Нестандартные формы уроков математики

Наряду с традиционными  формами обучения в школе в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. Введение...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Нестандартные уроки математики


Оглавление

Введение……………………………………………………………………… .3

Глава 1 Теоретические основы нестандартных уроков

1.1 Понятие. Характеристика нестандартных уроков……………………. 5

1.2 Нестандартные уроки при изучении математики………………………9

Глава 2 Методика ведения нестандартных уроков

при изучении математики

2.1 Рекомендации по проведению нестандартных форм уроков…… ....15

Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….…. .19

Приложение №1……………………………………………………………….21





Введение

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду . Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьёзно трудиться. Почему же нестандартные уроки получили такое распространение в современной школе?

Актуальной стала проблема развития в учениках познавательных интересов, воспитание потребности в знаниях и самообразования, формирование в умении работать с источниками научной информации, отбирать необходимую для своего общего развития и будущей профессиональной деятельности. Ещё одной значительной стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся . Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. Исходя из всего сказанного, цель работы: показать значимость нестандартных уроков при изучении математики.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме

2. Рассмотреть особенности организации нестандартного урока

3. Описать опыт учителей начальных классов по данной проблеме

Объект исследования: процесс использования нестандартных уроков при изучении математики

Предмет исследования: нестандартные уроки математики

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, изучение педагогического опыта.




Глава 1.Теоретические основы нестандартных уроков

1.1 Понятие. Характеристика нестандартных уроков

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учёта приобретённых знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно - мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Их главная цель: возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, их активизация. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их название дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Учителями разработано много методических приёмов, новшеств, новаторских подходов к проведению нестандартных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

-Уроки когнитивного типа: урок наблюдения, урок исследования объекта, поисковый урок, интегрированный урок.

-Уроки креативного типа (творческие): урок-диспут, урок- дискуссия, урок- фантазия, урок - сочинение, урок - деловая игра, урок- путешествие (реальное и виртуальное), урок наоборот (ученик в роли учителя)

-Уроки коммуникативного типа: бинарный урок (два учителя), урок-вернисаж, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок - творческий отчет.

Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них:

УРОК-ЛЕКЦИЯ

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками.

УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Урок-экскурсия планируется учителем. Во время подготовки и прове­дения могут быть использованы: наблюдение, рассказ, бе­седа, демонстрация .

В практике работы современной школы широко исполь­зуются экскурсии в учебном процессе. По некоторым предметам являются обязательными, предусмотренными учебными программами.

Цель: На уроки-экскурсии переносятся основные зада­чи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; уста­новление связи теории с практикой, с жизненными явле­ниями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; вос­питание положительного отношения к учению.

Виды уроков-экскурсий:

-по содержанию учебного материала;

-по месту проведения;

-по основной дидактической цели и месту, ко­торое занимает данная экскурсия в изучении темы.

УРОК-СЕМИНАР

Наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников позволяют семинарские занятия.

Их цель состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой, с учетом возрастных особенностей учащихся провести систематизацию знаний.

Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с лите­ратурой, творчески мыслить и действовать. Семинары отличаются от уроков:

  1. большой степенью самостоятельности при подготов­ке к семинару, большой активностью учащихся при обсуж­дении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;

  2. изменением организации этапов обучения (их по­следовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка сов­падает с изучением нового материала;

3) изменением функций, выполняемых учителем и
учащимися; учащиеся выполняют информационную функ­цию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Основные функции семинара: систематизация зна­ний; углубление знаний; закрепление умений и навыков как общеучебных, так и специальных; контроль за знания­ми; развитие умений и навыков как коллективной, так и ин­дивидуальной исследовательской и поисковой работы; развитие коммуникативности учащихся; применение полу­денных знаний и приобретенных навыков на практике.

УРОК-ДИСКУССИЯ

Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).

Поскольку дискуссия - это спор, то основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима.

1.2 Нестандартные уроки при изучении математики

Школьные уроки математики - это, прежде всего, теоремы, формулы, задачи, развитие логического мышления, а нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной, увлекательной, привлечь всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Рассмотрим некоторые нестандартные формы уроков математики:

УРОК-АУКЦИОН

«Аукцион» - слово латинского происхождения, озна­чающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмот­ра. Аукцион конструируется по образу и подобию настоя­щего, взрослого аукциона. Он способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участни­ков в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы - признаки: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обя­зательным атрибутом является гонг и молоток, ударом ко­торого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную поку­пателем за товар и его порядковый номер.

Цель: в занимательной форме повторить тему, пока­зать практическое применение знаний.

Урок вместе с учителем готовят члены кружка по пред­мету: организуют сбор объектов для "продажи", продумы­вают оформление.

Ход аукциона:

  1. Ведущие в импровизированных костюмах распола­гаются за демонстрационным столом. Перед ними - боль­шой волчок, а вокруг него по кругу расположены " прода­ваемые" предметы.

  2. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться.

3.Покупатели, желающие получить этот предмет, должны рассказать о нем с точки зрения изучаемой темы, выступают по очереди. Ведущий после каждого ответа громко считает: "Раз... два... три!" Выигрывает тот, кто до
счета: "Три!" последним дает ответ. Урок-аукцион наиболее эффективен в 6-7 классах.

В старших классах урок-аукцион целесообразно прово­рить как итоговый по одной или нескольким темам.

«Товаром» на уроке-аукционе являются знания учащих­ся. "Товар" на аукционе называется "лот", продающий - «купец». Ведущий на таком уроке - учитель.

УРОК-ДИСПУТ

Диспут - это публичный спор на общественно важную тему. Его основой являются не доклады, а выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу. Поскольку подготовленность уча­щихся для научного спора недостаточна, диспут проводит­ся, как правило, по проблемам, в которых большое значе­ние имеет личное мнение. Такие проблемы учитель нахо­дит чаще всего при изучении межличностных отношений, нравственности, культуры. Урок-диспут - средство пре­вращения знаний в убеждения.

Организовать игру можно по следующим правилам:

-делят класс на команды: один ряд - одна команда;
Нестандартные формы уроков математикикаждая выбирает себе подзащитного;

-команда должна найти все "достоинства" своего и все "недостатки" чужого (команды соперницы) под­защитного.

Члены каждой команды вначале говорят о "плюсах" своего подзащитного, потом выслушивают "соперников" о его "минусах".

Подготовка диспута нередко осуществляется группой учащихся, которые проводят анкетирование, позволяющее выявить различные точки зрения по теме диспута. Перед занятием учащимся даются вопросы, по кото­рым противостоят различные мнения, указывается литера­тура, позволяющая обдумать различные подходы к обсуж­даемой проблеме. На уроке-диспуте выступают представи­тели различных точек зрения. От них требуются аргументы в пользу своих взглядов.

От учителя во многом зависит успех диспута. Его зада­ча - подмечать расхождения в подходах и трактовках, улавливать нюансы в позициях выступающих. Это позво­ляет ему привлекать внимание к наиболее сложным и спорным вопросам, побуждать участников диспута к поиску убедительных аргументов. Не исключено и изложение учи­телем собственной точки зрения соответствующим обос­нованием.

Но итог диспута - не определение того, кто прав, и кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами. Его педагогический результат - выработка собственных взглядов по обсуж­давшимся вопросам, умения их отстаивать и одновремен­но умения прислушиваться к другим мнениям, к аргумен­тации оппонентов, соглашаться и с иной точкой зрения. Диспут возможен главным образом в старших классах.

УРОК - ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ

Цель - выявить качество и прочность знаний по основ­ным разделам изученного материала и умение использо­вания их на практике.

Подготовительный этап.

1.Объявление темы за две недели до занятия.

Ученики получают примерные вопросы и типовые задания для решения.

2.Определение состава жюри (представители админи­страции, учителя)

3.Учитель составляет совместно с творческой группой учащихся сценарий смотра, в котором расписаны основ­ные этапы и задания.

Ход урока:

  • Опрос у доски трех учеников.

Часть учеников получают карточки с типовыми зада­чами, у демонстрационного стола ставятся опыты-задачи.

  • Фронтальный опрос (вопросы ставятся в заниматель­ной форме).

  • Диктант (5-6 вопросов) - проверка знаний формул, основных понятий.

  • Каждый вид работы оценивается жюри. Жюри делит­ся на группы, каждая из которых оценивает определенный вид деятельности. Отметки заносятся в опросный лист.

УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

Цель: Групповая работа над материалом, усвоение его на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаи­моответственность учащихся, совершенствование спосо­бов учебной работы.

Характерные особенности урока: отсутствие домаш­них заданий, взаимопомощь, взаимоответственность уча­щихся.

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

Цель: Активизация познавательной активности уча­щихся; формирование у них умений самостоятельно при­обретать знания, работать с литературой.

Конференция может быть итогом по крупному разделу курса. Используется преимущественно в старших классах.

Подготовительный этап:

- сообщается тема конференции и вопросы для подго­товки сообщений;

  • учащимся предлагается план проведения конферен­ции, оформляется стенд со списком литературы;

  • класс делится на группы;

  • работа по подготовке конференции;

  • оформление ссобранных материалов.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель: Расширение круга чтения учащихся, формиро­вание умения самостоятельно находить решение постав­ленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение.

Подготовительный этап.

Учащимся предлагается план по избранной теме с указа­нием вопросов для обсуждения. (Вопросы и задания разного уровня сложности).

Определяются возможные формы работы на уроке (об­щая, групповая, индивидуальная); вид самостоятельной ра­боты (план, конспекты, рефераты).



Ход урока:

Определение целей урока.

Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.)

Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

Вопросы к выступающему. Ответы на них.

Выступление оппонентов.

Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

Подведение итогов.

УРОК С ИГРОВОЙ ОСНОВОЙ

Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической дея­тельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликт­ной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Для игровых форм урока характерно:

  • моделирование определенных видов практической деятельности;

  • моделирование условий, в которых протекает дея­тельность;

  • наличие ролей, их распределение между участника­ми игры;

  • различие ролевых целей участников игры;

взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

  • наличие общей цели у всего игрового коллектива;

  • групповое или индивидуальное оценивание деятель­ности участников игры.

Процесс игры способствует развитию учащихся, углуб­лению и повышению оперативности знаний.

К игровым формам урока относят ролевые, имитаци­онные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся вы­ступают в различных ролях.

Учебные игры применяются для развития умений ис­пользовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подго­товки и немалых затрат времени.

Уроки по игровой методике существенно повышают ин­терес учащихся к предмету, позволяют им лучше запом­нить формулировки, определения.






Глава 2. Методика ведения нестандартных уроков при изучении математики

2.1 Рекомендации по проведению нестандартных уроков

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический. В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса.

Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения.

Формула эффективности урока составляет две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации по проведению нестандартных уроков, вот некоторые из них:

-Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

- Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

- Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

- При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

- Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

- При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Таким образом, готовых методик организации нестандартных форм нет. При их подготовки и проведении учитель исходит из самого понятия. Изучается это понятие по справочной литературе: ритуалы, обычаи, атрибутики и, исходя из этого, строится урок.

Заключение

Проделанная работа показала, что нестандартные уроки, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой - лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Изучив литературу по данной теме, я прихожу к выводу, что нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Изучение педагогической литературы позволило выделить несколько типов нестандартных уроков. Также рассмотрев особенности организации нестандартного урока, можно сделать вывод о том, что такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в такие занятия, проявляя не только свои знания, но и смекалку, творчество. Описав опыт учителей по данной проблеме, можно сказать, что готовых методик по организации нестандартного урока нет. Источники получения информации разнообразные: ритуалы, обычаи, атрибуты, игры и другое.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор­ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем учебные занятия со строгой структурой и уста­новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем учителям. Планируя нетрадиционный урок, надо учитывать специфику класса, характер учебного материала.


Список литературы

1.Атанасян, Л.С. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.- М. : Просвещение, 2006.- 384 с.

2.Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики [Текст] / Г. И. Григорьева- Волгоград : Корифей, 2000.- 96 с.

3.Дроботенко, Н.М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами». [Текст] / Н. М. Дроботенко // Начальная школа.- 2005.- №1.- с. 58-61

4.Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - ростов-н/Д : Учитель, 2005.

5.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М : Просвещение, 2004. - 937с.

6.Подласый, И. П. Педагогика : Новый курс : книга 1 [Текст] / И. П. Подласый. - М. : Владос, 2000. - 566 с.

7.Способы организации нестандартных уроков математики и информатики [Электронный ресурс] / nizovka.edum.ru. Режим доступа: http: // nizovka.edum.ru , свободный. - Загл. с экрана.

8. Рефератная педагогика [Электронный ресурс] / referatik.com.ua. Режим доступа: http: //referatik.com.ua , свободный. - Загл. с экрана.

9. Урок - 1 Математика 6 [Электронный ресурс] / pedsovet.perm.ru. Режим доступа: http: // pedsovet.perm.ru , свободный. - Загл. с экрана.

10.Нестандартные формы урока [Электронный ресурс] / mat.1 september.ru. Режим доступа: http: // mat.1 september.ru. , свободный. - Загл. с экрана.

11.Банк рефератов [Электронный ресурс] / bestreferat.ru. Режим доступа: http: // bestreferat.ru. , свободный. - Загл. с экрана.

12. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс] / revolution.allbest.ru. Режим доступа: http: // revolution.allbest.ru , свободный. - Загл. с экрана.

13.Гуманитаризация обучения математике [Электронный ресурс] / 5 ballov.ru. Режим доступа: http: // 5 ballov.ru. , свободный. - Загл. с экрана.

14.Многопрофильный оператор ЭВМ. Обучающая программа [Электронный ресурс]. - М. : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007/2008. 1 электрон. опт. диск : Зв. цв. загл. с контейнера.

15. Многопрофильный оператор ЭВМ. Обучающая программа [Электронный ресурс]. - М. : Банк рефератов: 10000 рефератов, 2006. 1 электрон. опт. диск : Зв. цв. загл. с контейнера.





Приложение № 1

Игра "Форт Боярд" на уроках математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

Черепанова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

Цели:

  1. Закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 20. Совершенствовать навыки решения задач изученных видов в пределах 20, продолжить работу с геометрическим материалом.

  2. Развивать логическое мышление, речь учащихся, расширять кругозор.

  3. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, интерес к математике через игру.

Оборудование урока:

  • рисунок Форта Боярд;

  • табличка с лексическим значением слова Форт;

  • карточки "+", "-";

  • индивидуальные карточки с рыбками;

  • наборы геометрических фигур;

  • магнитная доска;

  • карточки с ребусами;

  • макеты ключей;

  • сундучок;

  • звукозапись шума волн.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем бороться за сокровище Форта Боярд. Обратимся к лексическому значению слова: форт - отдельное, долговременное укрепление в виде крепости.

Форт-Боярд - это бывшая тюрьма, окруженная со всех сторон водой. Подземелья и темницы Форта хранят много тайн и секретов.

Чтобы преодолеть все приключения и неожиданности необходимо повторить приёмы сложения и вычитания в пределах 20, уметь решать задачи, логически мыслить.

Для того чтобы овладеть сокровищем Форта, нам помогут дружба, взаимовыручка, чувство локтя.

Девиз нашего урока:

Лень долой!
Долой зевоту!
Принимайся за работу!

III. Актуализация знаний.

Форт начинает свою игру. Нас ждут 7 испытаний и 7 ключей с подсказками.

Испытание 1. Мы попадаем в комнату интеллектуальной разминки. На стене комнаты высвечиваются числа:

15, 11, 14, 3, 19, 10, 17

Учитель: Ребята, определите лишнее число.

Дети: Это число 3.

Учитель: Почему вы думаете, что число 3 лишнее?

Дети: Число 3 - однозначное, а остальные - двузначные.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы из однозначного это число превратилось в двузначное?

Дети: Увеличить его на 10.

Учитель: Какое число получилось? Сколько у него единиц, десятков?

Дети: 3 единицы, один десяток.

Учитель: Расположите эти числа в порядке возрастания (10, 11, 13, 14, 15, 17, 19,)

Является ли полученный ряд чисел отрезком числовой прямой?

Почему?

Добавьте числа так, чтобы получился отрезок числовой прямой. (10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19…)

А теперь произнесите этот числовой отрезок в порядке убывания (19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 12, 11, 10…)

Что происходит с каждым последующим числом?

Молодцы! Хорошо справились с работой и заработали 1-ый ключ с подсказкой.

Нестандартные формы уроков математики

IV. Работа по теме урока.

1) Самостоятельная работа.

Испытание 2. И теперь мы попадаем в комнату лабиринтов.

Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет…
Расставьте минусы и плюсы,
Чтобы данный получить ответ.

(Работа по вариантам в тетради на печатной основе)

I в.

II в.

16 - 6…7 = 7

13 - 3…8 = 18

11…1 - 2 = 8

17…7 + 4 = 14

15 - 5…6 = 4

12 - 2…9 = 19

Проверка работы в парах.

Потом дети при коллективной проверке, используя принцип игры "Молчанка" показывают нужные знаки при помощи индивидуальных карточек "+", "-".

Дети получают еще 1 ключ:

Нестандартные формы уроков математики

2) Работа с геометрическим материалом.

А теперь, ребята, мы попадаем в башню старого пирата Фура. Он задаст вам свои загадки. Появляется персонаж, переодетый пиратом. Свои вопросы он достает из старой бутылки, которая проплавала много лет и её прибило к стенам крепости.

Фура - Назовите фигуры, которые не являются прямоугольниками.

Дети: - Круг, треугольник

Фура - Назовите фигуры, которые не являются кругом.

Дети: - Многоугольники.

Фура - Назовите фигуры, которые не являются многоугольниками.

Дети: - Круги.

Фура - Удивительно умные ребята учатся в вашем классе, а как дружно помогали друг другу отвечать. За это я вам даю очередной ключ с подсказкой.

Нестандартные формы уроков математики

Физпауза №1.

Засиделись мы, однако,
Встаньте дружно все, ребята!
Час игры теперь настал,
Отдыхай и не зевай!
1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим
Голову поднимем выше.
И легко - легко подышим.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
На 4 - руки шире.
5 - руками помахать.
6 - за парту тихо сесть.

(Физпауза проводится под звуки шума волн).

3) Решение задач.

Из башни пирата Фура под звуки волн мы попадаем в книгохранилище, где собраны старинные рукописи, книги. Откроем и мы свою мудрейшую книгу под названием Математика. Стр.80 № 2.

Составь задачу по краткой записи и реши ее.

Было 5 книг и 9 книг.

Взяли 4 книги

Осталось - ?

Дети составляют текст задачи по краткой записи. (Говорят вслух).

Учитель: О чём эта задача?

Дети: Эта задача о книгах.

Учитель: Что означают в задаче числа 5 и 9?

Дети: Число книг, которые были в шкафу на 1 полке.

Учитель: Что еще известно в задаче?

Дети: Сколько книг взяли.

Учитель: Что надо узнать в задаче?

Дети: Сколько книг осталось?

Учитель: Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Дети: Нет. Мы не знаем, сколько книг было на первой полке.

Учитель: Что же мы будем сначала узнавать?

Дети: Сначала мы узнаем, сколько книг стояло на первой полке.

Учитель: Каким действием?

Дети: Действием сложения, а потом, используя действие вычитания, узнаем, сколько книг осталось.

Учитель: Сколько действий будет у решения задачи?

Дети: Два действия.

Учитель: Решайте. Записывайте только решение и ответ.

Учитель, проходя по рядам, проверяет решение.

Учитель: К сожалению, не все ребята правильно справились с задачей: некоторые допустили ошибки при вычислении в первом действии.

Учитель еще раз объясняет детям, допустившим ошибки, принцип сложения с переходом через 10:

Нестандартные формы уроков математики

4) Отгадывание ребусов.

Фура: - Чтобы ваши товарищи не попали в темницу Форта, даем им дополнительные задания-ребусы:

Нестандартные формы уроков математики

Молодцы, не оставили друзей в беде, помогли им остаться в команде. За это получаете ещё 1 ключ.

Нестандартные формы уроков математики

Физпауза № 2 (на снятие усталости).

Подняли головки вверх, нарисовали носом на потолке восьмёрку, цифру шесть. Опустили головы. Затем, не поворачивая головы, посмотреть на соседа слева, справа, на меня, на парту, на потолок.

А теперь пусть отдохнуть пальчики. (Физминутка на снятие усталости с пальцев рук.) Считая, загибаем с силой пальчики:

Раз картошка, два картошка,
Три, четыре, пять,
Шесть картошка,
Семь картошка - начинай опять.

Встряхнули ручки и работаем дальше.

5). Решение примеров.

Поспешим дальше. Продукты в Форте закончились и, чтобы не умереть с голоду, нам необходимо заняться математической рыбалкой.

У каждого на столе лежит индивидуальная карточка. Нужно решить примеры и соединить с ответом.

Нестандартные формы уроков математики

Коллективная проверка (устно).

Учитель: Каким принципом сложения пользовались при решении?

Дети: Раскладывали 2 слагаемое на сумму удобных слагаемых.

Учитель: Молодцы, ребята, получаете еще один ключ с подсказкой.

Нестандартные формы уроков математики

6) Работа с геометрическим материалом.

Ребята, внезапно мы проваливаемся в подземелье страха, которое кишит пауками, крысами, скорпионами, мокрицами. Чтобы побыстрее выбраться оттуда, надо построить ломаную из 3-х звеньев (стр. 81 №6).

Начерти ломаную из 3-х звеньев: длина 1 звена - 1 дм, 2 звена - 6 см, а 3 звена - 4 см. Узнай длину ломаной!

Учитель: Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

Дети: Нет, так как длина 1 звена дана в дм, а длина 2 и 3 звена в см.

Учитель: Что надо сделать?

Дети: Необходимо 1дм перевести в см: это будет 10см.

Учитель: А теперь мы можем вычислить длину ломаной? Каким действием?

Дети: Действием сложения: 10+6+4=20(см)

Учитель: А как можно по другому представить 20 см?

Дети: 20см = 2дм.

Нестандартные формы уроков математики

Учитель: Молодцы, заработали еще 1 ключ и подсказку.

Нестандартные формы уроков математики

7) Решение задач на логическое мышление.

В Форте наступила ночь. Вам пришла пора завладеть последним ключом, который мы можем получить у Метра Теней, если решить последнее задание. (Дети работают по вариантам с геометрическим материалом, у каждого на парте Нестандартные формы уроков математики, круги.)

I в.

II в.

Как поставить 4 стула у стены комнаты так, чтобы у каждой из стен стояло по 2 стула?

Как поставить 3 стула так, чтобы у каждой из 4 стен стояло по 1 стулу?

Нестандартные формы уроков математики

Нестандартные формы уроков математики

(Проверка на магнитной доске.)

Учитель: Все ключи и подсказки собраны, можно отправляться в кладовую Форта за главным сокровищем.

8) Решение примеров с "окошками".

На столе учителя появляется старый пиратский сундук, который принес пират Фура.

Учитель: Но, что это такое? Сундук не открывается? Фура очень хитер и он требует, чтобы мы отгадали еще 1 загадку, в которой скрыто самое главное слово.

Надо решить зашифрованные примеры. Решив каждый пример, запиши букву, соответствующую найденному числу.

Прочитать ответ.

Нестандартные формы уроков математики

Ключ к шифру:

Нестандартные формы уроков математики

9) Обобщение.

Учитель: Вот теперь, прочитав все подсказки и, отгадав, ключевое слово ЗНАНИЯ, мы открываем старинный сундук.

Что же мы видим в сундуке? Учебники для 2 класса.

Какой же сделаем вывод?

Что является главным сокровищем, за которое мы сегодня боролись?

Главным сокровищем были знания, которые пригодятся вам в жизни.

V. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы очень много успели сделать. Чем мы занимались? (ответы детей). Что помогло вам при преодолении трудностей?

Дети: Смекалка, логика, дружба, взаимовыручка.

Учитель: Ребята, вы очень понравились пирату Фура, и он вас хочет наградить по-своему: он дарит вам шоколадные медальки и желает успехов в дальнейшей учебе.


© 2010-2022