«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА


на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»






Учитель: Долматова Валентина Дмитриевна

МБОУ СОШ п. Дружба

Брянской области Дятьковского района

2015год


Одна из основных задач обучения математике в начальных классах -

формирование у учащихся вычислительных навыков. Большое внимание этому уделяется в программе по математике для начальных классов, в которой определена «задача повышения качества обучения детей математике, и в первую очередь формирование прочных навыков счета…

Осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений» (Программа средней школы: Начальные классы. М., 1985г.)

Совершенствование навыков устных вычислений зависит не только от методики организаций занятий, от форм контроля, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы. Этот интерес можно вызвать, показав учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя не совсем обычные вычислительные приемы, помогающие порой значительно облегчить процесс вычислений. Эти приемы вычислений могут быть преподнесены в виде занимательных задач на уроках или на внеклассных занятиях.

Начальный курс математики имеет большое значение в системе всей математической подготовки школьников. Именно на этом этапе у детей формируется наглядные математические представления и элементарный опыт применения математики в жизни и практике, формируются важные математические навыки устных и письменных вычислений, простейшие измерительные навыки, начальные алгебраические и геометрические представления. В ходе их формирования у учащихся начальных классов начинают развиваться первые мировоззренческие представления, логическое мышление и пространственное воображение.

Особенно важное значение именно в начальных классах имеет практическая направленность обучения математике. Математические знания, которыми овладевают младшие школьники, должны активно «работать» как в начальных классах, так и в дальнейший период обучения.

Дальнейшее повышение качества обучения математике в начальной школе связывается, прежде всего с усилением внимания к формированию у детей навыков устных и письменных, умений применять приобретённые знания к решению разного рода учебных и практических жизненных задач.

В век компьютеров, как и прежде, формирование у всех школьников прочных умений выполнять устные и письменные вычисления остаётся одной из важнейших целей обучения математике, составляет основу математического образования.

Наблюдения показывают, что многие учащиеся, оканчивающие начальную школу, слабо владеют навыками устных вычислений. Объясняется это, прежде всего тем, что за новизной содержания программ, за увлечением теоретическими вопросами упускаются не менее важное - выработка прочных навыков в устных вычислениях. Между тем нельзя добиться успехов в формировании навыков письменных вычислений при изучении арифметических действий над многозначными числами, не работая систематически над развитием навыков устного счёта.

Устный счёт, как известно, содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, сообразительности; побуждает детей прибегать к различным способам, комбинациям и приёмам при выполнении тех или иных операций над числами. Когда ученики оперируют сравнительно небольшими числами, они яснее представляют себе состав чисел, зависимость между компонентами действий, быстрее и глубже усваивают законы и свойства арифметических действий. Следовательно, не стоит злоупотреблять многозначными числами, целесообразнее направить упражнения устного счета на развитие сообразительности, догадки, на твёрдое усвоение таблиц сложения и умножения.

В I - III классах устный счёт должен занимать не более 5- 7 минут. Такие непродолжительные занятия, тем не менее, должны не просто подчиняться целевой установке урока, но и находиться в органической связи со всеми остальными его этапами. Направленный на развитие математической логики мышления и речи учащихся., он, кроме того, несёт на себе дополнительную дидактическую нагрузку - служит для повторения и закрепления материала, а также для перехода от старого, давно изученного материала к новому. Нередко и объяснение нового проводится с использованием устных вычислений.

Для выработки твёрдых навыков правильных и быстрых устных вычислений я на каждом уроке выделяю 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях.

Но чтобы дети не теряли интерес к устному счёту и самостоятельному выполнению заданий, я стараюсь вводить различные игровые моменты.

Игра «Молчанка»


В 1 классе для выработки навыков сложения и вычитания в пределах 10 я широко использую вот такое пособие:



На лепестках ромашки написаны числа от 1 до 10, а в середине знаки «+» и «-, и здесь же сделана прорезь, куда вставляются числа.

«Веселый счет»


Очень удобно для проведения устного счета в 1 классе, во 2 и 3 м вот такое пособие:




Это пособие также, как и первое, очень простое, но позволяет мне экономить время и составлять любые примеры на все арифметические действия. Я только указкой показываю на соответствующий знак и цифры, а учащиеся устно называют ответ. По этому пособию я проверяю знания учащихся таблицы умножения и деления, внетабличного умножения и деления, составляю примеры на сложение и вычитание чисел 10, 100, 1000, на увеличение чисел в 10, 100, 1000 раз, практикуя счет десятками, сотнями и т.д.

Эти пособия не только оживляют урок, но и дают возможность составлять много самых разных примеров на все арифметические действия.

При обучении первоклассников счету применяю игровые приемы, стремясь при этом не развлекать детей, а играя обучать.

При изучении сложения и вычитания в пределах 10 предлагаю и задачи на развитие логического мышления, используя игровой материал из журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Костер», «Пионер», из газеты «Жили-были». Для этого я веду отдельную тетрадь.

Приведу некоторые из них:


  1. Пять пальцев ловко рвут траву,

Другой рукою тоже рву,

Я травкой угощу коня.

Ну, сколько пальцев у меня?


  1. Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

Пять румяных, налитых,

Три с кислинкой. Сколько их?


  1. К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей - сорок

Прилетели на урок?


  1. Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки:

Рыбак Корней поймал трех окуней,

Рыбак Евсей - четырех карасей,

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

  1. Сколько солнышек на небе?

Сколько глаз у совы?

Сколько огоньков у светофора?

Сколько пальцев у перчатки?

Сколько ног у божьей коровки?

Сколько колес у машины?

Сколько цветов у радуги?

Сколько яблок на дереве?

Задачи в стихотворной форме очень нравятся ребятам. Они их легко

запоминают и спешат сообщить ответ. Задачи в стихотворной форме, требуют смекалки, активизируют внимание учащихся и оживляют урок. Их полезно включать в учебный процесс, когда дети уже немного устали, начинают отвлекаться.

На уроках в 1 классе я использую задания, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, воображения, умения выделять частные и общие признаки предметов, умения сравнивать предметы. И эти задания вызывают у детей огромный интерес и желание работать. Вот примеры таких заданий.

Задания на смекалку.


  1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встает на одну ногу?

  2. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик?

  3. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

  4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?

  5. Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапах 3 кг. Какова будет ее масса, если она встанет на 4 ноги?

  6. Марина и Оля сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье?

  7. Стоят 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустые. Как расставить их, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались? Разрешается переставить только 1 стакан.

Задания на развитие внимания.


  1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?

  2. Росли 2 вербы. На каждый вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?

  3. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?

  4. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?

Задания на развитие логики.


  1. Как расставить 6 стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?

  2. Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега плот. Он выдерживает на воде только одного папу или двух сыновей. Как переправиться на другой берег папе с сыновьями?

  3. В квартирах №1,2 и 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах №1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1. В какой квартире жил каждый из котят?

  4. У доски стоят 3 мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?

  5. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?

  6. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата круг. Где находится квадрат? Сделай рисунок.

  7. Играя, каждая из трех девочек - Катя, Галя и Оля - спрятали одну из игрушек - медвежонка, зайчика, слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?

  8. Три друга - Витя, Сережа, Коля - раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал не красным и не синим карандашом, Коля - не синим. Каким карандашом пользовался каждый из мальчиков?

  9. Нарисовано три квадрата. Как раскрасить их красным, зеленым и синим цветами так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности?

К. З. К. или З.


  1. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный?


  1. Три подруги - Надя, Вера и Зина - пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом, синем. Надя была не в красном и не в голубом, Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?

  2. Таня слепила из пластилина столько же игрушек, сколько и Наташа. Таня начала лепить раньше Наташи, закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее?

  3. Имеются три детали. Две из них одинаковой массы, а третья - легче. Как с помощью чашечных весов без гирь одним взвешиванием найти более легкую деталь?

Задания на смекалку.


1. Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня: 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг,

5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как это сделали?

2. У Васи несколько орехов, а у Вити их на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика?

3. У брата и сестры было вместе 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3

конфеты, то конфет у них стало поровну. По сколько конфет у них было сначала?

  1. Брат и сестра увидели в вазе орехи и стали думать, как их разделить.

Брат сказал: «Если мы возьмем по 3 ореха, то одного нам не хватает».

Сколько орехов в вазе?

  1. У Андрея и Бори 11 орехов, у Бори и Вовы 13 орехов, а у Андрея и Вовы 12 орехов. Сколько всего орехов у мальчиков?

  2. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес. Сколько было велосипедов и каких?

  3. Во дворе находятся куры и поросята. У них у всех 5 голов и 14 ног. Сколько было кур и сколько поросят?

  4. По двору ходят куры и кролики. У них всего 12 ног. Сколько было кур и сколько кроликов?

Табличные навыки сложения и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 в 1 кл. являются основой всей дальнейшей вычислительной деятельности учащихся. Поэтому формирование прочных, доведенных до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 10 - первоочередная задача курса математики в начальных классах.

Практика показывает, что положительную роль в формировании навыков сложения и вычитания в пределах 10 играет установка на запоминание состава каждого числа. Для этого я использую такую наглядность на уроках:

5 6 7

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ» 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6

8 9

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8

10

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учащимся предлагается сложить первое и последнее число, а затем сложить числа, равностоящие от концов данного ряда. Число, оказавшееся посредине отрезка числового ряда, повторяется слагаемым. Из урока в урок повторяются знания о составе чисел в пределах 10. Это пособие помогает учащимся запомнить все случаи сложения и вычитания в пределах 10.

Центральная задача второго года обучения - изучение таблицы умножения и деления. На данном этапе необходимо организовать работу так, чтобы ученики твердо знали таблицу умножения и приобрели необходимую беглость вычислений при решении соответствующих случаев деления. От усвоения этих знаний зависит, как учащиеся усвоят приемы внетабличного умножения и деления.

Остановлюсь на некоторых видах работ, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Для организации общеклассной и индивидуальной работы учащихся по усвоению таблицы умножения (деления) я применяю сигнальные карточки: размером 8х19 см., на каждой из которых слева записано по два примера из таблицы умножения (деления) и справа три ответа.

7 х 8 = ?


3 х 7 = ?

35

56

21

Работаю с этими карточками так: ученик вслух решает примеры на карточке и называет лишнее третье число в ответе и говорит, из каких множителей можно получать это произведение (табличное умножение). И так каждую карточку отвечают учащиеся, которых учитель спрашивает. Всего 44 карточки.

Используя эту наглядность, мне удается экономить время при опросе и добиваться прочности знаний таблицы умножения.

Работая над темой «Табличное умножение и деление» я провожу некоторые изменения в системе расположения материала. Так, при работе над темой выделяю два этапа:


  1. Ознакомление с действием умножения и деления. Изучение переместительного свойства умножения. Установление связи между компонентами и результатами умножения и деления, а также между самими действиями. Ознакомление с особыми случаями умножения и деления. Знакомство с порядком действий в выражениях. Знакомство с модернизированной таблицей Пифагора.


  1. Изучение табличного умножения и деления.

В связи с изучением случаев умножения и деления с десятками, нулем и единицей до изучения табличного умножения и деления, у учащихся отпадает необходимость задавать вопрос: почему в таблице умножения нет результатов умножения с числами 1 и 10 (при работе с таблицей Пифагора).

После раскрытия смысла умножения и деления знакомство учащихся с таблицей Пифагора. Структура таблицы аналогична структуре таблицы на сложение и вычитание в пределах 20, которой учащиеся научились пользоваться в 1 классе.

Таблица сложения и вычитания

в пределах 20. Таблица Пифагора



1

2

3

4

5

6

7

8

9






2

3

4

5

6

7

8

9




1

2

3

4

5

6

8

8

9

10





2

4

6

8

10

12

14

16

18




2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





3

6

9

12

15

18

21

24

27




3

4

5

6

7

8

9

10

11

12





4

8

12

16

20

24

28

32

36




4

5

6

7

8

9

10

11

12

13





5

10

15

20

25

30

35

40

45




5

6

7

8

9

10

11

12

13

14





6

12

18

24

30

36

42

48

54




6

7

8

9

10

11

12

13

14

15





7

14

21

28

35

42

49

56

63




7

8

9

10

11

12

13

14

15

16





8

16

24

32

40

48

56

64

72




8

9

10

11

12

13

14

15

16

17





9

18

27

36

45

54

63

72

81




9

10

11

12

13

14

15

16

17

18
















Обращаю внимание на то, что данная таблица поможет учащимся лучше запомнить результаты табличного умножения и деления.

Систематическая работа с таблицей Пифагора способствует более глубокому и осознанному усвоению табличного умножения и деления. Использую такие виды работ:

  1. Назвать результаты, по которым можно составить четыре примера на умножение и деление; три примера на умножение и деление.


  1. Сколько примеров на умножение и деление можно составит с результатом 14, 28, 35, 56, 63? Назвать примеры.


  1. Что можно сказать про сомножители следующих результатов: 49, 84, 64, 25, 9?

  2. Продолжить до конца ряды чисел:

6, 12, 18 . . . .

4, 8, 12 . . . .

5. Могут ли быть в таблице умножения результаты: 11, 23, 54, 89?

6. Могут ли быть сомножителями числа 2, 3, 4, 5, в примерах с результатами 54? 30? 12?

7. Что можно сказать о каждом последующем результате в таблице умножения на 2? на 5? на 7? на 9?

8. Найти произведение чисел 6 и 4. Назвать последующий результат в

таблице на 6, в таблице на 4.

9. Назвать как можно больше примеров на умножение и деление с числами 8, 16, 5, 24, 9 и т.д.

10. Назвать произведения в порядке возрастания: 3х6, 3х2, 3х9, 3х5, 3х8, 3х3.

  1. Сколько рабочих дней в двух неделях? трех неделях?

  2. Сколько дней составляют 4 недели и 4 дня? шесть недель и один день?

  3. Примеры для беглого счета:

7 + 9 50 - 10 6 х 8 14 : 7

: 4 + 8 - 18 + 7

+ 20 : 6 : 5 х 6

: 8 х 5 + 11 - 14

(3) (40) (17) (40)

Широко использую таблицы и в работе с отстающими.

Кроме классных демонстративных таблиц, у каждого ученика имеются такие же двусторонние раздаточные таблички на клетчатой бумаге. Их размер 60 х 105 мм. Сложенную по линиям сгиба табличку ученик прикладывает к месту тетради и против каждой строчки записывает только ответ.

Табличка 1 (обе стороны)

а

в

с


в

с

а

+ - :

+

-

+

-

+ -

36

18

3

12

4

36

48

16

2

12

3

48

60

12

4

15

5

60

42

21

3

14

2

42

48

24

3

16

4

48

54

27

3

18

2

54

72

24

4

18

3

72

84

12

6

14

7

84

52

26

5

13

5

52


Табличка 2 (обе стороны)


а

в

с


а

в

с

+ - :

х :

+ -

300

50 10

72

45

28

840

120 6

89

59

12

240

60 5

х

600

120 4

12

50

2

720

180 3

12

25

4

416

208 4

35

12

2х6

315

105 5

14

15

5х3

460

115 5

17х9


17х11

432

108 3

180

12

3х4





Таблица 3 (обе стороны)


а

в

с

найти

а

в

с

а

+ - :

х :

+ - :

х х

1 руб.

20 коп.

10

¼ руб.

50 коп.

5коп.

80

3 руб.

1 км.

200 м.

5

3/10 км.

400 м

20 м

50

2 км.

1 м

5 дм

10

¾ м.

8 дм.

5 см.

60

4 м.

1 дм

2 см

4

1/5 дм.

3 см.

6 мм.

50

6 дм.

1 см

5 мм

5

½ см.

8 мм.

2 мм.

10

8 см.

1 т.

500 кг.

10

¼ т.

2 ц

50 кг.

40

5 т.

1ц.

25 кг.

2

2/5 ц.

10 кг.

500 г.

20

3 ц.

1 кг.

200 г.

40

3/5 кг.

500 г.

25 г.

40

2 кг.

1 сут.

6 час.

10

3/8 сут.

2 час.

12 мин.

10

5 сут.

1 час

20 мин.

40

2/3 час

4 мин.

40 сек.

6

4 час.

1 мин.

12 сек.

6

2/5 мин

55 сек.

5 сек.

20

3 мин.

1 кв.м.

20 кв.дм.

10

1/10 кв.дм.

30 кв.см.

20 кв.мм.

50

5 кв.дм.

Такие таблички сгибаются по пунктирным линиям сгиба так, чтобы осталось в табличке 2 колонки. Например: табличка 1 может быть сложена следующим образом: левую колонку (лицевая сторона) загнули вперед:

а

с

в

с

+ - :

+ - :

36

3

18

3

48

2

16

2

60

4

12

4

42

3

21

3

48

3

24

3

54

3

27

3

72

4

24

4

84

6

12

6

52

5

26

5

или левую колонку (лицевая сторона) отогнули назад: и т.д.

Так же сгибать можно правую колонку (лицевая сторона) вперед и назад, а так же и правой колонкой или левой (лицевая сторона) закрывать среднюю колонку. Так же сгибаем оборотную сторону таблички.

Эти таблицы служат для устных вычислений в пределах 100, 1000 и для упражнений с именованными числами. Таблицы использую в сочетании с доской или тетрадью.

По таблицам можно составить примеры с разными арифметическими действиями и на определенную тему. Каждая таблица дает возможность составить более 120 примеров. Даже при неоднократном использовании таблицы все ответы заполнить трудно.

Такие таблицы я использую на уроках математики более 20 лет. Они дают возможность экономить время на запись, привлекать внимание учащихся и помогают контролировать усвоение детьми материала по каждой теме.

По таблицам я провожу такие упражнения:


  1. Устные вычисления на определенную тему с объяснением способа решения. Например, внетабличное деление во 2 классе.

  2. Игры вида «Молчанка» с записью ответа, «Быстрый счет» без записи ответов.

  3. Самостоятельная работа по заданию:

а + в, а - в, а : в, а + в + с и др.

Вычислительные примеры являются основными средствами формирова-

ния умений и навыков выполнять вычисления, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности.

Поэтому детей следует научить не только обращаться с числами, уметь вычислять, но и выработать у них чувство числа, способность видения его через наблюдения.

Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Для учителя важно - увлечь ребенка учебой, развить его способности.

С этой целью мне пришлось познакомиться с трудом многих известных педагогов: С.Н. Лысенковой, П.М. Эрдниевой. и др. У каждого из них училась, что-то брала для своей работы. Много интересных упражнений взяла из учебников по математике П.М. Эрдниева, применяю их на своих уроках, и детям они нравятся. На их основе изготовляю индивидуальные карточки. Сколько в классе учеников, столько и заготавливаю карточек с разными заданиями по определенной теме. Затем в течение года я использую их много раз, возвращаясь к ним при повторении пройденного материала.

На каждом уроке с самого первого дня своей педагогической деятельности для улучшения обратной связи между учителем и учащимися я использую круги-сигналы. Одна сторона круга красная, другая - зеленая.

Зеленая сторона круга означает «правильно», «я согласен». Красная сторона круга «неправильно», «я не согласен».

При работе с кругами - сигналами каждый ученик учится работать самостоятельно: если он согласен с ответом товарища, то поднимает круг - сигнал и показывает учителю и ученику зеленую его сторону, если нет - красную. Мне очень нравится работать в такой системе: дети знают, что учитель их видит сразу всех и ждет решения каждого, значит надо думать самому и принимать решение. Работа на уроке с кругами- сигналами позволяет экономнее расходовать учебное время на контроль. Время, которое требуется для контроля работы одного ученика, позволяет проконтролировать работу всего класса.

Кроме того, каждый ученик получает возможность принимать активное участие в учебном процессе, когда пользуются такими сигнальными карточками. У каждого ученика вырабатывается потребность думать и готовить ответ, который позволил бы решать поставленную перед классом задачу. Он уже не может оставаться пассивным созерцателем, так как вынужден следить за тем, что говорит учитель или отвечающий товарищ, и подтверждает или отрицает сказанное показом сигнальных карточек.

Это, в свою очередь, стимулирует желание отвечать, что с течением времени превращается у учащихся в хорошую привычку.

Учитель же получает ответ (сигнал) одновременно от каждого ученика, и таким образом, может установить, как воспринимается учащимися учебный материал, и получает возможность лучше управлять учебным процессом.

Если рассмотреть педагогические, методические и психологические стороны работы с сигнальными карточками, то можно сделать следующие выводы:

- сигнальные карточки дают возможность разнообразить формы работы на уроке и тем содействуют развитию интереса ребят;

- они облегчают разумное сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- ученики меньше отвлекаются.

Таким образом, сигнальные карточки при правильности их применения помогают лучше управлять учебным процессом, повышают активность ребят, что эффективно сказывается на выработке прочных навыков.

Очень часто на своих уроках я использую игру. Используемых игр много: «Математическое домино», «Почта», «В лесной школе», «Веселые старты», «В цирке», «Круговые примеры», «Помоги исправить ошибку», «Лесенка» и многие другие.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание и непроизвольно закреплять, совершенствовать и доводить до уровня автоматизированного навыка математических знаний.

При изучении таблицы умножения во 2 классе постоянно использую игру «Математическое домино» (28 карточек). Она помогает детям лучше понять и запомнить табличные случаи умножения и деления. (Размером 7,5*10,5 см.)

9*8

4*7

6*5

4*9

2*8

7*3

24:6

6*8

5*9

36:6

6*3

5

4

54

24

4

45

8

7

5

5

8

45:9

24:8

4*8

48:6

14:7

40:8

15:3

64:8

3*5

21:3

32:4

15

32

2

8

3

5

18

6

45

72

28

5*9

16:4

3*8

9*6

36:9

35:7



30

36

16

21

4

48




При закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через 10.

6+6

6+5

7+6

7+7

8+7

9+4

8+5

9+6

8+9

9+7

9

9

8

5

5

8

8

6

6

7


8+8

9+8

7+5

6+8

12-6

11-5

13-6

15-8

13-4

13-8

7

9

5

6

12

11

13

14

15

13


15-9

17-8

16-7

14-6

12-7

14-9

16-8

11-3

13

15

17

16

16

18

12

14

До урока все карточки игры раздаю между учениками. Указанный ученик начинает игру, он называет пример, ученик у которого на карточке внизу есть число, равное ответу, встает и говорит ответ, затем сразу же читает свой пример и т.д. (продолжительность каждой игры не более 8-12 мин.)

Часто использую игру «В цирке».


Встречайте Зебру!


Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного)

12 - 5 13 - 9

8 + 3 14 - 8

6 + 7 9 + 5

Итак, Зебра предлагает вам перейти пешеходную дорожку. Правильно сделает это тот, кто решит примеры.

(Дети решают).

На арену цирка въезжает косолапый Мишка.


Говорят - «косолапый медведь». А как он умеет педами вертеть! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начнет свой путь? (Дети решают примеры).

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ» 13-8

13-7 13-9

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»

14-5 14-7

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ» 8+6 8+5

На арене цирка выступает слоненок.


Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием:

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»12 - = 8 - 5 = 7

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»- 6 = 9 9 + = 12

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»15 - 8 = 8 + = 15

(Дети решают примеры)

А вот перед вами тюлень-жонглер.

Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (Нет.)

- А действительно ли он так ловок?

Давайте проверим.

Дети решают примеры и проверяют ответы:

17 - 8 = 9 13 - 7 = 4

16 - 8 = 9 14 - 5 = 9

18 - 9 = 9 12 - 8 = 3

15 - 6 = 8 11 - 6 = 5

Говорящий попугай Гоша интересуется, сможете ли вы расставить в приведенных примерах нужные знаки:

36 * 4 * 8 = 32

72 * 6 * 40 = 38

63 * 7 * 23 = 93

Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.

Маленький слоненок давно ждет гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием. Вот его примеры:

80 - 43

96 - 50

60 - 15

73 - 40

Дети с радостью помогают слоненку найти ответы.

- А вы правильно поступили? Значит, за вас тоже кто-то решает домашнюю работу? Как надо было поступить?

(Объяснить, но не решать).

- А теперь объясните слоненку, как надо решать такие примеры.

(Дети объясняют).

Эти игры время от времени повторяются, примеры заменяются и успешно используются даже во 2 классе. Детям они не надоедают.

В играх ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитывается нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке!

Всем интересно.

В основе формирования письменных приемов, так же как и устных, лежит прежде всего сознательное усвоение разрядного состава числа, осознание таких счетных единиц, как единица, десяток, сотня, тысяча и т.д.

Твердо усвоив эти значения, дети легко овладевают приемами сложения и вычитания, так как единицы каждого разряда складываются и вычитаются так же, как и единицы первого разряда. Полезно сравнивать некоторые устные приемы сложения с письменным приемом. Так, почему пример 783 + 139 быстрее решить письменно, а пример 425 + 201 можно решить устно?

Научить правильно выбирать путь решения - одна из главных задач учителя. Любой прием (устный или письменный) прост и доступен в данном случае тем учащимся, кто научился быстро видеть, будет ли сумма единиц в каждом разряде меньше 10. В этом случае сложение можно начинать и с высших разрядов и не представит трудности устное выполнение вычислений.

И наоборот, лучше решить письменно тот пример, в котором сумма единиц каких-то разрядов равно 10 либо больше 10.

На этом этапе формирования письменного приема сложения полезны упражнения на выделение примеров, которые можно решить устно. Механическое запоминание письменного приема иногда приводит к ошибкам.

Надо учить учащихся не только производить без ошибок арифметические действия, но и воспитывать у них привычку контролировать себя в процессе вычислений, учить умению выбирать рациональный способ решения.

Одним из путей своевременного выявления причин пробелов учащихся в знаниях и навыках является непрерывное изучение уровня усвоения знаний и навыков.

В связи с этим я использую систему специальных карточек по выявлению причин ошибок.

Заглавия карточек.


1 класс.


Карточка 1. Сложение в пределах 10.

(вычитание 1,2,3,4.)

Карточка 2. Вычитание в пределах 10.

(вычесть 5,6,7,8,9)

Карточка 3. Сложение в пределах 100.

( вида 34+3; 34+20; 56+4)

Карточка 4. Вычитание в пределах 100.

(вида 56-4; 48-30; 60-7)

Карточка 5. Сложение в пределах 20.

(вида 8+5)

Карточка 6. Вычитание в пределах 20.

(вида 13-5)

Карточка 7. Сложение в пределах 100.

(вида 27+9)

Карточка 8. Вычитание в пределах 100.

(вида 36-9)

Карточка 9. Сложение в пределах 100.

(вида 30+12)

Карточка 10. Вычитание в пределах 100.

(вида 30-14)

Карточка 11. Сложение в пределах 100.

(вида 36+13)

Карточка 12. Вычитание в пределах 100.

(вида 36-12)

Карточка 13. Сложение в пределах 100.

(вида 38+26)

Карточка 14. Вычитание в пределах 100.

(вида 42-17)

2 класс.


Карточка 15. Умножение двузначного числа на однозначное (внетабличное умножение).

Карточка 16. Деление двузначного числа на однозначное (внетабличное

деление).

Карточка 17. Умножение однозначного числа на двузначное.

Карточка 18. Деление двузначного числа на двузначное.

Карточка 19. Сложение (письменные вычисления).

Карточка 20. Вычитание (письменные вычисления).

3 класс.


Карточка 21. Умножение на однозначное число (письменные вычисления).

Карточка 22. Деление на однозначное число (письменные вычисления).

Карточка 23. Письменное умножение на круглые числа (40,600 и т.д.).

Карточка 24. Умножение на двузначные и трехзначные числа.

Карточка 25. Деление на круглые числа.

Карточка 26. Деление на двузначное число.

Карточка 27. Деление на трехзначное число.


1 класс.


Карточка 1.


1). 1, 2, 3 . . . 10. 10, 9, 8 . . . 1

9 . . . 6 . . . 4 . . . 2 . . .

2). Сравни между собой числа и поставь знак

или =

4 х 3 2 х 1 1 х 3 2 х 3

6 х 5 7 х 6 8 х 8

3). 4 + 1 2 + 2 3 + 2 2 + 3 3 + 1 2 + 1

1 + 3 4 - 2 4 - 3 5 - 2 4 - 1 5 - 1

5 - 3 3 - 2

4). 7 + 1 8 + 1 6 + 1 9 + 1 10 - 1

6 - 1 8 - 1 7 - 1 9 - 1

5«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 6 + 2 + 1 = 9 6 - 1 - 1 6 + 3 = 9 6 -

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»5 + 2 + 2 9 - 3 - 1 5 + 4 9 -

2 + 5 4 + 6 3 + 7 1 + 9

6). 5 + 2 6 + 4 7 + 3 9 + 1

Карточка 2.


1). 1, 2, 3, 5, . . . 10. 9, 8, 7, . . . 1

1, 2, . . . 5 8 . . . 10

2). 3 + 2 4 + 4 6 + 3 9 - 2 2 + 5

10 - 4

3«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 9 = 6 + 10 = 7 + 8 = 3 +

3 + Х = 10 Х + 6 = 9

4). 10 - 6 = 4 8 - 5 10 = 6 + 4

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»9 - 7 9 = 7 + 8 = 5 +

Карточка 3

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 36 = 30 + 6 58 = + 64 = +

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»72 = +

2). 30 + 50 40 + 30 20 + 60 70 + 20

3). 6 + 3 7 + 2 6 + 4 3 + 5 5 + 5 2 + 6 2 + 8

4). Закончи запись решения ( вспомни правило прибавления числа к сумме):

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»(40 + 2) +3 = 40 +

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»( 20 + 6) + 30 = (20 + 30) +

5). 27 + 30 = (20 + 7) + 30 = (20 + 30) + 7 = 50 + 7 = 57

56 + 40 =

73 + 4 =

26 + 4 =

Карточка 4.

1). 42 = 40 + 2 2). 80 - 50 3). 10 - 7 8 - 4

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»76 = + 60 - 40 6 - 2 9 - 6

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»80 = + 30 - 10 9 - 8 7 - 4

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»38 = + 90 - 30 9 - 5

4). Закончи запись решения (вспомни правило вычитания числа из суммы):

(70 + 8) - 5 = 70 + . . .

(50 + 10) - 7 = 50 + . . .

5). 37 - 4 = (30 + 7) - 4 = 30 + (7 - 4)= 30 + 3 = 33


Карточка 5.


1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 5 = 2 + 7 = 3 + 8 = 6 + 9 = 5 +

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»10 = + 8 = + 9 = +

2). Дополни до 10 следующие числа:

6, 8, 5, 7, 9. Записывай так: 6 + 4 = 10

3). 10 + 3 10 + 6 10 + 7 10 + 8

4). Реши удобным способом (вспомни правило прибавления суммы к числу).

8 + (6 + 2) 6 + (4 + 5) 9 + (8 + 1)

6 + (8 + 2)

Какое правило применил при решении этих примеров?

5.) 8 + 5 = 8 + (2 + 3) = (8 + 2) + 3 = 10 + 3 + 13

6 + 7 9 + 4

Карточка 6.

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 8 = 7 + 7 = 2 + 6 = 3 +

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»8 = 6 + 5 = 3 +

2). 15 - 5 17 - 7 13 - 3 14 - 4

3). 10 - 8 10 - 3 10 - 5 10 - 6 10 - 7

4). Реши удобным способом (вспомни правило вычитание суммы из числа):

13 - (3 + 2) 15 - (3 + 5) 17 - (3 + 4)

5). 12 - 8 = 12 - (2 + 6) = (12 - 2) - 6 = 10 - 6 = 4

15 - 7

Карточка 7.

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 9 = 3 + 6 = 2 + 7 = 3 + 8 = 5 +

2). Добавь до ближайших круглых чисел:

82, 74, 36, 27, 16, 78.

Запиши так: 82 + 8 = 90

3). 40 + 6 70 + 8 50 + 3 40 + 7

4). Реши удобным способом (вспомни правило прибавления суммы к числу):

27 + 9 = 27 + (3 + 6) = (27 + 3) + 6 = (27 + 3) + 6 = 30 + 6 = 36

68 + 7 =

Карточка 8.

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 9 = 3 + 8 = 6 + 5 = 4 + 7 = 3 +

2). 73 - 3 82 - 2 78 - 8 36 - 6

3). 60 - 4 50 - 8 30 - 3 80 - 7

4). Реши пример удобным способом (вспомни правило вычитания сумм из числа):

23 - (3 + 5) = (23 - 3) . . .

67 - (34 + 3) - 5 = 30 - 5 = 25

5). 34 - 9 = 34 - (4 + 5) = (34 - 4) - 5 = 30 - 5 = 25

23 - 7 =

Карточка 9.

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 12 = 10 + 2 32 = + 73 = + 81 = +

2). 30 + 40 50 + 20 60 + 20 10 + 70 30 + 50

3). 70 + 8 50 + 6 30 + 5

4). Закончи запись решения:

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»30 + (20 + 4) = (30 + 20) + =

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»50 +(10 + 6) = (50 + 10) + =

5). 60 + 18 = 60 + (10 + 8) = (60 + 10) + 8 = 70 + 8 = 78

50 + 24 =

Карточка 10.

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»

1). 16 = 10 + 6 37 = 30 + 89 = + 28 = +

2). 40 - 10 80 - 40 90 - 60 70 - 40

3). 30 - 4 80 - 7 60 - 8 50 - 4

4). Закончи запись решения:

40 - (10 +3) = (40 - 10) . . .

70 - (30 + 7) = (70 - 30) . . .

5). 30 - 14 = 30 - (10 + 4) = (30 - 10) - 4 = 20 - 4 = 16


Карточка 11

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 23 = 20 + 3 78 = + 35 = +

2). 36 + 20 56 + 40 45 + 30

3). 42 + 5 36 + 3 84 + 5

4). Закончи запись решения (вспомни правило прибавления суммы к числу):

36 + (10 + 3) = (36 + 10) . . .

42 + (20 + 7) = (42 + 20) . . .

5). 27 + 12 = 27 + (10 + 2) = (27 + 10) +2 = 37 + 2 = 39

63 + 24 =

Карточка 12.

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 12= 10 + 2 73 = + 56 = +

2). 84 - 20 = 75 - 30 = 56 - 10 =

3). 36 - 4 48 - 6 69 - 7

4). Закончи запись решения (вспомни правило вычитания суммы из числа):

47 - (20 + 6) = (47 - 20) . . .

23 - (10 +2) = (23 - 10) . . .

5). 36 - 12 = 36 - (10 + 2) = (36 - 10) - 2 = 26 - 2 = 24

48 - 23 =



Карточка 13.

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 26 = 20 + 6 37 = + 82 = + 78 = +

2). 38 + 20 64 + 30 39 + 40 78 + 20

3). 68 + 7 26 + 9 48 + 5 39 + 5

4). Закончи запись решения (вспомни правило прибавления суммы к числу):

47 + (20 + 6) = (47 + 20) . . .

75 + (10 + 7) = (75 + 10) . . .

Карточка 14

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»

1). 47 = 40 + 7 73 = + 86 = +

2). 43 - 30 64 - 20 92 - 30

3). 52 - 7 34 - 8 62 - 6

4). Закончи запись решения (вспомни правило вычитания суммы из числа):

42 - (10 + 7) = (42 - 10) . . .

25 - (10 + 8) = (25 - 10) . . .

5). 32 - 16 = 32 - (10 + 6) = (32 - 10) - 6 = 22 - 6 = 16

84 - 27 =

2 класс


Карточка 15.

1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»). 23 = 20 + 3 47 = + 32 = +

2). 20 х 4 30 х 3 40 х 2 20 х 3

3). 3 х 4 8 х 3 3 х 5 6 х 3 7 х 2 4 х 3 9 х 3

4). 80 + 15 60 + 24 60 + 27 40 + 32

5). Закончи запись решения (вспомни правило умножения суммы на число):

(10 + 3) х 4 = 10 х 4 . . .

(20 + 4) х 3 = 20 х 3 . . .

6). 17 х 4 = (10 + 7) х 4 = 10 х 4 + 7 х 4 = 40 + 28 = 68

23 х 4 =

Карточка 16.


1) 3 х 6 4 х 8 7 х 4 8 : 2 24 : 3

2) 70 : 7 90 : 9 80 : 4 90 : 3

3) 20 + 3 40 + 6 10 + 6 10 + 9

4) 72 - 60 38 - 20 56 - 40

5) Закончи запись решения (вспомни правило деления суммы на число):

(60 + 12) : 6 = 60 : 6 . . .

(50 + 20) : 5 = 50 : 5 . . .


6) Выдели наибольшее количество десятков, которое делится на данный делитель с получением десятков. Записывай так:

72 : 6 60 : 6 38 : 2

96 : 4 80 : 4 81 : 3

75 : 5


6) 72 : 6 = ( 60 + 12 ) : 6 = ( 60 : 6 ) + ( 12 : 6 ) = 10 + 2 = 12

38 : 2 =

Карточка 17.


  1. 7«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»6 = 70 + 6 39 = + 48 = +


  1. 5 х 10 6 х 10 3 х 20 4 х 20


  1. 3 х 6 7 х 3 9 х 2 6 х 4 4 х 5


  1. 60 + 18 50 + 20 30 + 27


  1. Закончи запись решения (вспомни правило умножения числа на сумму):

4 х ( 10 + 3 ) = 4 х 10 . . .

3 х ( 20 + 4 ) = 3 х 20 . . .


6) 5 х 13 = 5 х ( 10 + 3 ) = 5 х 10 + 5 х 3 = 50 + 15 = 65

3 х 27 =


Карточка 18.


1) 10 х 7 20 х 3 30 х 2 20 х 4

2) 7 х 3 9 х 3 6 х 3 5 х 4

9 х 4 8 х 5

3) 30 + 27 40 + 32 60 + 21

4) 17 х 3 24 х 4 36 х 2 25 х 4

5«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ») 18 х = 54 16 х = 48 17 х = 68

6) 48 : 24 = 24 х 2 = 48

64 : 32 = 85 : 17 =

Карточка 19.

1) 5 + 5 6+ 4 3 + 6 2 + 7 3+ 4

2) 3 дес. + 6 дес. 8 дес. + 3 дес. + 4 дес.

3«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ») 17 = дес. ед. 36 = дес. ед.

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»21 дес. = сот. дес.

4) Закончи запись решения ( выполни правило прибавления суммы к сумме):

( 200 70 + 3 ) + ( 500 + 30 + 9 ) = 200 + 500 . . .

5) 0 + 6 5 + 0 3 + 0

6) Реши примеры, записывая их столбиками:

134 + 658

94 + 825

457 + 160

Карточка 20.

1) 9 - 6 10 - 7 13 - 8 11 - 9

15 - 6 8 - 0 7 - 0 6 - 0

2«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ») 1 дес. 7 ед. = ед. 1 дес. 9 ед. = ед.

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»1 сот. 7 дес. = дес. 1 сот. 8 дес. = дес.

3) 4 дес. - 1 дес. =

12 дес. - 8 дес. =

15 дес. - 9 дес. =

4) Закончи запись решения (вспомни правило вычитания суммы из

суммы ):

( 400 + 90 + 6 ) - ( 200 + 40 + 3 ) = 400 - 200 . . .

5) Реши примеры :

593 721 612

362 390 248



  1. Реши примеры записывая их столбиком :

974 - 693 536 - 81 435 - 309

3 класс


Карточка 21.

1) 8 х 7 6 х 4 9 х 6 7 х 9 0 х 8 1 х 7

7 х 8 4 х 7 6 х 6 8 х 8 3 х 0 9 х 1

2«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ») 36 = дес. ед. 48 = дес. ед.

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»72 дес. = сот. дес. 62 сот. = тыс. сот.

3) 36 дес. + 3 дес. 64 сот. + 8 сот.

35 тыс. + 7 тыс.

4) Закончи запись решения (вспомни правило умножения суммы на число):

126 х 4 = ( 100 + 20 + 6 ) х 4 = 100 х 4 . . .

2073 х 3 = ( 2000 + 70 + 3 ) х 3 = 2000 х 3 . . .


5) Выполни по образцу :

х 634 568 х 4

5

3170

Карточка 22.


1) 76 : 9 = 8 ( ост. 4 ) 58 : 7 =

65 : 8 = 86 : 9 =

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»2) 6 тыс. 9 сот. = сот.

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»7 сот. 6 дес. = дес.

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»3 дес. 6 ед. = ед.

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»7 сот. = дес.

3) 36 : 3 72 : 8 81 : 9 49 : 7

27 : 9 35 : 7 64 : 8 56 : 7

42 : 6 36 : 4 28 : 4 25 : 5

0 : 7 0 : 5 0 : 8

4) 7 х 7 6 х 6 7 х 8 8 х 8

3 х 7 4 х 8 9 х 7 7 х 5

5) 47 - 45 63 - 56 80 - 72

15 - 6 12 - 8 11 - 6

Карточка 23.


1) 3 х 10 6 х 100 8 х 100

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»40 = 4 х 700 = 7 х 50 = 5 х

2) 14 х 4 132 х 4 26 х 3

3) 23 х 10 117 х 100 35 х 10

4) Закончи запись решения (вспомни правило умножения числа на произведение) :

23 х 400 = 23 х ( 4 х 100 ) = . . .

125 Х 20 = 125 Х ( 2 Х 10 ) = . . .


5) Реши примеры : 37 х 200 118 х 40

6) Определи количество цифр в частном:


8436 : 4 985600 : 7

2515 : 5 423500 : 7

83216 : 4 624024 : 8

Обозначь количество цифр в частном точками. Например: 8436 : 4 = . . .

7) Объясни, как здесь выполнено действие:

7296 8

9 912

16

0

8) Реши примеры: 8124 : 3 6039 : 9

Карточка 24.

1) 7 х 7 6 х 4 4 х 7 8 х 7

3 х 9 9 х 6 7 х 5

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»

2«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ») 72 = дес. ед. 42 дес. = сот. дес.

64 сот. = тыс. сот. 58 тыс. = сот. дес.

3) 56 дес. + 7 дес. 49 сот. + 6 сот.

35 тыс. + 3 тыс.

4) 8 + 7 9 + 5 6 + 9 7 + 3 8 + 4

5) Сложи числа в столбик, подписывая так:

832 + 72 дес. + 832

720

1552

1625 + 725 дес. 3275 + 35 сот.

2075 + 1711 дес. + 102 сот.

6) Сколько неполных произведений при решении каждого примера:

1725 х 24 (два) 328 х 106 . . .

7216 х 78 . . . 13075 х 6721 . . .

7) Вычисли произведения:

725 х 32 1807 х 685

3075 х 409

Карточка 25.


1«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ»«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ») 70 = 7 х 300 = 8 х 30= 3 х

2) 1725 : 100 = 17 ( ост. 25) 235 : 10

784 : 100

3) 63 : 9 72 : 8 35 : 7 7 х 7

5 х 6 7 х 8

4) 16 : 5 = 3 ( ост. 1) 78 : 8 60 : 9

5) Закончи запись решения ( вспомни правило деления числа на произведение):

240 : (8 х 10) = 240 : 10 . . .

1600 : (4 х 100) = 1600 : 100 . . .

6) Реши примеры: 7200 : 800

1440 : 30

Карточка 26.


  1. Определи количество цифр в частном (обозначь количество цифр точками):

14382 : 47 2772 : 21 98592 : 16

2) Замени ближайшим круглым числом:

78 3 98 69 27


3) 172 : 10 = 17 (ост. 2) 4) 23 : 4 = 5 (ост. 3)

248 : 10 65 : 8

583 : 10 79 : 9

5) 23 х 3 18 х 5 24 х 2 19 х 3 0 : 3 0 : 24

6) 47 - 36 83 - 75 71 - 54

7) 393 - 178 453 - 309 607 - 289

8) Вычисли частное: 14382 : 47

11951 : 17

Карточка 27.


1) Определи количество цифр в частном:

4256 : 532 9300 : 372

585040 : 284

2) Замени ближайшим круглым числом(сотнями): 383 223 693 813

3) 4286 : 100 = 42 (ост. 86)

7313 : 100 812 : 100

4) 36 : 5 = 7 (ост. 1) 81 : 9

58 : 7 = 72 : 8

83 : 9 = 0 : 216

9 : 2 =

5) 6 х 3 8 х 8 7 х 8 6 х 5 4 х 7

8 х 9 7 х 7

6) 163 х 4 375 х 3 108 х 5

7) 877 - 736 1026 - 985

8) Вычисли частное:

4256 : 532

9300 : 372

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Предположим, ученик допустил ошибку при решении примера 18 х 3, что относится к параграфу «Умножение двухзначного числа на однозначное» /2класс/.

Учитель по оглавлению, которое даётся вначале, находит нужную карточку (15) и предлагает её ученику для самостоятельной работы.







Список литературы:

1. Журналы «Начальная школа»

№ 6-95г. стр. 51 - 52;

№ 5-93г.;

№ 9-91г. стр. 55 - 57;

№ 6-91г. стр. 41 - 43;

№ 12-85г. стр. 31;

№ 10-87г. стр. 36 - 39;

№ 9-88г. стр. 31;

№ 8-77г. стр. 60 - 61;

№ 1-73г. стр. 16 - 20.


2. П.М. Эрдниев «Укрупнённые дидактические единицы на уроках

математики в 1-2 классах».

3. Педагогический поиск. Москва . «Педагогика». 1990г.


© 2010-2022