Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

Цель урока: познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = 1/х1, у = х2, закрепить навыки построения графиков функций. Закрепление способа решения практической работы проводится с использованием компьютера. Учащиеся знакомятся с программой Maxima. Графическая программа является большим помощником в алгебре. В конце урока домашнее задание сочинить сказку или рассказ на те...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Рыжова Лидия Алексеевна

Класс: 8 класс.

Тема урока: Решение квадратных уравнений графическим способом.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом , у = х2, закрепить навыки построения графиков функций.

2. Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, карточки с дифференцированными заданиями.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок - практикум.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Организационные формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.

План урока:

1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

2. Актуализация опорных знаний - устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний.

3. Изучение нового материала - рассматривается ещё один способ решения квадратных уравнений - графический.

4. Закрепление изученного материала.

5. Практическая работа с использованием компьютеров.

6. Обогащение знаний - знакомство с траекториями движения космических аппаратов.

7. Подведение итогов урока.

8. Творческое домашнее задание.

9. Рефлексия.

Ход урока.

I. Мотивационная беседа.

Учитель: Как вы думаете, зачем надо изучать математику?

Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» - знание, наука. Именно поэтому, если человек был умен в математике, то это всегда означало высшую ступень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Вот поэтому мне хочется, чтобы вы стали, немного мудрее и расширили свои знания по математике.

Итак, запишите в тетрадь число и тему урока.

Цель урока - познакомить вас еще с одним способом решения квадратных уравнений - графическим, закрепить этот способ решения практической работой с использованием компьютеров.

Тестовые задания.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Линию, являющуюся графиком функции у = х2, называют…

?) синусоидой; :) гиперболой; …) параболой.

I

2. Составьте слово, назвав подряд буквы, соответствующие правильному ответу. Является ли функция у = х2 возрастающей на отрезке [a; в], если:

е) а = - 3; в = 3;

к) а = 1; в = 4;

д) а = - 2; в = - 1;

а) а = 0; в = 0,5;

к) а = 9; в = 10;

б) а = - 9; в = 10;

II

к

а

к

3. Назовите буквы, соответствующие точкам, принадлежащим графику функции у = х2 :

Т(3; 9), Ж(5; 5), С(-100; -100), О(-2; 4), Ч (-1; 1),

К(0; 0), В(-7; 7), А(2; 4).

III

Т

О

Ч

К

А

4. Графиком функции Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом является …

а) прямая; б) отрезок; в) гипербола; г) ветвь параболы.

IV

в

5. Назовите буквы, которые соответствуют правильному ответу.

а) Какие из данных уравнений являются квадратными?

а) х2 - 10х + 3 = 0, в) -2х + 1 = 0, з) х ─ Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом = 0, т) 8х2 - 7х - 9 = 0.

к) 3х3 - х2 + 4 = 0, о) х2 - 3х +4 = 0, м) х2 + 8х + 2 = 0, н) 7 - 9х = 0,

V

а

т

о

м

б) Какие из данных квадратных уравнений являются приведенными?

з) х2 - 14х + 49 = 0, е) 2х2 - 9х + 5 = 0, в) х2 - 4х2 + 3 = 0,

о) 3х2 + 5х + 2 = 0, у) х2 - 10х + 25 = 0, л) 3х2 - 4х - 7 = 0,

к) х2 + 11х - 12 = 0, ф) 3х2 - 2х - 5 = 0.

VI

з

в

у

к

III. Изучение нового материала.

Решим уравнение: х2 +х - 12 = 0.

Какое это уравнение?

Как это уравнение можно решить?

Ответ учащихся:

(С помощью формул. С помощью теоремы Виета. Ответ: -4 и 3. С помощью программы MS Excel (знания из основ проектной деятельности - 7 кл.).

А вот есть еще одна из программ - Программа Maxima. Она является большим помощником в алгебре.

Алгоритм решения квадратных уравнений:

  1. Запускаем программу Maxima.

  2. В строке Меню выбираем Уравнение Solve…

  3. Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом В появившемся окне записываем уравнение.


  1. Получим: Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

  2. Нажимаем OK

Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

Во второй строке видим решение этого уравнения.

А сегодня разберем ещё один способ решения квадратных уравнений - графический. Представим данное уравнение в следующем виде:

х2 = ─ х + 12.

Чтобы решить данное уравнение, нужно найти такое значение х, при котором левая часть уравнения была бы равна правой. Введем две функции f(x), равной левой части уравнения и g(x), равной правой части уравнения. Теперь нужно найти такое значение х, при котором f(x)=g(x), т. е. общую точку, принадлежащую графику функции f(x) и графику функции g(x). Эта точка будет являться точкой пересечения графиков функций f(x)=х2 и g(x)=-х+12. Абсцисса точки пересечения будет являться решением исходного уравнения.

В координатной плоскости построим графики функций f(x) = х2 и

g(x) = ─х + 12.Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

Рассмотрим алгоритм решения.

Алгоритм решения:

1. дано уравнение х2 + х - 12 = 0.

2. представим уравнение в следующем виде х2 = ─ х + 12.

3. в одной системе координат строятся графики функций

у1 = х2 и у2 = ─ х + 12.

4. абсциссы точек пересечения являются решением данного уравнения

А можно получить графическое решение данного уравнения с помощью программы Maxima.

Алгоритм:

  1. Запускаем программу Maxima.

  2. В строке Меню выбираем Графики Plod2d…(на плоскости).

Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

  1. В строке Выражение(ния) через запятую записываем х2 ,-2х+3, указывая при этом промежутки для х и yРазработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом


  1. Нажимаем OK Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

IV. Закрепление изученного материала.

(часть ребят решают в тетрадях, а часть на компьютерах (используя программу Maxima и MS Excel)

1) Решить графически х2 + х - 4 = 0.

у1 = х2 у2 = 4-x

Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

2) Решить самостоятельно

а) х2 - х - 3 = 0

Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом


б) 2х2 + х - 3 = 0

Разработка урока по алгебре на тему Решение квадратных уравнений графическим способом

V. Практическая работа.

Раздаются учащимся дифференцированные задания на карточках.

VI. Обогащение знаний.

Высвечивается слайд, на котором находится парабола и гипербола.

а) мы сегодня на уроке применяли эти два графика: параболу и гиперболу.

Я хочу вам сказать ребята, что окружающий нас мир тесно связан с математикой. Валерий Чкалов говорил: «Полёт-это математика». Оказывается, траектории движения космических аппаратов описываются параболой, гиперболой, эллипсом. При первой космической скорости (7,91 км/с) космический аппарат движется по эллипсу относительно Земли. (на рис. орбита 3) При второй космической скорости (11,2 км/с) аппарат движется по параболе (на рис. орбита4) и движется в пределах Солнечной системы. При третьей космической скорости (16,6 км/с) космические аппараты движутся по гиперболе (на рис. орбита5) и навсегда покидают пределы Солнечной системы. В 70-х годах ХХ века были запущены такие космические аппараты «Пионер-10», «Пионер-11»,которые навсегда покинули Солнечную систему в поисках разумных цивилизаций во Вселенной. Они несут в себе платиновые пластинки, на которых нанесены силуэты мужчины и женщины на фоне космического корабля, Солнечная система и траектория «Пионера», схема атома водорода и положение Солнца по отношению к наиболее ярким галактическим пульсарам.

б) графики помогают нам наглядно увидеть изменения различных величин: изменение роста, веса, температуры, скорости и т.д.

Вот посмотрите на эти графики, характеризующие ваш класс:

1. График успеваемости (Знание - сила. Кто много читает, тот много знает - пословица.

2. График роста, график веса учащихся 8-го класса.

Чтобы достичь нормального веса и роста подростку 15-ти лет нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, не увлекаться пагубными привычками: алкоголем, табакокурением, наркотиками. Никогда не забывать пословицу «В здоровом теле здоровый дух»

VII. Подведение итогов урока.

Вы замечательно поработали на уроке. Проверив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставила вам оценки в индивидуальную таблицу.

Каждый ученик класса принимал участие в уроке. Во время урока заполняется индивидуальная таблица, в которой виден результат его работы на уроке.

Ф.И

Устная работа

Практическая

работа

Общая

оценка


Надеюсь, этот материал вы не забудете. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую творческую домашнюю работу.

VIII. Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить сказку или рассказ на тему «Замечательные кривые»; графически решить уравнения (выбор за вами: в тетрадях, на компьютере).

IX. Рефлексия.

В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?


© 2010-2022