- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по Материаловедению
Рабочая программа по Материаловедению
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шувалова А.А. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приложение 24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
специальность СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Тольятти, 2012г.
ОДОБРЕНА
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
предметной (цикловой) комиссией
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Протокол № ___ от «_____» 2012г.
Председатель:
Зам.директора по УР
_______________ Л.В. Самойлова
___________________ / И.И.Уренева
Составитель:
А.А. Шувалова, преподаватель высшей квалификационной категории
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза:
Н.А. Гончарова, руководитель службы методического обеспечения и разработки ОПОП
Содержательная экспертиза:
Л.В. Самойлова, председатель ПЦК
Внешняя экспертиза:
И.О.Фамилия, должность, полное название ОУ СПО/ВПО
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей СПО 190000 Транспортные средства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессиям начального профессионального образования, относящихся к укрупненной группе направлений подготовки и профессий НПО 190000 Транспортные средства
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины).
Реализация программы направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
-
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
-
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
-
ПК. 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
-
ПК. 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей.
-
ПК. 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Обязательная часть ОПОП:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения;
-
выбирать способы соединения материалов;
-
обрабатывать детали из основных материалов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
строение и свойства машиностроительных материалов;
-
методы оценки свойств машиностроительных материалов;
-
области применения материалов;
-
классификацию и маркировку основных материалов;
-
методы защиты от коррозии;
-
способы обработки материалов;
Вариативная часть ОПОП: - не предусмотрено
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 120 час., в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 час.;
-
самостоятельной работы обучающегося - 40 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
-
лабораторные работы
14
-
практические занятия
-
-
контрольные работы
-
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
в том числе:
-
тематика домашних заданий;
20
-
индивидуальные задания;
20
-
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план
№ п/п
Наименование учебного модуля, темы
количество часов
макси-мальная учебная нагрузка
самос-тоятельная работа
обязательная аудиторная учебная нагрузка:
всего
в т.ч. ЛР и ПЗ
в т.ч. курсовая работа (проект)
3 семестр
120
40
80
14
Модуль 1
Основы материаловедения
8
2
6
2
Тема 1.1.
Предмет материаловедения. Тенденция развития материаловедения
2
2
Тема 1.2.
Свойства металлов и сплавов
6
2
4
2
Модуль 2
Основы металловедения
10
2
8
Тема 2.1.
Металлы
2
2
Тема 2.2.
Сплавы
2
2
Тема 2.3.
Сплавы железа с углеродом
6
2
4
Модуль 3
Железоуглеродистые сплавы
18
4
14
4
Тема 3.1.
Основы производства металлов
4
4
Тема 3.2.
Чугуны
4
4
Тема 3.3.
Стали
10
4
6
4
Модуль 4
Термическая и химико-термическая обработка
12
4
8
2
Тема 4.1.
Технология термической обработки стали
12
4
8
2
Модуль 5
Цветные металлы и сплавы
16
4
12
Тема 5.1.
Цветные металлы и сплавы
16
4
12
Модуль 6
Виды обработки металлов
10
6
4
Тема 6.1.
Виды обработки металлов
10
6
4
Модуль 7
Неметаллические материалы. Композиционные материалы
12
4
8
2
Тема 7.1.
Неметаллические материалы. Композиционные материалы
12
4
8
2
Модуль 8
Материалы для сварки и пайки
8
4
4
Тема 8.1.
Материалы для сварки и пайки
8
4
4
Модуль 9
Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды
16
6
10
4
Тема 9.1.
Коррозионно-стойкие сплавы.
2
2
Тема 9.2.
Жаростойкие и жаропрочные сплавы
4
4
2
Тема 9.3.
Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы
10
6
4
2
Модуль 10
Основы нанотехнологии
10
4
6
Тема 10.1
Основы нанотехнологии
10
4
6
Итого
120
40
80
14
2.3. Содержание учебной дисциплины
Номер и наименование учебных модулей и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень усвоения
Модуль 1. Основы материаловедения
8
Тема 1.1.
Предмет материаловедения. Тенденция развития материаловедения
Содержание учебного материала
2
1
1
Предмет и история материаловедения. Атом. Молекула. Химическая связь. Фазовое состояние вещества.
2
Газ и жидкость. Твердое тело. Тенденция и перспектива развития материаловедения
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Тема 1.2.
Свойства металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
2
3
1
Механические свойства материалов. Структурные методы исследования материалов. Физико-химические свойства металлов и сплавов.
Лабораторные работы
№ 1. Изучение процессов коррозии металлов и сплавов.
2
Практические занятия:
Самостоятельная работа
Изучение процессов коррозии металлов и сплавов.
2
Модуль 2. Основы металловедения
10
Тема 2.1.
Металлы
Содержание учебного материала
2
1
1
Основные свойства и классификация металлов.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Тема 2.2.
Сплавы.
Содержание учебного материала
2
2
1
Фазы металлических сплавов. Диаграммы состояния сплавов.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Тема 2.3.
Сплавы железа с углеродом.
Содержание учебного материала
4
2
1
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железо-цементит.
2
Сплавы железа с углеродом.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
. Подготовить проект по теме: Металлы, соединение металлов и их применение.
2
Модуль 3. Железоуглеродистые сплавы.
18
Тема 3.1
Основы производства металлов.
Содержание учебного материала
4
1
1
Производство чугуна. Производство стали. Порошковая металлургия.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Тема 3.2.
Чугуны
Содержание учебного материала
4
1
1
Классификация чугунов. Структура и свойства чугуна. Серый чугун.
2
Белый и ковкий чугун. Легированный чугун.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Тема 3.3.
Стали
Содержание учебного материала
2
3
1
Общая классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали.
2
Инструментальные стали и твердые сплавы.
Лабораторные работы
№2. Изучение структуры и свойств углеродистых сталей и чугунов.
4
Практические занятия:
Самостоятельная работа
Подготовить проект по теме: «Стали и сплавы со специальными свойствами.»
4
Модуль 4. Термическая и химико-термическая обработка
12
Тема 4.1.
Технология термической обработки стали
Содержание учебного материала
6
3
1
Отжиг и нормализация. Закалка. Отпуск и искусственное старение.
2
Химико-термическаская обработка стали.
Лабораторные работы:
№3. Изучение структуры стали после термической и химико-термической обработки.
2
Практические занятия:
Самостоятельная работа
Подготовить проект по теме: «Термомеханическая и механотермическая обработка. Поверхностная закалка.»
4
Модуль 5. Цветные металлы и сплавы
16
Тема 5.1.
Цветные металлы и сплавы
Содержание учебного материала
12
3
1
Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы.
2
Титан и его сплавы. Магний и его сплавы
3
Баббиты и припои.
4
Антифрикционные сплавы.
5
Металлокерамика. Сплавы на основе бериллия
6
Магниевые сплавы
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Подготовка проектов по теме «Применение цветных металлов и сплавов в машиностроении»
4
Модуль 6. Виды обработки металлов
10
Тема 6.1.
Виды обработки металлов
Содержание учебного материала
4
2
1
Литейное производство. Обработка металлов давлением (ОМД).
2
Сварочное производство.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа
Подготовить проект по теме: «Выбор материала в зависимости от условий эксплуатации».
6
Модуль 7. Неметаллические материалы. Композиционные материалы.
12
Тема 7.1.
Неметаллические
материалы. Композиционные материалы.
Содержание учебного материала
6
3
1
Древесные материалы. Полимеры и пластические массы. Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные, обивочные и клеящие материалы.
2
Каучуки и резиновые материалы. Лакокрасочные материалы. Материалы для нанесения покрытий.
Практические занятия:
Лабораторные работы:
№4. Ознакомление с видами и свойствами пластмасс, резины, дерева и стекла: знать их свойства и недостатки.
2
Самостоятельная работа:
Подготовить проект по теме: «Графитоуглеродные материалы. Абразивные материалы. Композиционные материалы»
4
Модуль 8. Материалы для сварки и пайки.
8
Тема 8.1.
Материалы для сварки и пайки.
Содержание учебного материала
4
2
1
Материалы для сварки сталей. Сварные конструкции.
2
Материалы для сварки чугуна и цветных металлов. Пайка металлов.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Подготовить проект по теме: «.Припои. Флюсы. Термическая обработка паяных деталей.»
4
Модуль 9. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды
16
Тема 9.1.
Коррозионно-стойкие сплавы.
Содержание учебного материала
2
2
1
Коррозионно-стойкие сплавы.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Тема 9.2.
Жаростойкие и жаропрочные сплавы
Содержание учебного материала
2
2
1
Жаростойкие и жаропрочные сплавы
Лабораторные работы:
№5. Исследование магнитных свойств электротехнических сталей.
2
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Тема 9.3.
Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы
Содержание учебного материала
2
3
1
Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы. Хладостойкие сплавы.
2
. Сплавы с памятью формы
Лабораторные работы:
№6. Определение удельного сопротивления проводниковых материалов.
2
Практические занятия:
Самостоятельная работа
Подготовить проект по теме «Исследование магнитных свойств электротехнических сталей.». «Радиационно-стойкие сплавы»
6
Модуль 10. Основы нанотехнологии.
10
Тема 10.1.
Основы нанотехнологии
Содержание учебного материала
6
2
1
Основные понятия и положения нанотехнологии.
2
Графен, углеродные нанотрубки и фуллерены.
Лабораторные работы:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Разработка проекта по теме: Область применения графенов, углеродных нанотрубок и фуллеренов.
4
Всего
120
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности и дорожной картой по специальности.
Освоение учебной дисциплины обучающимися происходит посредством организации следующих видов занятий: лекции, лабораторные работы, учебно-исследовательская работа.
Лабораторные работы проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные производственные ситуации, в задание включается анализ результатов и выводы.
В образовательном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий являются: тестирование, исследовательская учебная работа, анализ и разработка предложений по заданной проблеме, расшифровка марок материалов с использованием условных обозначений, поиск информации в сети Интернет и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины, работа со словарями и справочниками, подготовка к проектам. Задания имеют вариативный и дифференцированный характер и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.
В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется в форме тестирования, творческих заданий.
Формы проведения консультаций индивидуальные и групповые в зависимости от специфики учебного материала.
Индивидуальный образовательный маршрут осуществляется в соответствии с дорожной картой с учётом скорости освоения обучающимся модулей. Обучающиеся, имеющие свободный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются также в соответствии с дорожной картой, но по индивидуальной программе.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-
лабораторные стенды для исследования свойств металлов и сплавов;
-
металлографические микроскопы, образцы металлов и сплавов;
-
комплект образцов металлов и сплавов;
-
комплект образцов неметаллов;
-
комплект плакатов;
-
комплект учебно-методической документации;
-
наглядные пособия;
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
-
компьютеры с лицензионным программным обеспечением для обучающихся и преподавателя;
-
мультимедиапроектор;
-
широкоформатный принтер Xerox 7142
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
-
Моряков О.С. Материаловедение ( по техническим специальностям) -М.; «Академия», 2010.
-
Пейсахов А.М. Материаловедение и технология конструкционных материалов, - СПб, Высшая школа, 2003.
-
Стерин И.С. Материаловедение - М., «Дрофа», 2010.
-
Степанов Б.И. Материаловедение -М., «Академия», 2001.
-
Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов, М., ИД«Оникс», 2007.
-
Черепахин А.А. Материаловедение, М., Издательство «КноРус», 2009.
-
Чумаченко Ю.Т. Материаловедение для автомехаников - Р/Д, Феникс, 2003.
-
Черепахин А.А. Материаловедение -М. 6 КНОРУС, 2011.-240 с.
Дополнительные источники
-
Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка) - М., Профобриздат, 2002.
-
Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению - М., Академия, 2008.
-
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка), Рабочая тетрадь - М., Академия, 2007.
-
Соколова Е.Н. Материаловедение, Рабочая тетрадь- М., Академия, 2007.
Интернет-ресурс
-
Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: edu.ru/
-
Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: window.edu.ru/
-
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: fcior.edu.ru/
-
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: openclass.ru/sub/
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: school-collection.edu.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых ПК и ОК
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения;
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выбирать способы соединения материалов;
.
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выполнение компетентно-ориентированного задания;
обрабатывать детали из основных материалов;
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выполнение компетентно-ориентированного задания;
постановка проблемного задания (защита проектов)
Знания:
строение и свойства машиностроительных материалов;
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выполнение компетентно-ориентированного задания;
постановка проблемного задания (защита проектов)
методы оценки свойств машиностроительных материалов;
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
деловая игра; (защита проектов)
области применения материалов.
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выполнение компетентно-ориентированного задания;
постановка проблемного задания (защита проектов)
классификацию и маркировку основных материалов;
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выполнение компетентно-ориентированного задания;
постановка проблемного задания (защита проектов)
методы защиты от коррозии;
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выполнение компетентно-ориентированного задания;
постановка проблемного задания (защита проектов)
способы обработки материалов;
ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
защиты лабораторных работ - экспертиза;
тестирование - сравнение с эталоном;
выполнение компетентно-ориентированного задания;
постановка проблемного задания (защита проектов)
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Актуализировано. Срок действия программы продлен до 01.09.2014г.
БЫЛО:
СТАЛО:
Основание:
Протокол № _1_ от «_30.08_» 2013г.
Председатель: ____________________ / ___Л.В. Самойлова_
подпись И.О.Фамилия