- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом
Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыжова Л.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель: Рыжова Лидия Алексеевна
Класс: 8 класс.
Тема урока: Решение квадратных уравнений графическим способом.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = , у = х2, закрепить навыки построения графиков функций.
2. Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, карточки с дифференцированными заданиями.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок - практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.
План урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
2. Актуализация опорных знаний - устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний.
3. Изучение нового материала - рассматривается ещё один способ решения квадратных уравнений - графический.
4. Закрепление изученного материала.
5. Практическая работа с использованием компьютеров.
6. Обогащение знаний - знакомство с траекториями движения космических аппаратов.
7. Подведение итогов урока.
8. Творческое домашнее задание.
9. Рефлексия.
Ход урока.
I. Мотивационная беседа.
Учитель: Как вы думаете, зачем надо изучать математику?
Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» - знание, наука. Именно поэтому, если человек был умен в математике, то это всегда означало высшую ступень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Вот поэтому мне хочется, чтобы вы стали, немного мудрее и расширили свои знания по математике.
Итак, запишите в тетрадь число и тему урока.
Цель урока - познакомить вас еще с одним способом решения квадратных уравнений - графическим, закрепить этот способ решения практической работой с использованием компьютеров.
Тестовые задания.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Линию, являющуюся графиком функции у = х2, называют…
?) синусоидой; :) гиперболой; …) параболой.
I
-
…
2. Составьте слово, назвав подряд буквы, соответствующие правильному ответу. Является ли функция у = х2 возрастающей на отрезке [a; в], если:
е) а = - 3; в = 3;
к) а = 1; в = 4;
д) а = - 2; в = - 1;
а) а = 0; в = 0,5;
к) а = 9; в = 10;
б) а = - 9; в = 10;
II
к
а
к
3. Назовите буквы, соответствующие точкам, принадлежащим графику функции у = х2 :
Т(3; 9), Ж(5; 5), С(-100; -100), О(-2; 4), Ч (-1; 1),
К(0; 0), В(-7; 7), А(2; 4).
III
Т
О
Ч
К
А
4. Графиком функции является …
а) прямая; б) отрезок; в) гипербола; г) ветвь параболы.
IV
в
5. Назовите буквы, которые соответствуют правильному ответу.
а) Какие из данных уравнений являются квадратными?
а) х2 - 10х + 3 = 0, в) -2х + 1 = 0, з) х ─ = 0, т) 8х2 - 7х - 9 = 0.
к) 3х3 - х2 + 4 = 0, о) х2 - 3х +4 = 0, м) х2 + 8х + 2 = 0, н) 7 - 9х = 0,
V
а
т
о
м
б) Какие из данных квадратных уравнений являются приведенными?
з) х2 - 14х + 49 = 0, е) 2х2 - 9х + 5 = 0, в) х2 - 4х2 + 3 = 0,
о) 3х2 + 5х + 2 = 0, у) х2 - 10х + 25 = 0, л) 3х2 - 4х - 7 = 0,
к) х2 + 11х - 12 = 0, ф) 3х2 - 2х - 5 = 0.
VI
з
в
у
к
III. Изучение нового материала.
Решим уравнение: х2 +х - 12 = 0.
Какое это уравнение?
Как это уравнение можно решить?
Ответ учащихся:
(С помощью формул. С помощью теоремы Виета. Ответ: -4 и 3. С помощью программы MS Excel (знания из основ проектной деятельности - 7 кл.).
А вот есть еще одна из программ - Программа Maxima. Она является большим помощником в алгебре.
Алгоритм решения квадратных уравнений:
-
Запускаем программу Maxima.
-
В строке Меню выбираем Уравнение Solve…
-
В появившемся окне записываем уравнение.
-
Получим:
-
Нажимаем OK
Во второй строке видим решение этого уравнения.
А сегодня разберем ещё один способ решения квадратных уравнений - графический. Представим данное уравнение в следующем виде:
х2 = ─ х + 12.
Чтобы решить данное уравнение, нужно найти такое значение х, при котором левая часть уравнения была бы равна правой. Введем две функции f(x), равной левой части уравнения и g(x), равной правой части уравнения. Теперь нужно найти такое значение х, при котором f(x)=g(x), т. е. общую точку, принадлежащую графику функции f(x) и графику функции g(x). Эта точка будет являться точкой пересечения графиков функций f(x)=х2 и g(x)=-х+12. Абсцисса точки пересечения будет являться решением исходного уравнения.
В координатной плоскости построим графики функций f(x) = х2 и
g(x) = ─х + 12.
Рассмотрим алгоритм решения.
Алгоритм решения:
1. дано уравнение х2 + х - 12 = 0.
2. представим уравнение в следующем виде х2 = ─ х + 12.
3. в одной системе координат строятся графики функций
у1 = х2 и у2 = ─ х + 12.
4. абсциссы точек пересечения являются решением данного уравнения
А можно получить графическое решение данного уравнения с помощью программы Maxima.
Алгоритм:
-
Запускаем программу Maxima.
-
В строке Меню выбираем Графики Plod2d…(на плоскости).
-
В строке Выражение(ния) через запятую записываем х2 ,-2х+3, указывая при этом промежутки для х и y
-
Нажимаем OK
IV. Закрепление изученного материала.
(часть ребят решают в тетрадях, а часть на компьютерах (используя программу Maxima и MS Excel)
1) Решить графически х2 + х - 4 = 0.
у1 = х2 у2 = 4-x
2) Решить самостоятельно
а) х2 - х - 3 = 0
б) 2х2 + х - 3 = 0
V. Практическая работа.
Раздаются учащимся дифференцированные задания на карточках.
VI. Обогащение знаний.
Высвечивается слайд, на котором находится парабола и гипербола.
а) мы сегодня на уроке применяли эти два графика: параболу и гиперболу.
Я хочу вам сказать ребята, что окружающий нас мир тесно связан с математикой. Валерий Чкалов говорил: «Полёт-это математика». Оказывается, траектории движения космических аппаратов описываются параболой, гиперболой, эллипсом. При первой космической скорости (7,91 км/с) космический аппарат движется по эллипсу относительно Земли. (на рис. орбита 3) При второй космической скорости (11,2 км/с) аппарат движется по параболе (на рис. орбита4) и движется в пределах Солнечной системы. При третьей космической скорости (16,6 км/с) космические аппараты движутся по гиперболе (на рис. орбита5) и навсегда покидают пределы Солнечной системы. В 70-х годах ХХ века были запущены такие космические аппараты «Пионер-10», «Пионер-11»,которые навсегда покинули Солнечную систему в поисках разумных цивилизаций во Вселенной. Они несут в себе платиновые пластинки, на которых нанесены силуэты мужчины и женщины на фоне космического корабля, Солнечная система и траектория «Пионера», схема атома водорода и положение Солнца по отношению к наиболее ярким галактическим пульсарам.
б) графики помогают нам наглядно увидеть изменения различных величин: изменение роста, веса, температуры, скорости и т.д.
Вот посмотрите на эти графики, характеризующие ваш класс:
1. График успеваемости (Знание - сила. Кто много читает, тот много знает - пословица.
2. График роста, график веса учащихся 8-го класса.
Чтобы достичь нормального веса и роста подростку 15-ти лет нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, не увлекаться пагубными привычками: алкоголем, табакокурением, наркотиками. Никогда не забывать пословицу «В здоровом теле здоровый дух»
VII. Подведение итогов урока.
Вы замечательно поработали на уроке. Проверив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставила вам оценки в индивидуальную таблицу.
Каждый ученик класса принимал участие в уроке. Во время урока заполняется индивидуальная таблица, в которой виден результат его работы на уроке.
Ф.И
Устная работа
Практическая
работа
Общая
оценка
Надеюсь, этот материал вы не забудете. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую творческую домашнюю работу.
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание: сочинить сказку или рассказ на тему «Замечательные кривые»; графически решить уравнения (выбор за вами: в тетрадях, на компьютере).
IX. Рефлексия.
В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?