Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 5 класса

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

ОБСУЖДЕНО И СОГЛАСОВАНО

на заседании школьного методического объединения учителей математики протокол № ___ от______2012 г

Руководитель ШМО

________________ О.В. Чернова

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УВР МОУ «Средняя школа № 8»

______________ Е.В. Рингельман

«_____» _____________2012 года


Рабочая программа элективного курса
по наглядной геометрии
для 5 класса



Автор программы:

Чернова Ольга Васильевна

Учитель математики

Первая квалификационная

категория



г. Когалым 2012год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы.

Основой данной рабочей программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот по наглядной геометрии для 5-6-х классов (С.-Петербург).

  1. Учебник: Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. - М.: Просвещение, 2008

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Авторская программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), но т.к. по годовому календарному учебному графику Учреждения на 2012-2013 учебный год в 5 классе 35 учебных недель, то программа увеличена на 1 час и рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Данный 1 час был добавлен на итоговое повторение курса «Наглядной геометрии».

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 - 9 классах.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие "геометрическую зоркость", интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Цели и задача курса "Наглядная геометрия"

ЦЕЛИ

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

ЗАДАЧИ

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

  • Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, "в картинках".

  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

В результате изучения курса учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

  • простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол);

  • пять правильных многогранников;

  • свойства геометрических фигур.

УМЕТЬ:

  • строить простейшие геометрические фигуры;

  • складывать из бумаги простейшие фигурки - оригами;

  • измерять длины отрезков, находить площади многоугольников;

  • находить объемы многогранников;

  • строить развертку куба.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • при решении несложных практических расчетных задач;

  • при определении форм окружающих предметов.





















Содержание элективного курса по предмету «Наглядная геометрия»

для 5 класса рассчитано на 35 часов.

Введение (1 час)

Ознакомление учащихся с новым предметом - геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе.

Начальные понятия (3 часа)

Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение. Вертикальные углы. Биссектриса угла. Треугольник, Виды треугольников. Построение треугольников. Пирамида. Квадрат.

Отрезки. Конструкции из отрезков (16 часов)

Отрезки (понятие отрезка, сравнение отрезков; конструирование из отрезков плоских и пространственных фигур: луч, прямая, ломаная, многоугольник; круг, цилиндр, конус; изображение фигур с разных точек зрения).

Углы. Конструкции из углов (7 часов)

Углы (понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских и двугранных углов, их виды, перпендикулярность; конструкции из углов)

Измерение (7 часов).

Измерение геометрических величин. Измерение (длина отрезка, площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника; объем тела, объем прямоугольного параллелепипеда; градусная мера угла, транспортир). Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

Повторение (1 час)

Повторение материала, изученного в 5 классе по курсу «Наглядная геометрия»

Формы и средства контроля



Основными методами проверки знаний и умений учащихся по данному элективному курсу являются выполнение практических заданий, самостоятельных работ, а также устный/письменный опрос. Итоговая проверка - контрольная работа по курсу «Наглядной геометрии» 5 класса запланирована по окончании изучения всего материала (35 урок).

Тексты самостоятельных и контрольной работ взяты из учебного пособия: Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. - М.: Просвещение, 2008 (с 48 - 55)

Учебно-тематический план по предмету «Наглядная геометрия»

для 5 класса (базовый уровень)

рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)


Название темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Начальные понятия

3

3

Отрезок. Конструкции из отрезков.

16

4

Углы. Конструкции из углов

7

5

Измерения

7


Повторение

1


Всего

35


Календарно-тематическое планирование уроков наглядной геометрии в 5 классе.


1 час в неделю, всего 35 часов



№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Класс 5

Класс 5

план

факт

Введение

1.

Введение

Начальные понятия

2.

Точка. Линия. Виды линий

3.

Поверхность, тело.


4.

Плоские и пространственные фигуры


Отрезки, конструкции из отрезков

5.

Отрезок, сравнение отрезков


6

Луч. Числовой луч


7

Прямая


8

Ломаная. Длина ломаной


9

Треугольник. Элементы треугольника


10

Виды треугольников


11

Неравенство треугольника


12

Круг и окружность. Их элементы. Способы построения круга.


13

Как мы видим и рисуем круг


14

Решение задач


15

Цилиндр, его элементы. Виды цилиндров


16

Прямоугольный параллелепипед


17

Как рисуют цилиндры


18

Конус. Его элементы. Виды конусов


19

Как рисуют конусы


20

Решение задач


Углы. Конструкции из углов

21

Двугранный угол. Его элементы. Плоский угол. Его элементы


22

Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла


23

Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла


24

Виды углов


25

Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой.


26

Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой.


27

Новая классификация треугольников


Измерения

28

Измерение отрезков

29

Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади

30

Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади

31

Объем тела. Объем прямоугольного параллелепипеда

32

Измерение углов. Транспортир

33

Измерение углов. Транспортир

34

Контрольная работа

Повторение

35

Итоговое повторение материала по курсу 5 класса




























Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Библиотечный фонд:

    1. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. - М.: Просвещение, 2006.

    2. Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. - М.: Просвещение, 2008

    3. Интернет ресурсы: festival.1september.ru, golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php

  2. Печатные пособия

    1. Таблицы по математике для 5-6 классов;

  3. Технические средства обучения:

    1. Мультимедийный компьютер;

    2. Средства телекоммуникации;

  4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    1. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600).

    2. Набор планиметрических фигур.

Список литературы


  1. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. - М.: Просвещение, 2008.

  3. Интернет ресурсы: festival.1september.ru, golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php


© 2010-2022