Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Моя методическая разработка практического занятия по теме "Построение графиков функций" надеюсь поможет учителю при закреплении темы "Приложение производной". На занятии обучающиеся должны выработать навык исследования функции с помощью производной и построения графика функции на основе полученных данных. Материал можно использовать в старших классах средней школы и на первом и втором курсе колледжа. В разработке приведены цели и задачи работы; разделы математики, которые нужно изучить; краткие ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Самарский машиностроительный колледж»













Методические указания к практическим работам

дисциплины «Математика»



Тема:

«Построение графиков функций»







Разработал преподаватель математики Еремеева Н.А.

(дисциплина, Ф.И.О.)

Практическая работа

Построение графиков функций

  1. Цель работы

    1. Обобщить изученный материал по теме.

    2. Выработать навык построения графиков функций с помощью производных

  2. Разделы, темы программы, которые необходимо знать при выполнении и сдаче практической работы

Тема 6.5 Признаки постоянства, возрастания и убывания функции. Экстремумы функции

Раздел 6 Производная и её приложения

  1. Краткие теоретические сведения

Общая схема исследования функции:

  1. Найти область определения функции. Выделить особые точки (точки разрыва).

  2. Установить, является ли функция чётной или нечётной.

Функция называется четной если Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций и ее график симметричен относительно оси Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций; если Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функцийдля всех x из данного множества, то функция называется нечетной, и ее график симметричен относительно начала координат.

  1. Найти точки пересечения с осями координат (если это не вызывает затруднений).

  2. Определить, является ли функция периодической или нет (только для тригонометрических функций, остальные непериодические, пункт пропускается).

  3. Найти точки экстремума и интервалы монотонности (возрастания и убывания) функции.

Вычислить производную функции. Найти критические точки - точки, в которых производная равна нулю или не существует. Определить знак производной на каждом из интервалов слева и справа от критических точек. Где производная положительная, функция монотонно возрастает, а на интервалах, где производная отрицательная - функция убывает.

  1. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости-вогнутости.

Вычислить вторую производную функции. Найти точки, в которых вторая производная равна нулю или не существует. Определить знак производной на каждом из интервалов. Где вторая производная положительная, функция вогнута, а на интервалах, где вторая производная отрицательная - функция выпукла. Точки, в которых вторая производная меняет свой знак, являются точками перегиба функции.

  1. Используя полученные сведения, построить график функции.

Этот план исследования функции и построения графика является примерным, его не всегда нужно придерживаться пунктуально: можно менять порядок пунктов, некоторые опускать, если они совсем не подходят к данной функции. В частности, если нахождение точек пересечения с осями координат связано с большими трудностями, то это можно не делать; если функция - четная, то ее график симметричен относительно оси ОУ, поэтому достаточно построить график для положительных значений аргумента, принадлежащих области определения функции и т.п.

  1. Задание

Исследовать функцию по схеме и построить ее график.

  1. Структура отчета

5.1. Номер и название практической работы

5.2. Цель работы

5.3. Задание

5.4. Выполнение работы и оформление отчета по практической работе.


  1. Пример выполнения задания

Исследовать функцию Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций и построить и ее график.

1. Область определения: D(f)=R

2. Исследовать функцию на четность, нечетность.

f(-x)= 3(-x)⁵- 5(-x)³+2= -3x⁵+5x³+2

ФункцияМетодические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций - общего вида.

3. Найти точки пересечения графика функции с осями координат.

Найдем точку пересечения с осью Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций. Для этого положим Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций, тогда Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций. Если решить уравнение Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций, то получим уравнение пятой степени, и решить его в данном случае не представляется возможным. То есть точки пересечения кривой с осью Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функцийпока найти не можем.

4. Найдем производную и исследуем функцию на экстремум с помощью производной.

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций.

Найдем интервалы знакопостоянства производной.

f '(x)=0 Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

x=0, x=1, x=-1 - критические точки функции.

Определим знак производной на каждом из интервалов:

f '(2)=15∙2²(2-1)(2+1)Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций f '(-2)=15∙(-2)²(-2-1)(-2+1)Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций,

f '(0,5)=15∙0,5²(0,5-1)(0,5+1)Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций f '(-0,5)=15∙(-0,5)²(-0,5-1)(-0,5+1)Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций.


Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Запишем результаты в таблицу.

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

(-Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций;-1)

-1

(-1;0)

0

(0;1)

1

(1;+Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций)

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

+

0

-

0

-

0

+

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

4

2

0



max




min


Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций.

  1. Найдем вторую производную f ''(x)= (15x4-15x2)'=60x3- 30x=30x(2x2-1)

30x(2x2-1)=0

x=0 x=Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций x= - Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Определим знаки второй производной справа и слева от найденных точек:

f ''(-1)= 60∙(-1)3-30∙(-1)Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций,

f ''(-0,5)= 60∙(-0,5)3-30∙(-0,5)Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций,

f ''(0,5)= 60∙(0,5)3-30∙(0,5)Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций,

f ''(1)= 60∙13-30∙1Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций,

Найденные точки являются точками перегиба.

Составим таблицу:

x

(Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

(Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

0

(0Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций)

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

f ''(x)

-

0

+

0

-

0

+

f(x)

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

2

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

f(-Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций)= 3∙(-Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций5 - 5∙(-Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций3+2Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций3,25

f(Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций)= 3∙(Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций5 - 5∙(Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций3+2Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций0,75

f(0)=2

  1. Построим эскиз графика функции Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций







Список используемой литературы

1 Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для средних спец. учеб. заведений / Н.В. Богомолов. - б-е ИЗД., стер. - М.: Высш. шк., 2003. - 495с.

2 Дадаян А.А. Математика: Учебник. - 2-е издание. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.200б.- 552с. - (Профессиональное образование).

3 Пехлецкий И.Д. Математика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Игорь Дмитриевич Пехлецкий . - 2-е ИЗД., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304с.

4 Конспект лекций

  1. Настоящая методическая разработка

6interneturok.ru/ru/school/algebra
































Приложение

Варианты индивидуальных заданий

Вариант 1

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y = Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций x³ - x² + Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Вариант 2

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

у= Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций x³ - x

Вариант 3

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y=x³- 6x²+9x-3

Вариант 4

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y= -x⁴+2x²+3

Вариант 5

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y =- Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций x³ +Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций x² + 1

Вариант 6

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y=x³+ 6x²+9x+8

Вариант 7

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

у=x³ - 3x

Вариант 8

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

у=-x³+ x

Усложненные варианты

Вариант 9

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y = Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Вариант 10

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y = Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Вариант 11

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y = Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций

Вариант 12

Исследовать функцию с помощью производной и построить ее график

y = Методические указания к практическому занятию по теме Построение графиков функций











© 2010-2022