- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока на тему Показательная функция
Конспект урока на тему Показательная функция
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Игнатова Ж.А. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка урока «Показательная функция, ее свойства и график»
Учитель: Игнатова Жанна Алексеевна
Класс:10 класс
Учебник: Мордкович А. Г Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы.
Тип урока: Урок введения нового материала.
Цели урока: Сформировать понятие показательной функции. Рассмотреть свойства показательной функции. Научить строить графики показательной функции.
Задачи:
Образовательные:
-
Дать понятие показательной функции и рассмотреть ее график и свойства при различных значениях
-
Сформировать умение построения графика показательной функции и умение читать свойства функции по графику.
Развивающие:
-
Развитие познавательного интереса учащихся к предмету.
-
Способствовать развитию математической речи, умению наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
-
Способствовать развитию таких мыслительных операций, как анализ, обобщение.
-
Способствовать воспитанию коллективных взаимоотношений, развитию усидчивости, самостоятельности.
Вид учебного занятия: предъявление первичных знаний и формирование первоначальных навыков.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, учебник, задачник.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение показательной функции и ее свойства, уметь строить график показательной функции.
План-конспект урока
-
Организационный этап
Сообщение темы урока.
-
Этап актуализации знаний
Для обоснования свойств показательной функции необходимо знание материала о свойствах степени. Поэтому повторение этих свойств можно провести в ходе устного выполнения следующих упражнений:
Задание 1:
-
5)
-
6)
-
7)
-
8)
Задание 2:
Полезно повторить с учащимися выявление свойств функции по ее графику. С этой целью, на рис. 13, можно найти:
1) значения аргумента, при которых значение функции равно нулю;
2) координаты точки пересечения графика с осью ординат;
3) значения аргумента, при которых функция принимает положительные (отрицательные) значения;
4) промежутки возрастания (убывания) функции.
-
Этап мотивации к учебной деятельности.
Задание:
На слайде записаны некоторые функции. Назвать все функции. Какие функции вам не знакомы? Чем они отличаются от остальных?
Целеполагание (Определение темы и целей урока). Функции 4 и 6 называются показательными. Значит, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Показательная функция, ее свойства и график» (записать в тетрадь).
-
Этап введения нового материала
Этап формирования у учащихся представления о показательной функции. На этом этапе происходит введение понятия показательной функции, обоснование ее свойств, построение графиков и исследование поведения графиков, их особые точки.
Учитель: Сегодня мы с вами постараемся расширить понятие о степени. Вам уже известно, что наряду с рациональными числами существуют и иррациональные. Можно ли возвести число в иррациональную степень? Давайте зафиксируем некоторое неизменное число а>0, и поставим в соответствие каждому числу из множества рациональных чисел число . Тем самым мы можем говорить о функции .
Чтобы познакомиться с данной функцией и ее свойствами, учитель предлагает учащимся работу по вариантам. Первый вариант рассматривает случай при а=2. Второй вариант - случай, когда . Учащиеся должны построить графики соответствующих функций и рассмотреть их свойства.
-
Функции
Свойства функции :
-
D(f) =(;
-
E(f) = ;
-
Не является ни четной, ни нечетной;
-
Возрастает;
-
Не ограничена сверху, ограничена снизу;
-
Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений;
-
Непрерывна;
-
Выпукла вниз.
-
Функции
Свойства функции :
-
D(f) =(;
-
E(f) = ;
-
Не является ни четной, ни нечетной;
-
Убывает;
-
Не ограничена сверху, ограничена снизу;
-
Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений;
-
Непрерывна;
-
Выпукла вниз.
На данное задание отводится 10-12 минут.
Итог: определение показательной функции и основные свойства.
Определение: Функцию вида , где и , называют показательной функцией.
Основные свойства показательной функции.
-
Формирование умений и навыков. Отработка изученного материала.
Первичное закрепление материала:
Задание 1: найти показательную функцию среди предложенных графиков.
Задание 2: найти показательную функцию среди предложенных формул.
Задание 3: укажите, какие из данных функций возрастают, а какие убывают, и изобразите эскизы графиков этих функций.
-
3) 5)
-
4) 6)
Учебник: № 39.16(a,б), 39.20(a,б),39.21(a,б),39.24
-
Рефлексия.
Проанализировать, что понравилось и не понравилось на уроке, какие задания составили затруднения, выявить причину неудавшихся упражнений.
-
Постановка домашнего задания.
№:39.4(в,г), 39.5(в,г), 39.6, 39.7, 39.20(в,г), 39.21(в,г)
Приложение