны 12 студентов. Найти вероятность того, что среди отобранных студентов 6 отличников

97

В цехе работают 7 мужчин и 5 женщин. По табельным номерам наудачу отобраны семь8 человек. Найти вероятность того, что среди отобранных лиц окажутся 4 женщины.

98

В урне 7 белых и 5 черных шаров. Из урны наугад вынимают 6 шаров. Найти вероятность того, что среди вынутых шаров будет 4 белых.

99

В партии из 12 деталей имеется 8 стандартных. Найти вероятность того, что среди 7 взятых наугад деталей ровно 5 стандартных.

100

В группе 14 студентов, среди которых 9 отличников. По списку отобраны 11 студентов. Найти вероятность того, что среди отобранных студентов 5 отличников





Вопросы к зачету

  1. Матрицы, действия над матрицами.

  2. Определители 1-го, 2-го, 3-го порядков. Правило треугольников.

  3. Определители n-го порядка. Теорема Лапласа.

  4. Обратная матрица. Алгоритм нахождения обратной матрицы.

  5. Ранг матрицы. Алгоритм вычисления ранга матрицы с помощью элементарных преобразований.

  6. Система линейных уравнений. Метод обратной матрицы. Формулы Крамера. Метод Гаусса.

  7. Векторы и операции над ними.

  8. Проекция вектора на ось и ее свойства.

  9. Декартова прямоугольная система координат. Полярная система координат.

  10. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов.

  11. Предел функции в точке. Основные теоремы о пределах.

  12. Предел функции при x, стремящемся к бесконечности. Замечательные пределы. Число е.

  13. Непрерывность функции в точке и на промежутке. Точка непрерывности функции. Точка разрыва функции. Свойства непрерывных функций. Приращение аргумента. Приращение функции.

  14. Производная функции. Дифференциал функции. Геометрический смысл производной. Механический смысл производной.

  15. Таблица производных. Понятие сложной функции. Производная сложной функции.

  16. Схема исследования функции. Область определения функции. Множество значений функции. Четность и нечетность функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Возрастание и убывание функции, правило нахождения промежутков монотонности. Точки экстремума функции, правило нахождения экстремумов функции.

  17. Производные высших порядков. Физический смысл второй производной. Исследование функции с помощью второй производной.

  18. Первообразная. Неопределенный интеграл. Основные свойства неопределенного интеграла.

  19. Таблица неопределенных интегралов.

  20. Методы интегрирования: метод непосредственного интегрирования; метод замены переменной (метод подстановки); метод интегрирования по частям.

  21. Определенный интеграл. Понятие интегральной суммы. Достаточное условие существования определенного интеграла (интегрируемости функции).

  22. Основные свойства определенного интеграла. Геометрический смысл определенного интеграла.

  23. Методы вычисления определенных интегралов. Формула Ньютона-Лейбница.

  24. Геометрические и физические приложения определенного интеграла.

  25. Функции нескольких переменных. Частные производные.

  26. Понятие дифференциального уравнения. Общее и частное решение дифференциального уравнения. Интегральные кривые. Задача Коши.

  27. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

  28. Методы решения дифференциальных уравнений.

  29. Понятие числового ряда. Сходимость и расходимость числовых рядов.

  30. Необходимый признак сходимости ряда. Признак сравнения. Признак Даламбера.

  31. Понятие знакочередующегося ряда. Признак сходимости Лейбница.

  32. Абсолютная и условная сходимость знакопеременного ряда.

  33. Функциональные ряды. Степенные ряды. Область сходимости степенного ряда. Разложение элементарных функций в ряд Маклорена.

  34. Понятие события. Достоверные, невозможные, совместные, несовместные, противоположные события. Классическое определение вероятности.

  35. Теорема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей.

  36. Случайная величина. Дискретная и непрерывная случайные величины. Закон распределения дискретной случайной величины. Интегральная функция распределения непрерывной случайной величины.

  37. Математическое ожидание дискретной случайной величины. Отклонение случайной величины. Дисперсия дискретной случайной величины. Среднее квадратичное отклонение случайной величины.

Задания к зачету

  1. Вычислить предел Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  2. Вычислить пределы:

а) Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы; б) Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы; в) Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

  1. Вычислить предел Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  2. Вычислить предел Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  3. Вычислить предел Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  4. Вычислить предел Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  5. Исследовать функцию Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы на непрерывность в точке Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  6. Исследовать функцию Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы и построить ее график.

  7. Вычислить значение производной следующих функций в точке Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы :

а) Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы; б) Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы.

  1. Найти производную функции Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  2. Найти производную функции Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  3. Найти производную функции Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  4. Найти производную функции Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  5. Найти неопределенный интеграл Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  6. Найти неопределенный интеграл методом замены переменной Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  7. Найти неопределенный интеграл методом замены переменной Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  8. Найти неопределенный интеграл методом замены переменной Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  9. Найти неопределенный интеграл методом замены переменной Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  10. Вычислить определенный интеграл Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  11. Вычислить определенный интеграл Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  12. Вычислить определенный интеграл Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  13. Скорость движения точки изменяется по закону Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы (м/с). Найти путь s, пройденный точкой за 4 с от начала движения.

  14. Вычислить объем тела, полученного от вращения фигуры, ограниченной линиями Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , вокруг оси Ox.

  15. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  16. Решить дифференциальное уравнение Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  17. Решить задачу Коши: Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы , Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  18. Решить дифференциальное уравнение Методическое пособие для выполнения домашней контрольной работы .

  19. В одной корзине находятся 5 белых и 10 черных шаров, в другой - 4 белых и 11 черных. Из каждой корзины вынули по шару. Найти вероятность того, что оба шара окажутся черными.

  20. В лотерее 1000 билетов. Разыгрывается один выигрыш в 200 рублей и десять выигрышей по 100 рублей. Пусть Х - величина возможного выигрыша для человека, имеющего один билет. Составить закон распределения этой случайной величины Х.

  21. Случайная величина Х задана законом распределения:

4

6

7

0,4

0,5

0,1

Найти математическое ожидание, дисперсию, среднее квадратичное отклонение этой случайной величины Х.















































РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1)Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И. Башмаков. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.-256 с.

2)Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов на базе средней школы: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990-576 с.

3)Пехлецкиий И.Д. Математика: учебник.- М., 2003.

Дополнительные источники:

4)Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. -11-е изд.,стер. -М.: Мнемозина, 2010.-399 с.

5)Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича.-10-е изд., стер.-М.: Мнемозина,2009.-239 с.









43


© 2010-2022