- Преподавателю
- Математика
- Некоторые возможности использование информационных технологий на разных этапах уроках в курсе алгебры
Некоторые возможности использование информационных технологий на разных этапах уроках в курсе алгебры
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ляшенко Е.В. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ляшенко Елена Викторовна, учитель математики МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» г.о. Самара
«Некоторые возможности использование информационных технологий на разных этапах уроках в курсе алгебры»
В современных условиях среди главных задач образования выделяют и формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Достижение главных образовательных целей зависит от того, в какой мере учащиеся обучены восприятию информации и её использованию, поэтому освоение современных информационных технологий учителями и учащимися является насущной необходимостью.
Хорошая материально-техническая база, современный компьютерный класс, оснащение кабинетов математики компьютерами и программным обеспечением, локальная сеть в школе позволяют широко использовать информационные технологии.
Все это дает возможность использовать информационные технологии на разных этапах урока. Рассмотрим применение информационных технологий на разных этапах урока.
-
Устный счет.
На этом этапе удобно применять электронные тренажеры для устного счета. Данная работа занимает не более 3 - 4 минут от урока.
Преимущества: тренажеры позволяют усовершенствовать навыки выполнения математических операций, разнообразить задания для устного счета, увеличить количество и качество выполненных заданий. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Недостатки и требования: Устный опрос позволяет он требует много времени, что ограничивает возможность проверить большое количество учащихся. Кроме того, в устном опросе вопросы учителя и ответы учащихся нигде не фиксируются. Это мешает учителя возможности сравнивать ответы разных учащихся на один и тот же вопрос. Для презентации необходимо выбрать максимально эффективную с психолого-педагогической точки зрения палитру, фон должен быть выдержан в цветовой гамме текста.
-
На этапе актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии при изучении новых тем возможно использовать интерактивную доску с показом презентаций и видеоуроков, использовать электронные программы GeoGebra, Hot potatoes, Advanced Grapher и другие.
Интерактивная доска в школе - очень полезный инструмент, помогающий учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме. Работая с интерактивной доской, учителю легче удается концентрировать внимание учащихся и поддерживать постоянный контакт с классом.
Преимущества: Работа с этим учебным оборудованием делает уроки более динамичными. То, что ученик пишет не мелом, а специальным карандашом - стилусом, создает игровые моменты. С помощью стилуса учитель и ученики могут не только делать записи на доске, но и выделять главные мысли, делая пометки электронными чернилами поверх любого приложения или сайта, и трудный материал становится более доступным. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно редактировать, сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.
Преимущество такой доски еще и в том, что отсутствует меловая пыль, а, значит, используются здоровьесберегающие технологии. Применение этого вида работы способствует развитию интереса к математике, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При самостоятельной работе по эталону хорошо удобно использовать электронные репетиторы, разработанные Жуковым В.В.
Преимущества: При неправильном ответе ученик сразу получает на экране пояснение по данному вопросу, а не просто правильный ответ по окончании работы, как это сделано в большинстве существующих электронных репетиторов. При наличии локальной сети в классе результаты работы каждого ученика записываются в компьютер учителя в режиме онлайн. При таком многослойном контроле учитель получает надежную возможность оценить степень освоения каждым учеником изучаемого в данное время учебного материала. Кроме того пояснение разбито на две части. Первое пояснение, появляющееся на экране при первом неправильном ответе на данный вопрос, напоминает ученику теорию вопроса и не является слишком подробным. При втором неправильном ответе на вопрос появляется второе, более детальное, пояснение, однако и оно не содержит полного решения данной задачи или прямого ответа на вопрос, а только подводить к нему достаточно близко. По окончании работы с электронным репетитором учитель анализирует результаты на основе записи в своём компьютере, выставляет оценки, выделяет и объясняет те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения. При этом преодолевается один из недостатков традиционной системы обучения, заключающийся в том, что учитель не может оперативно узнать во время урока, как все учащиеся класса усвоили материал.
Недостатки и требования: Не во всех кабинетах есть локальная сеть, но с этими репетиторами можно работать автономно на каждом ученическом компьютере. В этом случае результаты записываются в папку каждого ученика, и учитель в течение урока может их посмотреть. Здесь необходимо четко регулировать и контролировать время работы за компьютером, согласно требованием санпина. При не соблюдении норм, возможна утомляемость учащихся, снижение внимания. Также одно из главных требований при работе учеников в сети интернет - это контент фильтрация на ученических ноутбуках.
-
Проведение контрольной или самостоятельной работы.
При проверке навыков решения неполных квадратных уравнений, нахождение дискриминанта и корней полных квадратных уравнений я использую контролирующие блоки сайта ФЦИОР. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Задания в таких блоках дифференцированно. Ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером, выполняя задания по решению квадратных уравнений разными способами, и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.
Преимущества: На этих уроках учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль над работой учащихся. Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Недостатки и требования: Здесь необходимо четко регулировать и контролировать время работы за компьютером, согласно санитарно-гигиенических нормам при непрерывной работе за компьютером (для учащихся 8-9-х классов 25 минут). При не соблюдении норм, возможна утомляемость учащихся, снижение внимания. Важно, если учащиеся работают поочередно, чтобы второй ученик работал либо с учебником, либо с другим заданием.
Результат применения информационных технологий.
Работа с информационными технологиями обеспечивает получение прочных знаний по теме, сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
-
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
-
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
-
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
-
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
-
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.