- Преподавателю
- Математика
- Площадь поверхности цилиндра
Площадь поверхности цилиндра
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чалова В.И. |
Дата | 20.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Саратовский лицей
Железнодорожного транспорта
План-конспект урока по математике
на 1 курсе
(технический профиль)
«Площадь поверхности цилиндра»
подготовила
преподаватель математики
Чалова Валентина Ивановна
г. Саратов
2014
План-конспект урока общеметодологической направленности по технологии деятельностного метода
Предмет: Математика
Курс: 1
Тема: Площадь поверхности цилиндра
Базовый учебник: Атанасян Л.С., М. - Просвещение, 2013
Цели урока:
Деятельностная формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная построение обобщённых деятельностных норм и способностей к выявлению теоретических основ развития содержательных методических линий курса.
Задачи:
Образовательные: научить учащихся вычислять площади боковой и полной поверхностей цилиндра по формулам, учить применять данные формулы при решении прикладных задач
Развивающие: развить творческую деятельность (интуицию, пространственное воображение, смекалку); мыслительную деятельность (умения анализировать, обобщать, классифицировать)
Воспитательные: показать, что изучаемые понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи, сформировать эстетические навыки при оформлении записей, выполнении чертежей ,стремление к самореализации.
Тип урока: урок общеметодологической направленности деятельностного метода
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная
КМО: модель цилиндра, ноутбук, мультипроектор, презентация.
Межпредметная связь: СЦБ, ОКЖД, техническое черчение.
Время: 45 минут.
Образовательный уровень: 2
Ход урока.
1. 1. Этап мотивации
Здравствуйте. Трудно не согласится со словами А.С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». И я желаю вам творческого вдохновения.
Эпиграфом нашего урока служит высказывание Альберта Эйнштейна: «Воображение важнее знаний. Знание ограничено, воображением можно охватить все».
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Сколько воды находится в водонапорной башне?
-Сколько квадратных метров листовой жести пойдет на изготовление водосточной трубы?
- Сколько краски потребуется для ремонта цистерны?
- Сколько отравы содержится в одной сигарете?
- Какое геометрическое тело объединят все предметы в задачах? (Эти задачи объединяет то, что все предметы, про которые идет речь, имеют форму цилиндра).
Для решения этих задач необходимо научиться находить площадь поверхности цилиндра, учитывать свойства цилиндра и его сечения.
Это и будет целью нашего урока.
На столе у вас лежат тесты по теме «Цилиндр». Он состоит из 6 заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов из трех предложенных.
Номер правильного ответа подчеркнуть ручкой. Исправления исключаются. Для работы с тестом выделяется 3-4 мин.
1. Какая фигура является основанием цилиндра: а) окружность; б) круг; в) эллипс.
2. Назовите отрезок который является радиусом: а) О2А1;б) О2О1;в) А4О2.
3. Укажите на рисунке образующую цилиндра: а) О1О2; б) А2А3; в) А1А2.
4. Высота цилиндра это: а) Расстояние между плоскостями его основания;
б) отрезок, который соединяет две любые точки оснований;
в) отрезок, который соединяет центр круга с любой точкой цилиндра.
5. Какая фигура является осью цилиндра? а) прямая О1О2; б) отрезок О1О2; в) отрезок А1А2.
6. Равносторонний цилиндр - это цилиндр, у которого: а) образующая равна высоте;
б) радиус основания равен высоте цилиндра;
в) диаметр основания равен высоте цилиндра.
На экране вы видите ключ к тесту и критерий для самооценки своих знаний.
Ключ к тесту: 1. Б, 2. А, В, 3. Б, 4. А, 5. А, 6. В
-
«5» 6 правильных ответов.
-
«4» 5 правильных ответов.
-
«3» -4 правильных ответа.
Поставьте себе объективную оценку и запомните ее.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Заполните таблицу, анализируя шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривая вслух, что и как делали.
№
h
L
r
Sбок
Sосн
Sпол
1
3
4
2
6
3
3
7
4
8
5
4. Этап включения изученного в систему знаний
В результате заполнения таблицы мы довели до автоматизма навык вычисления площадей полной поверхности цилиндра. Теперь выполним задание, в котором изученный способ действия связывается с реальной математикой.
Задача: Сколько краски потребуется для окрашивания опор в междупутье железнодорожной линии, если опора имеет форму цилиндра, надземная часть которой 9,5 м, диаметр 35 см, а окрасить нужно 1,5 м от уровня земли?
Решение:
35 см= 0,35 м, Sбок=3*0,35*1,5=1,575 м2
Ответ: для покраски опор необходимо 1,575 м2 краски
Проведем тестирование с самопроверкой по эталону
Вариант 1.
1 Радиус основания цилиндра равен 2 см, высота - 5 см, тогда площадь боковой поверхности равна: а) 40 б)10 в)20 г)4
2 В цилиндре радиуса осевым сечением является квадрат, а площадь основания равна 16 кв.дм. Найдите площадь полной поверхности цилиндра. а) 80 б)96 в) 64 г)32
3 Радиус основания цилиндра в два раза меньше образующей, равной 4, тогда площадь боковой поверхности равна: а)16 б)32 в) 4 г) 8
4 Площадь полной поверхности цилиндра, полученного вращением прямоугольника со сторонами 4 см и 7 см вокруг его большей стороны, равна а)56 б)72 в)88 г)48
5 Если площадь боковой поверхности цилиндра равна 64 кв.м, а высота - 4 м, тогда радиус равен: а)16 б) 8 в)26 г)8
6 Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 10 и 16 см, то площадь основания цилиндра может быть равна: а)256 б)100 в)24 г)64
7 Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту и радиус увеличить в три раза? а)3 б)6 в)9 г)27
8 Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 12 и 8 см, то площадь боковой поверхности цилиндра может быть равна: а) 36б)64 в)48 г)96
9 Во сколько раз уменьшится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту уменьшить в 4 раза а радиус увеличить в 2 раза? а)не изменится б)8 в)4 г)2
10 Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту уменьшить в 3 раза а радиус увеличить в 12 раз? а)4 б)6 в)не изменится г)8
Вариант 2.
1 Диаметр основания цилиндра равен 4 см, высота - 3 см, тогда площадь боковой поверхности равна: а)40б)10в)12 г)4
2 В цилиндре осевым сечением является квадрат, а площадь основания равна 9 кв.дм. Найдите площадь полной поверхности цилиндра. а)40 б)54 в)60 г)32
3 Радиус основания цилиндра в три раза меньше образующей, равной 6, тогда площадь боковой поверхности равна: а)24 б)32 в)4 г)8
4 Площадь полной поверхности цилиндра, полученного вращением прямоугольника со сторонами 4 см и 7 см вокруг его меньшей стороны, равна: а)56б)105 в)154 г)48
5 Если площадь боковой поверхности цилиндра равна 64 кв.м, а радиус - 8м, тогда образующая равна: а)16 б)4 в)26 г)8
6 Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 10 и 16 см, то площадь основания цилиндра может быть равна: а)256 б)100 в)24 г)25
7 Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его радиус увеличить в три раза? а)9 б)не изменится в)3 г)27
8 Осевым сечением цилиндра является прямоугольник со сторонами 6 и 8 см, то площадь боковой поверхности цилиндра может быть равна: а)9 б) 64 в)36 г) 48
9 Как изменится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту увеличить в 4 раза, а диаметр уменьшить в 2 раза? а)увеличится в 2раза б)увеличится в 8 раз
в)не изменится г)уменьшится в 2 раза
10 Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности цилиндра, если его высоту уменьшить в 3 раза, а радиус увеличить в 6 раз? а)2 б) 6 в)не изменится г)3
Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку теста по эталону. Выставьте объективны оценки друг другу.
Ключ к тесту:
Вариант 1: 1. Г, 2. Б, 3. Г, 4. В, 5. Б, 6. Г, 7. В, 8. Г, 9. Г, 10. А
Вариант 2. 1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. Б, 6. Г, 7. В, 8. Г, 9. А, 10. А.
-
«5» 9-10 правильных ответов.
-
«4» 7-8 правильных ответов.
-
«3» -5-6 правильных ответов.
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-
Какое у вас настроение после урока?
-
За что вы можете себя похвалить?
-
Что, на ваш взгляд, не удалось? Почему?
-
Что было самым трудным?
-
Как вы преодолевали трудности?
-
Что на уроке вам показалось наиболее значимым и полезным?
5. Домашнее задание
П.53-54 задача 526, 531
Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.
Список использованной литературы
1. Башмаков М.И. Математика. М.: Академия. 2012
2. Башмаков М.И. Математика. Задачник. М.: Академия. 2012