- Преподавателю
- Математика
- УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ»
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ»
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаруда Ж.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок разработала
учитель математики
МАОУ «Гимназия № 76»
Шаруда Жанна Николаевна.
Открытый УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ для учащихся 7 класса.
ПО ТЕМЕ: «ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ» (урок - изучение нового материала).
Цели урока:
-
С помощью исследовательской деятельности учащихся вывести формулы квадратов суммы и разности двух выражений.
-
Способствовать формированию умений учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений.
-
Способствовать воспитанию активности, внимательности, самостоятельности при работе на уроке.
-
Способствовать формированию навыков само и взаимо - проверки, само и взаимо-оценки.
-
Способствовать развитию математической речи учащихся, интереса к математике, умению логически рассуждать, выстраивать логические цепочки умозаключений, анализировать, работать с учебной литературой.
Ход урока.
Введение. (Слайд № 1 - тема урока, цели урока).
Сегодня на уроке мы начинаем изучение главы «Формулы сокращенного умножения». Тема урока «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений». Данная тема является логическим продолжением темы: «Умножение многочлена на многочлен».
Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные.
Так появились формулы сокращенного умножения. Их несколько. Сегодня нам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.
I. Устные упражнения. (Слайды № 2- 9)
1. Найдите квадраты выражений: 1) с; 2) - 4; 3) 3m; 4) 5х2 у3 5) 8а; 6) - 10х.
2. Найдите произведение 25 и х; 3х и 2у.
Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
3. Прочитайте выражения.
1) а + в 2) (а + b)2 3) a2 + b2
4) x - у 5) (x -y)2 6) x2 - y2
(На доске записано произведение (х + 6)(х - 5) )
4. Выполните умножение (х + 6)(х - 5)
5. Объясните, как умножить многочлен на многочлен. (Слайд № 11)
Что такое тождество?
II. Изучение нового материала. (Слайд № 12 - Евклид)
В начале урока я говорила о том, что еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные.
Утверждение, которое выражается формулой квадрата суммы, было описано, например, древнегреческим учёным Евклидом в IV - III вв. до н.э.
Так появились формулы сокращенного умножения.
Изучение нового материала построено на основе исследовательской работы учащихся.
(На доске - таблица заданий)
Для исследовательской работы учащиеся разбиваются на группы (по рядам). Каждой группе предлагается заполнить на доске две строки таблицы (1 ряд -1 и 2 строка, 2 ряд - 3 и 4 строка, 3 ряд - 5 и 6 строка), перемножив пары двучленов, приведённых в этих строках.
После того как учащиеся справились с заданиями, один учащийся из каждой группы выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный ответ. Средняя часть таблицы пустая.
Задание: Найти произведение данных многочленов.
№
1
2
3
1
(m + n)(m + n)
(m + n)2
m2 + 2mn + n2
2
(c + d)(c + d)
(c + d)2
c2 + 2cd + d2
3
(8 + m)(8 + m)
(8 + m)2
64 + 16m + m2
4
(n + 5)(n + 5)
(n + 5)2
n2 + 10n + 25
5
(х + у)(х + у)
(х + у)2
х2 + 2ху + у2
6
(p + q)(p + q)
(p + q)2
P2 + 2pq + q2
Начало исследовательской деятельности. Работа с таблицей
Вопросы: 1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах?
(произведение двух одинаковых двучленов; в результате получился трехчлен)
2) Можно ли выражения в 1 cтолбце записать короче? ( Можно - как квадраты данных выражений)
Получив ответы, один из учащихся заполняет 2 столбец.
- Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму. (2 столбец таблицы).
Обсуждение полученных результатов (Слайд № 13)
Анализ 3 столбца:
-
После приведения подобных членов подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене как называется такой многочлен? (ответ: трёхчлен)
-
Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены по сравнению с 1-м и 2-м выражениями, стоящими в основании соответствующей степени - сравнение 2 и 3 столбцов?
Записать на доске и в тетрадях:
1-й член - квадрат первого выражения.
2-й член - удвоенное произведение первого и второго выражений.
3-й член - квадрат второго выражения.
Итог.
Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы двух чисел и дают словесное описание. ( Слайд № 14)
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2 - формула сокращённого умножения.
(подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы двух выражений).
Сформулируйте эту формулу, ответив на вопрос: «Как возвести в квадрат сумму двух выражений?»
Приступаем к работе с учебником.
Шаг - первый. Прочитайте по учебнику на стр. 153 формулировку формулы квадрата суммы
Шаг - второй. Ученики выполняют упражнение: «Разделить правило чёрточками на отдельные указания».
Квадрат суммы двух выражений ║ равен квадрату первого выражения ║ плюс удвоенное произведение первого и второго выражений ║ плюс квадрат второго выражения.
Расстановку чёрточек сверяют (Слайд № 15)
Исследование продолжается с помощью постановки проблемных вопросов.
1) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не (а + b)2, а (а - b)?
2) Как можно проверить наше предположение?
(Выясняется, что можно проверить воспользовавшись таблицей, если во всех скобках левого столбца знаки «+» поменять на « - »).
Учащиеся (проверка происходит в группах) проверяют результат и выясняют, что «-» стоит только перед удвоенным произведением. Заполняют вторую таблицу на доске.
Учащиеся записывают общую формулу квадрата разности двух чисел и дают словесное описание. (Слайд № 16)
(а - b)2 = а 2 - 2аb + b2 - формула сокращённого умножения.
Сформулируйте эту формулу, ответив на вопрос: «Как возвести в квадрат разность двух выражений?»
Приступаем к работе с учебником.
Шаг - первый. Прочитайте по учебнику на стр. 154 формулировку формулы квадрата разности
Шаг - второй. Ученики выполняют упражнение: «Разделить правило чёрточками на отдельные указания».
Квадрат разности двух выражений ║ равен квадрату первого выражения ║ минус удвоенное произведение первого и второго выражений ║ плюс квадрат второго выражения.
Расстановку чёрточек сверяют (Слайд № 17)
-Для чего нужны формулы квадрата суммы и разности двух выражений? ( Для упрощения выражений)
Учитель даёт образец выполнения упражнения, с помощью подготовленного к работе правила. (Слайд № 18)
III. Закрепление нового материала.
В соответствии с образцом, указанным учителем, учащиеся выполняют задания на экране (Слайды № 19 -20) и осуществляют самопроверку с помощью знака «+».
Самостоятельная деятельность учащихся, с последующей взаимопроверкой.
Каждый учащийся работает самостоятельно, получив тестовое задание.
ТЕСТ
Фамилия Имя _________________________________
Ответы к заданиям - это номер столбика, в котором указан верный трёхчлен.
-
1
2
3
4
5
Оценка подпись проверяющего
№
задания
1
2
3
1
(с + 11)2
c2 + 11c +121
c2 - 22c + 121
c2 +22c + 121
2
(7y + 6)2
49y2 + 42y + 36
49y2 + 84y + 36
49y2 - 84y +36
3
(9 - 8y)2
81 - 144y + 64y2
81 - 72y + 64y2
81 + 144y + 64y2
4
(2x - 3y)2
4x2 -12xy + 9y2
4x2 + 6xy + 9y2
4x2 - 6xy + 9y2
5
(8к + ах)2
64к2 + 16ках+ а х2
64к2 + 8ках+ а2 х2
64к2 + 16ках+ а2 х2
Производится взаимопроверка, ответ проверяют с помощью экрана. (Слайд № 21)
Критерии оценки 5 верных ответов «5», 4 - «4», 3 - «3».
IV. Итог урока
Формулы выводятся с помощью проектора на экран. (Слайд 22).
Учащиеся отвечают на вопросы:
-
Чему равен квадрат суммы?
-
Чему равен квадрат разности?
-
Является ли формула квадрата суммы тождеством.
Домашнее задание. (Слайд № 23)
§ 12, п.32 - знать формулы и формулировки формул,
№799 (1 столбик), № 800 (1 столбик), № 830.
Дополнительно - если осталось время, решают задания на слайдах. (Слайд 24)
5