Программа кружка Математическая шкатулка (5-6 класс)

              Программа кружка «Математическая шкатулка» рассчитана на 2 года обучения в количестве 70 часов для учащихся 5-6 классов, и имеет естественно-математическую направленность.   Состав группы определяется в пятом классе и является постоянным в течение 5-6 классов. Изменение группы возможно, так как программа позволяет подключать учащихся, ранее не занимавшихся, но нежелательно, поскольку главной целью занятий тематического кружка является перспектива дальнейшего развития на старших ступенях обучения.     Содержание программы включает темы по различным разделам математики: арифметика, алгебра, геометрия, топология, теория вероятности, комбинаторика и имеет тесную связь между собой.        
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»

КАФЕДРА ПРБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ















УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ «ГИМНАЗИЯ №1»:

__________________ З.М.КОРОЛЕВА

_____ _______________ 2010 год







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА»

ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА



















ЩЕКИНО 2010 год








ПРГРАММУ СОСТАВИЛ УЧИТЕЛЬ ___________РАЗРЯДА

___________КАТЕГОРИИ
________________________________________



ПРОГРАММА ОБСУЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ___________________


ЗАВ,КАФЕДРОЙ:________________________________________________________







































Пояснительная записка.


Программа кружка «Математическая шкатулка» рассчитана на 2 года обучения в количестве 70 часов для учащихся 5-6 классов, и имеет естественно-математическую направленность.

Состав группы определяется в пятом классе и является постоянным в течение 5-6 классов. Изменение группы возможно, так как программа позволяет подключать учащихся, ранее не занимавшихся, но нежелательно, поскольку главной целью занятий тематического кружка является перспектива дальнейшего развития на старших ступенях обучения.

Набор в группу на начальных ступенях свободный, по желанию, но в течение пятого класса, учащиеся, не имеющие склонности к изучению математики, как правило, отсеиваются, поскольку не видят себя в дополнительном изучении математики.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма занятий групповая. Учитывая специфику предмета, количество членов кружка рекомендуется не более 15 человек.

Структура занятий предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Содержание программы включает темы по различным разделам математики: арифметика, алгебра, геометрия, топология, теория вероятности, комбинаторика и имеет тесную связь между собой.

Приобщение школьников к дополнительному изучению математики способствует развитию мышления, логики, творческого потенциала, самостоятельности, усидчивости, трудолюбию, умения достигать поставленной цели, расширению кругозора.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важным аспектом является индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности младшего подростка.

Цели курса:

  • Формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач, исследовательской деятельности, умений анализировать, рассуждать, делать выводы;

  • Способствовать развитию логического мышления;

  • Формировать комплексные представления о математике;

  • Расширять и углублять знания;

  • Выявлять наиболее одаренных учащихся и укреплять их стремление к дальнейшему изучению математики.

Задачи:

  • Развитие стойкого интереса на ранних ступенях обучения.

  • Выявление математически талантливых детей.

  • Формирование первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности

Программа способствует:

  • Развитию математических способностей;

  • Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

  • Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

  • Умению работать в сотрудничестве с другими детьми;

  • Стремлению достичь лучшего результата;

  • Формированию понятия о роли математики в современном мире и приобщению к мировым знаниям.




Учет возрастных и психологических особенностей группы.

Переход из младшего школьного звена в среднее характеризуется перестройкой не только всего организма, поскольку происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому, но и изменение в организации учебной деятельности, которая сопряжена с большим стрессом для ребенка.

Данная программа кружка «Математическая шкатулка» составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни и адаптации в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, способностями, характером.

Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор и возможности для самореализации. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, подросток получает все необходимое для полноценного развития.














Содержание изучаемого курса.


  1. Математический «винегрет» 10ч

Первый раздел включает в себя только практические занятия, на которых решаются разные занимательные задания. Цель этого раздела в том, чтобы составить первые представления о группе учащихся, их возможностях, трудолюбии, усидчивости, внимании, умении сосредоточиться, умении считать и желании усваивать новые знания. Первая часть это «Шутки, головоломки, ребусы, загадки…», вторая «Быстрый счет без калькулятора».

  1. Логика 10ч

При изучении этого раздела учащиеся учатся находить логические связи между объектами, пользоваться этими связями. Развитие происходит при решении логических и старинных текстовых задач. Кроме того, происходит знакомство с новым понятием «Множество», «Круги Эйлера». Решение абсолютно нового класса задач становится настоящим открытием для младшего школьника и позволяет расширить представление о математике, как методе прикладного значения.

  1. Комбинаторика 10ч

В этом разделе продолжается знакомство с новыми понятиями и происходит закрепление полученных навыков на решении большого количества задач прикладного характера. Многовариантность и неоднозначность окружающего мира учит школьников научному поиску и стремлению к исследовательской деятельности.

  1. Геометрия 13ч

Разнообразный мир геометрии открывается перед учащимися при изучении этого раздела. Свойства фигур и тел, которые знакомы с детства, раскрываются в игре Пифагора в задачах со «спичками». Пространственные фигуры, многогранники, в том числе гибкие многогранники позволяют расширить представления об окружающем мире.

  1. Топология 4ч

Этот раздел является логическим продолжением предыдущего, поскольку топология является разделом геометрии. Здесь учащиеся на практических занятиях знакомятся с интересными фактами и свойствами некоторых геометрических (топологических) объектов.

  1. Задачи математических конкурсов 10ч

Необходимым и логическим завершением курса является свободное умение решать задачи различных популярных математических конкурсов, поскольку кружок предполагает дальнейшее изучение математики на олимпиадных курсах, курсах предпрофильной подготовки. Обязательным является участие учащихся в олимпиадах по математике и в международном математическом конкурсе «Кенгуру», занятия в кружке делают это участие не только полезным, но и перспективным.

Результаты кружковых занятий:

  • Участие в школьных олимпиадах по математике;

  • Участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру»;

  • Написание докладов;

  • Исследовательская работа;

  • Проектная работа.











Тематическое планирование

5-6 класс

п/п


Тема

Количество часов

на тему



теория

практика


I. Математический «винегрет»


10

1

Шутки, загадки, головоломки…


5

2

Быстрый счет без калькулятора.


5


II. Логика

2

8

3

Логические задачи.

1

4

4

Старинные задачи


3

5

Круги Эйлера

1

1


III. Комбинаторика


10

6

Переливания, расположения, перекладывания…


10


IV. Геометрия

3

10

7

Упражнения со спичками.


2

8

Игра Пифагора


3

9

Наглядная геометрия

3

5


V. Топология

1

3

10

. Лист Мебиуса

1

2

11

Топологические задачи


1


VI. Задачи математических конкурсов


10

12

Задачи Кенгуру


4

13

Турниры Архимеда


3

14

Математические регаты


3


ВСЕГО

6

64


ИТОГО

70











Методическое обеспечение программы.

Формы и методы работы на занятиях кружка «Математическая шкатулка» определяются спецификой изучаемого предмета и соответствием программе по математике в 5-6 классах.

Формы работы могут быть:

  • Групповые;

  • Индивидуальные;

  • В парах.

Технологии, используемые на занятиях:

  • Методы проблемного обучения;

  • Игровые технологии;

  • Метод проектов;

  • Информационные технологии;

  • Исследовательская деятельность.

Программа составлена таким образом, что наряду с занятиями, на которых происходит решение задач, есть занятия творческие, где ребята на практике познают наиболее интересные математические факты. Например, изучая тему «Лист Мебиуса» учащиеся выполняют практическую работу и на собственном опыте убеждаются в неопровержимости того факта, что лист Мебиуса имеет только одну сторону.

А изучение свойств геометрических фигур происходит в игровой форме при изучении «Головоломки Пифагора», где учащиеся могут проявить творческие способности и самостоятельно придумывать вариации на данную тему, обмениваясь ими с одноклассниками.

Особо можно выделить возможность развития умений работы с литературой по предмету, поскольку приходится искать дополнительные материалы, выходящие за рамки школьного учебника, чего многие учащиеся не умеют делать. Кроме того, у учащихся есть возможность проявить себя в поиске новых интересных фактов, в написании докладов, в создании исследовательских, творческих, проектных работ.

В этой деятельности выявляются наиболее одаренные дети, которые уже на ранних ступенях обучения имеют возможность проявить интеллект и способности к предмету.

.



Технологии, используемые на занятиях


Название технологии

Целевые ориентации

Суть технологии

Формы работы по технологии

Наличие ресурсов для использования технологии

Проблемное обучение

  • Приобретение ЗУН.

  • Усвоение способов самостоятельной деятельности.

  • Развитие познавательных и творческих способностей

Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Эвристическая беседа

  • Проведение лабораторно практических работ.

  • Разработанные лабораторно практические работы для 5 - 9 классов.

  • Систематизированный банк проблемных вопросов, ситуаций .

  • Разработки уроков.

  • Обобщение педагогического опыта по заданной теме.

Исследовательские методы

  • Постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя.

  • Формирование ЗУН в планировании исследовательской деятельности, определении целей.

  • Формирование навыков самостоятельной деятельности.

Учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направляемом учителем.

  • Беседа.

  • Наблюдение.

  • Сравнение.

  • Измерение.

  • Эксперимент.

  • Анализ.

  • Синтез.

  • Обобщение.

  • Разработки уроков.

  • Постоянная исследовательская работа учащихся и выступления их на конференциях.

  • Рефераты.

  • Углубленное изучение на факультативах.

Метод проектов

  • Развитие познавательных навыков учащихся.

  • Формирование самостоятельно конструировать свои знания.

  • Выработка умения ориентироваться в информационном пространстве.

  • Развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

Обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата, но организацию процесса достижения этого результата.

  • Мини - проекты (краткосрочные)

  • Среднесрочные проекты.

  • Долгосрочные проекты

Использование всех видов проектов: краткосрочных в рамках программного материала; среднесрочных на факультативах; долгосрочных по материалам научно - практических материалов.

Игровые технологии

  • Расширение кругозора применение ЗУН в практической деятельности.

  • Воспитание сотрудничества.

  • Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей;

  • Развитие мотивации.

Обеспечивают единство эмоционального и рационального в обучении; строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем.

  • Ролевые.

  • Дидактические.

  • Имитационные.

  • Организационно - деятельностные

  • Разработки уроков.

  • Дидактический материал: кроссворды, бегунки, лото, ромашки…

Адаптированная система обучения А.С.Границкой

  • Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальностей ребенка, его потенциальных возможностей.

  • Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ, предупреждение неуспеваемости.

  • Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

  • Резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке.

  • Совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных.

  • Адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся.

  • Работа в парах переменного и постоянного состава.

  • Привлечение технических средств

Активное использование данной формы обучения на большинстве уроков, где требуется работа консультантов; адаптационных групп. В каждом классе сформированы подобные пары и группы, для уроков - зачетов, уроков - консультаций..

Информационно цифровые технологии

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • Подготовка личности «информационного общества».

  • Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено программными средствами. Главной особенностью является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды.

  • Работа с готовыми информационными ресурсами.

  • Создание собственных обучающих программ.

  • Создание презентаций. Сопровождающих урок.

  • Организация дистанционного обучения.

  • Использование баз данных глобальных информационных сетей.

  • Наличие пакета образовательных информационных ресурсов

  • Разработки уроков с использованием компьютера

  • Создание презентаций учителем и учащимися, поддерживающих уроки, рефераты, проекты, факультативы.

  • Обширное использование средств интерента.
















Методическая литература


  1. Кроссворды по математике. В.Г.Мантуленко, О.Г.Гетманенко, Ярославль «Академия развития», 1998.

  2. М.Гарднер. Математические чудеса и тайны. Наука, 1964.

  3. Примени математику. И.Н.Сергеев и др. Москва «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1990.

  4. Проверь свои знания по математике. О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев.

  5. 500 занимательных логических задач для школьников. А.Зак. Москва, ЮНВЕС, 2002.

  6. Математический детектив. В.В.Мадер. Москва, Просвещение,1992.

  7. Россыпи головоломок. С. Барр. Москва «Мир», 1987.

  8. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. А.С.Чесноков и др., Москва, Просвещение,1974.

  9. Домашняя математика 7-8 класс. М.В.Ткачева. Москва, Просвещение,1994.

  10. Математическая шкатулка. Ф.Ф.Нагибин., Е.С.Канин. Москва, Просвещение,1988.

  11. Удивительный мир чисел. Б.А.Кордемский, А.А.Ахадов, Москва, Просвещение,1986.

  12. Развиваем геометрическую интуицию 5-9 класс. М.И.Зайкин.Москва, Просвещение, «ВЛАДОС», 1995.

  13. Старинные занимательные задачи. С.Н.Олехник и др. УНЦ ДО МГУ, 1996.

  14. Задачи на смекалку 5-6. И.Ф.Шарыгин., А.В.Шевкин. Москва, Просвещение,1996.

  15. Задачи на смекалку. Ю.В.Нестеренко, С.Н,Олехник, М.К.Потапов. Дрофа, Москва, 2003.

  16. Математические предметные недели.

  17. Тысяча и одна задача по математике. А.В.Спивак.,

  18. Нестандартные задачи по математике 5-11 класс. В.В.Кривоносов. Москва «Первое сентября, 2002

  19. Развиваем комбинаторные способности. Тренинг. М.И.Зайкин. Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996

  20. Арифметика. Занимательные задачи в 2-х частях. Б.Д.Фокин.

  21. Наглядная геометрия. И.Ф.Шарыгин., Москва, Просвещение,2007.

  22. Школьные математические олимпиады. Агаханов Н.Х, Терешин Д.А., Кузнецова Г.М. Дрофа, 2001.

  23. Математические досуги. М. Гарднер. Издательство «Мир» 2000.

  24. Весенний турнир Архимеда. Редакция П.В. Чулкова. Москва, МЦНМО, 2009.

  25. Все задачи «Кенгуру». Редактор Плоткин А.И. Санкт-Петербург, 2008.

  26. Математический кружок. А.В.Спивак. Москва, МЦНМО, 2009.

  27. Московские математические регаты. А.Д.Блинков, Е.С.Горская, В.М.Гуровиц. Москва, МЦНМО, 2007.

  28. Приглашение на математический праздник. И.В.Ященко, Москва, МЦНМО, 2009.

  29. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. Редакция И.Л.Соловейчик, «Первое сентября», 2003.


© 2010-2022