Лекция Мир эмоций дошкольников

Маленький ребенок не умеет воспринимать мир разумом, рационально и логически, его восприятие проходит только через эмоциональную сферу. Важность развития эмоционального интеллекта в раннем детстве невозможно переоценить. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Что значит быть современным ребенком? Взрослеть намного быстрее, чем роди...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мир эмоций.

Варганова Инна Александровна

Воспитатель МДОУ №8 «Орлёнок»г. Касли

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности С.В.Глебова

Жила-была обычная гусеница. Вернее, уже почти не гусеница, так как жила она в коконе, однако бабочкой пока еще не стала. Однажды в коконе появилась маленькая щель, проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту щель пытается выйти бабочка., но все безрезультатно.

Полный сострадания человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка стала свободной. Но ее тельце было слабым, ее крылья едва двигались.

Остаток жизни бабочка волочила по земле свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Казалось бы, человек ей помог из самых добрых побуждений. Однако он не задумался над тем, что, освобождая ее от усилий, которые бабочка должна была прикладывать, чтобы выбраться из кокона, он не дал ей шанса стать нормальной бабочкой.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Становление человека - это та самая узкая щель в коконе, которая является дорогой во взрослую жизнь. Кокон - это жизненный промежуток, занимающий время от появления человека до вступления его во взрослую жизнь. Задача родителей, педагогов, всех взрослых, окружающих ребёнка - это подготовка маленького человека к самостоятельной жизни, что бы он мог с лёгкостью преодолевать возникающие перед ним трудности, а не «волочил по земле свои не расправленные крылья».

Маленький ребенок не умеет воспринимать мир разумом, рационально и логически, его восприятие проходит только через эмоциональную сферу. Важность развития эмоционального интеллекта в раннем детстве невозможно переоценить.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать.

Что значит быть современным ребенком? Взрослеть намного быстрее, чем родители. Схватывать все на лету, быть активным семь дней в неделю. Впитывать все до бесконечности…

Нужно ли педагогам и родителям менять подходы в воспитании? Что делать с традиционными технологиями, как сочетать их с инновационными?

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте задача охрана и укрепление здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия является одной из первых. Исходя из этого для дошкольного образования актуальна проблема поиска эффективных путей физического и психического развития детей, создания условий, открывающих возможности для их позитивной социализации.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Возраст от двух до шести лет. Этот период эмоций очень бурных, нестойких, ребенок легко переходит от одного состояния к другому. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру его организм нуждается в полноценном отдыхе.

Для этого возраста характерна так называемая «эмоциональная заражаемость» - ребенок подвержен влиянию эмоций окружающих его людей, легко их перенимает и усваивает. Мы считаем, что для окружающих очень важно следить, в каком эмоциональном состоянии пребывают они сами и, следовательно, ребенок.

В этот период начинает формироваться умение владеть своим эмоциональным состоянием, разбираться в собственных эмоциях, понимать свои и чужие переживания. Если развитие эмоционального интеллекта ребенка в такой важный период не получает достаточного развития, в будущем это может обернуться сильной эмоциональной зависимостью от других людей, а также склонностью к депрессиям и апатии.

Ещё одна особенность дошкольного детства - наличие познавательных эмоций. К ним относятся: удивление, любопытство, любознательность, стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления. Познавательные эмоции могут возникнуть при соприкосновении с новым, неизведанным явлением окружающей действительности. Они помогают ребенку выработать собственное отношение к реальному миру, развивают творческие способности.

Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

На наш взгляд, для дошкольного возраста идеальным путем развития

Этих процессов является игра, особенно сюжетно-ролевая, а также любая творческая деятельность, направленная на создание нового.

Мы заметили, что родители, стремящиеся как можно раньше обучить ребенка, только тормозят развитие интеллекта. Разумеется, на первых порах такой ребенок будет производить впечатление «умника» - столько знает, в таком раннем возрасте уже пишет-считает-читает и прочее! Но результат проявится спустя несколько лет. Окажется, что ребенок не способен к вариативности мышления, лишен креативного подхода, не умеет самостоятельно искать решения проблемы. Но главное - у него появляется пассивное отношение к процессу познания, потому что познавательные эмоции оставались без дела в тот самый период, когда на них зарождается будущее интеллекта. Мы считаем, что велика в этом возрасте роль воспитателя в дошкольном учреждении.

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагог может научить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Также использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Период младенчества и дошкольного детства - литический для развития эмоциональной сферы. Именно тогда формируется будущий взрослый человек - каким вырастет малыш, зависит от нас с вами, взрослых, родителей и педагогов.

Поэтому каждый год, каждый день стараемся маленьким «бабочкам» не помогать выйти из «кокона», а учить их, прилагая усилия достигать поставленных целей, сохранить уникальность и самоценность детства как важного этапа общего развития человека, чтобы они, приобретали качества, необходимые для успешной самореализации в обществе.

Летите, поднимаясь выше и выше, стремитесь к своей цели, а цель - полет, на крепких, расправленных крыльях.



© 2010-2022