• Преподавателю
  • Математика
  • Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики

Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики

Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы самого учителя, но и активная деятельность учащихся, их интерес к обучению. Поэтому необходимо так построить процесс обучения, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. По моему мнению, наиболее соответствует этому модульная технология преподавания математики, которая характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнён...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны в монографии П. А. Юцявичене. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы самого учителя, но и активная деятельность учащихся, их интерес к обучению. Поэтому необходимо так построить процесс обучения, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. По моему мнению, наиболее соответствует этому модульная технология преподавания математики, которая характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности. Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом.

Модульное обучение преследует цель - формирование у детей навыка самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создаёт ситуацию выбора для ученика. Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями - ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.

Данную технологию обучения я строю на создании блоков, которые определяются на основе сквозных содержательных линий. Каждый блок обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. На занятиях реализуется дидактическое правило « учить школьников на уроке». С этой целью , я до начала изучения новой темы определяю оптимальный объём знаний для каждого класса, предусмотрев необходимое количество времени для его обсуждения и осмысления школьниками не дома, а в ходе учебного занятия.

Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основные этапы:

  • проверку итогов предыдущей работы;

  • презентацию нового материала;

  • практику под руководством учителя;

  • независимую самостоятельную практику обучаемых;

  • самоконтроль и самооценку результатов работы;

  • подведение итогов занятия;

  • определение домашнего задания;

  • специальное повторение;

  • контроль за знаниями учащихся.

Первый этап-проверка итогов предыдущей работы.

Главная задача-установить связь между обучением учителя и учением школьников, обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность.

Основные действия учителя на этом этапе следующие:

  • помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;

  • организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;

  • создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

Второй этап- презентация нового материала. Учительский монолог бывает необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи учителя, для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации учащихся к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности. Материал должен излагаться укрупненными блоками.

Основные действия учителя на этом этапе следующие:

  • выделение основной информации;

  • систематизацию нового материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять;

  • поиск приёмов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе усвоения нового материала;

  • стремление при доведении информации к чёткости и простоте изложения.

В старших классах новый материал преподношу в форме лекции.

Третий этап - практика под руководством учителя.

Практика под руководством учителя проводится с целью установления « обратной связи» своевременного исправления ошибок в понимании нового материала.

Действия учителя:

  • задаёт вопрос и приглашает учеников отреагировать на него

  • ( поднять руки, если учебный материал понят, пробует индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.п.)

  • останавливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники чего-то не поняли;

  • выясняет , есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

Задача педагога-быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.

Четвёртый этап - независимая самостоятельная практика обучаемых. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы учащиеся должны раскрыть самостоятельно. Групповая дискуссия- это ценнейший инструмент познания.

Основные действия учителя:

  • держание дискуссии в тематических рамках;

  • использование различных приёмов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа учащихся.

Пятый этап- самоконтроль и самооценка результатов работы.

В оценочной деятельности учителя главным становиться ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников. Данный этап завершает не только решение каждой учебной задачи, но и прохождение всей темы.

Шестой этап - подведение итогов занятия. Подведение итогов работы должно быть тесно связано с целями, поставленными на определённых этапах обучения, которые позволят сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов.

Седьмой этап-информация о домашнем задании. Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переноситься на время школьного обучения. Объём домашнего задания в этом случае сокращается, работа дома носит вариативный характер, включает задания на выбор. В младших и подростковых классах чаще всего приобретает творческий характер.

Восьмой этап- специальное повторение. Задача этого этапа работы- обобщение и систематизация знаний , формирование целостной системы ведущих понятий по теме.

Девятый этап-контроль усвоения знаний учащимися.

Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты. Они выявляют уровень успешности продвижения учащихся в ходе изучения нового материала, а также высвечивают проблемы и затруднения, которые возникали в процессе работы школьника.

Поскольку любое занятие есть система, искусственно создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации. Причём следует иметь в виду, что в живом процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, отведённое на каждый этап, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. При этом следует помнить, что исключение и перешагивание любого из этапов обычно приводит к снижению педагогического процесса.

Подготовительный этап применения модульной технологии

Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю нужно выделить основные научные идеи курса. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником и ориентации на его использование в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей:

- вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной программы;

- средний слой - интегрирующие дидактические цели для построения модулей и

- нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Пример применения модульной технологии на уроке математики в 5 классе.

Разработка темы «Проценты»

Проблема: учащиеся 5 класса должны уметь решать задачи на проценты двух типов, но часто они затрудняются в определении типа задачи и решают ее неверно.

1 урок. Изучение материала:

- понятие процента;

- задачи на проценты.

2 урок. Практикум №1:

- входная диагностика;

- задания в парах;

- отработка минимума;

- в конце урока вторая диагностика;

-домашнее задание не дается.

3 урок. Практикум № 2:

Отрабатываются задания минимального и общего уровня.

4 урок. Практикум №3:

Отрабатываются задания трех уровней: минимального, общего и продвинутого.

5-6 урок. Контроль и коррекция знаний.

Разработка модульного урока по теме:

«Решение логарифмических уравнений».

Интегрирующие цели: - усвоить определение логарифмического уравнения;

- научиться решать простейшие логарифмические уравнения, решать уравнения самостоятельно выбирая способ решения;

- применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Освоение данного модуля способствует развитию вашего логического мышления.Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики.

№УЭ

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

  1. Цель: усвоить определение логарифмического уравнения.

    1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

    2. Прочитайте по учебнику определение логарифмического уравнения (п.44, стр.262 до пр.1)

    3. Приведите соседу по парте несколько примеров логарифмических уравнений.



Закройте учебник и повторите про себя три раза.

Пользуясь определением.

УЭ-2

  1. Цель: научиться решать простейшие логарифмические уравнения.



  1. Рассмотрите пример решения логарифмического уравнения.

Пример: Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики. ,

Представим правую часть уравнения в виде логарифма по основанию 3, получим:

Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики., отсюда х=81.

Запись:Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики., Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики. , х=81.

  1. Задание для самоконтроля.

Выполните задание из учебника №41.11(а,б) стр. 142.

Осуществите взаимную проверку с соседом.

  1. Научить применять полученные знания. Решите из учебника: 1) №41.12. Выполните проверку по карте контроля.

Осуществить взаимную проверку с соседом.

  1. Обсудите вопросы решения логарифмических уравнений друг с другом и подготовьтесь к устному ответу.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое уравнение называется логарифмическим уравнением. Приведите примеры.

  2. Сформулируйте алгоритм решения логарифмического уравнения.







Возможна помощь товарища или учителя.

Смотри пример 2(а),3(а) из учебника стр.254.

Презентация примеров, предоставленных учителем.



УЭ-3

  1. Далее ваша цель состоит в том, чтобы применить полученные знания в нестандартной ситуации.

    1. Рассмотрите пример 1стр. 263 учебника

    2. Обсудите решение примера с соседом по парте.

    3. Примените полученные знания на практике. Решите №44.1(а, б).

    4. Рассмотрите пример 2 стр. 263 учебника.

    5. Обсудите решение примера с соседом по парте.

    6. Примените полученные знания на практике. Решите №44.10(а, б).

    7. Обсудите решение примера с соседом по парте.

Осуществите взаимопроверку с соседом по парте.



Задание выполняйте в тетради



Задание выполняйте в тетради

В случае затруднения обратитесь за консультацией к учителю.





УЭ-4

  1. Цель: установите уровень усвоения темы.

    1. Выходной контроль (самостоятельная работа).

    2. Подпишите листок и решите примеры.

Вариант 1: 1.Решите уравнение:

а) Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики. Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики.;

б) Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики. ;

в) Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики.

г) №44.1(в).

Вариант 2: 1.Решите уравнение:

а) Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики. Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики.;

б) Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики. ;

в) Теоретические и практические аспекты применения технологии модульного обучения на уроках математики. ;

г) №44.1(г).



  1. Первый лист сдайте учителю, а второй оставьте для самопроверки.

  2. Осуществите самопроверку по эталону. Самостоятельно оцените свою работу.

  3. Ответьте на вопрос: достиг ли ты цели урока? Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

Задание на дом: Из различных источников найти 5 логарифмических уравнений и решить их.

Задание выполняйте на листах через копирку.

Литература

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие.М.: Педагогическое общество России, 2000.

  2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.:Новая школа, 1997.

  3. Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс. Учебник. Задачник. А.Г. Мордкович . Издательство Мнемозина. Москва 2010.

4. doc4web.ru/matematika/primenenie-modulnoy-tehnologii-dlya-formirovaniya-uud-uchaschihs.html





© 2010-2022