- Преподавателю
- Математика
- Урок по алгебре по теме Иррациональные уравнения (11 класс)
Урок по алгебре по теме Иррациональные уравнения (11 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева Ю.А. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5
Ход урока
-
Целеполагание (2 минуты)
Определение места урока в общей структуре курса, раздела, темы.
Цели урока предлагается сформулировать учащимся. Роль учителя - коррекция.
В результате перед учащимися должны быть поставлены цели:
- привести в систему и обобщить знания об основных методах решения иррацио нальных уравнений (знать основные методы, знать алгоритмы решения уравнений каждым из методов, уметь по внешнему виду уравнения подбирать метод решения);
- углубить знания о решении иррациональных уравнений (учиться решать комбинированные уравнения, системы уравнений);
- восполнить пробелы в знаниях и умениях по теме.
-
Актуализация знаний и умений
Содержание
Организация работы
Время
проведения
Индивидуальные карточки
Карточка 1
Решите уравнения:
-
;
-
.
Карточка 2
Решите уравнения:
-
;
-
.
Упражнение1
Вычислите устно:
1. ; 2. ;
3. ; 4. .
Упражнение 2
Решите уравнение
Упражнение 3
Выполните равносильный переход при решении уравнений:
-
;
-
.
6 учеников, хорошо усвоивших материал предыдущих уроков, самостоятельно в рабочих тетрадях выполняют задания карточек.
Фронтальная беседа. Цель - вспомнить определения корня n-ой степени. Определения записывается на доску.
Коллективный разбор у доски. Выполняет ученик. Решение уравнения записывается в тетради.
Фронтальная беседа. Вопросы: 1. К уравнениям какого вида относится данное? 2. Всегда ли такие уравнения имеют корни? 3. Приведите примеры уравнений этого вида, не имеющих корни. (Записать в тетради с обоснованием отсутствия корней.)
4. Записать на обратной стороне доски схему решения уравнения вида , - число.
Цель - актуализировать умение решать уравнения вида , - число.
Коллективный разбор у доски. Выполняет ученик. На доске записывается схема решения уравнений вида .
Цель - актуализировать умение решать уравнения вида .
10 минут
-
Актуализация знаний и умений
Содержание
Организация работы
Время
проведения
Упражнение 4
Решите уравнение
.
Фронтальная беседа. Вопросы: 1. Назвать способ решения уравнения. 2. Существуют ли другие способы? Какие? (Метод введения новой переменной; графический, равносильный переход по определению корня).
Коллективный разбор у доски решения способом равносильного перехода по определению корня. Выполняет ученик. Это решение фиксируется в тетрадях.
Другой ученик на «боковой» доске выполняет подробное решением методом введения новой переменной. Это решение фиксируется в тетрадях по желанию.
В результате фронтальной беседы учитель фиксирует на доске решение графическим методом.
Фронтальный опрос. Вопросы: 1. Алгоритм решения каждым из названных способов. 2. Внешние признаки уравнения, указывающие на возможность применения каждого из способов. 3. Преимущества каждого способа.
Цель - актуализировать умения решать иррациональные уравнения вида ; повторить алгоритмы решения уравнений графическим методом и методом введения новой переменной; развивать вариативность мышления учащихся.
10 минут
Упражнение 5
Решите уравнение
Коллективный разбор у доски. Выполняет ученик.
Цель - актуализировать умение применять метод разложения на множители при решении иррациональных уравнений.
5 минут
-
Обобщение и систематизация знаний
Содержание
Организация работы
Время
проведения
Упражнение 6.
Выполните классификацию уравнений (разбейте уравнения на группы):
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
.
Работа в парах (1,5 минуты). Задание: разбейте уравнения на группы, выполнив их классификацию. Учитель напоминает правила, по которым выполняется классификация: выбирается и только одно основание для классификации; в каждую группу включаются только объекты, удовлетворяющие выделенному условию; каждый объект входит в какую либо группу; каждая из групп включает в себя все (!) объекты, удовлетворяющие выделенному условию.
«Защита» парами своих классификаций (3,5 минуты).
В качестве итога - ответ на вопрос: каковы внешние признаки уравнения, указывающие на возможность его решения разложением на множители (графическим методом, ведением новой переменной, по определению корня)?
Цель - развитие умения выполнять классификацию объектов; систематизация знаний учащихся о методах решения иррациональных уравнений.
5 минут
5. Закрепление практических умений
Содержание
Организация работы
Время
проведения
Упражнение 7
Решить уравнения 1, 2, 7, 8 из предыдущего упражнения.
Индивидуальные карточки
Карточка 3
Решите уравнения
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
.
Карточка 4
Решите уравнения
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
.
Коллективный разбор у доски. Выполняют ученики. Учащиеся, не получившие индивидуальных карточек, выполняют решение в тетрадях.
Учащиеся со слабым уровнем подготовки самостоятельно выполняют в тетрадях задания карточек, используя образцы решений (См. Приложение1).
Учитель по мере необходимости консультирует.
25 минут
6. Углубление знаний по теме
Содержание
Организация работы
Время
проведения
Упражнение 8
Решите систему уравнений
Коллективный разбор у доски. Выполняется несколькими учащимися поэтапно. Учащиеся, не получившие индивидуальных карточек, выполняют решение в тетрадях.
20 минут
7. Подведение итогов урока (2 минуты)
Анализ достижения поставленных целей.
Выставление оценок (работавшие по карточкам сдают тетради).
Домашнее задание: решить уравнения Упражнения 6; решить системы (задание «сильным» учащимся):